М. Орынбеков. СТРУКТУРА ДУХОВНОСТИ: ВЕРА, ЛЮБОВЬ, РАЗУМ
В советской литературе традиционно духовность Абая расценивалась чуть ли не атеистически, а ведь он был глубоко верующим человеком, закончившим медресе, посещавшим мечеть. Он писал: «Создатель, сжалься надо мной, услышь мою мольбу! Пути к спасенью укажи, реши мою судьбу…»[1, 30].
Из трех элементов духовности на первом месте стояли вера, ислам, а уж затем любовь и разум. Он считал, что «Аллах всегда сам прав, его слова — правда, правдивые слова никогда не будут неправдой». Это — очень интересный момент, ибо в синтезе этих компонентов духовности божественная природа стоит на первом месте, она доминирует во всех аспектах жизни, а эта последняя сама оказывается возможной с санкции Аллаха.
«Всемогущество Аллаха определяется тем, что он полагает пределы существования любых вещей и явлений, а это уже предполагает бытие бога. В европейской философии это близко к тому, что называлось онтологическим доказательствам бытия божьего»[2, 78].Как видно, и в западной мысли, и на Востоке (исламе) были очень близкие причины осмысления наличия религии и ее популярности, могущества. Все это говорит о глубочайшей религиозности Абая, а то, что иногда в классовой литературе подчеркивали его слова о гнилой сущности аульных мулл, то это объясняется их малообразованностью, что прекрасно понимал поэт, имевший блестящие познания по Корану.
Абай, как известно, окончил мусульманскую школу в ауле, затем медресе Ахмет-Риза в Семипалатинске и блестяще знал Коран, а потому спокойно писал о степных муллах, что «сколько их не мыть, нутро у них гнилое, ибо не имеют они истинной веры, основанной на глубоких познаниях». Только истинное понимание сути веры позволяет иметь стойкость в ней: «Если тебе будут грозить смертью, если тысяча людей будет оспаривать у тебя тысячью разных способов, нужно, чтобы чувство твое не поддалось»[1, 274].
Поэт на своем языке аллегорий и притч выразил понимание духовности, где сочетаются вера, любовь и разум. Мухаммед говорил: «Бог прекрасен и возлюбил прекрасное» и, вместе с тем, «Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев его падает на тех, кто им пренебрегает». Комментируя эти слова, современный исследователь Корана Ф. Шюон пишет: «Оба эти изречения весьма характерны для Ислама: Мир представляется ему огромной книгой, исполненной символов и знаков (айат), то есть элементов красоты, взывающих к нашему разумению. Мир состоит из форм, похожих на отголоски застывшей небесной музыки, познание или святость растопляют эти оледеневшие осколки, освобождая в них внутреннюю мелодию»[3, 129-135].
Главное в духовности людей, по Абаю, это — вера, она символизирует собой вечность правды Бога, которая противостоит лживому и текучему миру повседневности. Философский гений Абая позволил ему предугадать предстоящий распад духовности в XX в., когда окончательно победил разум, потому вековая дихотомия веры и разума постепенно угасла, наука победила религию и стала образом жизни и фундаментом мировоззрения, заменив собой религию и вытеснив ее на обочину мировой истории. С этого времени вера потеряла всякий метафизический смысл и обрела статус всего лишь официальной традиции. Это породило огромное множество конфликтов, дух распался на раздробленные элементы, плоть восторжествовала. В истории философии это было отмечено уже в даосизме, где существовало предупреждение об опасности торжества тела в нас. Мудрецы советовали: «Оберегайте свой дух покоем, и тело само исправится»[4, 230].
Фактически то же самое говорилось и в греко-римской философии устами Сенеки: «…груз плоти, возрастая, угнетает дух и лишает его подвижности. Поэтому, в чем можешь, притесняй тело, и освобождай место для духа [5, 32]. Итак, торжество разума, олицетворявшего собой телесность, в борьбе с верой, религией невольно породило пренебрежение духовностью, с чем Абай никак не мог согласиться. Он ясно и недвусмысленно выразил свою точку зрения на проблему дробления бытия и элиминации духовности:
Смертна природа. Человек же не умрет. Хоть жить не будет и обратно не придет. Разъединение со мной моей природы Один невежда полной смертью назовет [1, 160].
Главным поэтому для мыслителя было понимание религии, веры как основы воссоединения целостности духа, в котором сочетались космические и человеческие начала. Для поэта было ясно, что по мере разграничения человека и мира, сейчас бы сказали, субъекта и объекта, исходная органическая связь человека с окружающим миром теряется, и он становится выброшенным на полосу отчуждения. Изначально принадлежащий человеку мир лишился его, своего центра и смысла, а к этому привел рост позитивного знания, мир науки и техники.
Это приходится специально подчеркивать, ибо оказалось, что даже ориентированные системы философии, делая акцент на проблеме духовности, тем не менее часто теряли исходную направленность, уходя к сциентизму и панлогизму, которые так и остались внешними по отношению к внутреннему миру человека, его духовности. Н. Бердяев писал: «В германской идеалистической метафизике совсем не была поставлена проблема человека и личности, которые были подавлены универсальным безличным духом. Универсальное, общее опять по-иному, чем в греческой философии, победило индивидуальное, единичное, подлинно экзистенциальное. Философия духа стала философией объективного бытия»[6, 9].
Абай первым выдвинул идею «быть человеком», а человечность у него была тождественна нравственности, духовности и находилась достаточно далеко от предметности, «тварности», что говорит о двойственной и противоречивой природе человека. Несомненен примат духовности над предметностью, однако налицо и антагонизм между приобщенностью человека к высшим проявлениям духа и естественной необходимостью к удовлетворению своих утилитарных потребностей. Эта двойная стандартность человека подвигает его к дальнейшему развитию своих сущностных сил, когда постоянно присутствует его стремление к реализации своей духовности и все более отодвигается предметное измерение бытия.
В этом аспекте Абай очень похож на русских философов В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева с их, по выражению А. Ф. Лосева, «весьма характерным, упорным пониманием идеального как движущей силы и материального как преображенно-слитного с иде-альным»[7, 21]. Это связано с тем, что здесь, по существу, слитно выступают религиозная, нравственная и человеческая ипостаси с одновременным восхождением к идеальным способам существования и отходом от эмпирии бытия.
«Важную роль в его позициях занимало то, что он чувствовал себя мыслителем, находящимся между Востоком и Западом… Если для Запада лозунгом было «изменение мира», а для Востока — «познание себя», то Абай выдвигает новый подход: «будь человеком», что предельно ясно характеризует специфику его мировоззрения»[8, 96].
Ислам имел огромное значение в Казахстане, которое сохраняется и поныне. Благодаря ему казахи впервые освоили мировое культурное пространство, приобщились к достижениям мировой цивилизации. На основе арабского языка стало возможным войти в мировое культурное пространство, что благотворно отразилось на судьбе многих выдающихся представителей Казахстана, которые учились и воспитывались в медресе Багдада и Каира, Самарканда и Бухары, других городов арабо-мусульманского мира. Объективной основой для исламизации нашего края было то, что ислам стал объединяющей религией, которая пришла на смену архаическим культам, он послужил фундаментом для общей идеологии Степного края, объединяющей разные слои общества. Начавшись в VIII в., исламизация края длилась по XII в. Новая вера импонировала тем, что призывала к отречению от мирских благ, от накопительства, индивидуального богатства и ростовщичества, а это нашло широкий отклик в народных массах. В то же время ислам был выгоден и правящим структурам, ибо он искоренял смуты, идейные шатания, вел к монолитному обществу. Постепенно создавалась единая организационная общность, которая защищала стабильность общества, здоровье и благополучие человека. «Практически все группы населения могли найти в новой вере импонировавшие элементы учения, что активно пропагандировалось»[2, 105].
Ислам сумел объединить общество, которое ранее было разделено на приверженцев различных конфессий, и задать общие императивы общественного сознания, подняв его над узкородовыми установками. Появился общий комплекс взглядов и идей, на основе чего стало возможным проводить единую внутреннюю и внешнюю политику, развивать культуру надплеменного типа, осуществлять политику единого образования и просвещения, а это уже порождало новую шкалу нравственных ценностей.
Новый образ мусульманина стал привлекательным для подавляющего большинства народа, что позволило решать задачи консолидации общества, его мобилизации на решение стоящих задач.
Ислам воздействовал на умы и сердца людей весьма мягким образом, влиял на широкие массы, он доходил до каждой социальной группы, начиная от самых обездоленных и завершая коридорами власти. Вера запрещала пить вино и есть свинину, что нравилось населению, ибо потребление непрожаренной свинины и араки плохо отражалось на здоровье людей.
Главным завоеванием ислама было то, что он осуществлял социальную программу защиты населения, а потому сумел выступить противовесом государству в деле защиты интересов общества. Когда государство обладало деспотической властью, мусульманство выступало на стороне обездоленных, что повлекло большой общественный резонанс. Реально это выразилось в том, что две правовые системы ислама — шариат и адат — защищали рядовых граждан, а это благоприятствовало принятию ислама в народной толще.
В глубоких философско-религиозных изысканиях Абая показано, что дорогу в жизни человеку показывают пророки, святые и хакимы. Поэт многосторонне осветил роль пророков как посланников Аллаха на земле, особенно отмечая четырех из них — Мусу (Моисея), Дауда (Давида), Ису (Иисуса) и Мухаммеда. Именно пророки в первую очередь привносят божественную благодать.
Легко «аллах» произнести,
Но бога чти не на словах.
Ты в сердце веру обрети.
А все иное — только прах[1, 181].
Уже после первой книги Таурата, посланной Богом на землю, стало ясно: «И мы даровали Мусе писание и сделали его руководством для сынов Исраила: «Не берите себе покровителя, кроме меня…»[9, 323]. Аналогичным образом пишется о Дауде в суре «Саба»: «Дауду Мы даровали от нас преимущество: «О горы, прославляйте вместе с ним, и птицы», а уж затем посылается Евангелие: «Потом Мы отправили по следам их Наших посланников и отправили вслед Ису, сына Мариам, и даровали ему Евангелие, и вложили в сердца тех, которые последовали за ним, кротость и милосердие, а монашество они изобрели».
Последовательность появления книг Таурата, Забура, Библии и Евангелия естественна, ведь исторически сперва появились Ветхий и Новый Завет, а затем Библия и Евангелие, однако затем наступает разница в учениях ислама и христианства. На землю для мусульман вместо Евангелия посылается Коран, в котором появляется Аллах вместо Иисуса, он фигурирует в одном лице, а не является в трех ликах, как Бог-отец, Сын Божий и Святой Дух: «Не веровали те, которые говорили: ведь Аллах-третий из трех», тогда как нет никакого божества, кроме единого Бога». Говоря об Исе, утверждалось: «Мессия, сын Мариам, только посланник, прошли уже до него посланники, а мать его проводница»[9, 111].
Единобожие Аллаха имеет далеко идущие последствия. Ведь он един, потому присутствует в каждом человеке без вариаций, придавая ему необходимую меру добра, красоты, истины. «Это — сообщение для людей, и пусть увещевает им, и пусть знают, что ОН — Бог, единый, и пусть опомнятся обладающие разумом»[9, 216]. Это показывает фундаментальную роль Аллаха, ведь даже Иса здесь становится одним из пророков, которых было уже много. Идея Аллаха возникает как поиск совершенного существа, которое было бы неизмеримо более ценно и могущественно, нежели отдельный человек, которому совершенство мироздания уже задано определенным образом. Величие Аллаха, его превосходство и всеобщее господство позволяют отдельному человеку осмыслить Бога как некую мировую сущность, которая создает возможности для самоутверждения человека, выражения его и обретения себя.
Постичь рассудком силы нет
Начала тайну и конца.
Не есть ли необъятный свет
Лишь воплощение творца? [1, 181]
Фактически данный подход Абая выступает как онтологическое доказательство бытия Бога, когда его объективное существование выводится из понятия Бога как наисовершеннейшей и наиреальнейшей сущности. Именно близость к Аллаху позволяет человеку осознавать свое бессмертное «Я», которое в ином случае просто потеряло бы смысл.
«Я» — разум промолвит.
Плоть скажет: «Мое».
Различно у плоти с душой бытие.
Бессмертное «Я» никогда не умрет.
«Мое» — это только земное жилье [1, 178].
Наличие Аллаха порождает уверенность индивида в бессмертности своего «Я», что уже намекает на бесконечность мирового процесса. Реально это выражается в том, что благодаря идее Аллаха возникает творческая неисчерпаемость человека, его духовная свобода. Без акта творения индивидом своего мира существования становится бессмысленным говорить о первозданности Аллаха, ибо именно в этом акте выражается творящая мощь Бога. Даже разум человека дарован ему Аллахом. Ф. Шюон писал: «Чистый разум — это «имманентный Коран», Коран несотворенный — Логос — это Разум божественный, именно он кристаллизуется в форме земного Корана и «объективно» служит целям другого откровения, имманентного и «субъективного», которым является человеческий разум» [3, 132].
Это очень похоже на учение В. Соловьева о единстве космического, социального и антропогенетического развития в богочелове-честве, на идею Софии как мировой души или универсальной субстанции, воплощенной в совершенном человечестве, что предполагает восхождение материального в идеальное. Вспомним: «Для своей настоящей реализации добро и истина должны стать творческой силою в субъекте, преобразующую, а не отражающую только действительность» [10, 79].
Для Соловьева космический процесс переходит в исторический, а история есть «становление абсолютного в другом», т. е. богочеловеческий процесс: «…космический процесс оканчивается рождением натурального человека, а за ним следует исторический процесс, подготовляющий рождение человека духовного»[10, 79-80].
На поэтическом языке Абай вскрыл глубокие интимные связи божественного и человеческого в индивиде, которые позволяют ему очиститься от грехов, приблизиться к человеколюбию и гуманности:
Жить на свете лишь однажды суждено.
Дням минувшим воротиться не дано.
Радость где-то остается позади.
Божество неизменяемо одно[1, 12].
Для человека глубоко религиозного, каковым, вне сомнения, был Абай, Аллах есть последняя, высшая инстанция, к которой обращаются наиболее сокровенные мысли. Бог тогда для человека — персонализированная совесть[11, 210], а совесть — это «подсознательный Бог», таящийся в каждом человеке, ведь религиозный человек задается последним вопросом — перед кем же он несет ответственность за реализацию смысла своей жизни? Получается, что религиозный человек — наиболее совестливый человек, что было ясно для Абая.
Религиозность, совестливость и нравственность были слитны для поэта, они органически вытекали друг из друга и перерастали в духовность как таковую, экзистенциал человеческого существования наряду со свободой и ответственностью.
Не для забавы я слагаю стих,
Не выдумками наполняю стих.
Для чутких слухом, сердцем и душой,
Для молодых я свой рождаю стих.
Кто сердцем прозорлив и чуток, тот
Поймет, что в каждый я влагаю стих[1, 83].
Абай отходил от традиционного понимания человека в исламе как раба Божьего и приближался к его трактовке в качестве самостоятельной личности, которая в принципе может достичь божественного миропонимания, однако это возможно лишь в том случае, если он сможет обрести восемь качеств, изначально присущих Аллаху, т. е. атрибутов деятельности, науки, мощи, видения, памяти, возвещения, словесности и исполнения. Все эти качества в той или иной мере присутствуют в человеке, однако их никогда не бывает вместе и в необходимой мере. Потому человек никогда не сможет достичь божественного уровня, хотя и должен к этому стремиться.
И, тем не менее, поэт любил человека, его возвышенную душу, тянущуюся к верховным идеалам и целям, он верил в него и полагал, что ему дано все, чтобы достичь смысла своего существования. «Он свыше наделен способностью стоять на двух ногах, он видит насквозь весь мир, не добывает пищу животными способами, а делает это двумя руками, принимая пищу, осознает, что ест и что пьет, а для этого имеет усы, которые придают обоняние, глазами наблюдает за чистотой, глаза его оберегаются ресницами, чтобы текущий пот не застилал их, бог дал брови. Все это дано с любовью, в том числе и то, что дан язык, который позволяет людям общаться между собой, разниться в производстве вещей, обсуждать произведения своего труда. Если тебе все это дано с любовью, то ты тоже должен с любовью относиться к этому и к тому, кто дал тебе все это…»[12, 193].
Только вера в Аллаха придает человеку чувство ответственности, этого не могут дать ни соседи, ни попутчики, ни даже родственники. Как метко заметил И. А. Ильин, «человек, уважающий себя лишь потому и лишь постольку, поскольку его уважают другие, в сущности говоря, не уважает себя: его духовное самочувствие зависит от чужих вторичных впечатлений, т. е. от чужой неосведомленности и некомпетентности… [13, 160].
Любовь к Аллаху у Абая перерастает в любовь к людям, всему живому на земле, ибо «мир без любви пуст». Видно, что религиозная философия мыслителя постепенно, по мере приближения к земному миру, переходит к анализу, осмыслению любви как сложного онтологического явления, имеющего место в объективной структуре бытия и спаянного в одно целое с человеческим «Я» и жизнью.
Порой душа вновь дерзнет
Звать любовь, мечтать о любви.
Напиток муки испить
Сердце требует, — дай, яви! [14, 110]
Поэт прямо говорил: «А того, кто жил не любя, человеком назвать нельзя». Любовь тем и ценна для людей, что она имеет исключительно высокий ценностный потенциал. Любовь как таковая является и чувством, и волевым отношением, стремящимся освоить положительную ценность, и частью сущности влюбленного человека, компонентом его бытия. Без любви жизнь не имеет смысла, потому она всегда считалась одной из основных ценностей людей. Вспомним, что старец Зосима из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» задал вопрос: «Что есть ад?» и ответил: «Страдание о том, что нельзя уже более любить» [15, 635]. Поэтому жизнь есть любовь, что для Абая как великого лирика было аксиомой, ведь лишение любви есть самое худшее из того, что можно себе сделать или представить.
Как я люблю! Я удручен,
Но не скажу я ничего,
Когда придешь; ни одного
Не в силах слова
Молвить я,
Безжизненна душа моя,
Рассыплюсь в прах, испепелен…
Стрелу метнула ты в меня
Слепую, — бог тебе судья! [1, 112]
Любовь, согласно пониманию Абая, исходит от Аллаха, поэтому земная любовь есть продолжение любви небесной, ибо Бог «с любовью сотворил человечество». Любовь потому и мощь Аллаха, и его вечный атрибут, который пронизывает все мироздание. Это бытийственное понимание любви было характерным для всех эпох и народов.
Ведь, «когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе» [16, 450-460]. Любовь не может всегда быть счастливой, хотя и стремится к этому, поскольку «… если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом» [16, 615-620]. Эти слова из «Антигоны» Софокла были глубоко созвучны пониманию Абаем смысла и значения любви.
Когда тоскую по тебе —
Мне слезы затмевают свет.
Одной тебе моя любовь,
Твой образ — он давно воспет.
И пусть я стану нищ и сед,
Но мне иной дороги нет.
Ты в сердце у меня живешь,
Во сне преследуешь, как бред;
Не смогут остудить во мне
Твоей красы горящий след [1, 117].
Любовь имеет объективное существование, она витает в воздухе чувств и эмоций, становясь онтологическим явлением, ведь предметом ее и служит бытие природы, ее красоты, бытие произведений искусства, результатов науки, бытие других людей, друга, невесты, бытие высших сущностей — народа, человечества, космоса, мироздания, Бога.
Любовь является громадной силой, она порождает творчество и созидание, ведь еще древние причисляли любовь к «сонму главных сил мироздания». Чувство любви — самое высокое из всех чувств.
И любовь и ясность души —
Отрада в кругу друзей,
Дождешься ль подобных дней?
Где ж ты, золотая пора,
Надеждой, счастьем дыши…
Когда радость лилась рекой? [1, 232]
Все поэты писали о любви как о стержне жизни, вокруг нее вертится земная твердь, она наполняет смыслом жизнь. Ф. И. Тютчев в стихах «Два единства» писал о железном канцлере Бисмарке, объединившем Германию:
«Единство, — возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней… [17, 212]
Семья потому и называется ячейкой общества, что она воплощает в себе на основе любви суть мироздания, построенного на чувстве любви, которое нельзя свести ни к половому влечению, ни к голым рациональным основам. И в конце XX в. были сказаны проникновенные слова: «Не самец и самка, по велению природы совокупляющиеся, чтобы продлиться в природе, а человек с человеком, соединенные для того, чтобы помочь друг другу и обществу, в котором они живут, усовершенствоваться, из сердца в сердце перелить кровь свою и вместе с кровью все, что в них есть хорошее…» [18, 121-122].
Любовь как всепроникающее чувство имеет множество объектов своего приложения. По существу, весь мир подчиняется ей, этой всеобъемлющей страсти. Н. О. Лосский писал в «Условиях абсолютного добра», что «любовь есть онтологическая связь любимого бытия с любящим существом, сопутствуемая особыми эмоционально-волевыми переживаниями; возникновение любви есть онтологическая перестройка, а не только субъективно-психическое переживание» [19, 180].
Абай вполне солидарен с такой позицией. Для него любовь существовала даже по отношению к неодушевленным вещам, ведь все в мире есть продукт соизволения Аллаха и сделано с любовью.
Благодатною радостью мир напоен,
Бесконечно украшен создателем он!
Материнскою грудью вскормила земля.
Все, что солнцем зачал в ней отец-небосклон [1, 110].
Любовь постепенно восходит от обращенности к предметам неживой и живой природы к более одухотворенным вещам, она расширяет круги своего влияния, продвигаясь к предельному расширению личности, что на философском языке называется самотрансценденцией. Человек постоянно выходит в процессе любви за пределы самого себя и восходит, что и является фундаментальной онтологической характеристикой, ибо мысли и чувства личности направлены на то, что находится вне его. Эта своеобразная интенция, направленность означает, что в процессе любви осуществляется, включение посторонних чувствований в структуру своих мыслей и переживаний.
Любовь как ценность переживания обладает наиболее высоким потенциалом. Она оказывается взаимоотношением на уровне духовного, смыслового измерения, переживанием другого человека в его неповторимости и уникальности, познанием его глубинной сущности. Лосский писал: «Б. Штерн называл такое включение чужих целей в состав собственных интересов «я» интроцепцией; благодаря этому процессу, говорит он, происходит синтез аутотелии и гетеро-телии, т. е. собственных и чужих целей; при этом возникает расширение «я», превращение личности в «микрокосм» [19, 181]37.
Абай был близок к тому, чтобы признать любовь не только объемлющим чувством, но и мировым космическим фактором, который активнейшим образом влияет на все сферы мироздания.
Звезды прочь прогоняет невеста-земля,
Ведь жених ее — солнце, — о встрече моля
Ждал всю ночь, и свидания час наступил,
И румянец зари покрывает поля [1, 110].
Любовь оказывается универсальной мировой ценностью, она присутствует везде, где есть союз одушевленных и неодушевленных предметов и явлений. В этом смысле к Абаю близок русский философ Н. О. Лосский, считавший, что всякий союз есть следствие расширения любви: «…союз электронов, протонов и т. п., ведущий к образованию атома; далее молекула, организм растения или животного; союз, основанный на половой любви и ведущий к образованию семьи; народ, нация, государство, т. е., точнее говоря, органически единый сектор — Земля, знакомый и особенно близкий нам, людям, в той его части, которая слагается из человеческого общества, далее планета или небесное тело вообще; Солнечная система; наконец, с Богом во главе его» [19, 181].
Чувство любви потому является высшей ценностью, что заставить себя любить невозможно, нельзя любить по обязанности или долгу. Но человек, если он — человек, любит космос, мироздание и Природу, что является особенно характерным для казахов, которые всегда поклонялись матушке-Природе. Любовь к Творцу — Природе сохранилась в общественном сознании казахов начиная с древних верований Тенгри, Жер-Су, Умай, когда сквозь мироздание проходило Мировое Древо (Алтын Бай Терек), которое подразделяло миры на Верхний мир Тенгри (Небо), Средний мир (Жер), где текла священная вода (Су), Нижний мир, где свирепствовал звероподобный Ерлик.
Поклонение этим богам, особенно Тенгри, занимало основное место в древнейшем культе казахов. Тюркские каганы, начиная с Первого каганата Бумыня, Иштеми и завершая Восточным и Западным каганатами стремились быть похожими на Небо, будучи «на Небе рожденными». По Небу ездили на колесницах и небесных лошадях небесные существа, и каганы утверждали свое небесное происхождение: «Небо, руководя со своих (небесных) высот отцом моим Ильтериш-каганом и матерью моей Ильбильгякатун, возвысило их (над народом)» [20, 80].
По-видимому, несмотря на твердую мусульманскую позицию, Абай придерживался и тенгрианских мотивов, ибо они в Степи и в сознании казахов присутствовали всегда. Они касались главным образом языческих мотивов, близости природе, одухотворенности окружающей среды.
Лето — солнечная пора!
В тучных, в шелковых травах степь
От душистых цветов пестра.
К полноводной реке аул
На кочевье пришел с утра [1, 35].
Любовь к жизни имеет своей основой любовь к природе, что особенно характерно для казахов, которые отношение к природе считали основополагающим. «Начиная от своего отношения к природе, к которой он до сих пор относится как к исходной ипостаси, и продолжая свое видение бытия как целого, которое вечно и непреходяще, казахский народ достигает своей отождествленности с этносом, ибо его близость природе наиболее ясна и неоспорима» [21, 104].
Абай живо описывает красоту природы, резвящихся жеребят, ржанье коней в траве, многоцветье степи, стаи уток и лебедей. Влюбленно он живописует сцены охоты, мчащегося коня, зоркого ловчего с беркутом в ранних снегах. Охота описана поэтом как страсть борьбы за жизнь, где торжествуют сила и ловкость:
Вот сошлись, вот сцепились в блеске звери,
Словно единоборцы-богатыри.
Тот — небесный дикарь, та — дикарь земной.
Захотел человек, и вот дикари
Бьются насмерть… А снег ослепительно бел,
Черен беркут, лисица красна… Смотри! [1, 8]
Все виды любви схожи друг с другом, однако Абай как великий лирик ставил на первое место любовь к женщине, что пришло к нему от изучения арабско-персидской поэзии, где устами Фирдоуси, Руми, Хафиза, Низами, текстами «Тысячи и одной ночи» выражена цельная концепция любви, пронизывающей и оплодотворяющей весь мир, становясь онтологическим началом. Благодаря любви к женщине, появлению и продолжению рода человеческого осуществляется движение и развитие на земле, потому любовь противостоит аскетизму и оскоплению, уходу в лучший мир.
Любовь не сводима ни к половому влечению, ни к физиологической страсти. В этом аспекте Абай вполне созвучен идеям Н. О. Лосского, который писал о концепции психиатра Н. Е. Есипова: «Эмпирическое значение исследований Фрейда не изменится, если в центре поставить не физиологическое влечение, а любовь в эйдическом смысле, как абсолютную ценность. В нашем пространственном мире Любовь воплощается в различных степенях, начиная с самой низшей: идентификация… Затем любовь выражается в чувственности -экстрагенитальной и генитальной нежности. Наконец, Любовь выражается в особых состояниях близости людей — высшая форма проявления любви среди людей» [19, 182].
Основой всего этого оказывается любовь к другой личности. «Любовь одного лица к другому лицу есть приятие всей его индивидуальности чувством и волей в такой мере, что жизнь любящего сливается с жизнью любимого в одно целое» [19, 183]. Будучи сторонником этого понимания, Абай много писал об отношениях высокой любви между мужчиной и женщиной, что находилось в русле любимой им суфийской философии любви.
Подобен серебру чеканному широкий лоб резной,
Глаз черных крупные зрачки кидают зной.
А брови так тонки, как будто кто нарисовал,
Напоминают новый месяц в вышине сквозной [1, 41].
Понимание духовности как веры и любви неразрывно связано у Абая с разумными основаниями духовности, когда она зиждется на рациональных началах, будучи осознаваемой и раскрываемой посредством понятий. В этом отношении идеи поэта созвучны мыслям известного психоаналитика Эриха Фромма, который писал: «Человек постигает мир интеллектуально и эмоционально через деятельность любви и разума. Хотя любовь и разум — всего лишь различные формы понимания данного мира и хотя ни одна не возможна без другой, они отражают различные силы — эмоции и мышление, а потому должны рассматриваться отдельно» [22, 86].
Здесь возникает понимание продуктивной любви, последствия которой осмысливаются посредством разума, из чего следует, что любовь и разум взаимосвязаны. Любовь для Абая была средством очищения души от грязных помыслов и преступных деяний, а разум был призван осуществить рациональное осмысление поведения человека, его социальной траектории, которая должна вписываться в окружающий мир как его непременный компонент и составляющая. Из этого вытекало, что любовь привносит в мир высокое нравственное чувство, способствует взращению добра, справедливости и милосердия, а разум показывает пути, которые возможны для осуществления данной высокой цели.
Проблему разума мыслитель решал через необходимость просвещения, образования народа, ведь от заблуждений спасает знание, которое предстает перед индивидом как огромный мир идей и положений, мыслей и догадок, гипотез и всего познания в целом. Идеи Абая о единстве веры, философии и науки находят свое понимание и поныне, иранский философ С. X. Наср пишет: «Знание о природе более не считается средством религиозного спасения человека, как было в средние века. Путь к преодолению кризиса лежит через воссоединение науки, философии и религии» [23, 223].
Абай писал об аффекте познания как одной из самых высоких способностей человека, которая наполняет его духовный мир смыслами существования: «Это стремление все узнать, все понять, увидеть и изучить — высокая страсть души… Если мы не стремимся к знаниям, то наша душа уже не душа человека, а душа животного…» [1, 267]. Он полагал вслед за аль-Фараби, Ибн Синой и Ибн Рушдом, что каждый индивид в этом мире выбирает свой способ понимания — веру или знание. Однако в этом имеется нюанс, который, вне сомнения, учитывался Абаем, а именно то, что знание является наиболее близким путем к истине, следовательно, истина, знание имеют своим источником разум как исключительную способность познающего человека.
Находясь в русле данного подхода к проблеме разума, который органически связан с чувством любви, хотя бы к научным результатам, Эрих Фромм прямо писал: «Хотя объекты любви различны и интенсивность ее может быть разной, тем не менее, есть общие свойства, присущие всем формам продуктивной любви. Это забота, ответственность, уважение и знание» [22, 86]. Именно стремление к знанию связано с феноменом разума, который не имеет преград в своем движении к истине. Тут нет и речи о противопоставлении научного и религиозного путей познания, ибо Абай как религиозный философ во главу угла ставил веру в Аллаха, который и сотворил мир с любовью и дал людям возможность познания.
Естественно, что в реальной, повседневной жизни человека именно деятельность разума становится тем орудием постижения и преобразования мира, который является удивительно эффективным в социальной траектории поведения человека, его жизни и бытия.
Верь лишь себе и знай твой ум, твой честный труд —
Вот тот оплот, где для тебя спасенье есть,
В глубь сердца своего уйдя, храни, лелей
Сокровище, что обретешь ты в глуби той [1, 180].
Религия, вера в Аллаха играет главную роль в гносеологических конструкциях Абая, однако она выступает главным образом в сфере этики и морали, регулирует нравственные отношения людей, привнося в мир отношения высокой человечности, жертвенности и отзывчивости. Разум же действует в области познания и понимания действительных форм бытия и сущности, онтологии существования, что в эпоху функционирования еще недостаточно развитых форм науки преимущественно склонялось к жизненным и практическим вопросам. Познание, как известно, является ракурсом, аспектом практики, будучи производным от нее, потому стремление к знанию является естественным для каждого человека.
Разум, как и вера, и любовь, является деятельностью по углублению и развитию связей с внешним миром. Э. Фромм писал: «Забота и ответственность означают, что любовь — это деятельность, а не страсть, захватывающая человека, не аффект, под влиянием которого оказывается человек» [1, 262].
Абай постоянно подчеркивал отличие людей науки и разума от людей плотских, занятых лишь пустым времяпровождением. Он писал: «Умножив стада, они передают их пастухам, а сами, наевшись мяса, напившись кумыса, хотят наслаждаться любовью и скачками.
И вот праздность делает для человека тесными его кочевье и зимовье, ему кажется, что мало у него земли для стад, которых он сам не видит. И он отбирает землю у соседа кляузами, взятками начальству, насилиями» [1, 159]. Здесь видно, к чему приводит человека безделье и праздность, когда на место естественных побуждений встает страсть к наживе и господству над близкими сородичами. Поэтому поэт неустанно призывал казахов к постижению всего сущего, пониманию действительных сущностных сил мироздания, что влекло бы за собой познание, развитие способности разума:
Но человеку можно все постичь своим умом,
И уступает наша мысль лишь пред одним творцом.
Я засыпаю, утомлен, и, вновь открыв глаза,
Стараюсь тайну разгадать в дерзании своем [1, 86].
Абай ясно понимал, что знание уже в силу своей объективности общезначимо для всех и существует как в области обыденных вещей и предметов, так и для внешнего мира, и как знание о самом себе, о человеке. Знание есть постижение истины, и высшим ее видом является знание о таинствах бытия и скрытых сущностях мироздания.
Знание достигается посредством разума, а начинается оно в ходе вопрошания и исследования, вслед за которым идет изучение определенного фрагмента бытия, его стороны, отдельного объекта, который сам уже предстает как целостность, нуждающаяся в своей расшифровке. Этот вычлененный объект познания становится предметом постижения, на базе чего осуществляются определенные предсказания о существе и природе. Поистине неоценима роль знания в жизни людей, считал Абай:
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье — светоч сердец.
Лишенный учеников
Учитель — словно вдовец» [1, 294-295].
Особое место в сфере знания и познания поэт отводил философии. Он специально посвятил «Двадцать седьмое слово» в своих назиданиях философской дискуссии Сократа и Аристодема, с которой был знаком по книге первой «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта. Для Аристодема, который восхищался песнями Гомера, трагедиями Софокла, живописью Зевксиса, искусством актерского перевоплощения, было непонятно, зачем люди повинуются воле божества. Сократ убедил собеседника в том, что господином всего этого является «неизмеримый великий разум». Ясно, что Абай признавал существование в мироздании всех онтологических связей закономерности и целесообразности, а потому разум, наряду с верой и любовью, оказывается столпом Вселенной и Земли, благодаря чему и существует осмысленное бытие. Уважение мыслителя к философии явствует из этого «Слова назидания».
В «Тридцать втором слове» Абай специально писал о всеобщих условиях познания: «Если страстно полюбишь науку и само знание, будешь считать подарком, то оно даст тебе высшее блаженство…
Во-вторых, когда учишься, то стремись углубляться в знание. Спор может вести к знанию, но не нужно им увлекаться…
В-третьих, если достигнешь истины, то не отступай от нее даже под угрозой смерти…
В-четвертых, для повышения знания есть два способа: человек должен развивать способность мыслить, человек должен развивать свое воображение. Без мысли и воображения наука не может развиваться» [1, 294].
Столь высокое предназначение разума для Абая состояло в том, что именно с разумом связана универсальность человеческого существования, ибо он способен постичь любые тайны мироздания. Это возвышает познающего индивида над миром меркантилизма и утилитарных соображений, а потому поэт писал: «Не нужно учиться, рассчитывая воспользоваться наукой для того, для сего, думая, что она принесет сразу выгоды». Преклонение перед разумом, знанием и наукой составляло существо подхода мыслителя к проблемам бытия и существования.
Выводы из этого следуют многообразные. Ранее деятельность Абая расценивалась чуть ли не как атеистическая, а оказалось, что он был глубоко верующим человеком, поэтому центральное место в его духовности занимает вера, которая символизирует собой вечность правды Бога, противостоит лживому и текучему миру повседневности. Главным для мыслителя было понимание религии, веры как основы воссоединения целостности духа, в котором сочетаются космические и человеческие начала. Величие Аллаха, его превосходство и всеобщее господство позволяют отдельному человеку осмыслить Бога как некую мировую сущность, которая создает возможности для самоутверждения человека, выражения его и обретения себя. Подход Абая выступает как онтологическое доказательство бытия Бога, когда его объективное существование выводится из понятия Бога как наисовершеннейшей и наиреальнейшей сущности. Наличие Аллаха порождает уверенность в бессмертности «Я» человека, что уже предполагает бесконечность мирового процесса. Благодаря идее Аллаха возникает творческая неисчерпаемость человека, его духовная свобода.
Любовь к Аллаху у Абая перерастает в любовь к людям и всему живому на земле, ибо «мир без любви пуст». Религиозная философия поэта постепенно переходит к осмыслению любви как сложного онтологического явления, имеющего место в объективной структуре бытия и спаянного в одно целое с человеческим «Я» и жизнью. Любовь ценна тем, что имеет необыкновенно высокий ценностный потенциал. Она является и чувством, и волевым отношением, стремящимся освоить положительную ценность, и частью сущности влюбленного человека, компонентом его бытия. Без любви жизнь лишена смысла, она имеет объективное существование, витает в воздухе чувств и эмоций, становясь онтологическим явлением, ведь ее предметами служат бытие природы, ее красота, бытие произведений искусства, результатов науки, бытие других людей, народа, космоса, мира.
Разум и познание Абай считал высокой способностью человека, которая наполняет его духовный мир смыслом существования. Разум, как вера и любовь, тоже является деятельностью по углублению и развитию связей с внешним миром, действует в области познания и понимания действительных форм бытия и сущности. Мыслитель разработал своеобразную трактовку познания, которое начинается в ходе вопрошания и исследования, за которым идет изучение определенного фрагмента бытия. Разум, наряду с верой и любовью, оказывается столпом Вселенной и Земли, благодаря чему и существует осмысленное бытие.
ЛИТЕРАТУРА
- 1. Кунанбаев А. Избранное. М., 1945. С. 30.
- 2. Орынбеков М. С. История философской и общественной мысли Казахстана. Алматы, 1997. С. 78.
- 3. Шюон Ф. Понять Ислам //Вопросы философии. 1994. № 7-8. С. 129-135.
- 4. Цит. по: Малявин В. В. Чжуан-Цзы. М., 1985. С. 230.
- 5. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию; Трагедии. М., 1986. С. 32.
- 6. Бердяев Н. Дух и реальность. Париж, 1939. С. 9.
- 7. Лосев А. Ф. Творческий путь В. Соловьева // Соловьев В. Соч. Т. 1. М., 1975. С. 21.
- 8. Орынбеков М. С. Ежелгі қазақтың дүниетанымы. Алматы, 1986. С. 96.
- 9. Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1990. С. 323.
- 10. Соловьев В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. М., 1988. С. 79.
- 11. См.: Франклин В, Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 210.
- 12. Абай (Ибрагим) Құнанбаев. Шығармаларының екі томдық жинағы. Алматы, 1977. 193 б.
- 13. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 160.
- 14. Кунанбаев А. Лирика и поэмы. М., 1940. С. 110.
- 15. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 9. М, 1958. С. 635.
- 16. Софокл. Антигона: Трагедия. М., 1986. Строки 450-460.
- 17. Тютчев Ф. И. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1980. С. 212.
- 18. Астафьев В. П. Жизнь прожить. М., 1986. С. 121-122.
- 19. Лосский Н. 0. Условия абсолютного добра: Основы этики; характер русского народа. М., 1991. С. 180.
- 20. Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. М.; Л.,1951.С. 80.
- 21. Орынбеков М. С. Философские воззрения Абая. Алматы, 1995. С. 104.
- 22. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 86.
- 23. Цит. по: Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток: Сб. ст. М., 1990. С. 223.