М.Базарбаев. АБАЙ — НАШ УНИВЕРСИТЕТ
Великий поэт-мыслитель, философ, гуманист, основоположник казахской письменной литературы Абай (Ибрагим) Кунанбаев занимает особое место в истории культуры и судьбе казахского народа. Имя его для казахского народа является символом света, разума и справедливости. Великий поборник свободы и равноправия людей, Абай воплощал в себе дух и волю трудолюбивого, талантливого народа, его жажду к знаниям и потенциальную силу обширной казахской степи, которая оставалась под гнетом царизма обездоленной и не приобщенной к мировой культуре и цивилизации.
Абай как великий поэт засиял на небосводе древней казахской земли, некогда родившей немало гениальных сыновей и создавшей великолепные культурные ценности, как звезда первой величины своей светлой поэзией зажег сердца своих соплеменников, призывал их к изучению наук, просвещению, к равноправному труду.
Абай является связующим звеном в цепи времен, между далеким прошлым и современным духовным возрождением. Расстояние в сотни лет Абай одухотворяет, обогащает своим именем, своей незаурядной фигурой, своей великолепной поэзией. Он смело прокладывает дорогу в будущее, приближает его. Поэтическое наследие Абая, с одной стороны, возрождает вновь талант древнего, некогда оседлого народа, много сделавшего для мировой цивилизации, с другой — является основой, новым исходным началом дальнейшего плодотворного развития демократической культуры и литературы, которые мы сегодня имеем.
Абай заключил в себе всю мудрость народа, познал его беды и нужды и с болью в душе пел об этом.
Поэзия Абая — отражение народной мудрости, которую создавал народ в течение столетий, гонимый судьбой в поисках благоденствия и пристанища.
Поэзия Абая — философия народа, отражение его духа и труда, зеркало жизни, обездоленной судьбы.
Абай первый, в отличие от других акынов, жырау и поэтов — своих предшественников — высоко оценил значение поэтического слова, определил общественную роль поэта, как выразителя дум и чаяний народа, как борца за его идеалы. Это имеет особенный смысл, если учесть, что только истинные деятели, настоящие мыслители знали цену искусству слова, поэзии, проповедовали прежде всего ее общественное значение. Абай, самобытный, казахский поэт, совершенно по-новому видит поэзию, призванную, по его мнению, не только слух ласкать, но и открыть глаза на мир, на горькую истину, на правду. Свой поэтический шедевр он создает в этом русле.
Исключительную любовь питал Абай к поэтической культуре прошлого, особенно классического Востока. Он высоко ценил творения Фирдоуси, Рудаки, Хафиза, Джами, Саади, Низами, Навои — этих великих представителей персидско-таджикской, азербайджанской и узбекской поэзии.
Как в свое время восхищался Гете поэзией Хафиза, в стихах которого человек «обретал без мук и боли свет небес в земном глаголе» (Гете), так и Абай в их поэзии видел мудрость народа, свет ума, труд людей. Поэзия Древнего Востока вдохновляет поэта, и он в этом стиле делает первые творческие шаги.
Зрелый Абай видит дальше и больше. Знакомство с высокой русской культурой, особенно с творениями таких ее гигантов, как Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, Бунин, знакомство с учением великих революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова способствует формированию его прогрессивных взглядов, он становится истинным поэтом — борцом, демократом и просветителем.
Зло личное и общественное во всех его проявлениях становится для него непримиримым врагом. Борьба за изгнание его из сердца человека, из среды общества, в целом становится его главной задачей.
Все это неуемное желание он выражает через поэзию, назвав ее «властителем языка».
Определяя место и роль поэта в жизни народной, Абай писал:
Взглянет он зорче степного орла,
Струны раздумья в душе теребя.
Против невежества, против зла
Он обращает свой гнев, скорбя.
Люди слова его пронесут
Близким и дальним из края в край.
Суд справедливости, разума суд,
Ты рассуди и ты покарай.
Ставивший такую высокую цель перед поэтом, требовавший от поэзии большой художественной глубины, ювелирной чеканности слов, Абай создавал стихи с совершенно новым назначением, новым содержанием. Стихи Абая в корне изменили само понятие о поэзии, они удивили и поразили современников своим глубоким социальным содержанием, высоким мастерством. Поэзия Абая восхищает своих читателей и ныне. «Звонкий стих» поэта, «на вид — серебряный, по сути — золотой», постоянно с нами, напевно звучит в душах далеких потомков, которых он любил, которым верил.
Творения Абая, вся его деятельность как поэта и мыслителя являются ярким доказательством того, как просыпалось самосознание народа, как увеличивался разрыв между угнетателями и угнетенными. Творчество Абая в целом отражает противоречие времени, противоречие в жизни казахского общества XIX века, которое находилось под двойным гнетом — со стороны местных феодалов и аткаминеров, царских колонизаторов. Известно, что царский режим культивировал и поддерживал старый, почти средневековый патриархальный уклад жизни, чтобы держать народ в невежестве и эксплуатировать его.
Несмотря на такое крайне тяжелое положение, передовые умы казахского общества стремились к правде, боролись против гнета, отсталости, за равное социальное положение людей в обществе, пропагандировали идеи национального самосознания, просвещения, экономического развития казахской степи. Необходимость коренного изменения образа жизни одним из первых понял Абай и своей поэзией, всей общественной деятельностью страстно служил этой цели.
Безусловно, нужно было обладать острым умом, прозорливостью, умением хорошо разбираться в общественных и социальных вопросах, чтобы выбрать правильный путь в трудных условиях эпохи, в сложной обстановке крайне отсталой казахской степи и посвятить себя борьбе за справедливость и социальное равноправие людей. В условиях полицейского режима царских ставленников в казахской степи, при неограниченной власти феодалов и баев Абай сумел смело поднять свой голос за радикальное изменение уклада жизни, выступить за правду и справедливость, беспощадно клеймить алчность, невежество и дикость, страсть к наживе правителей степи. Абай всей душой хотел просветить свой народ, открыть ему глаза на мир, сделать его культурным, духовно обогащенным, процветающим. Исторической заслугой Абая является то, что он смело выступил за искоренение из общества, из жизни людей всякого зла, тирании и это проповедовал в своем творчестве. Он твердо верил в будущее, верил, что наступят времена, когда между людьми и народами будет царить благоденствие и мир.
Судьбу своего народа Абай неизменно связывал с судьбой великого русского народа, его светлое будущее он не представлял вне братской связи и духовной помощи русского народа. Абай, сам глубоко изучивший русскую культуру и искусство, переводивший десятки произведений гения русской поэзии Пушкина, в своих стихах, назидательных словах с восхищением и любовью пишет о культурном богатстве, неисчерпаемой энергии, трудолюбии русского народа. В становлении Абая как поэта и мыслителя громадную роль сыграло поэтическое и философское наследие русских прогрессивных деятелей. Именно поэтому Абай настойчиво пропагандирует в своем творчестве необходимость изучения наследия русской духовной культуры. Он писал: «Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче. Узнавай у русских доброе, узнавай, как работать и добывать честным трудом средства к жизни. Если ты этого достигнешь, то научишь свой народ и защитишь от угнетения».
Обогатив себя знаниями в области философии, общественной мысли, ознакомившись с передовыми идеями русской и мировой культуры, Абай стал придавать большое значение роли Науки и просвещения в жизни общества. Он изучает философию Спенсера, Спинозы, Толстого. Его увлекают идеи русских революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Главную задачу переустройства, утверждение равноправия, установление справедливого общества Абай видит в воспитании, в овладении всеми науками, которых достигли передовые страны. В своей поэзии Абай воспевал думы и стремления народа, ставил задачу воспитания его в духе готовности к активному деянию, трудовой деятельности. Упорная борьба за свои права, труд тяжелый, каждодневный, тяга ко всему новому, передовому, к прогрессивной мировой культуре, по учению Абая, могут принести независимость и равноправие кочевому казаху. Абай проповедует гуманизм, уважение к человеческой личности, любовь к труду, страстно желает счастья и блага для своего народа и для всех народов. Великий поборник дружбы народов, Абай высоко ценил вклад каждого из народов в мировой прогресс и учил уважать, любить их, перенимать их опыт.
Как известно, все эти глубоко социальные, общечеловеческие мотивы и темы в прежней казахской поэзии отсутствовали. Абай, поставив задачей перед поэзией служение народу, отражение явлений действительности, поднял темы актуальные, животрепещущие для своего времени. Обладая высоким мастерством, исключительным талантом, Абай создал поэзию глубокую по содержанию, прекрасную по форме, идейно направленную, выражающую дух времени и эпохи.
Из устной, дидактически-назидательной традиции Абай вывел казахскую поэзию на путь критического реализма и оформил письменные, профессиональные традиции. Абай в поэзии выступил истинным новатором. Нововведения Абая утвердились в казахской поэзии как традиции классические. По праву Абай является основоположником казахской письменной литературы.
Как философ, Абай глубоко чувствовал дыхание времени, понимал его веления, он призывал перестраиваться соответственно новым требованиям жизни,
бороться против косности, консерватизма, считая, что только путем обновления, радикального изменения всего старого можно добиться улучшения и совершенства в развитии и управлении человеческим обществом.
Благодарные потомки считают его учителем, наставником, у которого черпают жемчужины прекрасной поэзии, образцы мастерства. Абай учит жить и трудиться, честно служить своему народу. Его идеи тесно перекликаются с идеями и идеалом нашего современного общества. Абай — предтеча всей казахской культуры, развитой литературы и искусства. Потомки восхищаются и гордятся великим предком, который в дни безвременья, в эпоху прозябания зажег факел свободы и равноправия и открыл глаза народу на новый путь развития.
Абай — наш университет, мы у него учились и будем учиться. Он первый в казахской степи призвал людей к науке, образованию, проповедовал учение, труд, тягу к знаниям. Абай — учитель, наставник, его идеи, его учение, его великая поэзия в условиях современной жизни стали достоянием всего просвещенного мира.
Базарбаев М. Избранное. – Астана, 2009. – Том 3. – С. 21-26.
Подготовила к печати
Салтанат Кудайбергенова,
магистрант института Абая