Рубрики
Календарь
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

  • Очень хороший (33%, 166 Votes)
  • Плохой (18%, 89 Votes)
  • Без Комментариев (18%, 89 Votes)
  • Хороший (17%, 87 Votes)
  • Средний (13%, 63 Votes)

Total Voters: 499

Загрузка ... Загрузка ...

Абиш Жиренчин. АБАЙ И ЕГО РУССКИЕ ДРУЗЬЯ

«Неизмерима ценна … личность этого яркого типичного представителя лучшей части нашего интеллигентного общества шестидесятых годов минувшего столетия… он сам горел и светил и даже захолустная тьма не могла объять его. Приходится глубоко сожалеть, что этот блестящий метеор не занял подабающего ему места на научном небосклоне…» (сноска: Б.Г. Памяти Евгения Петровича Михаэлиса. Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела имп. Русского Географического общества, вып. VIII, 1914, стр.18).

         «…При благоприятно бы сложившихся обстоятельствах Михаэлис мог бы быть вторым Менделеевым… Е.П.Михаэлис был алмаз, к глубокому сожалению, не получивший должной оправы» (сноска: там же, стр.11) – писал коллектив Географического общества по поводу кончины Михаэлиса.

         «Он был одним из тех самоцветов, которые вправлены в безнадежно серую рамку нашего захолустья» (сноска: там же) – писал о нем профессор В.В.Сапожников.

         Революционный демократ, талантливый ученый, неутомимый исследователь, Михаэлис был незабываемой личностью, и его имя вошло в историю.

         Среди многочисленных откликов на смерть Михаэлиса был отклик и в казахской газете «Казах», отметившей значение Михаэлиса в воспитании Абая ( Казах. — 31 декабря 1913 года).

         «Е.П.Михаэлис считался знатоком Степного края. Его наблюдательный ум быстро подмечал все интересное и заслуживающее внимания. Ему всецело киргизская степь обязана тем, что не погиб бесследно крупный поэтический дар, талант, открытый Михаэлисом, в лице киргиза Чингизской волости Семипалатинского уезда Ибрагима (Абая) Кунанбаева» (Б.Г. Памяти Евгения Петровича Михаэлиса // Записки Семипалатинского подотдела Западно- Сибирского отдела имп. Русского Географического общества. — Вып. VIII. – 1914. — С.6).

         Михаэлис «открыл» Абая при очень характерных обстоятельствах. Однажды будучи в семипалатинской библиотеке, Абай просил дать ему одно из произведений Льва Николаевича Толстого. Об этом узнал Михаэлис, так как книга как раз в это время находилась у него. Михаэлис впервые встретил «киргиза», интересующегося произведениями Толстого. Он тут же подошел к Абаю и, передавая ему книгу, представился. Так произошла их первая встреча, и с тех пор они стали друзьями.

Первоначально местом их встречи служила библиотека, уже имевшая тогда богатое собрание русской классической и западноевропейской литературы. Она была подлинным очагом культуры Семипалатинска. Это вынужден был признать Джордж Кеннан (Джордж Кеннан – американский журналист (1845-1924), посетивший Семипалатинск в 1885 году).

         «Из дома губернатора я направился по его совету в публичную библиотеку, невзрачное здание посреди города, в котором находится антропологический музей, поместительная читальня со всевозможными русскими газетами и журналами и отличное собрание книг, около тысячи томов… Научные произведения и сочинения по политической экономии находились в особом изобилии..» (Дж. Кеннан. Сибирь и ссылка. — СПб, 1906. —  С.83-84).

         Встреча с Михаэлисом расширила кругозор Абая, ибо Евгений Петрович, заметив живой ум и большую любознательность Абая, стал непосредственно руководить его чтением. Абай прекрасно понял потом, чем он был обязан Михаэлису, и трогательной признательностью вспоминал о нем до конца своей жизни. «открыл мне глаза Михаэлис»,  —  часто говорил Абай.

         Об этом пишет в биографии Абая Какитай Кунанбаев. По его словам Абай так отзывался о своем друге:

         «Человек, который познакомил меня с произведениями известных русских писателей — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Салтыкова, Достоевского, Белинского, Добролюбова и Писарева – был Михаэлис, именно он сделал для меня больше, чем родной отец, открыв глаза на мир» (Қазақ ақыны Ибраhим Қунанбай ұғлының өленi. – СПб., 1909. —  С.109).

         Какитай пишет:

         «Абай даже мог остаться не раскрытым, если бы он не встретился с ссыльным ученым восьмидесятых годов Михаэлисом и через него с Гроссом, собиравшим материалы для изучения юридических обычаев киргиз. Именно они были главными советчиками Абая, направившими его на путь знания» (Қазақ ақыны Ибраhим Құнанбай ұғлының өленi. – СПб., 1909. —  С.109).

         Важно отметить, что Михаэлис влиял на творчество Абая в определенном демократическом направлении, прививая ему передовые идеи великих русских революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева и Шелгунова, учеником и пламенным сторонником которых был он сам.

         Какитай особо отмечает, что Абай читал статьи Чернышевского , напечатанные в «Современнике».

         Помимо всего прочего, Абая роднило с Михаэлисом то, что Евгений Петрович тоже писал стихи. Сохранился всего лишь один отрывок стихотворения Михаэлиса:

         Всколыхнется река и прошепчет трава,

         Как темна была ночь на земле.

         Встрепенется листва, пробудившись от сна,

         Хорошо умереть на заре!

         Заалеет восток, зазвенит ручеек…

         Побледневшей печальной луне

         Поцелуй свой пошлет ветерок,

Хорошо умереть на заре!

Изумрудом, брильянтом роса заблестит,

Засияет луч солнца на дальней горе.

Вместе с тьмою печаль улетит.

Хорошо умереть на заре!

Угнетенный проснется от долгого сна,

Властелином на вольной земле,

И пред ним вся природа светла и ясна,

Хорошо умереть на заре!

(Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского Русского Географического общества. — Вып. XI. – 1917. —  С.5).

         Этот отрывок, найденный в записных тетрадях Михаэлиса, отражает его веру в будущее, в то, что настанет день, когда «угнетенный проснется от долгого сна» и станет «властелином на вольной земле».

         В продолжении нескольких лет Абай имел с Михаэлисом самое тесное общение.

         «Ежегодно Абай гостил в г.Семипалатинске с декабря по март, проводя все вечера в беседах с Михаэлисом. Это воспитание дало свои результаты. Абай стал другим человеком. Его талант со своей силой проявился в целом ряде поэтических произведений, которые захватили степи, сделали имя Абая весьма популярным» (Б.Г. Памяти Е.П. Михаэлиса // Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела имп. Русского Географического общества. — Вып. VIII. – 1914. — С.6).

         Если учесть, что в 1882 году Михаэлис переехал в Усть-Каменогорск, то становится ясным, что эти встречи с Абаем могли происходить лишь в конце семидесятых годов, когда была создана библиотека.

         Однако связь между ними не прерывалась и в последующие годы, ибо Абай и Михаэлис бывали наездами в Семипалатинске, Михаэлис выезжал в степь и гостил у Абая, Абай гостил в Усть-Каменогорске у Михаэлиса.

         Как пишет в своих воспоминаниях Л.Е.Хотимская – дочь Михаэлиса, «Незадолго до смерти, в 1893 году, Абай приезжал в Усть-Каменогорск к отцу погостить. Друзья не расставались несколько дней. Абай, поистине замечательный человек, ласкал меня, брал на руки. Впоследствии, когда я подросла, отец рассказывал мне об Абае, как о талантливом своем друге, о том, как отец помогал Абаю работать над собой, о том, как отцу и другим ссыльным – друзьям Абая – семипалатинский военный губернатор запретил встречаться с Абаем, «опасным и вредным для царизма человеком», над которым уже установлен был тайный полицейский надзор…» ( Л.Е.Хотимская. Друг Абая – Е.П.Михаэлис // Прииртышская правда. — № 152, 3 августа 1945 года).

         Дружба Михаэлиса и Абая замечательна тем, что это была дружба передового революционного деятеля господствующей нации с передовым представителем угнетенного народа, что в условиях царизма, усиленно разжигающего национальную вражду, уже само по себе явилось политической демонстрацией. Михаэлис ввел Абая не только в мир новых идей, но и в мир новых людей. Он познакомил его с политическими ссыльными Н.И. Долгополовым, С.С. Гроссом, А.А. Леонтьевым и другими, оказавшими немалое влияние на Абая.

Жиренчин А. Абай и его русские

друзья. – Алма-Ата: Издательство

Академии Наук Казахской ССР, 1949.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники