Темиргали Есембеков. О СИНЕРГЕТИКЕ В ПОЭЗИИ АБАЯ
В методах многих наук на первый план сегод-ня выступают такие качественные структурные факторы, как неустойчивость поведения элементов, компонентов, где теряется единственность в решении, накапливается энергия. Это дало основание ученым подвергнуть критике инерциальные модели оптимизации жизни и общества, игнорирующие возможность радикальных преобразований по законам самоорганизации.В основе поэтической номинации и поэтического творчества Абай видел, прежде всего, эмоцио нальность, духовное напряжение. Поэзия Абая как способ мышления, отношения и говорения – не исповедь, а проповедь с элементами отповеди. Встречаются элементы экзалотации эмо-ционального состояния. Именно с Абая начинается самоопределение и самопознание казахской поэзии (литературоведческое, лингвокультурное). А. Кунанбаев – личность уникальная. Сумев создать гармонию бытийного и бытового, Абай выполняет роль реформатора и основоположника общенационального литературного варианта языка и речи. Роль Абая в создании поэзии и поэтического текста – центральная. На основе категорий духовности и эмоциональности поэтического мышления Абай фиксирует собственно мыслительные операции энергообмена. Из них можно выделить денотацию.Абай чувствовал и угадывал духовную, эмоционально-эстетическую, лингвокультурную природу поэзии, что заметно в его творении «Адамның кейбір кездері».Это стихотворение об удивительных возможностях поэзии, которые делают мир миром, человека человеком. Поэтическое слово не дороже предмета, оно переделывает, пересоздает это, то есть называет его, чтобы оживать и уничтожить. Поэт говорит об энергии как основе художественного творчества.Абай не нуждался в метаязыке для определения номинационной природы поэтического творчества и текста, он прекрасно обходился стихами. Попытки определения производились в стихах: «Қуаты оттай бұрқырап», «Сұм дүние тонап жа-тыр, ісің бар ма…», «Жүректе қайрат болмаса».Абай, внутренне отрицавший некоторые творческие результаты своих предшественников, такие, как разбросанность, творческую «всеядность», сам был поэтом полифилософского склада ума, ума исключительно глубокого и эмоционального, проникавшего в смысловые глубины неназываемого и предощутимого, свидетельство этому стихотворение «Ғашықтың тілі – тілсіз тіл».Свободная мысль Абая сразилась с роковыми социальными вопросами, но не утратила художественного беспристрастия. В его картинах нет ни пошлости, ни обидной карикатуры. Поэтическое чувство не искажается напыщенностью выражений. Абай отмечает такое свойство поэтической мысли, «как беспристрастность (оценочность, эмоциональность):
Жайына біреу келсе кезБелгілі жұмыс, сор қайнар.
Қуаты күшті нұрлы сөз,
Қуатын білген абайлар.
Поэтическая концепция Абая умна, глубока и рассчитана на восприятие и оценку потомками. В этом отношении богат смысловыми пластами стих Абая «Жүрек – теңіз, қызықтың бəрі – асыл тас…».Абай Кунанбаев – поэт, чьи творения, благода-ря гармоничности текстов, во многом превосхитили достижения новой поэзии ХХ века. Поэтическая мысль, по Абаю, должна озарять передний план. Тонко и едва заметно светить в ее бесконечной глубине. Он в основе поэтического творчества видит не столько вдохновнение, сколько поэтическую мысль вообще или как таковую.По мнению Абая, поэт одним словом, одним счастливым звуком достигает цели, как бы улавливает жизнь в самых ее внутренних выражениях. В этом плане особо содержательно стихотворение «Домбыраға қол соқпа». Стихи Абая эмоциональны в силу напряжения мысли, проникающей одновременно в смерть, и в любовь, в свет и мрак, в холод и тепло. Эти антиномии являются тематико смысловым стержнем национальной поэзии ХХ века. Процесс поэтиче-ской номинации есть процесс мучительный, Мука и Муза у Абая явления семантически родствен-ные. С предельной истинностью Абай впервые вводит в автоопределение поэзии понятие «само-истребление», как бы предугадывая запросы со-временной поэтологии (в связи их взаимозависи-мости судьбы поэта и всего творчества):
Ішім толған, у мен өрт, сыртым дүрдей,
Мен келмеске кетермін түк өндірмей.
Өлең шіркін – өсекші, жұртқа жаяр,
Сырымды тоқтатайын, айта бермей
.Говоря о поэзии, поэт называет несколько сфер, без которых она энергетически не инте-ресна: а) внутренний мир человека; б) тело, его радости, его мудрая физиологичность; в) жизнь, знающая все: Бога, порок, смерть, бессмертие; г) безупречная форма.В данном случае Абай выделяет основные аспекты художественного текста, которыми по современной терминологии являются: 1) антропологический аспект (картины мира);2) психологический аспект (эмоция, экспрес-сия, эмпатика);3) концептуальный аспект (авторская точка зрения);4) формально-смысловой аспект (структурно-смысловой).Абай говорит о духовной природе поэзии, поэтического творчества и поэтического текста. Поэт предвосхитил антропоцентрическую концепцию. Говоря о тайной свободе поэзии, Абай называетее словом (а именно, слово как знак является клю-чевым языковым, речевым и текстовым номина-тором). Он часто использует понятие «сөз» в раз-личных номинациях:
Өлең деген – əр сөздің ұнасымы,
Сөз қосарлық орайлы жарасымы.
Сөзі тəтті, мағынасы түзу келсе,
Оған кімнің ұнасар таласуы.
Поэзия Абая, вообще, столь светла только потому, что неизменно трагична. Он вводит в автоопределение поэзии «поэтический гипноз» и дефиницию «поэзия – дитя смерти и отчая-ния». Поэты ХІХ века, как бы прикрывая свои мысли о поэзии и догадок о духовном, о его со-держании невыразимостью и неочевидностью вдохновения как состояния, процесса и резуль-таты творческой деятельности, умалчивали в своих песнях ее таинственную суть или вовсе не говорили о нем.Впервые Абай говорит достаточно прямо и ясно о загадке природы поэтического, этим отли-чается стих «Əуелде бір суық мұз – ақыл зерек».Поэзия Абая – это не крик и не вопль, потому что голосовая номинанта его стиха не истерика, а высокий и сильный голос ультразвуковой частоты.Абай проповедует максимальный изоморфизм поэтической формы и содержания, автоопреде-ления связаны с невыразимым, он склонен отождествлять три родственные категории: душу, энергию, сердце.Поэт настойчиво говорит о духовной энергии как основе поэтического творчества, он уверен, что поэта рождает дар одухотворения, поэтому связывает стихи с эмоциональной средой жизни человека, сколько с его духовным, постоянно на-пряженным, то есть энергетическим существованием. Абай догадывался об историко-культурной силе и энергии поэтического текста, который жи-вет не только в своем историческом измерении, но и способен нести свет и энергию своего на-рода другим. Поэт как бы отмечает когнитивную энергию поэзии, ее силу и способность создавать общекультурные ценности.В стихотворении «Келдік талай жерге енді…» автор выделяет основные качества энергии, при-сущие поэтическому тексту, как действие, страсть, стремление к обновлению, раздвигающему преде-лы достигнутого: Іште қайғы, дерт пысыпКөкіректі өрт қысыпАйтуға көңілім тербенді.Абай мыслит и словами как поэт, и идеями как философ, не случайно он часто говорит о ду-шевном страдании, но связывает это не сколько с эмоциональной сферой жизни человека, сколько с авторитетом разума, как одного из проявлений энергии человеческого духа. Поэт раскрывает психо-физиологические основы энергии поэзии, тайны скрытых умственных движений, затраги-вая «бессознательное» как некую нелогическую и иррациональную сферу, отдавая предпочтение интуиции:
Ақыл мен хауас барлығын
Білмейдүр жүрек, сезедүр.
Мүтəкəллимин мантикин
Бекер босқа езедүр.
Энергия невыразимого, метафорическая энер-гия слова, энергия мысли, сила заблуждения, мощь вдохновения, энергия таланта и дара, дуа-лизм языкового знака, энергия гармонии и дисгар-монии составляют энергию поэтического текста Абая, который вопрошал:
Жалын мен оттан таралған
Сөз ұғатын қайсың бар?
Энергия эксплицитного и имплицитного ха-рактера выступают в поэзии Абая в виде вербаль-ной и невербальной единиц. Поэтому они должны изучаться не только как смыслоносители, но и как энергоносители.