Рубрики
Календарь
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

  • Очень хороший (33%, 166 Votes)
  • Плохой (18%, 89 Votes)
  • Без Комментариев (18%, 89 Votes)
  • Хороший (17%, 87 Votes)
  • Средний (13%, 63 Votes)

Total Voters: 499

Загрузка ... Загрузка ...

Мекемтас Мырзахметулы. ВОСХОЖДЕНИЕ МУХТАРА АУЕЗОВА К АБАЮ (Введение)

М. Мырзахметов

Современная казахская литература более чем за полувековой период своей истории встала в один ряд с передовыми литературами, внесла весомый вклад в мировое художественное мышление. Это способствовало возникновению многих самостоятельных отраслей в казахском литературоведении: абаеведение, жамбыловедение, сейфуллиноведение и ауезововедение, что само по себе доказывает, что казахское общество, переживает в настоящее время качественный рост, духовное обогащение.

Творчество великого поэта Абая Кунанбаева стало подлинной культурной ценностью казахского народа, его национальной гордостью. Благодаря всестороннему и тщательному научному анализу творческого наследия поэта, кропотливому изучению его эпохи, абаеведение стало самостоятельной и наиболее жизнестойкой отраслью казахского литературоведения. Исторически решающую роль в становлении абаеведения как подлинно научной дисциплины сыграл писатель-академик Мухтар Омарханович Ауезов, приложивший неимоверные усилия к тому, чтобы творчество великого поэта-гуманиста органически влилось в сокровищницу мировой культуры. — Как и Абай, выдающийся писатель и сам создал бесценные научные и художественные произведения, которые широко известны не только у нас в стране, но и за ее пределами. Его роман-эпопея «Путь Абая», а также многоплановые историко-филологические, исследования, впоследствии ставшие основой новой, но весьма перспективной отрасли казахского литературоведения — ауезововедения.

Сочинения Мухтара Ауезова, и особенно его научные исследования, посвященные творчеству великого  Абая, его высокохудожественное эпическое полотно — роман «Путь Абая» стали своеобразным мостом между прошлым и настоящим в духовной жизни народа: это своего рода связующее звено культурных традиций. Благодаря титаническому труду М. Ауезова, создавшему неоценим мое научно-теоретическое и художественное наследие, у нас есть оружие творческого дерзания, при помощи которого можно познавать глубокий смысл и секреты мастерства абаевской поэзии.

Дошедшие до нас произведения Абая Кунанбаева в настоящее время составляют два небольших тома. А прозаические и драматургические сочинения М. Ауезова самых различных жанров, а также научные труды по довольно широкой проблематике изданы в двадцати томах. Но и это далеко не полное академическое издание; в будущем предполагается выпуск многотомника его сочинений, с дополнениями за счет ранее неизвестных историко-библиографических и текстологических материалов, обнаруженных в архивных фондах. Это весьма значительное культурные явление, безусловно, послужит основой дальнейших всесторонних теоретических исследований, которые будут преследовать довольно серьезные научные цели.

Если заострить внимание на шестидесятилетней истории теоретического освоения творчества писателя-академика, посмотреть на эту проблему сквозь призму многочисленных критических, научно-исследовательских и научно-популяризаторских статей, а также публичных выступлений, то очевидно, что без соответствующей подготовки невозможно вникнуть во все сложности авторского замысла. Вот некоторые факты. Начиная с 1917 года, ежегодно на страницах газет и журналов печатались по одной-две, а то и по пять-шесть критических, библиографических, полемико-дискуссионных и т. д. статей об М. Ауезове. А в юбилейном, 1934 году празднования 15-летия республики, их было рекордное число — 52, из которых 33 — на русском языке. Следует отметить, что, в основном, они, хотя затрагивали и другие вопросы, были объединены общей проблемой — «Ауезов как драматург». Только в 1949 году в связи с исследованиями писателя о творчестве Абая, а также по случаю завершения первых двух книг романа «Абай», были опубликованы; около 80 статей, т. е. вдвое больше, чем в упомянутом уже 1934 году. Характерно, что подавляющее большинство их было посвящено именно теоретическим исследованиям М. Ауезова о жизни и творчестве великого поэта и просветителя казахского народа Абая Кунанбаева.

Знаменательными событиями в жизни М. Ауезова были присвоение ему званий лауреата Государственной премии за роман «Абай» (1949), лауреата Ленинской премии за роман-эпопею «Путь Абая» (1959), торжественное празднование его 60-летнего юбилея. В эти годы были опубликованы критико-библиографические, научно-исследовательские и пропагандистские статьи и отдельные монографии, различных авторов, которые, в основном, были посвящены исследованиям писателя по абаеведению. Например, только в 1957 г. таких публикаций было 186, а еще через десять лет, т. е. в 1967 г. — 480 газетно-журнальных статей и монографических исследований. Интерес к творчеству М. Ауезова никогда не ослабевал. Его произведения постоянно в центре внимания как. науки о литературе, так и литературной критики. Так, лишь в 1977 г., когда отмечалось 80-летие писателя, о его творчестве было написано около 600 статей, рецензий, юбилейных сборников, теоретических исследований и научных комментариев. Кроме того, на многих языках народов бывшего СССР массовым тиражом были» изданы произведения писателя. Сейчас уже более тысячи человек, которые пишут на своих родных языках, а также литературоведы зарубежных стран изучают жизнь и творчество М. О. Ауезова.

Немалую роль в деле познания и выработки объективной оценки трудов выдающегося писателя внесли и казахские литературоведы. Произведения М. Ауезова, начиная с 30-х г., и особенно с 1934 г., стали объектом пристального внимания широкой общественности и оживленно обсуждались на страницах периодической печати. Этому способствовало активное вмешательство я общественную жизнь литераторов старшего поколения — С. Сейфуллина, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Каратаева, А. Тажибаева, Б. Кенжебаева и других.

Эти традиции, начатые старейшинами казахской литературы, впоследствии успешно продолжены представителями новой плеяды критической мысли — Е. Исмаиловым, М. Габдуллиным, М. Фетисовым, Т. Нуртазиным, К. Жармагамбетовым, 3. Кедриной, М. Сильченко, Н. Смирновой, Ы.  Дуйсенбаевым, Л. Ауезовой, Е. Лизуновой, 3. Ахметовым, А. Нуркатовым, Б. Сахариевым, X. Адибаевым, Р. Бердибаевым, А. Байтанаевым, X. Суюншалиевым, Р. Нургалиевым, А. Молдахановым, О. Тыныбаевой, С. Мухашовой, Б. Кундакбаевым, Е. Жакупрвым и другими. Произведения различных жанров богатейшего ауезовского наследия стали объектом ряда специальных диссертационных исследований — кандидатских и докторских, которые защищались как в вузах, так и в Академии наук республики [1].

10 августа 1963 г. был организован литературно-мемориальный Дом-музей М. Ауезова. Этот факт оказал довольно значительную добрую услугу в деле собирания, издания и системного исследования творческого наследия писателя. Сотрудники Дома-музея выпустили, первый оригинальный библиографический указатель сочинений М. Ауезова [2], два сборника, посвященных 80-летнему юбилею писателя [3], а также описание его рукописного архивного фонда [4], новый дополненный библиографический указатель [5] и фундаментальное монографическое исследование по проблемам истории Казахстана, которые отражены в творчестве писателя [6]. Эти и ряд других проблемно-тематических исследований наглядно убедили общественность в том, что ауезововедение как самостоятельная отрасль литературоведения развивается по методологически правильной основе.

Известно, что многочисленные статьи и исследования о творчестве М. О. Ауезова,  широки  и  разнообразны и поднятые в них и относящиеся к различным филологическим дисциплинам вопросы. Поэтому мы сосредоточили свое внимание, в основном, на высказываниях писателя, посвященных непосредственно произведениям Абая. В большинстве своем они отражают творческий почерк писателя, создавшего эпопею «Путь Абая» и другие художественные произведения самого разнообразного жанра о великом поэте. С огромной благодарностью мы воспользовались ими для систематизации своих идей при написании настоящей работы.

Мухтар Ауезов — человек поистине великого многогранного дарования. Его художественное мышление, многолетние непрерывные научные исследования заостряют внимание ученых на насущных и благородных задачах науки и искусства.

Каждый талантливый писатель относится к своей из любленной теме как к исповеди души и беззаветно разрабатывает ее в течение многих лет. Итогом таких творческих поисков М. Ауезова стала эпопея «Путь Абая». Основой или живым духовным источником для автора явились жизнь и творчество Абая, кропотливое изучение материалов его эпохи, которым он занимался почти всю жизнь. «Путь Абая» был задуман и осуществлен М. Ауезовым в двояком плане; это и труд исследователя, и художественное произведение. В результате упорного, неустанного труда М. О. Ауезова абаеведение обогатилось новыми идеями и важными выводами, а в литературной сокровищнице появилось замечательное произведение о жизни и деятельности великого казахского поэта. Сам  Ауезов глубоко осознавший процесс диалектического развития творческой личности, впоследствии писал: «…Создание художественного произведения на историческую тему требует от писателя прежде всего терпеливого труда исследовательского характера. Я начал с составления дополненной биографии Абая. Я собрал значительный материал, который обязательно должен был войти в будущий роман. Я утвердился во мнении, что эти две стороны одной работы должны взаимно подкреплять друг друга и тем самым восполнить пробелы в абаеведеңии» [7] (Поднострочный перевод наш — М. М., в дальнейшем ППН — М.М.).

Известно, что подобное явление встречается (хотя не так часто) в художественном творчестве, что мы знаем из истории русской литературы [8]. Роман-эпопея М. Ауезова «Путь Абая» отличается своими неповтори­мыми художественными достоинствами (красочность ав­торского видения, полнота реально осязаемых чувств, завершенность и колоритность контрастных образов), а также художественно обобщенными познавательными фактами, информативно насыщенным содержанием. При­давая особое значение этой четырехтомной книге, рас­сказывая о ней как о научно разработанном труде, в ко­тором глубоко и проникновенно интерпретируется твор­чество Абая, Г. И. Ломидзе пишет: «Эпическое художе­ственное произведение М. Ауезова можно по праву назы­вать литературоведческим исследованием творчества Абая» [9]. Для глубокого и научного осмысления тех источ­ников сведений, которые положены в основу эпопеи «Путь Абая», для понимания Творческого процесса Созда­ния, т. е. рождения самого романа каждому исследовате­лю необходимо осмыслить те довольно сложные проблемы мы, которые исследованы М. Ауезовым в его трудах, посвященных различным вопросам абаеведения. Но т. к. главное действующее лицо романа-эпопеи — высокоода­ренная интеллектуально-творческая личность, решение этих проблем выдвигается на передний план как весьма насущных и актуальных. Только уяснив все перипетии достаточно сложных общественных явлений, можно дой­ти до сути тех отличительных черт и нюансов авторской трактовки сюжетных коллизий, которые стали для него различными мотивами побуждения на историческом от­резке времени, когда создавалась знаменитая эпопея. С этой точки зрения наше исследование, которые мы на­звали «Мухтар Ауезов и проблемы абаеведения», ставит своей целью освоить наиболее актуальные и важнейшие звенья в цепи литературоведческих задач сегодняшнего дня. Роман-эпопея «Путь Абая» завоевал мировую славу. Глубокое понимание природы этого шедевра словесного искусства, с одной стороны, предполагает изучение на­учных Трудов М. Ауезова, отражающих творческий облик великого Абая. Хотя критическое освоение всего, что является объектом ауезововедения, началось еще в 30-х годах, однако научные изыскания писателя по творчест­ву Абая никем не были исследованы до сих пор. «Мы располагаем сегодня лишь отдельными и порою весьма ценными высказываниями ряда ученых, исследования которых в той или иной степени освещают проблемы ауезововедения. Но все же отсутствие специальных ра­бот по данному вопросу не могло оставить равнодушны­ми участников Всесоюзной юбилейной научной конфе­ренции, состоявшейся в связи с 80-летием писателя. В ее резолюциях особо отмечалась, необходимость восполне­ния этого пробела, подчеркивалась первоочередная важ­ность специального и широкого изучения темы «Мухтар Ауезов и проблемы абаеведения» [10]. 

В связи с разработкой поставленных нами задач не­обходимо было остановиться и на своеобразных наблю­дениях писателя о поэтическом творчестве Абая, нашед­ших отражение в романе-эпопее «Путь Абая». Но в ряде работ по ауезововедению даются лишь косвенные свиде­тельства по интересующим нас вопросам. Поэтому не всегда можно ссылаться на них непосредственно.

Сама по себе тема «Мухтар Ауезов и проблемы абае­ведения» является обширной и в некоторой степени даже всеобъемлющей. Следовательно, вполне естественно, что в одной работе нет возможности охватить все ее стороны. К тому же, данная тема вряд ли по силам одному иссле­дователю. Поэтому мы сознательно отказались от ана­лиза всех проблем, которые в свое время поднимались и специально изучались М. Ауезовым. Мы ограничились только узловыми, вопросами проблемы, которые, на наш взгляд, до сих пор не известны широкой общественности, или вызвали разноречивые мнения, горячие споры. Воп­росы, на которых мы акцентировали свое внимание, изу­чались М. Ауезовым в течение многих лет, но его выво­ды и суждения не были полностью обнародованы; в ос­новном, они сохранились в тезисах или в виде заметок на полях — хашиа (особый тип заметок на полях у восточных писателей. – М.М.). Это заставило нас быть более внима­тельными к источникам сведений, имеющимся в архиве писателя. Весьма ценные и глубокие по смыслу, но ску­пые и довольно сжатые по форме мысли М. Ауезова – ученого, зафиксированные в его дневниках и набросках, получили более развернутое описание в его художественном полотне «Путь Абая», которому мы в своих исследованиях и придаем первостепенное значение.Свои многолетние научные изыскания по творчеству Абая, и особенно историко-филологические работы, связанные с созданием художественных произведений о великом поэте, писатель осуществлял в плане решения ряда кардинальных проблем, которые по его систематике состояли из следующих восьми моментов:

1.    Научная биография Абая.

2.    Источниковедение и текстология произведений Абая.

3.    Реализм и народность Абая.

4.    Связь произведений Абая с русской (европейской) литературой.

5.    Отношение творческого наследия Абая к классическому Востоку.

6.    Литературное окружение (среда) Абая.

7.    Традиции Абая в казахской литературе демократического направления начала XX века.

8.    Традиции Абая в современной казахской литературе.

Свои выводы по этим жизненно важным проблемам на мировоззрение и поэтическую культуру Абая, пути внутренней его эволюции М. Ауезов пояснял с подлинно материалистических позиций, руководствуясь принципами строгой, научно выдержанной хронологической системы. Этот подход к процессу становления творческой личности у М. Ауезова характерен не только для исследований в области абаеведения, но и для , величайшего его творения — романа-эпопеи «Путь Абая».

Писатель-академик поделился в свое время ценными мыслями о седьмом-восьмом пунктах перечисленных восьми проблем. Он не считал эти вопросы решенными, напротив, рассматривал их как перспективные, которые в будущем подлежат всестороннему и глубокому анализу. Проблема, названная М. Ауезовым в седьмом пункте, (т. е. поэтическая традиция Абая в дореволюционной казахской литературе демократического направления) впоследствии стала объектом специального монографического исследования А. Нуркатова [11].

Свои взгляды на, проблему народности и реализма в творчестве Абая М. Ауезов изложил на высоком теоре­тическом уровне в двух научных исследованиях [12]. Этот вопрос ученый также относил к числу перспективных тем будущих исследований и свою точку зрения по этому поводу он обосновал в плане теоретического нацелива­ния; она стала предпосылкой научных поисков, благода­ря этому в настоящее время разрабатывается ряд тем в качестве специальных научных исследований по указанной проблеме.

Еще в начале 30-х гг. М. Ауезов в теоретических своих работах выдвинул целостную концепцию о трех источни­ках, питавших творчество Абая и сформировавших его как классика казахской литературы. Среди этих живи­тельных истоков он особо отмечал роль русской, а через нее и европейской литературы как жизненной артерии абаевской поэзии. В дальнейшем, в своих исследованиях по абаеведению, а также в эпопее «Путь Абая», он все­сторонне и глубоко, научно обосновал эту свою концеп­цию об органических связях поэтической школы Абая с русской и европейской классикой. К такому теоретиче­скому выводу М. Ауезов пришел в результате обстоя­тельных научных поисков. Талант истинного художника и верность главнейшим принципам реализма позволили ему прийти к далеко идущим теоретическим выводам. Тем самым он на деле показал, что изучение проблемы взаимосвязи русской и казахской литератур будет успеш­ным, если учитывать факторы, на которых основывается предмет, а именно объективно-исторические условия эпохи, закономерности сближения и взаимообогащения культур, а также эстетические основы абаеведения как науки и особенности ее формирования как самостоятель­ной литературоведческой дисциплины и т. д. Таким об­разом, проблема взаимосвязи литератур пронизывает самую суть абаеведения.

В данной работе мы сознательно  не рассматриваем проблему взаимосвязей литератур. Во-первых, отношение произведений Абая к русско-европейской литературе достаточно полно изучено в плане абаеведения, и по отдельным вопросам ученые уже пришли к единому мнению. Во-вторых, довольно сложная и значительная тема, при включении ее в предлагаемое исследование могла непомерно увеличить ее объем. В-третьих, эта тема служит основным лейтмотивом другой нашей книги, условно названной «Историей абаеведения» (1889—1989 гг., объем 20 п. л.), которая является итогом наших многолетних изысканий. Она создана на основе богатых фактических данных, сплетенных нами как система перекрестных мнений.

Таким образом, четыре из восьми пунктов намеченных М. Ауэзовым проблем не стали в настоящей работе объектом исследования.

Тематика наших исследований, в целом, направлена на освещение следующих вопросов:

Первую главу монографии мы называли «Ауезов М. О. — собиратель и текстолог произведений Абая», писатель первым из ученых представил фундаментальные материалы по творчеству Абая, провел тщательные текстологические исследования его поэзии. Наряду с поисками источников сведений, необходимых для создания творческой биографии Абая историко-филологическими исследованиями в этой области, им еще в начале 20-х гг. были предприняты попытки собрать все стихотворения поэта и подготовить к изданию первое полное собрание сочинений. Однако уникальные текстологические изыскания М. Ауезова по установлению канонических текстов стихотворений Абая до сих пор не получили должной оценки и никем еще не освещались. Титанический труд М. Ауезова, который восстановил одну треть некогда полностью потерянных произведений поэта, заслуживает стать объектом специальных исследований.

Вторая глава посвящена изучению оригинальной научной методологии М. Ауезова, которую он применил в процессе создания творческой биографии Абая Кунанбаева. Задумав на сугубо теоретической основе составить биографический труд, он проанализировал и синтезировал материал как профессиональный историк. И это вызывает особый интерес, дает возможность более глубоко познать характер социально-политической обстановки исследуемого периода, сущность духовной среды и нравственные устои общества, подарившего миру Абая — поэта и гражданина. Без этих предварительных сведений было бы трудно найти и правильно оценить подлинные истоки всевозможных социальных мотивов, вызвавших к жизни те или иные Произведения поэта. Необходимо охватить во взаимной связи пути формирования мировоззрения поэта, социально-историческое положение двуслойного феодально-патриархального общества эпохи, в котором развивалось творчество Абая, а также живые народные источники, ставшие ему духовной пищей. Научное познание довольно сложного внутреннего мира и идеалов великого поэта, понимание всего его жизненного тонуса невозможно без проникновения в сущность этих явлений.

Эти наисложнейшие и широкие задачи М. Ауезов осознал раньше других исследователей. Высокая гражданская ответственность выдвинула перед ним нелегкую задачу систематизации фактов и подлинно научного описания биографии Абая. Поэтому вторая глава нашей работы посвящена довольно сложной проблеме: «Изучение биографии Абая — фундаментальная основа абаеведения». Нами учтено, что абаеведческие исследования М. Ауезова и особенно его источниковедческие изыскания, связанные непосредственно с созданием эпопеи «Путь Абая», и размышления по этому поводу — это яркое свидетельство колоссального трудового героизма. Он четырежды дополнял и перерабатывал издаваемые книги, посвященные биографии Абая Кунанбаева.

В главе «Мухтар Ауезов и литературное окружение Абая» рассматривается довольно глубокая и кардинальная проблема. В свое время она вызвала острую полемику, в ходе которой были высказаны самые противоречивые мнения. Вопрос этот, который еще в тот период стал вполне самостоятельным объектом исследования, был впервые поднят также М. О. Ауезовым. Впоследствии проблема социальной среды поэта как фундаментальная понятийная категория охватила многие взаимно соотносящиеся отрасли абаеведения. Хотя писатель в своих научных исследованиях весьма скупо говорил по этому поводу, но решение этой проблемы осуществлялось при помощи разработок отдельных и весьма перспективных вопросов, а именно: «Поэтический круг Абая», «Поэты — ученики Абая», «Литературная школа Абая», «Литературное окружение Абая», «Поэты — современники Абая», «Поэтическая традиция Абая» и т. д. Теоретическая постановка этих проблем более  полно  раскрывается  не столько в трудах по абаеведению, сколько в романе-эпопее «Путь Абая». Это и побудило нас к анализу генезиса принципиальных точек зрения писателя на проблему, а также аспектов его эстетико-теоретических предпосылок в свете мировоззрения ученого и художника, каким был М. Ауезов. Свою точку зрения на исследуемую проблему мы изложили в пределах допустимого объема работы, ограничились кругом уже перечисленных ключевых вопросов. При их развернутом освещении можно было бы написать самостоятельные монографические сочинения по каждой из этих проблем.

Нами были использованы, как было уже отмечено, ранее опубликованные, т. е. изданные при жизни произведения М. Ауезова, особенно рукописные материалы — критические, библиографические и исследовательские статьи, черновые наброски и тщательно продуманные рабочие тезисы, содержащие россыпи идей, хашию особого рода попутные заметки на полях и т. д. Все это до сих пор не было вовлечено в орбиту исследований. Данная работа построена преимущественно на архивных источниках, поэтому мы, в основном, и ссылаемся на них. При этом можно выразить удовлетворение тем, что в процессе работы нам удалось собрать значительные факты, которые хранятся в личном фонде писателя и относятся к его исследованиям по абаеведению. Эти материалы также готовятся нами к изданию в виде отдельной книги под названием: «Мухтар Ауезов. Неопубликованные материалы по абаеведению» (объем 24 п. л.). Она будет снабжена научным комментарием.

Этому посвящена четвертая глава исследования, которая называется «Вопрос об отношении Абая к восточной классике в исследованиях М. О. Ауезова».

Первые попытки изучения восточных мотивов в творчестве Абая также связаны с именем М. Ауезова, который высказал серьезные мысли по этому поводу. Но свои взгляды писатель в основном выразил в тезисной форме. Кроме того, хронологическая система описания всевозможных поэтических преломлений в произведениях тончайшего лирика, каким был Абай, не дает стройной, логически последовательной картины эстетического целого. Следовательно, только человек с должной теоретической подготовкой, хорошо знакомый с природой ауезовского письма, в состоянии понять и оценить   разбросанные в разных дневниковых записях мысли, суммировать их с учетом этих особенностей черновых заметок писателя. Произведен пристальный анализ смысла подтекстов, заключенных в его интегрированных высказываниях.

Очевидно, из-за сложности самого объекта исследования, труднодоступности материалов по абаеведению эта проблема освещалась поверхностно, в общем плане, хотя вокруг нее нередко возникали горячие споры, происходил оживленный обмен мнениями. Но тем не менее, это еще малоизученный вопрос.

Конечно, были довольно веские причины того, что М. Ауезов, который довольно рано приобрел достаточно глубокие знания по данной теме, и раньше других Затронувший ее, высказался по этому поводу отрывочно, урывками, вместо того, чтобы изложить суть вопроса развернуто, обстоятельно, с характерной для него широкой интерпретацией фактор. Но свои научные выводы, накопившиеся за многие годы, он выразил гораздо ярче в романе «Путь Абая», чем в исследованиях. Это положенные в основу романа-эпопеи глубинные мысли писателя указывают нам более верное направление, служат правильным ориентиром при анализе вопроса об отношении творчества Абая к классическому Востоку. Тем самым они оказывают благотворное влияние на развитие литературоведческой науки в целом.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Қаратаев М. Мухтар Эуезов. Алматы, 1967; Кедрина 3. Мухтар Ауезов. М., 1951; Сильченко А, Смирнова Н. Творческий путь М. Ауезова. А., 1957; Лизунова Е. Мастерство Мухтара Ауезова. А., 1968; Нұрқатов А. Мұхтар Әуезов творчествосы. А.; 1965; Нұрғалиев Р. Трагедия табиғаты, А., 1968; Бердібаев Р. Роман және заман. А, 1967; Қазақ тарихи романы. А., 1979; Ауезова Л. Исторические основы романа-эпопеи «Путь Абая». А., 1969; Байтанаев Ә. Шын шеберлік. А, 1969; Сыздыков К. Мұхтар Әуезов — әдебиет сыншысы. А., 1973; Дуйсенбаев Ы. Мұхтар Әуезов. А., 1974; Тасболатов К. Әдебиет сабағында оқушылардың танымдық белсенділігін арттыру жолдары. А., 1974; Мухашова С. М. О. Ауезов — переводчик советской драматургической классики. А., 1977.

2. Библиографический указатель по творчеству М. О. Ауезова. А., 1972.

3. Певец народа… А., 1977; Мухтар Ауезов — классик советской литературы. А., 1980.

4. Рукописные наследия; M. О. Ауезова А., 1977,

5. Мухтар Ауезов. Библиографический указатель. Аг, 1984.

6. Әуезова Л. М. Әуезов творчествосында Қазақстан тарихының проблемалары. А., 1977.

7. Архив    литературно-мемориального  музея  М.  О.  Ауезова (ЛММА), папка № 202, с. 1 (в дальнейшем :  Архив ЛММА)

8. Беликов А. Юрий Тынянов. М., I960, с. 43.

9. Ломидзе Г. И. Значение творчества Мухтара Ауезова для со­ветской многонациональной литературы. — В кн.: Мухтар Ауезов — классик советской литературы. А., 1980, с. 63.

10. Ахметов 3. А. Проблемы изучения творчества Мухтара Ауезо­ва. — В кн.: Мухтар Ауезов — классик советской литературы. С.’97.

11.Нұрқатов А. Абайдың ақындык дәстүрі. А., 1966.

12. Ауезов М. Традиции русского реализма и казахская дореволюционная литература.—Дружба народов. М., 1949, №2, с. 123—139; Народность и реализм Абая. — Ученые записки КазГУ, т. 19. А., 1955, с. 1-6.

Мырзахметулы М. Восхождение Мухтара

Ауезова к Абаю (Монография). Алматы,1994.

 

Подготовили к печати:

Талшын Есентаева, Айгерим Сметова,

Алия Тапенова, Айгуль Алпысбаева,

Лаула Шаяхмет, Гульназ Даутова,

магистранты Института Абай

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники