Рубрики
Календарь
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

  • Очень хороший (33%, 166 Votes)
  • Плохой (18%, 89 Votes)
  • Без Комментариев (18%, 89 Votes)
  • Хороший (17%, 87 Votes)
  • Средний (13%, 63 Votes)

Total Voters: 499

Загрузка ... Загрузка ...

Абдеш Калмырзаев. АБАЙ КУНАНБАЕВ

Абдеш Калмырзаев

Одним из выдающихся художников слова, мыслите­лей прошлого является Абай Кунанбаев (1841—1904 гг.). От природы одаренный человек, выросший в далекой, глухой казахской степи, он, благодаря тесному приобще­нию к прогрессивной русской культуре, неустанному самосовершенствованию, достиг уровня образованнейших людей Европы. Поэт-демократ, мыслитель и обществен­ный деятель в понимании общественной действительности шагнул дальше своих современников-земляков, стал бор­цом за светлые идеалы народа, основоположником казах­ской письменной литературы.

Роль и значение Абая в развитии и становлении ду­ховной культуры казахского народа неоценимо высоки. И ныне его счастливые потомки продолжают и разви­вают богатое творческое наследие поэта.

Жизнь и деятельность Абая всесторонне и глубоко изучены, сегодня его поэзия стала достоянием широких масс. Это свидетельствует о любви и признании нашими современниками творчества Абая — высокохудожествен­ного и богатого по содержанию.

В изучении и познании всего, что создано Абаем, ве­лика роль выдающегося деятеля казахской культуры, одного из классиков советской литературы М. О. Ауэзова. Он стал основоположником целого научного направ­ления в казахском литературоведении — абаеведения. В течение всей своей научной и творческой деятельности М. Ауэзов постоянно занимался расширением и углубле­нием знаний по абаеведению. Им первым была написана научная биография поэта, где глубоко раскрывались смысл и содержание, гражданский пафос, гуманизм творчества Абая, проникнутого болью за обездоленный казахский народ, безграничной любовью к нему.

М. Ауэзов вместе с рядом других видных деятелей культуры Советского Казахстана активно содействовал утверждению партийного подхода к культурному насле­дию прошлого. В период становления казахской совет­ской литературы вульгарные социологи, оценивая творе­ния духовной культуры народа, отрицали творческое наследие минувших времен, в том числе и художествен­ные творения высокой идейной направленности отдель­ных казахских художников слова, ссылаясь на то, что-де авторами таких произведений являются выходцы из при­вилегированного класса.

Подобное псевдонаучное отношение к опыту прошлого до второй половины 30-х годов отчасти распространялось и на творчество Абая Кунанбаева. Благодаря принятым партией мерам по проведению в жизнь ленинских поло­жений о политике в области национальной культуры, объективность в оценке творчества Абая была восстанов­лена и творчество Абая во всей его многокрасочности раскрылось перед народом, во имя которого он страдал, дерзал и творил.

Кроме научных трудов о поэте М. Ауэзов создал заме­чательное художественное произведение — роман-эпопею о жизни Абая Кунанбаева, которая явилась не только литературным памятником великому поэту, но и настоя­щей энциклопедией о целой эпохе в жизни казахского народа. Имя великого Абая стало всемирно известным благодаря роману М. Ауэзова «Путь Абая», удостоенному Ленинской и Государственной премий СССР и вошедше­му в золотой фонд советской художественной культуры.

При непосредственном участии М. Ауэзова образ поэ­та был воскрешен на сцене драматического и оперного театров и в кино. Из совокупности сценических, кинема­тографических, оперных, литературных, научных реми­нисценций к жизни и поэтическому наследию Абая вос­создается как бы целостная картина творческой биогра­фии поэта-мыслителя.

В работу по всестороннему изучению жизни и твор­чества Абая, обогащению абаеведения внесли свой посильный вклад многие деятели культуры республики — С. Муканов, Г. Мусрепов, X. Джумалиев, Е. Иcмайлов, М. Сильченко, К. Бейсембиев, Т. Тажибаев, Б. Кенжебаез, М. Каратаев, А. Нуркатов, Р. Сыздыкова, А. Жиренчин, Б. Габдуллин, З.Ахметов, М. Божеев, X. Суюншалиев, Б. Шалабаев, Т. Алимкулов и другие поэты, прозаики и ученые-обществоведы. В их трудах раскрываются идей­ные истоки, народность, реализм поэзии Абая, пока­зывается тесная связь творчества поэта с жизнью народа, выявляется глубочайший гуманизм и человечность, щедрость натуры и одаренность, всеохватывающий экциклопедический размах мышления поэта. В абаеведе-нии уже дан научный анализ новаторства поэзии Абая, исследована его роль в обогащении национального лите­ратурного языка, раскрыта глубина понимания поэтом сущности и общественного назначения духовной культу­ры в жизни народа.

Ряд ученых-обществоведов (Т. Тажибаев, К. Бейсем­биев, Б. Габдуллин, Б. Казыханова и другие) исследуют общественно-политические, педагогические, этико-эстетические взгляды поэта-мыслителя. Их интересуют в пер­вую очередь закономерности, субъективные и объек­тивные факторы формирования Абая Кунанбаева как мыслителя, поэта-просветителя, гуманиста-демократа.

«Творчество Абая, кровно связанное с традициями демократической культуры, — подчеркивал член Полит­бюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Казах­стана Д.А. Кунаев, — открыло новый этап в развитии казахской литературно-философской мысли, определив пути и направление дальнейшего развития национальной культуры» [1].

Великий поэт оставил для своих потомков огромное духовное богатство.

При жизни самого Абая было напечатано всего лишь четыре его стихотворения и не издано ни одной книги. При Советской власти его творения переиздавались много­кратно, и сегодня они издаются миллионными тиражами, переводятся на языки многих народов нашей многона­циональной страны и всего мира. «В огромной литературе об Абае, накопленной с 1889 по 1964 год и составляющей свыше трех тысяч названий, — замечает профессор X. Джумалиев, — можно увидеть не только глубину и широту нашего интереса к великому поэту, но и опреде­ленную закономерность, которая, на наш взгляд, заклю­чается в том, что критики и литературоведы правильно усвоили бесспорную истину о том, что Абай — зеркало своей эпохи, что нельзя, не всматриваясь в это зеркало, ни узнать, ни понять историю, традиции, идейные устрем­ления, прошлое народа» [2, 181].

Передовые люди своего времени еще до Октябрьской революции занимались популяризацией и изучением поэзии Абая Кунанбаева. В изучении и обнародовании наследия поэта немало сделано Какитаем Кунанбаевым. Им были впервые собраны и изданы отдельной книгой стихи Абая в 1909 году в городе Петербурге. Здесь же была помещена краткая биография поэта. Для ценителей и исследователей поэзии этот сборник долго оставался ценным подспорьем в популяризации творчества Абая.

В 1909-1914 годы семь раз издавались сборники его стихов [3, 120].

После Октябрьской революции, в 20-30 годы, по по­воду художественных творений поэта бытовали противо­речивые мнения, имело место разночтение его поэзии, высказывались как положительные, так и отрицательные суждения о творчестве Абая.

«В первые годы после революции, — как писал М. Ауэ­зов, — вплоть до 1936 -1937 годов, наряду с истинно со­циалистической оценкой наследия Абая имели место и различные консервативно-злопыхательские суждения. Поборниками последнего направления были закоренелые враги революционного пролетариата — алашординцы феодально-националистического толка. Они пытались привнести Абая под свое байско-контрреволюционное знамя, сделать его «своим Абаем», своим идейным вдох­новителем» [4, 259].

Их деятельность, безусловно, мешала приобщению трудящихся к поэтическому наследию Абая Кунанбаева. Превратное истолкование идейного содержания его по­эзии врагами революции привело к тому, что доброе имя поэта в одно время было вычеркнуто из литературной сокровищницы казахского народа.

По справедливому замечанию М. Ауэзова, «только лишь политика и великий курс Коммунистической партии помогли защитить мудрого сына казахского народа Абая от всякой клеветы классовых врагов, сохранить в чистоте его имя и все богатое творческое наследие» [4, 259].

Противоречивость мнений и суждений о творчестве поэта в этот пероид объясняется профессором И. Дюсенбаевым и другими обстоятельствами. Так, он пишет, что все это нельзя сводить лишь к умышленным действиям кое-кого, скорее всего это можно объяснить тем, что в те годы литературоведческая наука была слабо развита, большинство критиков еще неглубоко были вооружены марксистско-ленинским учением, в силу чего они нередко подпадали под влияние консервативных, узких, ошибоч­ных взглядов [3, 132].

Вульгарных социологов, носителей буржуазно-наци­оналистической идеологии не интересовали сущность и идейное направление поэзии Абая, они в своих высказыва­ниях делали упор на том, что он является выходцем из знатного рода, имеет феодально-байское происхождение. По этой причине Абай причислялся ими к выразителям идей эксплуататорского класса. Они не желали принять к сведению тот факт, что в прошлом многие выходцы из привилегированных классов шли в ногу с народом — истинным творцом человеческой истории, не учитывали того, что выразителям прогрессивных идей не обязатель­но быть выходцами только из темных, забитых слоев общества. «Люди из буржуазной интеллигенции, — писал А. В. Луначарский, — …стоят далеко от быта подлинного пролетариата, им трудно петь подлинно пролетарские песни… Ни на минуту нельзя сомневаться, что художник высокого дарования, восхищенный идеалом рабочего класса, зрелищем его мощного подъема и проникнутый презрением и ненавистью ко всему ужасному и ничтож­ному, чем переполнен современный уклад жизни,— мо­жет оказать громадную помощь пролетариату в деле его самоопределения…» [5, 172]. Вульгарные социологи 30-х годов всячески старались завуалировать высокую идейную направленность творений Абая, изолировать его от на­рода.

В те годы прошлое литературное наследие, накоп­ленное еще при феодальной, капиталистической форма­циях, в силу того, что в свое время находилось в распо­ряжении эксплуататорских классов нередко считалось реакционным, предавались забвению даже те шедевры литературной сокровищницы, которые относились к до­стоянию и пролетарской и общечеловеческой культуры. Например, один из руководителей КазАПП тех времен М. Каипназаров в своем докладе о задачах казахской пролетарской литературы в 1932 году прошлую народную поэзию, творчество Абая, Алтынсарина, Торайгырова полностью относил к произведениям, отражающим отста­лое феодальное сознание, отметил, что они враждебны современной литературе [6, 89].

И все же, несмотря на то, что после Октябрьской рево­люции не сразу сложилось объективно верное отношение к наследию Абая, творчество поэта постоянно вызывало большой интерес у общественности. В 1929 году профес­сором А. Саагди была написана серия научных статей, посвященных творчеству Абая [7, 63].

В 1928 году И. Кабулов на страницах газеты «Совет­ская степь» опубликовал статью «Философия казахского поэта и ее критика», где тенденциозно односторонне под­верг критике общественные взгляды Абая Кунанбаева, называя его философию «самым буржуазным хламом» [8]. Против такой оценки с категорическим возражением выступил в этой же газете И. Мустамбаев. Его статья так­же не была лишена отдельных ошибок. Так, он утверж­дал, что Абай является глашатаем надвигающейся новой эпохи торгового капитала, и в этом лишь видел положи­тельную сторону творчества Абая. Но в целом в оценке творчества поэта он был во многом объективен, подчерки­вая, что Абай был подлинно народным поэтом, и в исто­рии литературы и публицистики вообще редко на долю писателя выпадал такой успех в народной массе, какой имел в свое время Абай [8]. В тридцатые годы в Казахстане шли дискуссии о творчестве поэта [9]. В 1935 году увидела свет монография Г. Тогжанова «Абай». Эта работа, хотя и не лишенная идейных и методических ошибок, была первой попыткой изучения творчества Абая.

Впоследствии именно такого рода исследования о творчестве Абая, в том числе и предвзято-противоречи­вые, послужили основанием для создания нового раздела казахской литературоведческой науки — абаеведения. В 1940 году М. Ауэзов через семипалатинскую областную газету «Екпинди» обратился к исследователям наследия Абая. Он указал на необходимость дальнейшего сбора и записывания из уст народа произведений Абая Кунан­баева и вместе с тем подчеркнул необходимость тщатель­ного отбора новых стихов с тем, чтобы установить истин­ную принадлежность их автору [10].

«Не следует гнаться, — писал М. Ауэзов, — за увеличе­нием количества стихов Абая, а необходимо подумать о реальном соответствии вновь записанных стихов общему уровню поэзии Абая. В стремлении собрать больше сти­хов, стараясь вспенить эту работу, не собрали бы мы сти­хотворную пену. Проявим в этом больше ответственно­сти» [11, 252].

М. Ауэзов указал на обязательность скрупулезного сбора различного рода сведений, имеющих непосредствен­ное отношение к характеристике среды Абая, — в целях более глубокого понимания сути и содержания его по­эзии.

Выдающийся ученый и писатель М. Ауэзов не жалел сил своих и времени, создавая четкую систему методоло­гии исследования наследия Абая. При его активном уча­стии абаеведение из года в год все больше развивалось, углублялся его научный уровень. Оно не ограничивалось уже исследованиями только чисто литературного плана, а стало охватывать большой круг проблем, косвенно относящихся к творчеству Абая и связанных с историей, философией, лингвистикой, психологией, этикой, эстети­кой, музыкальным искусством, текстологией, библиогра­фией. Все эти исследования самого разнопланового ха­рактера дают сегодня нашим современникам цель­ное представление об Абае — как о выдающемся поэте-мыслителе, ученом, человеке энциклопедического даро­вания.

В отношении к творчеству поэта и после 30-х годов допускались некоторые отклонения от уже общеприня­тых положительных его оценок. В 1951 году М. Ауэзов в газете «Социалистік Казахстан» опубликовал статью «О наследии Абая» [12], в которой резко осудил статью фи­лолога С. Нурушева «О начальном периоде поэзии Абая», напечатанную в газете «Лениншіл жас».

С. Нурушев утверждал, что поэтом Абай стал в 37-летнем возрасте, а до этого будто бы не занимался стихо­сложением и что его поэтическую биографию следует поэтому начинать с 1882 года, когда он написал стихо­творение «Всадник с беркутом скачет в ранних снегах». Стихи поэта, написанные до этого, С. Нурушев предлагал не принимать во внимание, поскольку эти произведения якобы не принадлежали Абаю. М. Ауэзов, критикуя лжезащитника «чистоты» поэзии Абая, написал о непонима­нии этим «горе-ученым» специфических особенностей творческой деятельности. Не мог ведь Абай как бы «по щучьему велению», без творческих поисков в молодые годы, сразу превратиться в зрелого поэта. «Любой поэт, каким бы великим не был, конечно же становится поэтом не за один день. До 1882 года он, безусловно, пребывал в поре творческого поиска и дерзаний» [13, 287], — писал М. Ауэзов.

В этой же статье М. Ауэзов, говоря о положительных результатах, достигнутых в абаеведении, утверждал, что выход в свет романа «Абай» стал возможным благодаря высокому уровню развития абаеведения. Действительно, всестороннее изучение и исследование наследия Абая во многом способствовало созданию всемирно известной эпопеи. «Путь Абая» М. Ауэзова — не только гордость казахского народа, но и наглядный пример того, как при социализме пробуждаются таланты людей освобожденно­го труда и в том числе самого писателя. Массовое приоб­щение трудящихся к истокам культуры, создание благо­приятных условий для совершенствования интеллекту­альных возможностей каждой личности — все это стало реальным в результате осуществления ленинской полити­ки партии.

Абай как поэт-мыслитель, ученый-гуманист был де­тищем своей эпохи. На формировании его как личности сказались и условия среды векового страдания трудовых масс, и сама история противоречивой действительности казахского народа. На примере его жизни и творчества долго еще будут кропотливо изучаться целые пласты ка­захской народной жизни, поскольку и сам поэт, и его поэзия были неразрывно связаны с действительностью казахской степи XIX века. Изучая и исследуя наследие Абая, мы открываем и познаем историю целой эпохи в жизни патриархально-феодального казахского общества. Этим отчасти объясняется возрастающий из года в год интерес к изучению и систематизации художественного вклада Абая Кунанбаева в казахскую культуру. К сегод­няшнему дню выросла большая и хорошо подготовленная армия абаеведов. Их отряд разрастается и благодаря представителям различных отраслей науки. И это объяснимо, поскольку общественные науки быстро развивают­ся в Казахстане, а ряды квалифицированных кадров все больше пополняются представителями талантливой на­учной молодежи.

Творческое наследие Абая богато и ценно для совре­менников, которые, изучая его и овладевая им, могут значительно углубить свои знания о казахском народе, о его духовном развитии, быте и традициях, закономер­ностях пробуждения его самосознания (…).

Исследование философ­ских, социальных и нравственных воззрений поэта сле­дует считать проблемой актуальной, требующей тщатель­ной научной разработки и имеющей практическую ценность в развитии общественно-научной мысли в рес­публике. Освещению целого комплекса вопросов, свя­занных с данной проблемой, в Казахстане посвящено много исследований, и в частности труды Т. Тажибаева, К. Бейсембиева, Б. Габдуллина [14-16] и других ученых.

В абаеведении подробно освещаются общественно-по­литические, мировоззренческие взгляды Абая, приводят­ся конкретные факты, характеризующие особенности становления и формирования философских воззрений поэта. Хотя в области философии Абай Кунанбаев и не оставил за собой фундаментальных трудов, не написал специальных трактатов, но, как правильно указывал М. Ауэзов, потребность специального изучения его твор­чества в данном аспекте весьма ощутима.

«Нет основания удалять Абая от философии, — под­черкивал М. Ауэзов, — хотя он и не имеет своего специ­ального философского труда. Все произведения (лирика, поэмы, назидания) Абая в своей действительности отра­жают его мировоззренческие взгляды, полны глубоких философских суждений. Вот эти вопросы подлежат все­стороннему изучению и исследованию…» [11, 410].

Эти мысли М. Ауэзова нашли активную поддержку со стороны многих исследователей. Общественно-политиче­ские, философские, этические взгляды поэта стали объек­том целого ряда специальных научных трудов. Вместе с тем его эстетические взгляды все еще мало изучены, хо­тя эта проблема отчасти и затрагивалась в книге профес­сора К. Бейсембиева «Мировоззрение Абая», в моногра­фии профессора Б. Казыхановой «Эстетическая культура казахского народа».

На наш взгляд, проблема эстетического в творчестве Абая требует специального изучения и обобщения. Сис­тематизация эстетических представлений, пронизываю­щих все творческое наследие поэта-просветителя, как представляется, должна стать объектом широкого науч­ного исследования.

В поэзии и назиданиях Абая часто встречаются све­жие и удивительные примеры самобытного эстетического взгляда на природу и явления общественной жизни. М. Ауэзов в своей монографии о творчестве Абая отме­чал: «Со временем будут исследования об эстетических воззрениях, педагогических размышлениях, философских взглядах, историко-общественных идеях поэта, о влиянии на Абая русских классиков, о его поэтическом новаторст­ве и языке. Словом, появятся исследования по различным темам… Действительно, эти проблемы — поэтическая и языковая особенности, педагогические, эстетические и философские аспекты — все это есть в произведениях Абая» [11, 323-324].

Как справедливо утверждает М. Ауэзов, художествен­ное наследие Абая представляет и большую эстетическую ценность, в нем ясно прослеживаются мысли поэта об особенностях эстетического освоения мира и человече­ской жизни, общественной роли и назначении художест­венного познания, искусства и поэзии, о их неразрывной связи с общественной жизнью народа и окружающей действительностью.

Исходя из вышесказанного, можно говорить и о на­значении настоящей работы, автор которой, опираясь на уже имеющиеся труды по абаеведению, ставит своей целью изучить и обобщить опыт исследования того, как различные эстетические категории реализуются в твор­честве казахского поэта-мыслителя, с тем, чтобы система­тизировать научные изыскания и по этой проблеме. Рабо­та призвана в какой-то степени восполнить имеющийся до сих пор научный пробел в изучении данного вопроса.

В настоящее время в науке наблюдается позитивная тенденция: различные вопросы развития духовной культуры народа стали разрабатываться комплексно, объединенными усилиями обществоведов и художников слова. Между ними налаживается все более тесное сотруд­ничество. «Вполне закономерно, — пишет академик П. Федосеев, — усиление интереса писателей к вопросам философии, социологии, этнографии, а у философов, исто­риков, социологов, этнографов — к художественной лите­ратуре, к психологии творчества» [17, 179].

Эту тенденцию академик П. Федосеев объясняет, с одной стороны, возрастанием влияния методологии обще­ственных наук на искусство, а с другой — расширением обратного воздействия искусства на обществознание. В связи с этим попытку исследования поэтического твор­чества Абая с эстетических позиций, думается, можно считать и научно-актуальной, и практически необходи­мой. Иначе говоря, такого рода исследование представ­ляет собой один из перспективных подходов к углублен­ному изучению духовного наследия великого поэта-мы­слителя Абая Кунанбаева.

            ЛИТЕРАТУРА

  1. Кунаев Д.А. Вступительная речь на торжественном собрании, посвященном 125-летию со дня рождения Абая Кунанбаева // Казахстанская правда. – 1971. – 29 мая.
  2. Абай Кунанбаев. Библиографический указатель. – Алма-Ата, 1965.
  3. Дюсенбаев И. Мухтар Ауэзов. Статьи и воспоминания. – Алма-Ата, 1974.
  4. Ауэзов М. Собр. Соч. В 12 томах. Том 12. – Алма-Ата, 1969.
  5. Луначарский А.В. Собр. Соч. в 8-ми томах. Том 7.
  6. Исмаилов Е. К новому подьему. – Алма-Ата, 1962.
  7. Исмаилов Е. В поисках нового. – Алма-Ата, 1967.
  8. Кабулов И. Философия казахского поэта и ее критика // Советская степь. – 1928. – 2 августа.
  9. Казахстанская правда. – 1934. – 11 октября.
  10. Екпинди. – 1940. 17 июня.
  11. Ауэзов М. Собр. Соч. В 12 томах. Том 11. – Алма-Ата, 1969.
  12. Ауэзов М. О наследии Абая // Социалистік Қазақстан. – 1951. — 4 февраля.
  13. Ауэзов М. Абай Кунанбаев. – Алма-Ата, 1967.
  14. Тажибаев Т. Философские, психологические и педпгогические взгляды Абая Кунанбаева. – Алма-Ата, 1957.
  15. Бейсембиев К. Мировоззрение Абая Кунанбаева. – Алма-Ата, 1956.
  16. Габдуллин Б. Этичечкие воззрение Абая Кунанбаева. – Алма-Ата, 1970.
  17. Новый мир. – 1977. — № 11.

Калмырзаев А.С. Эстетическое в творчестве

Абая. – Алма-Ата: Казахстан, 1979. – С. 3-14.

Подготовили к печати:  

магистранты первого года обучения

Дайрабекова Г., Кребаева А.,

Нурашева Г., Хабибулина А.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники