Абдеш Калмырзаев. АБАЙ КУНАНБАЕВ
Одним из выдающихся художников слова, мыслителей прошлого является Абай Кунанбаев (1841—1904 гг.). От природы одаренный человек, выросший в далекой, глухой казахской степи, он, благодаря тесному приобщению к прогрессивной русской культуре, неустанному самосовершенствованию, достиг уровня образованнейших людей Европы. Поэт-демократ, мыслитель и общественный деятель в понимании общественной действительности шагнул дальше своих современников-земляков, стал борцом за светлые идеалы народа, основоположником казахской письменной литературы.
Роль и значение Абая в развитии и становлении духовной культуры казахского народа неоценимо высоки. И ныне его счастливые потомки продолжают и развивают богатое творческое наследие поэта.
Жизнь и деятельность Абая всесторонне и глубоко изучены, сегодня его поэзия стала достоянием широких масс. Это свидетельствует о любви и признании нашими современниками творчества Абая — высокохудожественного и богатого по содержанию.
В изучении и познании всего, что создано Абаем, велика роль выдающегося деятеля казахской культуры, одного из классиков советской литературы М. О. Ауэзова. Он стал основоположником целого научного направления в казахском литературоведении — абаеведения. В течение всей своей научной и творческой деятельности М. Ауэзов постоянно занимался расширением и углублением знаний по абаеведению. Им первым была написана научная биография поэта, где глубоко раскрывались смысл и содержание, гражданский пафос, гуманизм творчества Абая, проникнутого болью за обездоленный казахский народ, безграничной любовью к нему.
М. Ауэзов вместе с рядом других видных деятелей культуры Советского Казахстана активно содействовал утверждению партийного подхода к культурному наследию прошлого. В период становления казахской советской литературы вульгарные социологи, оценивая творения духовной культуры народа, отрицали творческое наследие минувших времен, в том числе и художественные творения высокой идейной направленности отдельных казахских художников слова, ссылаясь на то, что-де авторами таких произведений являются выходцы из привилегированного класса.
Подобное псевдонаучное отношение к опыту прошлого до второй половины 30-х годов отчасти распространялось и на творчество Абая Кунанбаева. Благодаря принятым партией мерам по проведению в жизнь ленинских положений о политике в области национальной культуры, объективность в оценке творчества Абая была восстановлена и творчество Абая во всей его многокрасочности раскрылось перед народом, во имя которого он страдал, дерзал и творил.
Кроме научных трудов о поэте М. Ауэзов создал замечательное художественное произведение — роман-эпопею о жизни Абая Кунанбаева, которая явилась не только литературным памятником великому поэту, но и настоящей энциклопедией о целой эпохе в жизни казахского народа. Имя великого Абая стало всемирно известным благодаря роману М. Ауэзова «Путь Абая», удостоенному Ленинской и Государственной премий СССР и вошедшему в золотой фонд советской художественной культуры.
При непосредственном участии М. Ауэзова образ поэта был воскрешен на сцене драматического и оперного театров и в кино. Из совокупности сценических, кинематографических, оперных, литературных, научных реминисценций к жизни и поэтическому наследию Абая воссоздается как бы целостная картина творческой биографии поэта-мыслителя.
В работу по всестороннему изучению жизни и творчества Абая, обогащению абаеведения внесли свой посильный вклад многие деятели культуры республики — С. Муканов, Г. Мусрепов, X. Джумалиев, Е. Иcмайлов, М. Сильченко, К. Бейсембиев, Т. Тажибаев, Б. Кенжебаез, М. Каратаев, А. Нуркатов, Р. Сыздыкова, А. Жиренчин, Б. Габдуллин, З.Ахметов, М. Божеев, X. Суюншалиев, Б. Шалабаев, Т. Алимкулов и другие поэты, прозаики и ученые-обществоведы. В их трудах раскрываются идейные истоки, народность, реализм поэзии Абая, показывается тесная связь творчества поэта с жизнью народа, выявляется глубочайший гуманизм и человечность, щедрость натуры и одаренность, всеохватывающий экциклопедический размах мышления поэта. В абаеведе-нии уже дан научный анализ новаторства поэзии Абая, исследована его роль в обогащении национального литературного языка, раскрыта глубина понимания поэтом сущности и общественного назначения духовной культуры в жизни народа.
Ряд ученых-обществоведов (Т. Тажибаев, К. Бейсембиев, Б. Габдуллин, Б. Казыханова и другие) исследуют общественно-политические, педагогические, этико-эстетические взгляды поэта-мыслителя. Их интересуют в первую очередь закономерности, субъективные и объективные факторы формирования Абая Кунанбаева как мыслителя, поэта-просветителя, гуманиста-демократа.
«Творчество Абая, кровно связанное с традициями демократической культуры, — подчеркивал член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев, — открыло новый этап в развитии казахской литературно-философской мысли, определив пути и направление дальнейшего развития национальной культуры» [1].
Великий поэт оставил для своих потомков огромное духовное богатство.
При жизни самого Абая было напечатано всего лишь четыре его стихотворения и не издано ни одной книги. При Советской власти его творения переиздавались многократно, и сегодня они издаются миллионными тиражами, переводятся на языки многих народов нашей многонациональной страны и всего мира. «В огромной литературе об Абае, накопленной с 1889 по 1964 год и составляющей свыше трех тысяч названий, — замечает профессор X. Джумалиев, — можно увидеть не только глубину и широту нашего интереса к великому поэту, но и определенную закономерность, которая, на наш взгляд, заключается в том, что критики и литературоведы правильно усвоили бесспорную истину о том, что Абай — зеркало своей эпохи, что нельзя, не всматриваясь в это зеркало, ни узнать, ни понять историю, традиции, идейные устремления, прошлое народа» [2, 181].
Передовые люди своего времени еще до Октябрьской революции занимались популяризацией и изучением поэзии Абая Кунанбаева. В изучении и обнародовании наследия поэта немало сделано Какитаем Кунанбаевым. Им были впервые собраны и изданы отдельной книгой стихи Абая в 1909 году в городе Петербурге. Здесь же была помещена краткая биография поэта. Для ценителей и исследователей поэзии этот сборник долго оставался ценным подспорьем в популяризации творчества Абая.
В 1909-1914 годы семь раз издавались сборники его стихов [3, 120].
После Октябрьской революции, в 20-30 годы, по поводу художественных творений поэта бытовали противоречивые мнения, имело место разночтение его поэзии, высказывались как положительные, так и отрицательные суждения о творчестве Абая.
«В первые годы после революции, — как писал М. Ауэзов, — вплоть до 1936 -1937 годов, наряду с истинно социалистической оценкой наследия Абая имели место и различные консервативно-злопыхательские суждения. Поборниками последнего направления были закоренелые враги революционного пролетариата — алашординцы феодально-националистического толка. Они пытались привнести Абая под свое байско-контрреволюционное знамя, сделать его «своим Абаем», своим идейным вдохновителем» [4, 259].
Их деятельность, безусловно, мешала приобщению трудящихся к поэтическому наследию Абая Кунанбаева. Превратное истолкование идейного содержания его поэзии врагами революции привело к тому, что доброе имя поэта в одно время было вычеркнуто из литературной сокровищницы казахского народа.
По справедливому замечанию М. Ауэзова, «только лишь политика и великий курс Коммунистической партии помогли защитить мудрого сына казахского народа Абая от всякой клеветы классовых врагов, сохранить в чистоте его имя и все богатое творческое наследие» [4, 259].
Противоречивость мнений и суждений о творчестве поэта в этот пероид объясняется профессором И. Дюсенбаевым и другими обстоятельствами. Так, он пишет, что все это нельзя сводить лишь к умышленным действиям кое-кого, скорее всего это можно объяснить тем, что в те годы литературоведческая наука была слабо развита, большинство критиков еще неглубоко были вооружены марксистско-ленинским учением, в силу чего они нередко подпадали под влияние консервативных, узких, ошибочных взглядов [3, 132].
Вульгарных социологов, носителей буржуазно-националистической идеологии не интересовали сущность и идейное направление поэзии Абая, они в своих высказываниях делали упор на том, что он является выходцем из знатного рода, имеет феодально-байское происхождение. По этой причине Абай причислялся ими к выразителям идей эксплуататорского класса. Они не желали принять к сведению тот факт, что в прошлом многие выходцы из привилегированных классов шли в ногу с народом — истинным творцом человеческой истории, не учитывали того, что выразителям прогрессивных идей не обязательно быть выходцами только из темных, забитых слоев общества. «Люди из буржуазной интеллигенции, — писал А. В. Луначарский, — …стоят далеко от быта подлинного пролетариата, им трудно петь подлинно пролетарские песни… Ни на минуту нельзя сомневаться, что художник высокого дарования, восхищенный идеалом рабочего класса, зрелищем его мощного подъема и проникнутый презрением и ненавистью ко всему ужасному и ничтожному, чем переполнен современный уклад жизни,— может оказать громадную помощь пролетариату в деле его самоопределения…» [5, 172]. Вульгарные социологи 30-х годов всячески старались завуалировать высокую идейную направленность творений Абая, изолировать его от народа.
В те годы прошлое литературное наследие, накопленное еще при феодальной, капиталистической формациях, в силу того, что в свое время находилось в распоряжении эксплуататорских классов нередко считалось реакционным, предавались забвению даже те шедевры литературной сокровищницы, которые относились к достоянию и пролетарской и общечеловеческой культуры. Например, один из руководителей КазАПП тех времен М. Каипназаров в своем докладе о задачах казахской пролетарской литературы в 1932 году прошлую народную поэзию, творчество Абая, Алтынсарина, Торайгырова полностью относил к произведениям, отражающим отсталое феодальное сознание, отметил, что они враждебны современной литературе [6, 89].
И все же, несмотря на то, что после Октябрьской революции не сразу сложилось объективно верное отношение к наследию Абая, творчество поэта постоянно вызывало большой интерес у общественности. В 1929 году профессором А. Саагди была написана серия научных статей, посвященных творчеству Абая [7, 63].
В 1928 году И. Кабулов на страницах газеты «Советская степь» опубликовал статью «Философия казахского поэта и ее критика», где тенденциозно односторонне подверг критике общественные взгляды Абая Кунанбаева, называя его философию «самым буржуазным хламом» [8]. Против такой оценки с категорическим возражением выступил в этой же газете И. Мустамбаев. Его статья также не была лишена отдельных ошибок. Так, он утверждал, что Абай является глашатаем надвигающейся новой эпохи торгового капитала, и в этом лишь видел положительную сторону творчества Абая. Но в целом в оценке творчества поэта он был во многом объективен, подчеркивая, что Абай был подлинно народным поэтом, и в истории литературы и публицистики вообще редко на долю писателя выпадал такой успех в народной массе, какой имел в свое время Абай [8]. В тридцатые годы в Казахстане шли дискуссии о творчестве поэта [9]. В 1935 году увидела свет монография Г. Тогжанова «Абай». Эта работа, хотя и не лишенная идейных и методических ошибок, была первой попыткой изучения творчества Абая.
Впоследствии именно такого рода исследования о творчестве Абая, в том числе и предвзято-противоречивые, послужили основанием для создания нового раздела казахской литературоведческой науки — абаеведения. В 1940 году М. Ауэзов через семипалатинскую областную газету «Екпинди» обратился к исследователям наследия Абая. Он указал на необходимость дальнейшего сбора и записывания из уст народа произведений Абая Кунанбаева и вместе с тем подчеркнул необходимость тщательного отбора новых стихов с тем, чтобы установить истинную принадлежность их автору [10].
«Не следует гнаться, — писал М. Ауэзов, — за увеличением количества стихов Абая, а необходимо подумать о реальном соответствии вновь записанных стихов общему уровню поэзии Абая. В стремлении собрать больше стихов, стараясь вспенить эту работу, не собрали бы мы стихотворную пену. Проявим в этом больше ответственности» [11, 252].
М. Ауэзов указал на обязательность скрупулезного сбора различного рода сведений, имеющих непосредственное отношение к характеристике среды Абая, — в целях более глубокого понимания сути и содержания его поэзии.
Выдающийся ученый и писатель М. Ауэзов не жалел сил своих и времени, создавая четкую систему методологии исследования наследия Абая. При его активном участии абаеведение из года в год все больше развивалось, углублялся его научный уровень. Оно не ограничивалось уже исследованиями только чисто литературного плана, а стало охватывать большой круг проблем, косвенно относящихся к творчеству Абая и связанных с историей, философией, лингвистикой, психологией, этикой, эстетикой, музыкальным искусством, текстологией, библиографией. Все эти исследования самого разнопланового характера дают сегодня нашим современникам цельное представление об Абае — как о выдающемся поэте-мыслителе, ученом, человеке энциклопедического дарования.
В отношении к творчеству поэта и после 30-х годов допускались некоторые отклонения от уже общепринятых положительных его оценок. В 1951 году М. Ауэзов в газете «Социалистік Казахстан» опубликовал статью «О наследии Абая» [12], в которой резко осудил статью филолога С. Нурушева «О начальном периоде поэзии Абая», напечатанную в газете «Лениншіл жас».
С. Нурушев утверждал, что поэтом Абай стал в 37-летнем возрасте, а до этого будто бы не занимался стихосложением и что его поэтическую биографию следует поэтому начинать с 1882 года, когда он написал стихотворение «Всадник с беркутом скачет в ранних снегах». Стихи поэта, написанные до этого, С. Нурушев предлагал не принимать во внимание, поскольку эти произведения якобы не принадлежали Абаю. М. Ауэзов, критикуя лжезащитника «чистоты» поэзии Абая, написал о непонимании этим «горе-ученым» специфических особенностей творческой деятельности. Не мог ведь Абай как бы «по щучьему велению», без творческих поисков в молодые годы, сразу превратиться в зрелого поэта. «Любой поэт, каким бы великим не был, конечно же становится поэтом не за один день. До 1882 года он, безусловно, пребывал в поре творческого поиска и дерзаний» [13, 287], — писал М. Ауэзов.
В этой же статье М. Ауэзов, говоря о положительных результатах, достигнутых в абаеведении, утверждал, что выход в свет романа «Абай» стал возможным благодаря высокому уровню развития абаеведения. Действительно, всестороннее изучение и исследование наследия Абая во многом способствовало созданию всемирно известной эпопеи. «Путь Абая» М. Ауэзова — не только гордость казахского народа, но и наглядный пример того, как при социализме пробуждаются таланты людей освобожденного труда и в том числе самого писателя. Массовое приобщение трудящихся к истокам культуры, создание благоприятных условий для совершенствования интеллектуальных возможностей каждой личности — все это стало реальным в результате осуществления ленинской политики партии.
Абай как поэт-мыслитель, ученый-гуманист был детищем своей эпохи. На формировании его как личности сказались и условия среды векового страдания трудовых масс, и сама история противоречивой действительности казахского народа. На примере его жизни и творчества долго еще будут кропотливо изучаться целые пласты казахской народной жизни, поскольку и сам поэт, и его поэзия были неразрывно связаны с действительностью казахской степи XIX века. Изучая и исследуя наследие Абая, мы открываем и познаем историю целой эпохи в жизни патриархально-феодального казахского общества. Этим отчасти объясняется возрастающий из года в год интерес к изучению и систематизации художественного вклада Абая Кунанбаева в казахскую культуру. К сегодняшнему дню выросла большая и хорошо подготовленная армия абаеведов. Их отряд разрастается и благодаря представителям различных отраслей науки. И это объяснимо, поскольку общественные науки быстро развиваются в Казахстане, а ряды квалифицированных кадров все больше пополняются представителями талантливой научной молодежи.
Творческое наследие Абая богато и ценно для современников, которые, изучая его и овладевая им, могут значительно углубить свои знания о казахском народе, о его духовном развитии, быте и традициях, закономерностях пробуждения его самосознания (…).
Исследование философских, социальных и нравственных воззрений поэта следует считать проблемой актуальной, требующей тщательной научной разработки и имеющей практическую ценность в развитии общественно-научной мысли в республике. Освещению целого комплекса вопросов, связанных с данной проблемой, в Казахстане посвящено много исследований, и в частности труды Т. Тажибаева, К. Бейсембиева, Б. Габдуллина [14-16] и других ученых.
В абаеведении подробно освещаются общественно-политические, мировоззренческие взгляды Абая, приводятся конкретные факты, характеризующие особенности становления и формирования философских воззрений поэта. Хотя в области философии Абай Кунанбаев и не оставил за собой фундаментальных трудов, не написал специальных трактатов, но, как правильно указывал М. Ауэзов, потребность специального изучения его творчества в данном аспекте весьма ощутима.
«Нет основания удалять Абая от философии, — подчеркивал М. Ауэзов, — хотя он и не имеет своего специального философского труда. Все произведения (лирика, поэмы, назидания) Абая в своей действительности отражают его мировоззренческие взгляды, полны глубоких философских суждений. Вот эти вопросы подлежат всестороннему изучению и исследованию…» [11, 410].
Эти мысли М. Ауэзова нашли активную поддержку со стороны многих исследователей. Общественно-политические, философские, этические взгляды поэта стали объектом целого ряда специальных научных трудов. Вместе с тем его эстетические взгляды все еще мало изучены, хотя эта проблема отчасти и затрагивалась в книге профессора К. Бейсембиева «Мировоззрение Абая», в монографии профессора Б. Казыхановой «Эстетическая культура казахского народа».
На наш взгляд, проблема эстетического в творчестве Абая требует специального изучения и обобщения. Систематизация эстетических представлений, пронизывающих все творческое наследие поэта-просветителя, как представляется, должна стать объектом широкого научного исследования.
В поэзии и назиданиях Абая часто встречаются свежие и удивительные примеры самобытного эстетического взгляда на природу и явления общественной жизни. М. Ауэзов в своей монографии о творчестве Абая отмечал: «Со временем будут исследования об эстетических воззрениях, педагогических размышлениях, философских взглядах, историко-общественных идеях поэта, о влиянии на Абая русских классиков, о его поэтическом новаторстве и языке. Словом, появятся исследования по различным темам… Действительно, эти проблемы — поэтическая и языковая особенности, педагогические, эстетические и философские аспекты — все это есть в произведениях Абая» [11, 323-324].
Как справедливо утверждает М. Ауэзов, художественное наследие Абая представляет и большую эстетическую ценность, в нем ясно прослеживаются мысли поэта об особенностях эстетического освоения мира и человеческой жизни, общественной роли и назначении художественного познания, искусства и поэзии, о их неразрывной связи с общественной жизнью народа и окружающей действительностью.
Исходя из вышесказанного, можно говорить и о назначении настоящей работы, автор которой, опираясь на уже имеющиеся труды по абаеведению, ставит своей целью изучить и обобщить опыт исследования того, как различные эстетические категории реализуются в творчестве казахского поэта-мыслителя, с тем, чтобы систематизировать научные изыскания и по этой проблеме. Работа призвана в какой-то степени восполнить имеющийся до сих пор научный пробел в изучении данного вопроса.
В настоящее время в науке наблюдается позитивная тенденция: различные вопросы развития духовной культуры народа стали разрабатываться комплексно, объединенными усилиями обществоведов и художников слова. Между ними налаживается все более тесное сотрудничество. «Вполне закономерно, — пишет академик П. Федосеев, — усиление интереса писателей к вопросам философии, социологии, этнографии, а у философов, историков, социологов, этнографов — к художественной литературе, к психологии творчества» [17, 179].
Эту тенденцию академик П. Федосеев объясняет, с одной стороны, возрастанием влияния методологии общественных наук на искусство, а с другой — расширением обратного воздействия искусства на обществознание. В связи с этим попытку исследования поэтического творчества Абая с эстетических позиций, думается, можно считать и научно-актуальной, и практически необходимой. Иначе говоря, такого рода исследование представляет собой один из перспективных подходов к углубленному изучению духовного наследия великого поэта-мыслителя Абая Кунанбаева.
ЛИТЕРАТУРА
- Кунаев Д.А. Вступительная речь на торжественном собрании, посвященном 125-летию со дня рождения Абая Кунанбаева // Казахстанская правда. – 1971. – 29 мая.
- Абай Кунанбаев. Библиографический указатель. – Алма-Ата, 1965.
- Дюсенбаев И. Мухтар Ауэзов. Статьи и воспоминания. – Алма-Ата, 1974.
- Ауэзов М. Собр. Соч. В 12 томах. Том 12. – Алма-Ата, 1969.
- Луначарский А.В. Собр. Соч. в 8-ми томах. Том 7.
- Исмаилов Е. К новому подьему. – Алма-Ата, 1962.
- Исмаилов Е. В поисках нового. – Алма-Ата, 1967.
- Кабулов И. Философия казахского поэта и ее критика // Советская степь. – 1928. – 2 августа.
- Казахстанская правда. – 1934. – 11 октября.
- Екпинди. – 1940. 17 июня.
- Ауэзов М. Собр. Соч. В 12 томах. Том 11. – Алма-Ата, 1969.
- Ауэзов М. О наследии Абая // Социалистік Қазақстан. – 1951. — 4 февраля.
- Ауэзов М. Абай Кунанбаев. – Алма-Ата, 1967.
- Тажибаев Т. Философские, психологические и педпгогические взгляды Абая Кунанбаева. – Алма-Ата, 1957.
- Бейсембиев К. Мировоззрение Абая Кунанбаева. – Алма-Ата, 1956.
- Габдуллин Б. Этичечкие воззрение Абая Кунанбаева. – Алма-Ата, 1970.
- Новый мир. – 1977. — № 11.
Калмырзаев А.С. Эстетическое в творчестве
Абая. – Алма-Ата: Казахстан, 1979. – С. 3-14.
Подготовили к печати:
магистранты первого года обучения
Дайрабекова Г., Кребаева А.,
Нурашева Г., Хабибулина А.