Митрофан Сильченко. ПУТЬ АБАЯ К РЕАЛИЗМУ
(Литературная деятельность 80 годов)
1
Большая общественно-культурная работа и изучение сокровищ мировой и русской науки и литературы привели Абая к созданию первых реалистических стихов 80 годов. Это широко известные песни и стихотворения: «Қан сонарда бүркітші шығады аңға» («По первому снегу охотник с беркутом выходит на лов», 1882), «Қақтаған ақ күмістей кең маңдайлы» («С ее белым чистого серебра широким лбом», 1884), «Қартайдық, қайғы ойладық, ұйқы сергек» («Мы состарились, думы печальны, сон чуток», 1886), «Интернатта оқып жүр» («В интернате учатся», 1886), стихи о волостных управителях, о временах года, любовно-лирические песни. В них заключены глубокие раздумья поэта о судьбе казахского народа в предреволюционную эпоху в России. Вместе с тем эти стихи отражают поиски Абая путей к правдивому, реалистическому изображению действительности. Поэт творчески осваивал все лучшее, передовое, что было выработано богатейшей народной поэзией казахов, и отвергал реакционное и отсталое, привнесенное в нее феодально-байскими акынами.
Неслучайно, что поэтические трактаты Абая 80 годов «Өлең — сөздің патшасы, сөз сарасы» («Стих – царь слов, чистейшее слово», 1887) и «Біреудің кісісі өлсе, қаралы ол» («Если умрет близкий, скорбен он», 1888) посвящены именно песне и певцу и, разоблачая ханско-феодальных певцов, представляют облик демократического акына.
В пору своего зрелого творчества 80 годов Абай пересматривал практику стихийного реализма акынов. Его поэтические обобщения и художественное отображение действительности проникались передовыми идеями, почерпнутыми поэтами из мировой и русской литературы. В идейном содержании, стиле и языке стихов Абая отражены характерные для 80 годов противоречия экономической, социально-культурной жизни казахского народа, а также противоречия самого Абая — передового идеолога и просветителя.
Центральной темой стихов Абая в 80 годы является вопрос о современном положении казахского народа и путях его прогрессивного развития. Это — жгучая тема современности, мимо которой не прошли ни народная поэзия, ни литература, ни прогрессивные акыны и поэты, ни реакционные певцы. Многообразная, связанная со всеми сторонами народной жизни тема современности вызывала к себе в казахском народном творчестве и литературе самое разнообразное отношение и самые противоречивые чувства. Народные певцы — Джамбул, Нурпеис Байганин в импровизированных песнях изобличали выборную борьбу аткаминеров, волостных управителей, уездных и других чиновников — словом, все новшества административного управления, связанные с реформой 1868 года. Критика и разоблачение пореформенных порядков присущи песням и других акынов демократического направления. Народность такого критического отображения действительности очевидна. Акыны подхватывали и выражали в своих песнях то, что наболело, о чем массы не могли уже молчать. Творчество демократических акынов наглядно показывало, что в народных массах накапливался и прорывался гневный протест против гнета феодалов и царских чиновников.
Но народ был забит, отстал и еще не научился связывать события между собой, видеть самую систему порождающих феодальный и колониальный гнет общественных отношений, а не отдельные проявления гнета. Именно эта особенность народного самосознания определила своеобразие народности и реализма демократических акынов.Так, например, песня акына Кудери Жолдыбаева «Қазақтың қайғысы» («Горе казаха») насыщена народной ненавистью к баям и царским чиновникам. Акын повествует о тяжелых бедствиях, связанных с губительным джутом 1880 года. Кудери сетует, что люди забыли старые обычаи, предались новшествам: ездят на телегах, пьют чай, носят узкую одежду и т. п. Обвинение господствующих верхов в стяжательстве и аппеляция к старине, идеализация патриархального гостеприимства закреплены в песне «Қазақтың қайғысы». Светлой, передовой стороной этой же песни является показ дружественного отношения к русским, с которыми вступили в общение казахи. Акын противопоставляет друг другу «неверных русских» и «русских милосердных людей» («орыс кәпір» и «рахымды орыс халқы»), изобличая всяких начальников, у которых не выпросишь чашки муки, и обращая благодарность свою к простым русским крестьянам-поселенцам, щедрым и бескорыстным помощникам в беде.
Реалистична тематика народных песен, разоблачающих особую форму байской эксплуатации масс — «жұртшылық» широко применявшуюся в то время и позднее. Примером может быть песня Бажекена Молдабекова, опубликованная А. Нестеровым. Критика современности, изобличение чиновников, формирующихся из среды бывших султанов и баев, тема образования и просвещения как пути к чиновничеству, к «чину» — все это содержится в песнях тургайского акына и многих других певцов, имена которых забыты.
Таким образом, для стихийного реализма демократических акынов характерно отражение локальных, хотя и типичных явлений действительности в свете противоречивого народного сознания с его смелой обличительной критикой своих эксплуататоров, с его жаждой лучшего, со свободолюбивыми чаяниями и в то же время с боязнью нового и привязанностью к старому, привычному.
Иное отношение к действительности при освещении темы современности присуще реакционным акынам и писателям. Систему патриархально-феодальных отношений пореформенного периода они рассматривали с точки зрения феодальных верхов. Не критика, а защита новой административной системы пронизывает их произведения, дышащие верноподанническими чувствами и противоречащие жизненной правде. Таковы песни реакционного акына Дулата из его книги «Өсиет нама» («Книга назиданий») или песни акына и муллы Аубакира Кердери из его «Әдебиет қазақыя» («Казахская литература»). Аубакир все положительное, связанное с реформой 1868 года, — просвещение, сближение с русским народом считает монаршей милостью и восхваляет «белого царя» («ақ падшу»), Дулат пытается примирить науку и религию, предваряя в этом пантюркистов. Борьба за сохранение в современности отмирающих и намеренно поддерживаемых верхами и царизмом патриархально-родовых пережитков — особенность этой реакционной литературы. Всю ее отличает оплакивание былых времен с номинальным признанием современности.
Аубакир, например, восхваляя «штаты», т. е. новую систему управления, школы, оплакивал некогда сильных властью «мудрых биев» («ақылды билер»), потерявших свой вес с судебной реформой, батыров, которые «были невежественны, но душевны» («болса да өзі надан, көңілі ақ»).
Шортанбай, Дулат, Мурат восставали против сближения с Россией, не различая в ней прогрессивного и реакционного, звали к средневековью и патриархальщине. Своей боязнью новаторства и привязанностью к отживающему, но еще борющемуся средневековью откровенно реакционные ханские певцы и либеральничающие поэты типа Аубакира представляли единую, служившую феодальным верхом литературу.
С началом зрелого периода своего творчества в 80 годы Абай занял особое место в литературном процессе. Он выступил обличителем реакционных певцов. Песни Бухара, Дулата, Шортанбая он назвал «бәрі жамау, бәрі құрау» («всё пятна, всё заплаты»). Уже тогда своей творческой практикой Абай представлял будущее казахской литературы, хотя его стихи не имели еще широкого распространения. Стихи Абая или распевались устно, или переписывались у близких к поэту людей.
Прослеживая путь Абая-новатора в 80 годы, мы наблюдаем, как формируется в казахской литературе облик поэта-реалиста, опирающегося в своей творческой практике на богатейший опыт русских классиков, использующего лучшие достижения классиков узбекской, таджикской, азербайджанской литератур.
2.
Два стихотворения, написанные почти одновременно, — «Қақатаған ақ күмістей кең маңдайлы» («С ее белых, чистого серебра, широким лбом», 1884) и «Жасымда ғылым бар деп ескермедім» («В юности я не вникал в то, что есть знание», 1885) — показывают, что в литературу вступает ее начинающий певец, а поэт со сложившимися, хотя и противоречивыми воззрениями просветителя, с оригинальным реалистический талантом.
Минула пора юношеских увлечений, пора стихов с романтическими образами любви и красоты. Теперь поэт видит прекрасное в самой народной жизни и эстетике народа. Стихотворение «Қақатаған ақ күмістей кең маңдайлы» содержит лирический портрет женщины, созданный Абаем на основе народного идеала женской красоты. Чокан Валиханов вот как охарактеризовал этот идеал: «Красота женщины у них (казахов. — М. С.) состоят… в лунообразном шаровидном овале лица и в красноте щек; некоторые поэты их сравнивают с кровью на белом снеге».
Природа и окружающая действительность были теми источниками, из которых народ и его поэзия почерпнули это реалистическое представление о женской красоте. Уподобление белизны тела снегу, овала и чистотылица — луне, глаз — пылающему углю, зубов — кораллам или жемчугам становится общими признаками женского портрета. В известных казахских песнях на протяжении всего XIX века встречается этот портрет с незначительными вариациями деталей.
С развитием письменности у казахов, особенно во второй половине XIX века, в устную и письменную поэзию проникли традиции великих гуманистов Низами, Навоии др. Под их воздействием обогатился и лирический образ красавицы, расширился арсенал поэтических средств, перебрасывая творческую фантазию поэтов за пределы казахских степей и кочевого быта. Так, наряду с уподоблением гибкого стана тальнику, появилось сравнение его с тальмой, щек — с розами. Эти художественные средства принялись на новой для них почве, так как основой их явилось то же народное реалистическое отношение к природе и представление о ее красоте.
Иное — в песнях феодальных акынов, усвоивших мусульманскую книжность или предавшихся суфизму. В их песнях здоровое чувство любви и красоты подменяется эротикой, эстетизируется, а песни проникаются мистическими настроениями. Поэтический язык этих песен оказывается засоренным вульгаризмами.
Стихотворение Абая «Қақтаған ақ күмістей кең маңдайлы» в реалистическом духе разрабатывает и обогащает поэтически народный идеал женской красоты. Не формалистически, как реакционные певцы, а творчески преломляет Абай в своем стихотворении поэтический опыт выдающихся лириков Узбекистана, Азербайджана и русской литературы. Следуя им, Абай расширяет и углубляет и дейный смысл народного воспевания красоты. Созданный Абаем портрет красавицы динамичнее и живее передает движение чувств. Поэт обогащает портрет эмоционально. Традиционные народные признаки красоты женщины — «қара көз» («черный глаз»), «қара қас»(«черная бровь»), «ақша жүз» («белое лицо») и другие, становятся у Абая богаче, красочнее, сохраняя при этом свой народный реалистический характер: «қара көзі нұр жайнайды» («черные глаза излучают свет»), «жіңішке қара қасы сызып қойған» («протянулась тонкая черная бровь»), «аузын ашса, көрінер кірсіз тісі» («если полуоткрыт рот, виднеются чистые зубы»), «етіндей жас баланың білегі бар» («подобное телу ребенка предплечье») и т. д.
Поэтизируя народный идеал красоты, Абай сопровождает его рассуждениями о молодежи. Сочетание двух линий, любовно-лирической и общественно-просветительской, вообще характерно для зрелого творчества Абая. Поэт осуждает молодежь, которая не бережет своей чести; жигитов, для которых женщина является только предметом чувственных наслаждений; девушек, слишком доступных домогательствам ловеласов.
Кей жігіт арсыздықпен ұятсынбай,
Қолы жетпес нәрсеге тыртақтаған.
Орынды іске жүріп, ой таппаған,
Не болмаса жұмыс қып, мал бақпаған.
Қасиетті болмайды ондай жігіт,
Әншейін құр бекерге бұлғақтаған.
Иные жигити не стыдясь, потеряв совесть,
Стремятся достигнуть того, что недостижимо.
Нет у них мыслей заняться делом,
Работать не станут, скот не пасут.
Нет достоинств у такого жигита,
Праздно он проводит время.
Стихотворение Абая о женской красоте вошло в народный песенный репертуар. Оно оказалось созвучным народному представлению о прекрасном и нравственноми потому горячо принималось слушателями. Первым значительным опытом разработки темы народного просвещения у Абая является «Жасымда ғылым бар деп ескермедім» («В юности я не вникал в то, что есть знание». 1885). Стихотворение субъективно в том значении, в каком понимал это слово Белинский. Абай осуждает бесплодно проведенную им юность и видит иное будущее для своих детей.
Баламды медресеге біл деп бердім,
Қызмет қылсын, шен алсын деп бердім.
Я отдал в медресе, чтоб знания приобрел, сына,
Но не для того отдавал, чтоб он правил службу и получал чины.
Посвящая эти строки своим детям, которые учились в русских учебных заведениях, Абай поэтически сформулировал свои взгляды просветителя. А бай призывает к широкому, всестороннему образованию, осуждая ведомственно-утилитарные взгляды на просвещение, присущие феодальным верхам и одобряемые колониальной администрацией. В сжатой и конкретной форме им высказаны мысли, общие с мыслями других казахских просветителей, особенно Алтынсарина. Вот, например, что писал Алтынсарин Н. И. Ильминскому: «Киргизы на меня имеют много надежды: в особенности из них почетные, предъявляя мне свои намерения отдавать своих детей в заведения, покорнейше просят меня научить их детей всего прежде государственным законам, верно с тем намерением, чтобы после из них вывести законщиков, следовательно кляузников. Вот куда у них глаза глядят».
В песнях демократических акынов тех лет воспевались новые школы. Сохранились песни, осуждавшие «образованных» байских и султанских детей, которые становились слугами царизма, притесняли и угнетали народ.
Абай также выступал со стихами, в которых не только критиковал своих идейных противников, но и высказывал положительные взгляды на образование.
Форма лирического размышления, поэтической исповеди передает как бы внутреннюю полемикуАбая с самим собой. Поэт отдал детей в те школы, где готовились будущие чиновники, адвокаты, толмачи. Иного выхода не было. И, зная это, он разоблачал «просветительскую миссию» царизма, имевшую узко утилитарные цели, а не пробуждение в народе духовной жизни, к чему стремились просветители.
В своем новом стихотворении Абай, сохранив связи с народным творчеством, расширил одну из актуальных его тем — тему просвещения. Абай шел дальше народны хпевцов и в поисках формы. Он приблизился к лирическому жанру исповеди, позволявшему высказать противоречивое отношение к социальной действительности, из которой была взята тема стихотворения.
Конечно, по двум стихотворениям, датируемым 1884 или 1885 годом, трудно сделать какие-либо заключения о творчестве Абая этих лет. Возможно, были и другие стихи. Но то, что во всех рукописях и изданиях сохранились именно эти стихи, позволяет говорить о начале двух линий в поэзии Абая 80 годов — любовно-лирической и общественно-просветительской — и о тесной связи его поэзии тех лет с жизнью и с народным творчеством, о характере ранних литературных связей Абая.
Шел 1886 год. В этом году поэт был избран членом Семипалатинского областного статистического комитета. Участие в работе комитета расширило связи Абая с прогрессивными деятелями русской культуры и помогло глубже вникнуть в условия жизни казахского народа. К тому же времени сложился и определенный характери порядок взаимоотношений Абая как главы большого аула со своими родичами и одноаульцами. Из взаимоотношений Абая со своими близкими родичами, членами семьи Кунанбай, с одной стороны, и с обслуживающими аул работниками и беднотой — с другой, сформировались его более широкие воззрения на жизнь и будущее казахского народа. То, что Абай и до этого и теперь много читал (особенно из журнала «Современник») и продумывал по экономике, социологии, литературе, критике и публицистике, помогало формирование его взглядов просветителя-демократа.
Характеризуя задачи «просвещенных патриотов», Н. Г. Чернышевский считал их святой обязанностью «помогать народу действовать по рассудку, по настоящей надобности, а не по старинным преданиям, не имеющим никакой наглядности для настоящего».
Это положение Чернышевского помогает нам понять воззрения Абая, основой которых являлся его широкий демократизм.
Абай-демократ в отличие от многих своих современников казахских интеллигентов, выступавших в официозной печати, решительно боролся с отсталостью народных масс, с феодальным раболепием, с патриархально-родовым укладом. В отличие, например от Машур-Жусупа Копеева, который считал патриархально-родовой быт и кочевой образ жизни казахского народа проявлением его национальных черт, Абай вскрывал и критически изображал инертность, «байбачество», подавление личности — качества порождаемые условиями экономической жизни и быта казахского народа. В просвещении масс, пробуждении народа к духовной деятельности поэт-просветитель видел главные факторы борьбы с вековой отсталостью народа и патриархальщиной. Он много времени уделял воспитанию в бедняцкой части аула чувства человеческого достоинства, культурных навыков, сознательного отношения к окружающей действительности.
В то же время Абай оставался хозяином и главой аула, руководил перекочевками, выбором пастбищ, пользовался услугами многочисленных работников и окружавших его родичей, не имея возможности до конца порвать с тем укладом, который был предметом его критики.
Борьба Абая с феодальной раздробленностью народа была наиболее ярким проявлением его демократизма. Документы и печать того времени показывают губительные следствия родовых междоусобий, в которые втягивались трудовые слои аула, особенно во время выборов аульной и волостной администрации. Уже в 1880 году в изданиях Русского географического общества междоусобная родовая борьба во время выборов квалифицировалась как «баранта людьми».
А через восемь лет Семипалатинский военный губернатор был вынужден издать приказ о созыве комиссии «для пресечения попустительств администрации в случае прекращения судебных разбирательств при взаимной барымте, при совпадении этих дел с выборами или передаче их суду биев».
Междуродовая борьба во время выборов неслучайно беспокоила администрацию. В отдельных случаях стихийный протест бедноты находит в ней отдушину и, прорываясь через нее, переходил в своеобразную классовую борьбу. «Восточное обозрение» в 1883 году в заметке «Казалинск» сообщало о том, как вооруженная палками и нагайками масса во время производства выборов схватила бия, жестоко расправилась с ним и потребовала выдачи Бекетбаева, младшего помощника уездного начальника. Производивший выборы уездный начальник должен был вызвать из Ташкента чиновника особых поручений. Охватывая различные стороны жизни и глубже всматриваясь в ее течение, Абай в стихах 1886 года и последующих лет расширяет тематику казахской поэзии, раскрывает черты народного миросозерцания, которые оставались ранее незатронутыми поэтическим словом. С расширением тематики и проникновением поэта в некоторые закономерности исторического процесса обогащаются литературно-поэтические формы его стихов, складываются теоретико-эстетические взгляды Абая.
В стихотворениях 1886 года «Патша құдай, сыйындым» («Владыка, господь, к тебе взываю») и «Базарға қарап тұрсам, әркім барар» («Как посмотрю, каждый едет на базар») заключены размышления поэта о социально значимом искусстве и осуждение безидейности и пошлости антинародных певцов. Эти же темы будут подняты в последующие годы в стихах: «Өлең — сөздің патшасы, саз сарасы» («Стих — царь слов, чистейшее слово», 1887), «Біреудің кісісі өлсе қаралы ол» («Если умрет близкий, скорбен он», 1888), «Мен жазбаймын өлеңді ермек үшін» («Я не пишу стихов для забавы», 1889).
Среди стихотворений Абая 1886 года явно выделяются стихи с общественно-просветительской тематикой. Поэтическое творчество становится для Абая неотъемлемой частью его просветительской деятельности. Хотя Абай и не печатал своих стихов ни в 1886 году, ни позже, они проникали в народ, распространялись устно и в записях. Поэт, конечно, об этом знал и рассчитывал, что стихи его — надежный проводник общественно-нравственных идей и взглядов как его собственных, так и почерпнутых им из книг — из русской литературы и литератур других народов.
Два стихотворения, в которых Абай говорит о преждевременной старости, — «Қартайдық, қайғы ойладық, ұйқы сергек» («Мы состарились, думы печальны, сон чуток») и «Қартайдық, қайғы ойладық, ұлғайды арман» («Мы состарились, думы печальны, мечты далеки»,1886) — вводят нас в сложный внутренний мир поэта. Они продолжают и углубляют мысли и чувства Абая, высказанные им в предыдущих стихотворениях. Поэт обеспокоенный тем, что некому оценить его труд («Еңбегінді білерлік еш адам жоқ» — «Нет человека, который бы познал твой труд»), в тревоге и одиночестве размышляет о своем призвании и целях.
Мұңдасарға кісі жоқ сөзді ұғарлық,
Кім көңілді көтеріп, болады ермек?
Нет человека, кто бы посочувствовал, кто бы внял слову.
Кто поднимет дух, утешит?
Абай выступает страстным защитником разума, трезвого реалистического отношения к действительности. Его поэтические размышления о силе разума и вреде выдумоки небылиц — первое в истории казахской поэзии реалистическое обобщение общественно-воспитательной роли поэта.
Адамзат тірілікті дәулет білмек,
Ақыл таппақ, мал таппақ, адал жүрмек.
Люди должны жизнью дорожить,
Приобретать разум, богатство, справедливость.
Подлинная поэзия учит людей, дает разумные советы как жить. В обычной для Абая тех лет манере эти назидания соединяются с критикой отсталого и пережиточного.
Не қорлық құр қылжаңмен күн өткізбек,
Наданға арам ақылды құлаққа ілмек,
Бұл сөзден ертегіні тез үйренбек,
С позором, балагуря, проводит дни,
Невежда не воспримет умных советов,
Сказку заучит быстрее, чем эти советы, —
говорит Абай, рисуя распространенный тогда в ауле тип.
Стихотворение «Қартайдық, қайғы ойладық, ұлғайды арман» служит как бы иллюстрацией к размышлениям поэта, содержащимся в первом произведении. Картина жизни казахского народа и в этом стихотворении проникнута трезвым реалистическим анализом. Стихотворение в отличие от акынских песен, посвященных изображению пореформенной жизни казахского народа, не ограничивается внешним показом быта, административной системы, а является попыткой проникнуть, в существо изображаемых явлений. Уже в этом своеобразии методаАбая заключены его творческие поиски реализма. Поэт характеризует взяточника волостного, бая-лихоимца, вероломного «друга», пройдох и начальника и других и в этих характеристиках вскрывает противоречия эпохи. В обобщающей характеристике поэт раскрывает социально-типические черты, присущие отдельным представителям верхов казахского общества или их прислужникам.
Ант ішіп, күнде берген жаны құрсын,
Арын сатып, тіленген малы құрсын…
… Қу тілмен құлық сауған заңы құрсын.
Бір атқа жүз құбылған жүзі күйгір,
Өз үйінде шіренген паңы құрсын.
Пусть сгинет душа каждый день торгующих клятвами,
Пусть не станет наживы, за которую продают совесть…
… Пусть не станет обычая лукавить языком.
Пусть исчезнет хвасутн, важничающий у себя дома,
Из-за одного коня сотни раз меняет вид, лукавый.
Своими стихами-размышлениями Абай поднимал акынскую традицию на новый уровень. Не порывая с обшей тематикой акынов. Абай находил новые формы ее поэтического воплощения. От описательно-повествовательного освещения жизненных явлений, поэт переходил к анализу процессов и к обобщающим характеристикам. Такое сочетание творческих приемов позволило Абаю прямо и решительно высказать свое отношение к изображаемому. Творческие связи Абая с русской литературой помогали ему раскрывать сущность представителей феодальной верхушки, заострять их отрицательные черты. Поэт, характеризуя бая-лихоимца словами:
Бай алады: кезінде көп берем деп,
Жетпей тұрған жерінде тек береп деп…
Бай берет, говоря: со временем возвращу с лихвой,
Попадешь в нужду, даром (тебе) дам… —
выделяет в его образе исторически конкретные черты, как бы индивидуализирует его социальную характеристику. В абаевской характеристике бай не просто жесток или скуп, каким он рисуется, например, у Кудери Жолдыбаева и других акынов. Он эксплуататор, умело применяющийся к условиями 80 годов. Таким же путем заострения конкретно-исторических черт строятся и другие характеристики: «выборщика» («елубасы»), «бия»(«би»), «волостного управителя» («болыс»). Художественно-выразительнее абаевскне образы современников становятся и благодаря психологическим характеристикам («сұм-сұрқия» — «коварный» и др.). Сочетание авторской характеристики с самохарактеристикой персонажа в одной-двух фразах признания также показательно для следования Абая литературным традициям классиков русской литературы. Ведь у акынов о характере персонажа слушателя делают заключения по поступкам этого персонажа. Так, Кудери сам говорит о том, что бедняки у начальников и купцов с трудом выпрашивают чашку муки. Молодой Джамбул обрисовывает распоясавшегося волостного Манке, перечисляя примеры его самоуправства. Суюмбай характеризует чиновника, задушившего народ поборами. Особенность абаевской характертсстики в том и заключается, что он представляет персонаж не только его поступками, а и речами, пролагая дальнейшие пути к реалистическому раскрытию его помыслов и чувств — более высокой стадии критического реализма. Вот для примера такая характеристика «друга» («дос»), социальная сила которой в разоблачении отрицательных последствий реформы 1868 года:
Дос алады: бермесең, бұлт берем деп,
Жауыңа қосылуға сырт берем деп,
Бұзылған соң мен оңай табылмаспын…
Друг берет, говоря: не дашь – отвернусь,
К твоему врагу присоединюсь, стану недругом,
А отвернусь – не разышещь
В этой характеристике резко осуждается «мораль стяжателя. По тем же принципам и теми же приемами создана Абаем разоблачительная характеристика царской администрации. Эта характеристика выявляет сущность реформы особенно показательна для Абая как демократа.
Орыс айтты: өзіңе ерік берем деп,
Кімді сүйіп сайласаң, бек көрем деп.
Бұзылмаса, оған ел түзелген жоқ.
Ұлық жүр: бұл ісіңді кек көрем деп.
Русский (чиновник) говорит: тебе предоставлю свободу,
Кто люб, того избирай, я утверждаю.
Но от того не стало лучше, не исправился народ.
Начальник гвоорит: я расправляюсь за такие дела.
Из контекста стихотворения ясно, что словом «орыс» Абай называет не русского человека вообще, а уездного начальника, чиновника губернаторской канцелярии.
При всей меткости и остроте подобных характеристик отрицательных персонажей, они все же схематичны. Абай еще не выработал метода сатирического изображения персонажа в движении, в развитии его внутреннего облика. Схематичным оказалось у него и изображение «жарлы» — бедняка.
Жарлы алады: қызметпен өткерем деп…
Бедный берет, говоря: возмещу работой…
Абай в соответствии с действительностью показал подневольное, зависимое положение бедняка. Но он еще не видел в бедняке силы, способной поднять свой голос протеста против социального зла и несправедливости. Характеристика бедняка в общем изображении казахского общества 80 годов наглядно отражает взгляды самогоАбая, стремление поэта к тому, чтобы сам бедняк понял свое униженное положение слуги. Оба стихотворения, рассмотренные нами, раскрывают существенные особенности мастерства Абая 80 годов. В последующих стихах второй половины десятилетия будут развиваться многие стороны стиля этих произведений.
Оба стихотворения еще очень близки по творческому методу к стихам о красоте женщины или о пользе знания, хотя своеобразны по тематике. Обобщенный и вылившийся в форму раздумий жизненный опыт в них осмысливается с помощью народно-поэтических или литературных афоризмов. Они, подобно тому, как это происходит в творчестве акынов, составляют опорные мысли или являются иллюстрациями к собственным размышлениям поэта. Вот эти афоризмы из первого стихотворения: «Мың күн сынбас, бір күні сынар шөлмек» («Не в тысячу дней, а в один день разбивается сосуд»), «Ақылды қара қылды қырыққа бөлмек» («Мудрый расщепляет черный волос на сорок частей»; ср. «Он рассекает волос на семь частей» — персидская пословица). Просветительская направленность стихотворений вызывала афористичность стиля поэта, как например: «Ақыл жыймақ, мал жыймақ, адал жүрмек» («Стремись честным быть, добро и разум приобресть»). Содержание и лапидарный стиль афоризмов придавали стилю стихотворения назидательный характер, который, являясь спецификой казахской поэзии тех лет, в сочетании с острой критикой современности и современников составляют особенность реалистических стихов Абая 80 годов.
4.
По своей аллегорической форме стихотворение «Қыран бүркіт не алмайды, салса баптап» («Чего не возьмет беркут, если он научен») занимает особое место среди произведений 1886 года. Однако реалистическое содержание и демократическая идейность его позволяют рассматривать стихотворение в общем процессе творчества Абая тех лет.
Поэт набросал картину охоты. Выпустив беркута, хозяева погнали вслед ему ястреба и пустельгу. Обе птицы не дают хода беркуту, мешают ему. А хозяева суетятся,хохочут и хвалят птицу.
Абай раскрывает аллегорический смысл этой картины, сопровождая ее следующими размышлениями:
Не таптық мұныменен деген жан жоқ,
Түні бойы күпілдер құсын мақтап.
Басқа сая, жанға олжа дәнеме жоқ,
Қайран ел осынымен жүр далақтап.
Нет человека, сказавшео, чего этим достигли.
Всю ночь они хвалят свою птицу.
Ничего полезного для души, для ума,
Увы, зря мечется народ.
В поэтической форме эти раздумья отражают характерные просветительские воззрения Абая, осуждение им инертности, косности людей.
Образ поэта, возвышающего свой голос против родовой вражды, лихоимства, поэта-обличителя выступает в большинстве примыкающих к стихам о преждевременной старости произведений. В этом образе отражается противоречивость положения Абая. Поэт с открытым сердцем, с искренними желаниями идет навстречу народу и остается непонятым им. Такие переживания несвойственны казахским демократическим акынам того времени. Слитность с народом, чаше со своим родом («ру»), — вот что их характеризует. Когда, например, Джамбул обличает волостного Манке, он это делает как представитель бедноты, как выразитель чувств и настроений ее.
В то же время высокомерное возвышение себя над массой содержится в песнях реакционных акынов, и они неслучайно объявляют себя избранниками аллаха и одновременно выступают панегиристами белого царя («ақ падша»). Естественно, что их назидания антинародны и отходят от реализма, отражая далеко не всю полноту жизненной правды.
Заключенное в поэтических раздумьях Абая противоречивое отношение к действительности приближало его творчество к жизненной исторической правде. Поэт немирился, как реакционные идеологи феодальных верхов, с действительностью, не затушевывал ее темных сторон. Критическое восприятие современности вело Абая к размышлениям, конфликтам, а подчас и к горьким разочарованиям. Пропагандист положительных знаний, он в минуту тяжелого одиночества взывал к творцу: «Патша құдай, сыйындым» («Господь творец, к тебе взываю»). Абай вспоминал пору своего бийства: «Арғын, Найман жыйылса, таңырқаған сөзіме» («Аргыны и Найманы, собравшись, внимали моим словам»). А теперь, когда он стал поэтом-просветителем, «Кайран сөзім қор болды, Тобықтының езіне» («Безучастные тобыктинцы презирают мои дорогие слова»).
Боль, горечь, тревога — все эти переживания поэта, еще неясно представлявшего свой дальнейший путь, но четко определившего свои цели и отграничившего себя от реакционных певцов, закреплены в по-новому осмысленных традиционных образных словосочетаниях. Абай уподобляет холодно-равнодушное отношение тобыктинцев к своим стихам замене чистого самородного золота медью, драгоценной парчи, бархата –бязью («Патша құдай, сыйындым»). Свои стихи, по широкораспространенной на Востоке традиции, Абай уподобляет жемчугу, хотя с тревогой и опасением задумывается не превратятся ли онн в бесценок («Базарға қарап тұрсам. әркім барар»).
В стихах 80 годов Абай в отличие от своих идейных единомышленников демократических акынов и противников — реакционных певцов н литераторов, глубже отразил наиболее существенные стороны действитетьности. В стихах 1886 года «Қалың елім, қазағым, қайран жұртым» («О, мой многочисленный народ, мои казахи, мой родной народ»), «Байлар жүр, жыйған малын корғалатып» («Баи живут, оберегая накопленное богатство»), «Көңлім қайтты достан да, дұшпаннан да» («Сердце мое отвратилось и от друга и от недруга»), «Адасқанның алды — жөн, арты — соқпақ» («У заблудившегося впереди путь, позади ухабы »), «Ғылым таппай мақтанба» («Не хвастай, коль не приобрел знаний») раскрываются богатый духовный облик поэта, его общая и поэтическая культура, уменье стать выше родовых интересов, поднять общенародные вопросы. Развивая мысли и образы, заключенные в предыдущих стихотворениях, Абай охватывает новые стороны пореформенной действительности, полнее отображает уже затронутые. В его реалистических картинах и лирических размышлениях вместе с критикой общественных пороков, народной пассивности и невежества появляются назидания, содержащие положительную программу просвещения, воспитания в народе гражданских чувств и общественных идеалов.
Реалистические по своему содержанию размышления поэта о судьбе народа и его характере особенно – полно отразились в стихотворении «Қалың елім қазағым, қайран жұртым» («О, мой многочисленный народ, мои казахи, мой родной народ»). Эти размышления трезвы, в них нет идеализации темных сторон, как нет и гиперболизации светлых сторон народного облика. Абай выделяет зарождающиеся в новых социальных условиях черты народного характера и не без оснований обеспокоен, какие из них разовьются. Поэт показывает, как, постепенно освобождаясь из-под влияния патриархальщины, народ усваивает далеко не лучшие стороны, порождаемые колониальным режимом.
Жақсы менен жаманды айырмадың,
Бірі қан, бірі май боп екі ұртың,
Ты не различаешь доброго и злого,
На одной щеке у тебя кровь, на другой масло (т.е. зло и добро), —
обращается поэт к народу, намекая на то, как легко трудовые слои аула вовлекались в различные интриги и раздоры, организуемые феодалами. Видя в народе светлые черты, Абай стремится, чтобы массы не принимали за достоинство человека зависть, властолюбие и т. п. «Баста мый, қолда малға талас кылған» («Разум в голове и достаток в руках спор ведут»).
Разрабатывая тему современности и развивая характеристики дельцов и ловкачей, приспосабливающихся к условиям времени, Абай создает стихотворение, центральной фигурой которого является бай. Это – стихотворение «Байлар жүр жыйған малын қорғалатып» («Баи живут, оберегая накопленное богатство»). Сочетание социальной характеристики бая с психологической является успехом поэта, его творческой находкой.
Абай дает характеристику бая, отобрав и обобщив конкретно-исторические его черты. Образ бая типичен именно для восьмидесятых годов, когда байство становилось основным поставщиком товарного скота на рынкик пользовалось влиянием на административно-политические дела аула.
С тонкой иронией, переходящей в сатиру, поэти зображает «деятельного» бая, занятого кляузами и доносами. Ограниченный, тупой, он увлечен ябедами.
Барып келсе Ертістің суын татып,
Беріп келсе бір ауыз бұтып-шатып…
Съездив, полакомившись водой Иртыша,
Напишут донос, состряпают кляузу…
«Ертістің суын татып» («полакомившись водой Иртыша») — яркая, своеобразная метафора, с помощью которой поэт вызывает у читателя представление об административно-управленческих центрах, расположенных по Иртышу, притягивающих к себе любителей кляуз и интриг.
Злой иронией поэта насыщен образ вертопраха из стихотворения «Адасқанның алды – жөн, арты — соқпақ» («У заблудившегося впереди путь, позади ухабы»). Щеголеватость одежды, манерность поведения, рисовка особенно оттеняют внутреннюю пустоту и пошлость. Портрет ветропраха интересен как поиски Абаем средств индивидуализации персонажа. В этом портрете нет «общих мест», с помощью которых создаются портреты вфольклоре. Он подсказан Абаю реалистическими литературными традициями. Поэт тщательно описывает пригнанный по фигуре чапан, кушак, стягивающий стан щеголя малахай с залихватским загибом кверху, летнюю белую шапку, постоянно разглаживаемые на коленях штаны.
Всеми этими деталями Абай показывает подчеркнутое внимание пошляка к своей внешности, оттеняя тем самым его внутреннюю пустоту и невежество. Абай осуждает таких людей как чуждых народным нуждам бездельников, щеголяющих показной деловитостью.
Жалғыз атын терлетіп, ел қыдырып,
Салемдеспей, алыстан ыржаң қақпақ.
Вогнав в мыло единственного коня, слоняющийся по аулам,
Не здороваясь, издали скалит зубы.
Так с помощью художественных образов Абай обобщает свои раздумья о жизненных противоречиях эпохи. В обличительных стихах поэта 80 годов отрицательные персонажу показаны ярче и полнее. Это и понятно. Удалившийся от официальной службы, но не изживший «либеральных иллюзий» Абай брал под огонь критики представителей своего же класса, из среды которого «избиралась» местная администрация. Их-то он и хотел видеть прежде «всего освобожденными от рутины, культурными и широко образованными людьми. Любопытна одна биографическая деталь: в девяностые годы управление Чингизтауской волостью Семипалатинской области находилось в руках сыновей Абая. И поэт, конечно, оказывал свое влияние на ход дел.
Однако объективное значение созданных Абаем отрицательных образов выходило за рамки его раздумий и личных противоречий. Критика феодальных верхов носила демократический характер.
Подмечая в жизни и литературе, особенно у русских революционных демократов, черты нового человека, Абай в стихах второй половины 80 годов, начиная с плодотворного1886 года, поэтически воссоздает свой положительный идеал. В самых общих чертах он выражен формулой «адам болам десеңіз» («стать человеком»), составляющей основу стихотворения «Ғылым таппай мақтанба» («Не хвастай, коль не приобрел знаний»). В этом стихотворении наиболее отчетливо видны особенности реализма Абая 80 годов: сочетание обличительных и назидательно-просветительных элементов. Раскрывая свой идеал человека, Абай призывает к знанию, к труду и честному образу жизни. Этот идеал широк. В сумме своих черт он составляет то, что называется гуманностью, человечностью. Основное в нем это типичное для просветителя, преимущественное перед всеми другими факторами, признание роли науки в формировании личности. «Ақыл» («разум»), «білім» («знание») в большинстве стихов Абая 80 годов выступают мерилом и критерием положительного в отдельном человеке и в народе.
В стихотворении «Ғылым таппай мақтанба» («Нехвастай, коль не приобрел знаний») роль науки, знания в формировании личности проходит как основная идея. В размышлениях поэта о науке вырисовывается образ человека, свободного от устаревших патриархальных взглядов, свободного от религии и ее учения, мыслящего критически, поступающего разумно.
Бес нәрседен қашық бол,
Бес нәрсеге асық бол,
Адам болам десеңіз.
Если хочешь стать человеком,
Будь дальше от пяти зол,
Будь ближе пяти добродетелям, —
советует Абай, называя врагами человека сплетни, ложь, хвастовство, лень, расточительство; добродетелями — рвение, труд, глубокомыслие, умеренность, сочувствие.
Преобладание в поэтическом словаре слов «ғылым», «ой», «ақыл», «білім» («наука», «мысль», «разум», «знание») дает возможность поэту представить в человеке то, что составляет его личность, что В. Г. Белинский назвал «духовностью». В статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» В. Г. Белинский писал: «Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием»[1]. Акцент, который делается Абаем на роли сознания ипросвещения в духовной жизни человека, дает основание находить близость просветительских идей и воззрений Абая и Белинского. В своих взглядах Абай близок к выдающимся гуманистам Востока. Так, в разбираемом стихотворении почти цитатами из Навои звучат у Абая следующие строки:
…Атын білме, сөзін біл.
……………………………….
Сөзіне қарай кісіні ал,
Кісіге қарап, сөз алма.
…Не узнавай имени, знай сказанное!
………………………………
Воспринимай человека по его словам,
Но не воспринимай слов, взирая на человека.
Идеал человечности («адам болу»), таким образом» является для Абая идеалом общественного и личного поведения. И все, что отклонялось от этого идеала, Абай уподобляет животному. В стихах это уподобление звучало:«иттей», «итше» («подобно собаке»).
Мақтан үшін қайратсыз болыс болмақ,
Иттей қор боп, өзіне сөз келтірмек.
Қабаған итше өшігіп шыға келер,
Мен қапсам, бір жеріңді бөксерем деп.
Ради похвал, не для дела стать волостным,
Быть подобно собаке предметом злословия.
Будет кидаться, как злая собака,
Говоря: коль разорву, не сдобровать.
Судьба молодого поколения, его будущее всегда волновали казахских просветителей. В самом начале 60 голов в письме Н. И. Ильминскому Алтынсарин показал характерный тип «образованного» молодого человека. Вот он, едва узнавший русский язык и не вынесший из школы «порядочного образования», гордо выступает, показывая себя «многознающим человеком, более законщиком». Употребляя во зло свои малые знания, такие люди легко, становятся «безжалостными обидчиками киргизов же», — писал Алтынсарин. Спустя четверть века этот же образ поэтически воспроизводит в своих стихах Абай. В стихотворении «Интернатта оқып жүр» («В интернате учатся», 1886) поэт представляет молодого человека, который научился русскому языку, чтобы писать прошения, и родители радуются этому, говоря: «Мой сын знает законы» («Балам закон білді деп»).
Поразительное совпадение (Абай ничего не знал о переписке Алтынсарина с Ильминским и даже не был с ним знаком) объясняется общностью задач, которые ставились просветителями. И стихотворение «Интернатта оқып жүр» («В интернате учатся») по праву должно быть выделено среди других стихов того же периода, как наиболее полно и глубоко раскрывающее основные проблемы творчества Абая 80 годов. Это первое стихотворение, в котором со вбей ясностью и прямотой поэт определяет свое отношение к демократической русской культуре.
Ойында жоқ бірінің
Салтыков пен Толстой,
Я тілмаш, я адвокат
Болсам деген бәрінде ой,
Көңлінде жоқ санасы.
Салтыков и Толстого
В мыслях у них нет.
Стану-ка я толмачом иль адвокатом,
Думают все они.
Нет сознание у них.
Салтыков-Щедрин и Лев Толстой – тогда живые современники Абая. В них поэт чувствовал активных проводников освободительных идей русской литературы. В творчестве русских писателей-демократов Абай нашел теперь реальный образ человека современностям художественное воплощение понятия «адам болу». Таким в стихотворении «Интернатта оқып жүр» («В интернате учатся») является образ «здравомыслящего», к которому Абай обращается за советами. «Здравомыслящий» — отражениеивсех черт творчества Щедрина н Толстого, которые казахский поэт улавливает не в отдельных образах из их произведений, а во всей совокупности их идей, во всех реалистическом строе их произведений. «Здравомыслящий» своими советами конкретизирует более ранние назидания Абая — учиться, познавать науки, жить с пользой для общества.
В советах «здравомыслящего» поэтически обобщены просветительские воззрения самого Абая и отражены характерные его противоречия. Поэт предостерегает молодое поколение, сыновей богатых баев от соблазна стать чиновниками, надеть золотом расшитый мундир » потерять свое я.
Военный қызмет іздеме
Оқалы киім киюге,
Бос мақтанға салынып,
Бекер көкрек керуге.
Қызмет қылма оязға,
Жанбай жатып сөнуге.
Не ищи военной службы.
Чтоб одеть мундир с галунами.
Д ля пустого хвастовства,
Чтоб попусту бить себя в
грудь.
Не выслуживайся перед уездным.
Погаснешь, не успев разгореться.
Абай снова повторяет встречавшиеся уже у него назидания: быть честным, справедливым, не гнаться за наживой и ложной славой.
Так в советах «здравомыслящего» заключались ростки того нового, что видел Абай, видели просветители казахского народа, что должно было развиваться и крепнуть вместе с развитием духовной жизни народа. Те же советы говорят, что поэт не мог до конца понять противоречий пореформенной действительности, как не смог он понять до конца революционно-демократических идей Щедрина. Уступкой времени является противопоставление судьи уездному начальнику, закона — произволу. Под влиянием «либеральных иллюзий» Абай искренне верил в возможность официальными путями бороться с произволом и насилием местной администрации.
Таким образом, тема стихотворения «Интернатта оқып жүр» из частной проблемы обучения детей развивается в общую широкую тему путей развития казахского народа в составе России и противоречий этого развития. Такого поэтического осмысления темы не знает творчество акынов, в том числе и демократических. Оно зародилось у Абая как результат его литературных связей с передовыми русскими просветителями. И скорее всего, имена Салтыкова-Щедрина и Толстого названы им как наиболее современные, а за ними стоят не названные, но любимые поэтом русские классики. Поэт с надеждой, смотрел на передовую Россию. Он с негодованием отвергал огульное смешение этой России с чиновничьей бюрократией. Теперь в стихотворении Абая «орыс» («русский») — не только чиновник, открывающий съезд или чиняший расправу, а сеятель просвещения. «Орыс теріс айтпайды, жаман бол деп оларды» («Русские не посоветуют дурное, на плохое не направят») — обращается Абай к любителям свалить на русских всю вину в том, что в казахском ауле усилились подсиживания, интриги, обман, взяточничество.
Бұл іске кім виноват — ,
Я Семейдің қаласы?
Я қазақтың аласы?
Кто виновен в этом деле –
Город Семипалатинск?
Или раздоры казахов?
Семипалатинск не выступает теперь только как административный центр, каким он представлен, например, в стихотворении «Байлар жүр жыйған малын қорғалатып» («Баи живут, оберегая накопленное богатство»). Он — средоточие новой городской культуры, противостоящей патриархально-родовому быту и культуре аула.
Так с расширением тематики и углублением идейного содержания своих стихов Абай уверенно шел по пути реалистического искусства. Перед его поэтическим взором открывались те стороны действительности, которые его современникам-акынам оказывались недоступными. В типических обстоятельствах пореформенной жизни казахского народа Абай улавливал черты типических характеров, полное и всестороннее развитие которых говорит о зрелом реализме в его последующем творчестве.
«Интернатта оқып жүр» («В интернате учатся») — дальнейший шаг Абая в развитии им песенно-акынской традиции. В нем еще заметны следы дидактической поэзии. Даже такая центральная и новаторская по своему содержанию часть, как советы «здравомыслящего», написана в назидательных тонах.
Обогащая идейное содержание произведений, особенно на основе критико-обличительных традиций русских классиков, Абай шел по верному пути обобщений нетолько самих жизненных фактов, а и своего отношения к ним. Примером может служить тот же образ «здравомыслящего». «Интернатта оқып жүр» («В интернате учатся») — вершина общественно-просветительской линии творчества Абая 80 годов. Вместе с тем — это произведение, в котором прорастают зерна будущей зрелой лирики поэта.
Жизнь и творчество Абая.
Сборник статей / Под редакцией
М. Ахинжанова и З. Ахметова. – Алма_Ата:
Издательство АН КазССР. 1954. – С.107-131.