Тулеген Тажибаев. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Абай Кунанбаев был не только великим поэтом, но и выдающимся мыслителем.Его произведения насыщены глубокими и оригинальными мыслями по вопросам философии, этики, психологии и воспитания. Будучи знатоком психологии людей, Абай как в своих произведениях, так и так и в практической деятельности уделяет исключительное внимание вопросам воспитания подрастающего поколения.
Поэтическое творчество Абая зиждется на глубоких основах его философских, психологических и педагогических взглядов.
Однако эти стороны деятельности великого мыслителя, в особенности его философские и психологические взгляды, яыляются почти «белым пятном» в абаеведении. Имеющиеся в этом отношении отдельные популярные работы, в которых в той или иной степени затрагиваются эти вопросы, не выходят за пределы декларирования разрозненных, случайных, а порой и ошибочных положений.
В данной работе автор сделал попытку дать краткий анализ взглядов Абая Кунанбаева на вопросы психологии и воспитания.
Абай Кунанбаев не был ученым-психологом в прямом смысле этого слова. Однако его бессмертные поэтические и прозаические произведения свидетельствуют о том, что их автор был тонким знатоком человеческой души. В большинстве своих стихотворений и назиданий Абай с исключительным мастерством вскрывает характерные особенности психологии людей, принадлежащих к определенной эпохе, классу, возрасту и т.п. Психология людей вскрывается Абаем в их конкретно-исторической трудовой и бытовой жизни. Это и определило глубокий реализм его произведений, их доходчивость до широких масс, их огромную воспитательную силу.
Абай первый среди казахов формулировал свои взгляды на психологию.
Изучение Абаем психологии преследовало троякую цель, в чем он видел, как нам представляется, и предмет психологии как науки.
Во-первых, в понимании Абая стих и песня должныпроникнуть в тайники человеческой души, будить сокровенныечувства. Они призваны играть важную роль внравственном воспитании народа, в борьбе со старыми,феодально-патриархальными пережитками в сознаниилюдей.Отражая думы и чаяния народа, поэзия должнавести его к свободной и радостной жизни. Стих должениметь золотое содержание и серебряную оправу.
Говоря о воздействии песни на психическую деятельностьчеловека, Абай в своих стихотворениях указываетна то, что переживания человека являются отражениемего глубоких дум, а песняявляется тенью, отбивающейтакт этих переживаний.
По мнению Абая. песня окрыляет человека, будоражитего чувства и одухотворяет его. Песня — блаженство,но ее может уловить не всякое ухо, а только «мыслящее ухо» («ойлы құлақ»). Песня может разбудитьдремлющие чувства, оживить радость и печаль, встряхнутьчеловека, отразить думы -и настроения его.
Песню может понять только тот, говорит он, кто имеетчуткий слух, отзывчивое сердце и прозорливый ум.
Из подобных высказываний Абая напрашивается вывод:поэзия является мощным фактором воздействия напсихологию людей. Следовательно, каждый, кто занимаетсяпоэзией, должен изучить и хорошо знать особенности психической деятельности человека, закономерности
ее развития.
Во-вторых, путь избавления казахского народа от политическогобесправия, экономический и культурной отсталости,от невежества и нищетыАбай видит в просвещениии нравственном воспитании народа, прежде всегоподрастающего поколения. Он требует, чтобы казахская
молодежь изучала русскую культуру и русский язык,чтобы она перенимала у русских все прогрессивное.
Обучение, согласно Абаю, должно быть действенными успешным, развивающим ум детей. Для этого надо построитьобучение и воспитание детей так, чтобы они нетолько учитывалиособенности детской психологии, но ибыли бы направлены на ее всемерное развитие.
В-третьих, из многих высказываний и стихов Абаяможно заключить, что он высоко ценил значение психологиив приложении к повседневной жизни и установлениеправильных взаимоотношений в общественно-трудовойдеятельности и в быту. И дружба, и товарищество, и
распознание врагов, и отношение к ним — все это требует,в понимании Абая, знания особенностей характералюдей, их психологии.
Абай в своей творческой деятельности широко пользовалсяметодом наблюдения: как великий поэт он отличалсяисключительной способностью наблюдать, — подмечатьдо мельчайших подробностей характерные особенностинаблюдаемого объекта. Внимательное ознакомление
с такими произведениями, как «Всадник с беркутомскачет в ранних снегах» ( 1882), «Белый лоб — серебро,чей тонок чекан» ( 1884), «Лето» ( 1886), со стихотворением,посвященным описанию примет хорошей лошади, имногими другими, являющимися образцами исключительного
художественного мастерства, убеждает нас в том, что Абай был наблюдателем предметов и явлений внешней природы, тончайших индивидуальных психическихчерт и глубоких переживаний людей.
В ряде стихотворений поэт сумел метко передать своисокровенные думы и волнующие эмоциональные переживания.Он дает яркую психологическую характеристику
людям различных сословий, профессий и возрастов.
При рассмотрении вопросов психологии Абай принимаетустановившееся в его время трехчленное делениепсихической деятельности человека (ум, чувства и воля)и пытается раскрыть содержание последней (см. стих «Острый разум чист», «17 слово» , «27 слово», «43 слово» и д р.). К умственным явлениям он относит ощущениеи восприятие, представление, память, воображение,
мышление и разум (или сознание). Уму приписываютсячерты хладнокровности, ясности и остроты. К чувствамотносятся «теплота» психических переживаний, радостьи гнев, страсть и любовь и т. п. Характер рассматриваетсявместе с волей. Выносливость, стремления,уменье управлять своими страстями считаются волевымипроцессами.
Острый разум чист, словно пласт ледяной.
В непослушливом сердце — кипучий зной.
Терпеливую мысль и пылкую страсть
В силах ты обуздать лишь волей одной.
Ум, чувства и воля, по Абаю, должны находиться вединстве, в полном сочетании и гармонии, ибо они другбез друга обойтись не могут; их разобщение может привестичеловека к нежелательным последствиям, выбитьиз колеи нормальной жизни. Поэтому задача науки заключается в том, чтобы изучить эти три стороны психическойдеятельности человека и обеспечить их единство.
Только тот, кто сердце и разум скует
Непреклонной волей, — достигнет высот.
Эти свойства не стоят врозь ни гроша,
И любое из них тебя не спасет.
………………………………………………
Разноречье троих сумей сочетать,
Этой мудрости учит нас жизнь сама!
Воля, ум или разум (что одно и то же в понимании Абая) и чувства должны быть объединены.
Но если между ними будет разлад, человек должен слушаться «сердца», т. е. веления чувства, за которымвсегда должна оставаться главенствующая и руководящаяроль. Оно должно вести разум по правильному путии правильно использовать силу воли.
В другом месте Абай говорит о том, что ум и воляявляются ведущими в жизни человека. Но они будутбесполезными и не выполнят своего назначения, если не будет справедливости, которая исходит от сердца. В подобных высказываниях Абая Кунанбаева ярко выраженыегосенсуалистические взгляды, приближающиеся квзглядам великого русского педагога и психолога
К. Д. Ушинского.
Ушинский рассматривал чувства не только как связующее звено между явлениями сознания и воли, но икак «первую причину человеческой деятельности в областисознания и воли, в них же и окончательную цель этойдеятельности»¹. В конечном счете, сознание сводится имк одному из чувств и таким образом тройственное делениедушевных явлений сводится к двойственному делению,т. е. к чувствам и воле.
В «Семнадцатом слове» своих «Назиданий» Абай болееподробно описывает свою мысль о природе воли,«сердца» и ума и их единстве. Поэтому мы приводим егополностью:
«Воля, сердце и разумспорили, кто из них важнее. Они пришлик знанию, чтобы оно решило этот спор.Воля сказала: «Послушай, знание, ты ведь само знаешь, чтобез меня никто не может достигнуть своей цели. Ведь только благодарямне люди отстраняют лень и упорно, настойчиво стремятсяпознать тебя. Даже богатому нельзя без воли и труда достигнутьсовершенства.
Разве не я руковожу выбором людей? Не я ли предостерегаюих от легкой наживы и злых повадок? Не я ли возвращаю людейна путь истинный, когда они его покидают? А вот эти двое сомной спорят».
Разум сказал: «Но ведь только я знаю, что вредно, что полезнокак для этого, так и для того света. Слова понимаю один я.Без меня нельзя получить прибыль, без меня нельзя избежатьубытков. Только я постигаю науку. Как же эти двое, — сказалразум, — оспаривают мое первенство? И начто они годятся безменя?».
Заговорило сердце: «Я царь человеческого существа. Я гонюкровь по жилам, без меня нет жизни. Только я заставляю сытых,беспечных людей, валяющихся в тепле на мягкой постели, тревожитьсяи думать о том, как живут бедные и обездоленные. Я отравляюсны беспечных, заставляю людей ворочаться в их постели.Во мне почтение к старшим и милость к младшим. Как часто несберегают меня в чистоте, как часто меня унижают. Но если сердцечестно и безупречно, то нет обиды между людьми. Я восторгаюсьдобродетелью и заставляю людей отскакивать от зла, как отзмей. Все доброе — скромность, справедливость милосердие, отзывчивость,— все исходит от меня. Как же эти двое могут споритьсо мной?».
Тогда знание, выслушав всех, заговорило: «Слушай, воля, все,что ты говорила, справедливо. Более того, ты обладаешь многимидругими достоинствами, тобой не упомянутыми. Но хотя и не могутжить те двое без тебя, но вместе с силой у тебя есть и жестокость.Много от тебя и пользы, но бывает от тебя и вред. Иногдаты крепко держишься за добро, но иногда и за злодеяние. Этоплохо в тебе». Так сказало знание. Потом оно продолжало: «Ра-
¹ К. Д. У ш и н с к и й. Собр. соч., т. 9, 1930, стр 311.
220
зум, то, о чем ты здесь говорил, тоже правильно. Без тебя ничегонельзя найти. Только ты знакомишь вас с тайнами творенияжизнью души, но и от тебя бывает зло. Ты рождаешь хитрости,проделки, ты являешься руководителем и хороших и плохих людей. Ты ведешь людей по пути добра и зла одинаково. Вот это в тебе очень плохо».
И продолжало знание: «Я приказываю вам троим объединитьсяв одно целое, и повелителем троих будет сердце, разум, ты слишкомразносторонен. Пускай сердце следует за тобой в добре, пускайоно тогда с тобой соглашается и радуется. Но пускай оно не идет за тобой по дороге зла. Более того, пускай оно тогда будеттебе приказывать вернуться. Воля, ты сильна, но пускай и тобойруководит сердце, пускай на доброе и полезное дело оно не будетжалеть твоих сил, а на зло пускай оно накладывает запрет.
Посоветовавшись, соединитесь все трое вместе, но помните, чтосердце — повелитель. Если вы все трое будете в одном человеке итак, как я это говорю, то человек, который будет руководиться вами,станет праведником, и даже пыль его ног сможет исцелять слепых.Если же будут раздоры между вами, то пусть человек послушаетсясердца».
Остановимся несколько подробнее на характеристикеАбаем ума, чувства и воли.
Ум. Познание реальной действительности объясняетсяАбаем материалистически. Ощущения и восприятия являютсяпервичной ступенью отражения реального мира.Органы чувства — источник знания. «Видя глазами,слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхаяносом, человек познает мир», — говорит Абай. В другомместе он пишет: «…Если бы не было глаз, то какое бымы получали в жизни удовольствие от красоты мира?…Если бы не было ушей, не слышали бы мы ни звуков, ниголосов, не получали бы наслаждения от песни и ниоткудане могли бы получить известий; если бы нос не различалзапахов, то мы не наслаждались бы ароматом ине избегали бы дурных запахов; если бы нёбо и язык немогли бы различать вкуса, то мы не получали бы наслаждения
от приятной пищи».
Только через практику, непосредственным отражениемвнешнего мира органами чувств, человек познает реальнуюдействительность.
Человек воспринимает явления внешнего мира в видекопии, картинок. В «43 слове» Абай пишет: «Человеквоспринимает все положительное положительным, отрицательноеотрицательным в виде их рисунков» (перевод
наш. — Т. Т.). Восприятие может быть полным только втом случае, если оно связано с предыдущим опытом.Поэтому слова, ранее не слышанные тобою, с первого
раза неуловимы для твоих ушей. Восприятие должно
221
быть последовательным: не поняв предыдущего, не берисьза последующее, ибо оно будет более непонятным.
В стихотворении «Не для забавы я слагаю стих» Абайутверждает, что хорошую песню может понять не всякий,а только тот, что имеет «мыслящее ухо». Абай обнаруживаеттем самым правильное понимание историчностиразвития человеческих чувств.
Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельсна конкретных примерах показывают процесс очеловечениячувств, как в процессе практики животные чувствапревращаются в человеческие. «….Чувства общественногочеловека, — пишет К. Маркс, — иные, чем у необщественного;только благодаря (предметно) объективно развернутому
богатству человеческой сущности получаетсябогатство субъективной человеческой чувствительности,получается музыкальное ухо, глаз, умеющий пониматькрасоту формы, — словом, отчасти впервые порождаются,отчасти развиваются человеческие, способные наслаждатьсячувства, чувства, которые утверждаются какчеловеческие существенные силы. Не только обычные пятьчувств, но и так называемые духовные чувства, практическиечувства (воля, любовь и т. д.), одним словом, человеческоечувство, человечность органов чувств, возникаюттолько благодаря бытию их предмета, благодаря
очеловеченной природе. Образование пяти чувств, это —продукт всей всемирной истории».¹
Ощущения и восприятия становятся человеческимитолько тогда, когда сами предметы, воспринимаемые органамичувств, становятся общественными, т. е. очеловечиваются в процессе общественной практики человека.
Абай Кунанбаев правильно понял, что только человеческийглаз дает возможность получать «удовольствие открасоты мира», что если бы не было «человеческого уха»,мы «не получали бы наслаждения от песни», что только«человеческое обоняние» дает нам возможность наслаждатьсяароматами.
Правда, Абай не развил эти мысли. Но его высказываниядают нам возможность заключить, что он совершенноправильно видел качественное различие между
органами чувств человека и животных, понимал, чтоспецифичность человеческих чувств — это результат исторически-практической деятельности человека.
¹ К; М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т, III, стр. 627.
223
Он совершенно определенно говорит об отличии психики человека от психики животных, а также о человечности человеческих чувств.
Ощущения рассматриваются Абаем как психическиефункции, возникающие в результате воздействия на наши органы чувств предметов и явлений внешнего мира;они могут быть положительными или отрицательными.
Воспринимаясь пятью органами чувств, явления внешнегомира не исчезают бесследно, а воскресают в сознаниив виде образов и картинок. Это — «непроизвольнаясила души», которая сначала у детей бывает совершеннонезначительной, но путем воспитания может быть развита,усилена. Если же не будет обращено внимание наразвитие этой «способности души», то она может совершенноисчезнуть или потерять свою значимость.
Абай уделяет большое внимание памяти как особоважной психической функции в жизни человека, и особеннов овладении культурой. Он указывает на наличиеосновных четырех правил, способствующих успешномузапоминанию. «Имеется, — говорит он, — четыре условия,чтобы не забыть услышанное: во-первых, необходимаопределенная установка к запоминанию; во-вторых,услышанное или увиденное надо усвоить с большим вниманиеми усердием; в-третьих, надо несколько раз подуматьпро себя и закрепить предмет в памяти; в-четвертых,надо отстраняться от пороков мысли, но если онивозникли, то не следует предаваться им.
Пороками же мысли являются: беспечность, распущенность.несерьезность или шутливость, впадение в уныниеили появление азарта к чему-нибудь. Эти четыре порокамысли могут развеять весь ум, все знание» (переводнаш. — Т. Т.).
Воображение, согласно Абаю, является внутреннейспособностью человека, имеющей большое значение вразвитии науки. «Без мысли и воображения наука не можетразвиваться». Поэтому воображение и мышлениенадо всемерно развивать. Но при этом следует отстранятьот себя бесплодное мечтание. Говоря о воображениии мышлении, Абай не проводит разграничения междуними.
Мышление является сложным психическим процессом,оно богато содержанием, но, по мнению Абая, никакоесловесное выражение не может полностью охватить и передатьточно все богатство мысли. «Как ни прекрасна
223
мысль, — говорит он, — но, проходя через уста, она бледнеет».
В ряде стихотворений Абай отмечает, что человекдолжен мыслить беспрестанно, т. к. только при постояннойумственной деятельности одна мысль рождает другую,т. е. появляются новые мысли. Особенностью умаявляется именно то, что он находится в беспрестанномстремлении к познанию. Но в то же время мысль должнабыть реальной, связанной с практической жизнью.
Сознание, или разум, рассматривается как высшаяступень умственной деятельности, а также отличительная черта человеческой психики от психики животных. «Значитли жизнь только то, что душа еще не покинула тело?», — спрашивает Абай и отвечает: — «Нет, такаяжизнь есть и у собаки». Жизнь — в наличии сознания,поэтому жизнь без сознания делает человека невменяемым.Эта же мысль высказывается в стихотворении«Есливоли у сердца нет».
Если человек не будет обладать разумом, говоритАбай, то он не будет отличаться от животного. Разум человекадолжен преобладать над всей его деятельностью,в том числе и над волей. Но если у человека нет воли,то и сознание бесцельно, оно будет погружено в себя.
Если мысль за волею вслед
Оскудеет в сердце пустом.
Ты, утратив разума свет,
Станешь тварью, темным скотом.
Мой безвольный разум, скользя
По верхам, нейдет в глубину.
В понятие «души» Абай не вкладывает нечто сверхъестественное,потустороннее, метафизическое, а имеет ввиду явления психические, духовные, но не телесные.
Только через сознание (что часто отожествляетсяАбаем с умом и разумом) человек познает объективнуюдействительность, овладевает наукой, познает добро изло; без сознания или разума ничего не познается. Разумраскрывает сущность как земного, так и «потустороннегомира».
Однако в понимании Абая в деятельности человекаодностороннее преобладание разума вредно, т. к. он одинаковоможет вести людей по пути добра и зла. Разум
234
рождает хитрость, которой одинаково руководствуются ихорошие и дурные люди.
Абай правильно замечает, что сознание не являетсяврожденным и не от рождения человек бывает сознательным.Оно возникает и развивается в практическойдеятельности человека. Не от рождения человек разумен.Чтобы быть разумным, он должен сначала слышать, видеть,осязать, ощущать вкус предметов, представлять их,отличать хорошее от плохого, накопить необходимые знания.
Одной из отличительных особенностей разума является стремление к знаниям, ибо жизнь, прожитая без знаний,— не человеческая жизнь. С возмущением отмечаяотсутствие у многих людей стремления к знанию, Абайподчеркивает, что у таких людей нет разума, сознаниятого, что отличает человека от животного, которое тольковидит, но не понимает. Животное «видит мир, но не знаетмира».
В «Двадцать седьмом слове», озаглавленном «Словоученого Сократа», Абай приводит диалог между Сократоми его учеником Аристодимом о том, что бог создалмир и человека целесообразно, что последние подчиняютсянерушимой закономерности, что человек, обладающийсознанием, отличается от бессознательного животного,что человек в отличие от животного может говорить,что бог является высшим разумом. Абай молчаливосоглашается с Сократом. Но в то же время, приводя сомненияАристодима, Абай показывает также свои сомненияв отношении всемогущества бога.
Сократ доказывает «всемогущество» бога, «сотворившегочеловека с живой душой ивсепостигаюшим разумом». Он описывает целесообразность создания органовчувств. Тело человека уподобляется земле, влага, находящаясяв теле, — воде. Душой «обладаетне только человек, но и животное, но познавательность души присуща ,только человеку. Животное тускло представляет настоящееи прошлое и вовсе не может проникнуть в будущее.Это доступно только человеку.
Вертикальное положение тела дает ему возможностьлучше видеть и познавать все окружающее, господствовать над другими животными. Но если бы даже животноебыло наделено человеческим разумом, то его организмвсе равно не способен быть таким же искусным, как организмчеловека. Животные не могут передавать знания
225
друг другу, они не обладают способностью говорить, какчеловек. «Животные не могут строить города, производитьинструменты, делать оружие и достигать границ искусстваи познания», как человек.
Как видно из изложенного, несмотря на некоторуюпротиворечивость рассуждений, у Абая бог выступаетлишь как «творец» мира и человека, он является лишьширмой, прикрывающей реальный мир. И стоит толькоотбросить эту ширму, как за ней откроется материальныймир со всеми своими законами развития.
Развитие ощущений, указывает Абай, положительновлияет на развитие ума. Поэтому, кто обогатит свои знанияпутем развития слуха и зрения, тот обогатит такжеи ум свой. Степень развития ума не зависит от бога. Тот,кто говорит: «бог вот не дал мне разума» — ошибается,говорит Абай, так как «разве бог велел кому-нибудь невидеть или не понимать, велел не запоминать?».
Степень развития ума связана со стремлениями («талап»), но вместе с тем Абай возражает против утверждения,будто только тот приобрел ум, кто имеет определенноестремление, а тот, кому мало дано стремления, неприобретает ума, так как стремления взрослого человекачерез воспитание могут развиваться постоянно, подобнотому, как растут и развиваются стремления ребенка.Стремления так же можно развить, как можно развитьпознание человека.
«Худший человек из числа людей — это человек безстремлений».
Разумный человек должен обладать тремя отличительнымикачествами, потеря которых может привести кисчезновению человечности и уподоблению животному.Какие же эти качества? Это, во-первых, «подвижной элемент».Все воспринимаемое, видимое и слышимое должно быть не только понято, но и связано с тем, от чегоно происходит и куда ведет. В противном случае любоеучение не поможет увеличению знаний; человек будетжалеть всю жизнь, если он постоянно будет запаздыватьв своем мышлении,действии, речи. Во-вторых, «силапритягательная однородного». Все слышимое и видимое,т. е. воспринимаемое, должно быть сравнено со сходнымипредметами и явлениями, должны быть выявленыроднящие их черты. Надо обдумать все сходные момен-
226
ты, известное проверить, о неизвестном навести справки,спросить знающих, прочесть о нем.
«Второе начало — это притяжение однородного однородным,— говорит Абай; — оно состоит в том, что тыбудешь все сравнивать; узнав новое, будешь вспоминатьоднородное, проверять, похоже ли это новое на староеполностью или только частично;будешь спрашивать о непонятном,изучать его по книгам и не успокоишься дотех пор, пока не усвоишь все, что тебе хотелось».
В понятие «притяжения однородного однородным»¹Абай вкладывает не только связь новых восприятий,представлений и понятий с предыдущим опытом по законамассоциации, главным образом по сходству, но ивключает более активный «элемент», а именно пытливостьи любознательность ума, направленные на беспрестанноепознание окружающей действительности.
Третьим качеством, как указывает Абай, является «чувствительность сердца». Если, согласно Абаю, не загрязнишьсвое сердце четырьмя пороками — хвастливойкичливостью, эгоизмом, легкомыслием и беспечностью,—то образы, идущие из внешнего мира, будут отчетливо отражатьсяв зеркале твоего сердца (очевидно, речь идет не
о сердце, а о сознании. — Т. Т.), хорошо запечатлеютсяи будут незабываемыми. Если ж е человек загрязнит своесердце этими пороками, то его зеркало станет искаженным,оно будет отражать криво или тускло, и в результатене будет правильного понятия о внешнем мире.
«Хвастливость, злобность, лживость, азарт и подобные им пороки тоже рождаются от этих двух сил: от живостии от притяжения однородного однородным, тоесть от того, что есть в сравнении.
Мы должны стараться отобрать все хорошее и отвергатьпороки».
Только здравый ум и сильная воля могут спасти человекаот различных пороков и недопускать их возникновения.Только при наличии здравого ума и сильнойволи «силапритягательная однородного» и «подвижнойэлемент» могут иметь достаточное воздействие, но еслиум и воля будут слабы или вовсе не будет одного из них,то последние будут бессильными.
¹ Термины на русском языке — «подвижной элемент», «силапритягательная однородного», «чувствительность сердца» — приводятся самим Абаем.
227
Человек должен находиться постоянно в действии,застой губителен для него. Он должен беспрестанноразвивать и совершенствовать свой ум, приобретенныеим навыки и уменье. Но если в течение продолжительноговремени последние будут бездействовать, тоих можно потерять, а сам человек может неузнаваемоизмениться.
«Настигнуть, вернуть первоначальное стремлениетруднее, чем вырастить его». С истечением большогопромежутка времени «всякое мастерство, всякое искусство,которое остается без применения, теряет самыелучшие свои качества, начинает притупляться и исчезать,и часто ёго вернуть уже невозможно».
Чувства. Чувства занимают большое место в деятельностичеловека. Чувство, в наивном представленииАбая, — свойство сердца, царь человеческого существа.Оно гонит кровьпо жилам, без него нет жизни.
Приписывая чрезмерно широкие функции чувствам,Абай утверждает, что сердцу присущи чувства гуманностии человеческой теплоты, чувства альтруизма. Сердцеведет кдобру, ненавидит зло, от него исходит вседоброе — скромность, справедливость, милосердие, отзывчивостьи т. п. Язык не ошибается, выражая то, чточувствует сердце.Героизм и мужество — тоже свойствосердца. Это уменье сдерживать данное слово, быстрооправиться от несчастья, уменье указать правильныйпуть множествузаблудившихся людей, уменье повиноватьсятому, что справедливо для разума, хотя это бываети трудно.
В стихотворении «Холод, жар… Молод, стар» (1894)Абай говорит о настроении как чувстве, что оно можетбыть положительным или- отрицательным, может согретьили остудить человека. Однако эти мысли у Абаяне развиты.
Абай в своих произведениях обращает внимание навыразительные движения и физиологические измененияпри эмоциональных переживаниях. Воздействие на физиологическуюдеятельность слова, сильных чувств Абайярко подчеркивает в свободном переводе письма Татьянык Онегину.
В стихотворении «Жгут тяжелой косы — в руку толщиной» ( 18$9) он пишет:
Невзначай коснись руки ее своей —
Кровь по жилам твоим побежит быстрей.
228
Приблизишь лицо к милому лицу —
Жаром охватит тебя до костей.
Абай говорит о появлении чувств в результате воздействияпа человека внешних раздражений, т. е. предметови явлений внешнего мира. В другом месте он указываетна субъективность природы эмоциональных переживаний.т. е. на то, что человек не мог бы понять чувствадругих, если бы сам не испытывал подобные жечувства.
Счастье и любовь не испытав.
Что о них сумеешь ты сказать?
В стихотворении «И краснеть и бледнеть» ( 1891)показывается, как в пылу страстных чувств обычноенормальное поведение влюбленных изменяется, особенно их выразительные движения и физиологическиепроцессы их организма. В минуту страстных чувств словаи ум бессильны, они уступают первенство чувствам.
В стихотворении «На воде, как челнок, луна» авторпишет:
Горя, холодея, дрожа,
С немеющим сердцем в груди,
Ты прячешь без слов, не дыша, —
Ах, сколько тревог позади!
В некоторых своих стихотворениях и назиданиях Абайдает краткие пояснения отдельным чувственным проявлениям.
Радость. Радость является одним из положительныхчувств человека, дающим ему бодрость и силу. Радость,в понимании Абая, главным образом присуща молодости.
Когда человек стареет, говорит он, у него умножаютсяотрицательные чувства. Но честный труд всегда приноситрадость.
Смех является одним из ярких выражений радости.
Смех необходим для человека, но бесполезный смехвреден. Надо быть бережливым в смехе. Он хорош тогда,когда связан с удовольствием, т. е. когда человек смеетсяот удовольствия. Недостойно злорадствовать надгорем других, надо огорчаться и помочь горю. Жизньхитростью — это не жизнь, а только существование. Надожить трезво, опираясь на силу и труд. Труд приноситсчастье. Смех счастья — самый хороший смех.
299
Скорбь. «Скорбь сжимает грудь, ослабляет все суставытела, исторгает из человека слезы и потоки жалоб».
Гнев. Гнев связан с волей. «Гнев без воли — вдовец,ум без печали— вдовец…, а любовь без верности— вдова».Если гнев сопровождается криком, бурными внешнимивыражениями, то его последствия безопасны, но страшно,когда разгневавшийся человек молчит; это можетпривести к нежелательным результатам. «Кричащий вгневе — смешон, молчащий в гневе — страшен».
Надо бороться со злом, памятуя, что ничто на свете,в том числе и зло, не вечно. «Кто. не испытывал зла? —спрашивает Абай. — Теряет надежду лишь безвольный.Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит и зло не вечно. Разве после суровой, многовьюжной зимыне приходит весна — цветущая, многоводная, прекрасная?».
Стыд. Абай указывает на два вида стыда (стыд, вызываемыйневежеством, и настоящий стыд) и подробноописывает их, считая, что стыдливость и совесть являютсясущественными особенностями нравственности.
Стыд, вызываемый невежеством, подобен стыду ребенка,смущающегося вымолвить словечко. Хотя человекничего плохого и не сделал против разума, но он, проявляяробость, стыдится того, чего не следовало бы вдействительности стыдиться. Это дурно.
Настоящий стыд подобен поступку, противоречащемузакону разума. Этот Стыд имеет два вида: 1) человекстыдится поступка другого, хотя он сам и не совершалпостыдного поступка. Это происходит как бы от жалостик другому, совершившему постыдный поступок. Человеквнутренне переживает какую-то неловкость, которая охватывает
его целиком и заставляет краснеть; 2) стыд,противоречащий разуму, возникает в результате совершениякакой-нибудь ошибки по неведению или по своейзлой прихоти.Такой стыд хотя и остается незамеченнымдругими людьми, но в результате осознания его порицаетсятвоей честью и заставляет тебя страдать. Ты неможешь прямо смотреть в лицо другому человеку, ты ненаходишь себе места. Люди, у которых сильно выражентакой стыд, лишаются сна, пищи, а иногда даже лишаютсебя жизни.
Стыд — признак человечности, человек сам осознаетсвою дурь и осуждает ее. В такой момент он не находит
230
слов, ему не приходит в голову мысль, ему некогда утеретьслезы, он не только не может смотреть в глаза другому, но и сам ничего не видит. И если обиженный непростит человека, дошедшего до такого состояния, а, наоборот,без жалости будет допекать его, то можно сказать,что этот человек сам лишен человеческой совести.Правда, в наши дин многие потеряли стыд, говоритАбай.
Совесть и стыд находятся под контролем ума, которыйтакже хранит добродетель (см. «Сердце — море,где радости — жемчуга»). Однако добро непродолжительно,
тогда как зло — всегда ново.
Надежда окрыляет человека, поддерживает в нем верув достижение поставленной перед собой цели, онабодрит человека, делает его жизнерадостным. Исчезновениеже надежды размагничивает человека.
Улетят надежда, тело — как лед.
Прилетит, — и сердце пылает вновь…
Но надежда быстротечна, она не может обогнать печали,так как зло постоянно ново,— говорит Абай. Одно горе может вызвать в памяти сотню горьких воспоминанийи будет мучить человека. Если горе будет наслаиваться,то оно истерзает душу человека. В стихотворении«Благо мигом унесло» ( 1893) поэт пишет:
Коли горе нас найдет.
То к беде нас поведет,
И гора невзгод, губя.
Тут же сокрушит тебя.
Абай указывает на то, что в человеке одновременноне могут ужиться двапротивоположных чувства, они несовместимы.Если печаль не сойдет с сердца, то его
страсть будет бессильной. Пока не сойдет с лица выражениегоря, — не появится и смех.
Некоторое пессимистическое отношение Абая к надеждеи уверенность в преобладании зла объясняютсяусловиями проклятого времени, в котором жил поэт, когдачаяния и думы народа, его надежды на лучшее будущее.свободу и счастье многим казались несбыточными.
Абай, однако, был страстным оптимистом, твердо верившимв будущее. Он видел впереди жизнь, а позади —холод, т. е. то, что уже прожито; впереди — радость, апозади — печаль. Он рассматривал будущее и связан-
231
ные с ним стремления, думы, надежды, борьбу и трудкак более важное для человека, чем то, что уже прожитои чего уже не вернешь.
Чувства дружбы и любви рассматриваются Абаемкак высшие и благородные чувства. Чувство ненавиститакже является высшим чувством. Они не одинаковы увсех людей, у каждого человека имеются свои индивидуальныеособенности в чувственных переживаниях.
Воля. Абай рассматривает волю как необходимоесвойство человека для достижения цели, овладения знаниями.Она ограждает человека от различных пороков,от стремления к легкой наживе и мимолетных бесполезныхувлечений, направляет человека ‘на истинный путь вжизни, к труду. Но в понимании Абая преобладание волитак же вредно, как и преобладание ума, ибо воля можетбыть одинаково твердой и в достижении добра и вдостижении зла.
В «Пятнадцатом слове» Абай указывает на то, что учеловека есть цель жизни, без чего он не может существовать.Умный человек, найдя достойный предметстрасти, стремитсядостичь его; поиски и борьба в достижениицели— самое лучшее время жизни. «Глупыйчеловек не находит себе места в жизни». Стремление всеувидеть и узнать, поняти изучить является отличительнымсвойством души человека. Если человек, не будетстремиться к полному или частичному познанию как видимых,так и невидимых тайн природы, то он не человек,он имеет не человеческую, а животную душу.
Страсть — влечение человека. Но при достижении целиу многих людей появляется зазнайство, опьянение успехом,что затмевает их разум. Разумный человек неподдаетсясоблазну опьянения успехом, а упорно боретсяза достижение своей цели, тогда как глупый человектеряет самообладание.Если ты хочешь быть разумным,относись самокритично к своим поступкам, ежедневноотдавай сам себе отчет, соответствуют ли твои поступкиблагу и разуму.
«Успех и счастье пьянит человека: из тысячи лишьодин в счастье сохранит настолько разума, чтобы непредстать перед людьми нагим».
Твердость воли умеряет излишний пыл человека. «Какбы не велик твой пыл — не отдавайся ему», — говоритАбай, имея в виду регулирующую роль воли над всемипоступками человека.
232
Человек должен обладать твердой волей, т. е. способностьюпретворять в жизнь свои помыслы; воля можетсберечь разум и честь от различных пороков.
Только хвастуны» лентяи и трусы бывают падкими кразличного рода порокам. «Нет у хвастунов ни совести,ни досады, ни мысли серьезной, ни дум горьких, ни решимости, ни храбрости, ни человечности, ни совестливости».
Характер, согласно Абаю, является броней, охраняющейнауку и ум человека, поэтому необходимо оградитьхарактер от всех пороков, ибо если человек будет предаватьсялегким забавам и соблазнам, обнаруживать ветренность в своем поведении, если он будет легко поддаватьсявнушению, то все это ослабит его характер.
Лень — причина всех пороков в народе, говорит Абай.Ленивый человек труслив и безволен, а трус и слабовольный— обычно хвастлив, хвастливый и трусливый —глуп и невежда, а глупец и невежда — бесчестный. Бесчестныйлентяй обычно попрошайка, ненасытный, жадный.упрямый бездельник, не имеющий друзей.
Абай ошибочно считает лень — судьбой, которую, ксожалению, изменить нельзя, так как она незыблема.Лень происходит в результате пресыщения.
«Есть ли вещь, которая бы не надоедала? Пресыщениезнает даже человек разумный. И от еды, и от игры,и от смеха, и от хвастовства, и от щегольства, и от пиров,и от бесед, и от женщин — в большей или меньшеймере, -от всего человек остывает, и это так потому, чтопресыщение обнаруживает в каждой вещи порок».
В «Тридцать восьмом слове», русский перевод которогоотсутствует, Абай говорит, что человек должен остерегатьсятрех вещей, которые мучат людей: невежества,лени и злодейства.
Первое является результатом отсутствия знаний инауки, без которых ничего нельзя познать в природе.Человек без знаний подобен животному.
Лень — враг деятельности и ремесла; бесцельность,отсутствие страсти к познанию, безинициативность, бесстыдство,бедность — все исходит от нее. Ленивый человекнеспособен к великим делам, только мужество и дерзаниепринесут победу:
Лишь риск и дерзанье несут торжество.
Ленивец вовек не создаст ничего!
233
Злодейство — враг человечества; кто враг человеку, тот теряет человечность и уподобляется хищному зверю. Лекарством от этого являются любовь к народу, труд на пользу общества, овладение знаниями и наукой, высокая нравственность.
Одним из пороков человека является также эгоизм, с которым надо бороться. Абай различает три вида эгоизма: 1) человек, стоя у порога зла, не переступает его, т. е. воздерживается от совершения зла, зная, что оно может привести к потере человеческого достоинства. Такой эгоизм является для человека лучом, отгораживающим его от различных пороков; 2) эгоизм, связанный с попыткой показаться лучше других. Такой эгоизм разрушает лучи человеческого достоинства. В основе его лежит бахвальство; 3) эгоизм, связанный со стремлением разжечь рознь и вражду между людьми, подвергнуть
других мучению и унижению. Такие люди ищут вражды, распространяя сплетни и.возводя клевету на других. Устранение отрицательных сторон эгоистических черт человека принесет спокойствие души, что в свою очередь будет способствовать возникновению положительных, стремлений.
Удовлетворение потребностей, согласно Абаю, является основой духовного развития человека. При этом он рассматривает потребности материалистически.
Потребности могут быть «материальными и духовными.
В «Седьмом слове» Абай указывает на наличие у младенца двух потребностей: первая — потребность тела («тән құмары») — потребность к пище, утолению жажды»,ко сну; вторая — духовная потребность («жан құмары»),или потребность познания. Ребенок хочет все узнать,стремится ко всему. Когда он становится старше, расспрашиваетобо всем, что видит и слышит. Такое стремлениек познанию всего окружающегорассматриваетсяАбаем как высокая страсть души.
В стихотворении «Голодное брюхо чем хочешь набей»( 1895) поэт говорит об удовлетворении материальныхпотребностей. Голодный желудок, говорит он, не успокоится,пока не насытится жирной пищей, а насытившисьею, требует более вкусной, т. е. удовлетворение однихпотребностей является условием для возникновениядругих.
Стихотворение заканчивается утверждением, что потребностичеловека могут быть удовлетворены только тогда, когда он будет заниматься честным, полезным трудом,не брезгуя любой черной работой.
Заканчивая краткий разбор психологических взглядовАбая Кунанбаева, мы приходим к заключению, чтовеликий просветитель, поэт и мыслитель казахского народабыл тонким знатоком психологии людей и умеловоплотил свои знанияв области психологии в своих бессмертныхпроизведениях. В его трудах мы встречаемряд оригинальных для своего времени высказываний попсихологии. Хотя и нет прямых доказательств, но характерего высказываний по вопросам психологии дает намправо предположить наличие влияния материалистическойфилософии русских революционных демократов, атакже русской материалистической психологии. Однаков его высказываниях по психологии имеется и ряд идеалистическихошибок и противоречий, что, видимо, являетсярезультатом влияния идей Сократа, Аристотеля,Милля, Спенсера, а также философских и психологических произведений других авторов, которые изучались
поэтом. Надо думать, что позитивистская философия иэмпирическая психология, имевшие широкое распространениев эпоху Абая, не могли не наложить известногоотпечатка на его психологические взгляды.
В психологических взглядах Абая главенствующаяроль в психической деятельности человека ошибочноприписывается чувствам. Абай говорит, что если междуразумом, волей и чувствами наступит разлад, то человекдолжен слушаться своих чувств, ибо только они ведутчеловека к добродетели.
Но в ряде своих произведений он вступает в противоречиес самим собой: с одной стороны, он говорит о преобладанииразума над всей деятельностью человека, а сдругой, указывая на то, что разум одинаково может вестичеловека как к добру, так и к злу и что поэтому преобладаниеразума вредно, он, по сути дела, сам опровергаетэтот тезис.
Давая в основном правильное материалистическоеобъяснение происхождениюпсихических явлений, подробноописывая различные выразительные движения приразличных эмоциональных переживаниях, а также правильно указывая на влияние последних на физиологическиепроцессы организма, Абай, однако, не говорит о материальномсубстрате психики — мозге, о деятельностивысшей нервной системы. Э то является серьезным недостаткомв психологических, взглядах Абая Кунанбаева.
Однако, несмотря на все это. Абай явился первым казахом,который наметил определенную систем у психологическихвзглядов и принялся за изучение науки психологии.
Заслуга Абая заключается в том, что он наряду сраспространением в народе психологических понятийумело применил их в своих, произведениях, бичевавшихстарый быт и отсталую психологию людей и звавшихказахский народ приобщиться к передовой русской культуре.
* **
В большинстве своих произведений Абай Кунанбаевбичует невежество и отсталость своего народа. Он выступаетпротив тех, кто думает лишь о том, чтобы наполнитьсвойжелудок, забывая об удовлетворении своих духовныхпотребностей, кто без серьезного труда ищет легкойнаживы и гонится за богатством, кто живет только обывательскойжизнью и легко поддается разного рода соблазнам,кто хочет отличиться своим прислужничеством иполучить похвалы начальства. Он бичует лентяев, отлынивающихот честного о труда и живущих плутовством инеправдой, он осуждает тех, кто шляется без дела по аулам,увлекаясь лишь нарядами и сплетнями, кто не приобретаетразум а и добра, кто не внемлет словам мудрыхи знающ их людей. Он осуждает тех, кто под благовиднойнаружностьюскрывает внутреннюю враждебность кнароду, кто ради хвастовства и карьеры стремится к власти.
Чужд невежде разум, ясный и простой.
Он скорей пленится выдумкой худой
— говорит Абай. Он считает, что причиной многихпороков казахов является ихбездеятельность, понимаяпод этим отсталый патриархально-феодальный быт казахов,экстенсивный характер их экономики, отсутствие указахов активного стремления к развитию прогрессивныхформ хозяйства: промышленности, земледелия и торговли.«Казах пристрастился к плохом у из-за безделья,—говорит он.— Если бы он пахал или торговал, разве онимел бы время на бродяжничество?».
236
Указывая на нищету и невежество казахов, Абай сомневается в том , что при существующих условиях родителимогут дать приличное воспитание своим детям (см.«Десятое слово»),
«Почему же ты хочешь, родив ребенка, передать емусвою собачью жизнь и муки?…
Такой ли ты отец и такова ли твоя страна, чтобы тымог воспитать хорошего ребенка?…
Даст тебе бог ребенка, но сумеешь ли ты его воспитать?Нет, не сумеешь и будешь ты отвечать не только за свои грехи, а станешь соучастником грехов своего ребенка».
«…Ты и сам не смог познать. Значит, ничего не узнает твой ребенок».
Чтобы избавиться от нищеты, бесправия и невежества,он призывает казахский народ учиться самому овладеватьзнаниями и перенимать культуру передовых народов,а также учить своих детей этой культуре. «Нуждаможет уподобить человека животному. Но остаться без науки о мире — большое и вредное невежество».
«Мы не можем искать богатства, продавая науку, нодолжны заниматься наукой, используя богатство; знаниесамо является богатством, овладение знаниями — благоденствие…», «Без науки… нет блага?..».
В преобладающем большинстве своих произведенийкак в поэзии, так и в прозе, даже в загадках, Абай призываетказахов к овладению знаниями. В одной из своихзагадок на вопрос: «К чему стремится каждый человек?Куда мы все извечно держим путь?», — .он отвечает: «Кпознанию».
«Бесчисленное множество у нас пословиц, в которыхя речи нет о науке, осправедливости, о знании, о спокойнойжизни», — негодует Абай.
Но он видел, что без минимального удовлетворенияматериальных потребностей нищих и полуголодных людейневозможно в какой-либо степени удовлетворить ихстремление к просвещению и науке. И поэтому он совершенноправильно считал необходимым прежде всего обеспечитьнекоторое улучшение благосостояния народа.
«Как голодный человек, — спрашивает он, — сохранитразум и прилежание для того, чтобы постичь многиенауки?».
«Если сможешь приобрести благосостояние и будешь
237
сыт, то тогда появится потребность в науках и искусстве».
Связывая просвещение народа с улучшением его материальногоблагосостояния, А бай вы ступает перед намикак материалист, а не как фантазирующий утопист, отрывающийдуховны е потребности народа отего материальныхнужд.
В стихотворении «Я презрел познанье, юноша пустой» ( 1885) на сороковом году жизни поэт раскаивается в том, что в молодости о » не ценил значения науки, не воспользовался ее благами, поздно раскрыл к ней свои объятия.
О какой науке говорит поэт и почему он поздно раскрыл объятия науке, когда с малого детства он в течение пяти лет учился на дом у у муллы Габидина, а затем окончил Семипалатинское медресе Ахмета-Ризы ?
Уже будучи зрелым человеком, Абай понял, что аульная школа и медресе, кроме знания языков и некоторого знакомства с классической литературой и отдельными философскими теориями Востока, ничего ему не дали. Большая часть времени обучения шла на заучивание религиозно-схоластических догм ислама и бесполезных молитв и причитаний. А настоящей науки, особенно естественной науки, объясняющей тайны природы и законы ее развития и способствующей прогрессу человеческого общества, в молодости он не изучал. Он изучал историю Востока, но изучал ее только в виде хронологических дат и описательного изложения исторических событий, без необходимого анализа и обобщения, и поэтому он не мог понять действительных закономерностей развития общества и общественной жизни. Э том у его никто и не мог обучить..
Только после изучения русского языка, сближения с русскими ссыльными революционерами, после самостоятельного изучения, с помощью последних, классической художественной, естественно-научной, историко-философской и другой прогрессивно-демократической литературы на русском языке, в результате приобретения навыков и знания общественной жизни А бай приходит к вы воду, что настоящая наука находится у русских, что надо овладевать их передовой культурой, а детей надо обучать русском у языку и в русских школах.
Он сам усердно изучает русский язык и детей своих отдает в русские школы не затем, чтобы они приобрели
238
какой-либо чин, а затем, чтобы они раскрыли свои глаза на -действительный мир, расстались с тьмой, овладели научными знаниями. Его сын Магауия и дочь Гульбадан учились в русской школе в Семипалатинске, а старший сын Абдрахман был слушателем Михайловского артиллерийского училища в Петербурге.
Абай с воодушевлением приветствует обучение казахских детей в специальных школах-интернатах. В стихотворении «Наших множество детей», одобряя обучение казахских детей в школах, где учат их читать и писать по-русски, Абай упрекает родителей за неправильное их желание сделать детей чиновниками, а не культурными
людьми. Он огорчается тем, что, следуя желаниям родителей, дети стремятся как можно быстрее научиться писать прошения или стать переводчиками и адвокатами, но ни у кого них нет в уме ни Салтыкова-Щедрина, ни Льва Толстого.
Абай указывает на необходимость развития интереса и стремления детей к науке, без чего невозможно овладение знаниями. Он требует от молодежи, чтобы она думала не о наживе, а о чести, стремясь знать как можно больше. В книгах много знаний — изучай их, не льстись быть военным, чтобы задирать кверху нос; чтобы не угас огонь твоей души, не пытайся услуживать уездному начальнику; хоть и тернистый путь к науке, но своим честным трудом овладевай знаниями, будь честен и правдив, учит Абай.
Абай неустанно напоминает молодежи, что русская наука, русское искусство и техника — ключ к тайнам природы, и кто овладеет ими, лучше познает мир, его жизнь станет лучше и легче. Надо учиться у русских добру, учиться, как честным трудом добывать средства к жизни. Если мы этого достигнем, — мы сделаем свой народ равноправным, избавим его от угнетения.
Абай клеймит позором тех, кто учит своих детей русскому языку лишь для того, чтобы при помощи его иметь возможность поживиться за счет других казахов; он бичует тех родителей, которые смотрят на посылку своих детей в русскую школу как на явление позорное, как на неволю.
Он писал: «Говорю тебе правду: не торопись женить сына, обучай его русской науке, хотя бы пришлось тебе для этого заложить все свое имущество.
Если Хочешь, чтобы сын твой стал человеком, учи его и сделаешь тем благо ему и своему народу».
‘ Наукой можно овладеть только тогда, когда ты расстанешься с ребячеством. Если любишь науку, никогда не говори «не могу». Если не сможешь быть ученым человеком, все равно не теряй надежду, пытайся быть им. Всегда имей надежду и уверенность. Как же ты сумеешь овладеть знаниями, ,если ты заранее потушишь искру надежды в своей душе? Наука — достояние. Поэтому с любовью отнесись к словам знающих людей. Но поверь им только тогда, когда сам познаешь их и убедишься в их правильности, а не потому, что они вышли из уст аксакала, бая или других авторитетов. Будь правдивым и умри им; никогда не»криви душой. Знай для себя, а не для других. Выбирай человека по слову, а не слово по человеку.
В результате неправильного, предвзятого мнения о русских, созданного, с одной стороны, политикой самодержавия, с другой, религией ислама, объявившей русских «неверными» и врагами мусульман, — многие казахи неохотно отдавали своих детей в русские школы. Они боялись также, что дети, обучившиеся русскому языку или в русской школе, в первую очередь будут забраны в солдаты.
Зная это, Абай говорил: «Без власти и без подарков наставить казахов советами и увещеваниями на путь истины невозможно». Поэтому он предлагал даже в принудительном порядке заставлять родителей отдавать своих детей в школы, где каждый ученик обучался бы какой- нибудь специальности. Несмотря на укоренившиеся в степи национально-феодальные традиции и обычаи казахов в отношении к женщине, Абай требовал обучения девочек в школах.
Видя, с одной стороны, незаинтересованность правительства в развитии народного образования среди казахского населения и сознавая, с другой стороны, недоступность обучения детей для бедняков, Абай считал, что сам народ должен взять на себя расходы по обучению детей. «Надо создать школы, надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки. И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы перестанут вмешиваться в дела и разговоры молодёжи, может быть, тогда казахи исправятся».
Имея в виду общеобразовательное и воспитательное
240
значение школы, Абай сознавал необходимость систематического школьного образования для подрастающего поколения. Он хорошо понимал решающую роль воспитания и образования в формировании личности. Он прямо говорил: «Если б в моих руках была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что характер человека неисправим».
В своих высказываниях и в практической деятельности Абай выступает как настоящий педагог. Он уделяет большое внимание воспитанию молодежи, постоянно интересуется учебой своих детей, расспрашивает их обо всем, проверяет их знания и часто помогает в учении.
Абай выступает против схоластики в обучении, против зубрежки и муштры. Он требует сознательного усвоения знаний. На место палочной дисциплины он выдвигает разумную, сознательную дисциплину. Развитие интереса детей к обучению и к самостоятельности, обеспечение правильного восприятия и понимания изучаемого, его повторения являются необходимыми условиями того, чтобы дети успешно овладевали знаниями.
Чтобы обучение было успешным и полезным, Абай предлагает сначала обучать детей родному языку и самым обыкновенным знаниям, а потом уже приступить к обучению иностранным языкам, и в частности арабскому и персидскому языкам.
Обучаясь в детстве в религиозных школах, Абай на своем горьком опыте познал, что изучение богословских книг, написанных на непонятном арабском языке, лишь забивает голову детям совершенно ненужным хламом, отупляет их ум и превращает их в начетчиков.
Абай отвергает деляческий подход к изучению науки. «Не нужно учиться, рассчитывая воспользоваться наукой для того, для сего, думая, что она принесет сразу выгоды». Он считает необходимым сначала дать детям общее образование, подразумевая под этим развитие их ума, мировоззрения и общей культуры. Он отнюдь не отрицает практического значения изучения науки, направленного на познание тайн природы и подчинение ее власти человека. Но он против мелкого ремесленничества и кустарщины в изучении науки. Изучение науки должно способствовать правильному познанию материального мира, оно должно вести человека к совершенству. Но это не все; основная цель изучения науки заключается в том, чтобы подчинить силы природы интересам общества, развить
16— 24-3 241
промышленность, сельское хозяйство и торговлю, овладеть передовой русской культурой.
«У познания должна быть благородная цель. Не приобретай знаний для того, чтобы хвастаться или спорить…
Спор необходим в науке, но увлекаться спором нельзя».
Во многих своих произведениях, говоря об овладении знаниями, Абай предостерегает молодежь от верхоглядства, несерьезного и поверхностного отношения к науке. Наука является большим достоянием, поэтому надо любить ее со всей страстью, вдумчиво, серьезно, заботясь о приобретении устойчивых и глубоких знаний. Султаны, бии и баи готовили себе такую смену, которая в межродовых тяжбах и спорах могла бы отстоять честь и интересы своего рода. Поэтому способность молодого человека часто оценивалась тем, насколько он владеет искусством спора, как он может правдами и неправдами, применяя в споре всевозможную ложь и нечестные приемы, запутать и опровергнуть противника. Спор часто портит человека, говорит Абай. Любитель спора не добивается правды, не стремится к познанию науки. К истине может привести только настоящий деловой опор, но такой спор требует знания, без чего он совершенно бесполезен.
«…Если достигнешь истины, то не отступай от нее даже под угрозой смерти».
Источниками наших знаний являются ощущения и восприятия, отражающее материальный мир. Но только через сознание, путем соответствующей обработки чувственных восприятий человек познает истину. Путь достижения истины является долгим и извилистым. Истины можно достичь только в том случае, если будешь иметь поставленную перед собой определенную и ясную цель, если будешь иметь уверенность и страсть в ее достижении, если будут у тебя соответствующие знания. Истина, достигнутая при таких условиях, будет достоверной и прочной.
Абай совершенно правильно указывает на необходимость умственного развития в процессе обучения, без чего невозможно овладение знаниями. Развитие мышления и воображения дает возможность глубокого и всестороннего познания предметов и явлений окружающей действительности и всего изучаемого. Умный человек может проникнуть вглубь вещей и явлений, правильно оценить их и сделать правильное умозаключение.
242
Одним из зол на пути овладения знаниями является беспечность, с которой необходимо беспощадно бороться. «Распущенность и беспечность — враги народа, разума, чести». Беспечность размагничивает человека, не мобилизует его на преодоление трудностей, стоящих на пути достижения цели. Только тот человек, который обладает сильной волей и твердым характером, может достигнуть больших успехов на пути к овладению знаниями.
Великий просветитель, видя вокруг себя всюду несправедливость, ложь и обман, вражду, невежество и бескультурье, которые ведут казахский народ к пропасти и отрицательно влияют на воспитание подрастающего поколения, на которое он возлагает большие надежды,— открыто и во весь голос выступает за нравственное воспитание народа и особенно молодежи. Нравственный момент с большой отчетливостью и силой выступает почти в каждом его произведении. Он с едким сарказмом, подобным щедринскому, высмеивает безнравственность среди казахов и зовет молодежь к воспитанию в себе высоконравственных черт, которое может быть достигнуто только через овладение научными знаниями и честный, полезный труд.
Он беспокоится о будущности молодежи, которая увлекается различными пороками и презрительно относится к труду (см. «Вот и старость… Свершиться мечтам не дано!»).
Абай презирает праздношатающихся бездельников, которые, отдаваясь лени, лжи и бахвальству, не хотят воспитать в себе положительных человеческих черт.
Он советует молодежи учиться полезному ремеслу, которое принесет большую пользу в материальном и духовном отношении, не быть склочной и мстительной, отречься от ребяческого безделья и беспечности и трудиться не покладая рук.
По мнению поэта, трудолюбие является отличительной чертой нравственного человека, поэтому все люди должны заниматься честным трудом. Только труд может обеспечить удовлетворение человеческих потребностей как материально, так и духовно. Если не будешь трудиться, ты всегда будешь попрошайничать и никогда не насытишь свой желудок. Только труд доставит тебе честь и почет. Нет грязной работы, не брезгуй любым трудом.
Настоящим полезным трудом Абай считает всякого
243
рода ремесла, земледелие и учебу, овладение знаниями. Поэтому он и рекомендует ими заняться.
Говоря о том, что чистая, еще ни чем не оскверненная душа молодых людей доверчива ко всему, Абай пытается оградить молодежь от пагубного влияния невежд, разврата и пороков.
В стихотворении «Я нашей молодежью огорчен» (1894) Абай возмущается бесчестьем, спесью и невыдержанностью части молодежи, неспособной к творчеству. «Зло их не огорчит, добро — не впрок», — говорит он. Они не способны ни к какому полезному труду; у них нет стремлений к приобретению знаний; они норовят прожить свою жизнь обманом и бесстыдством.
В своих произведениях, особенно в стихотворениях, посвященных смерти любимого сына Абдрахмана и брата Оспана, и в стихотворениях «Джигиты, дорог смех, не шутовство», «Наших множество детей», «Восьмистишия», «Погляди на молодежь», «В ту пору юности огонь», «Я нашей молодежью огорчен», «Разным людям не верь, что тебя вознесут», «Стыдливость, но лишь для отвода глаз» и во множестве других стихотворений и в назидательных словах Абай проповедует патриотизм, мужество, настойчивость и упорство, гуманизм, честность и правдивость, скромность, трудолюбие, страсть к знанию, рассудительность.
Абай является страстным гуманистом. Он жил и творил для счастья своего народа, он был рад принести ему какую-нибудь пользу. Человеколюбие Абая пронизывает красной нитью все его произведения.
О чем бы он ни писал, он всегда говорит о просвещении народа, о нравственном воспитании его, об улучшении его материального благосостояния, везде и всегда думает об улучшении жизни обездоленного народа.
Абай неустанно говорит о воспитании у молодежи гуманистических чувств, честности и правдивости, дружбы и любви. Он с возмущением отмечает отсутствие дружбы среди некоторой части молодежи.
Он правильно отмечает, что в молодости, еще не испытавши горечи жизни, молодой человек обычно бывает беспечным, но решительным; все окружающее представляется ему в розовом свете; и труд — не труден, и горе — не горько, и мечта — близка. В такое время, которое, правда, скоро проходит, неопытный человек может легко поддаться соблазнам, попасть под влияние сомни-
244
тельных н нечистоплотных людей, может обмануться лестью, хитроумными словами недруга. Поэтому Абай советует молодежи быть осмотрительной и осторожной в своих действиях, хорошенько и обстоятельно обдумывать все перед тем, как принимать решение и действовать, а не быть во власти своих чувств. «Твой пыл советую тебе сдержать», — говорит поэт.
В жизни человека большое значение имеет дружба. Разлад и междоусобицы лишь ослабляют и разлагают казахский народ.
И знайте: лишь в дружбе казахский народ
Свободу и правду свою обретет!
— восклицает Абай.
Он желает молодежи настоящей верной дружбы , без злых умыслов и скандалов. Д р у ж б а требует взаимного уважения и поддержки, взаимного доверия, преданности и искренности.
Но к подбору друзей надо относиться со всей серьезностью, так как можно ошибиться в выборе друга и проклинать этот выбор всю жизнь.
Разборчивее выбирай друзей.
Отбрось развязных шутников скорей,
Но к разуму и красоте стремленье,
К познанью рвенье оценить умей.
Некоторые друзья — временны, они сегодня друзья, когда ты на хорошем счету, но завтра, когда обрушится беда на твою голову — они недруги, их близость, их хорошие пожелания — продажные. Поэтому не следует верить восторженной, но хитрой лести. Слепая доверчивость к азартная хвастливость могут погубить человека. Не следует обманываться вместе с толпой погоней за миражами, а надо хвататься за действительность, заняться честным трудом. Если нагрянет горе, не падай духом , а противостой ему. Н е поддавайся азартным искушениям, а воспринимай только то.что соответствует твоим глубоким чувствам . «Делись тайнами с тем, у кого нет друзей, не дружи с тем у кого много друзей. Избегай беспечного, утешай опечаленного».
Плохой друг будет копать тебе яму, а если ты, по ошибке, доверишься ем у, то сам можешь оказаться в этой яме. Поэтому надо верить только таком у человеку, который имеет честь и совесть.
346
«Плохой друг, «как тешь: в солнечный день беги — не убежишь, в пасмурный день ищи — не сыщешь».
Один — из-за выгод приятель тебе.
Споткнешься — покинет в неверной судьбе.
Не скажет тогда: «Я такой же, как он», —
И рядом не станет в неравной борьбе.
Эти слова были сказаны поэтом с большим возмущением и ненавистью к своим врагам, козни которых он не раз испытывал на своем жизненном пути, а однажды даже чуть не поплатился жизнью. Он учил молодежь бдительности и беспощадности к врагам .
Абай как поборник новой жизни, прогресса и демократии вступает в жестокую борьбу со всем старым , тормозящим прогрессивное развитие своего народа, разлагающимся, но в предосмертной агонии еще показывающим свое ядовитое жало, с феодально — патриархальными устоями жизни. Враги не раз пытались обезглавить молодые, но растущие силы прогресса, во главе которых стоял Абай. Но когда это не удалось им, они решили оставить учителя без учеников, организовали гонение его последователей. Этого Абай больше всего боялся, глубоко сознавая, что «ученый без последователей — вдовец».
Об одном из своих бывших учеников, переметнувшемся в лагерь врагов, он писал:
Я вырастил пса из щенка, —
Он мне ногу раз прокусил.
Обучил я когда-то стрелка, —
Он меня чуть не подстрелил.
Абай говорит также об особенностях детской дружбы . Он указывает на то, что у детей не устанавливается еще настоящая дружба: им как легко подружиться, так легко и поссориться. Поэтом у неразумно было бы вмешиваться родителям в ссоры детей и заступаться за «обиженного», как это часто бывает. Дети свободны от тяжелых дум и печалей, они легко и без задних мыслей завязывают дружбу со всеми. В детстве мечта кажется близкой, а интерес, радость и любовь ко всем у льются через край.
Гуманизм Абая органически связан с его интернационализмом. Если царское самодержавие, с одной стороны, и религия ислама, с другой, разжигали националькую
246
вражду между народами, Абай в противоположность этому провозглашает интернационализм. Он призывает молодежь перенимать русскую культуру, учиться ремеслу у русских и других передовых народов. Он постоянно прививает казахскому народу чувство интернационализма и воспитывает его в этом духе. Устанавливая близкую дружбу со ссыльными русскими революционерами, отдавая своих детей на учебу в русские школы, Абай показывал в этом отношении личный пример.
Одной из отличительных черт благовоспитанного человека, как учит Абай, является скромность.
Бахвальство — враг человека, оно ведет не по правильному пути. Хвастовство — отличительный признак невежды. Надо быть скромным, не терять чувства меры, довольствоваться малым, быть простым и кротким душой.
Волю дав хвастовства словам,
Не мечтай других превзойти;
Возбуждая зависть, и сам
Оступиться можешь в пути.
Абай указывает различные пути и средства воспитания молодежи, и прежде всего воспитание через семью, школу, труд и литературу.
Учитывая значительное влияние семьи на формирование мировоззрения и характера детей, он требует от родителей, чтобы они сами были воспитанными.
Воспитанию детей через школу Абай уделяет чрезвычайно большое внимание, имея при этом в виду не старую мусульманскую, религиозную школу, а новую, светскую школу и прежде всего обучение детей русскому языку и русской культуре. Он с презрением говорит о невежестве и бескультурья мулл, обучающих детей в религиозных школах.
Видное место в воспитании молодежи Абай отводит литературе и, прежде всего, поэзии.
Но чтобы поэзия имела воспитательное значение, она должна быть не только прекрасна по форме, но я понятна каждому человеку.
Поэт выступает против тех, кто засоряет стих чуждыми и непонятными словами, кто, продавая песню, расхваливая одних и осуждая других, позорит поэзию, выхолащивает ее художественность и, следовательно, ее воспитательное значение.
247
В стихотворении «Если умер близкий — скорбен человек» великий казахский просветитель Абай говорит о том, что целью его поэзии является просвещение народа, распространение знания.
Абай воспитывает окружающих, особенно молодежь, не только своими замечательными стихами, поучительными назиданиями и переводами из русских классиков, но и музыкой, которую сам сочиняет.
Абай писал:
Тверже ногу, шагай смелей,—
И тогда не погибнет труд:
Речи тех, кто учит детей,
Как зерно, в земле прорастут.
Как свежо и гениально звучат эти слова великого казахского просветителя в наши дни. Мечты Абая об укреплении братской дружбы между казахским и русским народами, об овладении прогрессивной русской культурой и обучении детей русскому языку, о широком нравственном воспитании подрастающего поколения, одним словом, его взгляды на воспитание молодежи осуществились только при советской власти. Только в нашей стране, строящей коммунизм, воспитатели подрастающего поколения, каким был Абай Кунанбаев, поставлены на такую высоту, на какой они никогда не стояли и не стоят в современном капиталистическом мире. И в этом отношении сбылись мечты великого просветителя.
Мудрые высказывания Абая в отношении воспитания и образования, особенно о нравственном воспитании, имели в свое время большое значение для молодежи. И в наши дни при умелом использовании они могут принести большую пользу.
Жизнь и творчество Абая. Сборник
статей / Под редакцией М. Ахинжанова и
З. Ахметова. – Алма-Ата: Издательство АН КазССР, 1954. – С.216-248.