Айкын Нуркатов. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ АБАЯ
Превратность жизненная — многим тяжкий плен.
Они плачут от ее ударов и измен.
Но кто оставляет миру бессмертные слова, —
Разве можно сказать, что он превратится в тлен.
Абай
Любой народ гордится своими лучшими качествами, духовным богатством, гениями, оставившими неизгладимый след в истории. Взгляд на историю казахского народа прошлого века его же глазами высвечивает обособленные, яркие, удивительные личности таких великих художников и гигантов мысли, как Чокан, Ибрай, Абай. Сам факт выхода из казахских степей таких гениев, когда в этом глухом краю царствовали темнота и невежество, а народ задыхался в безвыходном духовном рабстве, — факт поразительный, явление неординарное. Конечно, и тут наверняка имеется масса закономерностей, исторических причин. Но как бы там ни было, они являлись сынами своего народа, своего времени и рождались они в силу исторической необходимости той эпохи. Вместе с тем они неразрывно связаны с историей, судьбой, духовными задачами и сегодняшнего поколения. Ибо их творчество — не мертвое наследие, которое надо воспринимать просто как признак прошлого, а наследие живое, постоянно обновляемое, которое с течением времени становится все краше и лучше. Светлые идеи и мудрые мысли, высокий гражданский пафос и чистый гуманизм, содержащиеся в их произведениях, и весьма понятны, и дороги нам.
В одном из своих Слов назидания Абай писал: «Мир — океан, время — веяние ветра, ранние волны — старшие братья, поздние волны — младшие братья. Поколения сменяются чредой, а кажется — незыблем их покой»[1]. С времен Абая сменилось немало поколений, многое кануло в бездну океана-истории. Но есть личности, которые с течением времени только возвышаются, все весомее становится их значимость. Гениальный Абай — одна из таких великих личностей.
Перед казахской литературой прошлого века стояли две грандиозные задачи. Первая — реалистическое изображение в истинном свете общественной действительности, жизни народа того периода. Вторая — поиск литературной формы, соответствующей этой идейно-художественной цели. На самом деле это была задача создания новой литературы в подлинном смысле слова. Осуществить эту задачу в казахской литературе прошлого удалось именно Абаю. Таким образом, то огромное дело, которое в литературе других народов было осуществлено совместными усилиями поэтов и писателей многих поколений, на казахской земле Абай претворил в жизнь один.
Абай — поистине первый казахский народный поэт и непревзойденный певец жизненной правды. Нет поэта, столь же глубоко и полно охватившего, наиболее художественно изобразившего степную действительность, как Абай. В одной из статей о Пушкине Белинский делает вывод о том, что для воссоздания истины поэтическим путем мало одного природного таланта, должна быть еще поэтическая истина, достойная пера поэта.[2]
На первый взгляд кажется, что эту мысль никак нельзя связывать с казахской действительностью абаевской эпохи. Однако в серой, неприглядной жизни степи того времени Абай сумел увидеть необходимую правду для своей поэзии. Потому что поэт прекрасно понимал, что задача поэзии не воспевать жизнь в ее идиллическом виде, а раскрывать горькую правду. Истинной поэзии не чужды ни напряженная борьба, ни трагедия жизни. Она может вобрать в себя и радостные, сияющие явления жизни, и ее тяготы, трагедию. Характер любой эпохи определяют масштабы и действенность событий тех лет, их историческая значимость.
С этой точки зрения для казахского общества, для казахского народа эпоха Абая имела прогрессивный характер. То был период присоединения Казахстана к России, поворот исторического развития в новое русло.
Казахский народ, на протяжении веков испытывавший гнет ханско-феодального строя, тяжелое бремя темноты и дикости, устремился к свету, к свободе. Это прогрессивное стремление народа, его нужды и чаяния, мысли сполна нашли отражение в творчестве Абая. Поэтому нельзя рассматривать Абая отдельно, в отрыве от современной ему общественной
жизни, от социально-политических условий в истории казахского народа. Абай был рожден своей эпохой. Творчество поэта тесно связано с прогрессивным характером эпохи, в которой он сам жил, и является ее плодом, ее порождением.
Творчество Абая составляет целую эпоху в культуре и истории родного народа. Он — основоположник, родоначальник казахской новой литературы, письменной литературы.
Гениальный поэт в своих прекрасных произведениях воспевал свою эпоху. Своим творчеством он удовлетворил потребности того времени, художественные запросы родного народа. Абай не писал стихи, говоря его же словами, ради развлечения. Он глубоко сознавал социальное значение художественной литературы и мастерски использовал ее в качестве острого оружия в борьбе со злом и невежеством. О том, что Абай рассматривал поэтическое искусство, творчество как общественно значимое явление, ярко свидетельствует создание им замечательных художественных произведений, наполненных весьма серьезным социальным содержанием.
Весомость творчества Абая — в его поэзии. Как известно, основная часть его произведений — лирические стихотворения. Свой неповторимый, несравненный талант и непревзойденное мастерство поэт продемонстрировал именно в лирических произведениях. Весьма широки рамки его лирики, круг тематики. На какую бы тему он ни писал, в своих лирических произведениях Абай выражал мысли и рассуждения, никем до него не озвученные, причем выражал в исключительно новой форме, в обновленном аспекте.
Близкое знакомство с удивительным художественным наследием поэта, частое обращение к нему каждый раз убеждают в одном: он вдохнул жизнь в дорогие ему и благородные чувства родного народа, которые веками хранились в его сердце и душе, но не находили выхода наружу в виде поэзии, «вынес их из душной замкнутости тесной груди на свежую прохладу художественной жизни».[3]
Поэзия Абая ценна своей правдивостью. В любом из его произведений, написанных на самые различные темы, в самых разных жанрах, ни на йоту нет фальши. Все написано доступным языком, близко к сердцу, трогает душу, гармонично.
Читая произведения Абая, мы словно вдыхаем свежий аромат степного простора. И в то же время испытываем горькую печаль. Потому что стихи, раскрывающие все трагическое состояние, негативные картины тех смутных времен, ярко, зримо представляют их перед нашим взором. В произведениях поэта мы видим отдельные образы людей, их четкие типы, даже типы эпохи, лицо целого временного периода.
Поэзия великого поэта ошеломляет своей разносторонностью, глубиной и полифонией. В его поэзии есть все — радость и горе, смех и слезы, острый сарказм и мудрые мысли, зимняя стужа и приятное весеннее тепло, счастье влюбленных и горе разлученных и т.д. Самое главное — есть сокровенность эпохи, правда эпохи. И что удивительно — в ней мы слышим голос самого поэта, чувствуем биение его сердца. А это удел, лишь достойный судьбы и фортуны художника, ставшего голосом, судьей эпохи. Абай — именно такой художник.
В любой стране, у любого народа литература создается не в один период. Она рождается в процессе исторического развития этого народа. На это не раз указывал великий критик Белинский. Вместе с тем на путях возникновения литературы каждого народа встречаются и схожие моменты, и свои особенности.
По мнению Белинского, в некоторых странах литература вырастает из источника народной поэзии. А во многих странах она берет формы и художественные приемы у литератур других народов. Как известно, устная литература казахского народа, в особенности его поэзия, существует очень давно и весьма богата. В приумножение ее богатства весомый вклад внесли и известные в истории поэты-жырау.
В то же время казахская литература развивалась не в отдельности от литератур других народов, не изолированно. Она как губка впитывала самые различные художественные признаки сюжетов и тем литератур всех времен соседних народов. Все это в результате сближения, в совокупности, создало условия для своеобразного, присущего лишь казахской литературе пути развития. Путь формирования казахской литературы следует также рассматривать в неразрывной связи с историческим путем народа. Ибо, только зная закономерности, определяющие направления развития литературы, мы можем идти правильным курсом.
Абай, основатель казахской реалистической поэзии, установивший в казахской литературе метод критического реализма, очень много впитал и от искусства слова своего народа, и от литератур других стран. Точно так же Абай никогда не оставлял в тени, не пытался завуалировать свое величие, свой особый поэтический дар. Это особенно рельефно видно в совершенной стадии его творчества.
И формирование Абая в качестве подлинно народного поэта было тесно связано с его реалистическим изобразительным мастерством. Основа
величия Абая не связана даже с воспеванием им народной жизни. Поэт, вышедший из среды правящей верхушки, тем не менее был вместе с народом,
и какую бы тему ни поднимал, он не отклонялся от чаяний и нужд народа,
от его исторической судьбы и будущего. Таким образом, Абай являлся народным поэтом в подлинном смысле слова. Ибо он в своих произведениях придерживался народнического направления, изображал характер, национальную действительность народа. Наряду с этим Абай — поэт-реалист, певец правды жизни. Именно в этом заключаются главное значение и суть его художественного метода.
Когда мы говорим, что Абай — поэт-реалист, основатель критического реализма, нельзя лишь узко понимать критическую направленность в его творчестве. Дух критичности, разоблачительности встречался и в прежней литературе, в народной поэзии. Абай же создал целый художественный метод. Поэтому, когда речь идет о реализме Абая, нельзя забывать о его художественных и новаторских поисках, о поэтическом мастерстве, они всегда должны быть охвачены глубоко. Поэт-гений являлся глашатаем своей эпохи. Но отсюда не следует, что он был пассивным изображателем жизненной правды, лишь следовавшим по течению жизни. Истинный поэт не фонограф, записывающий подряд все, что происходит вокруг. Иначе его голос превратился 6ы в простое эхо колокольного звона эпохи. Художник, придерживающийся народнического курса, устремленный в будущее, — не только призывной голос общества, эпохи, но и судья их. Этот аспект часто встречается в поэзии Абая. Разумеется, Абай не призывал народ к борьбе за свободу. Он страстно желал, чтобы народ тянулся к свету, к овладению знаниями, науками и искусством, чтобы стать сильной страной. Через это он хотел исправить свое время. В одном из его стихотворений есть такие строки:
Я гордо презирал невежество и тьму,
Всегда считал глупцов достойными презренья.
Мне переделать мир хотелось одному,
Но переоценил я разум свой и рвенье (162).[4]
Это стихотворение написано поэтом в 1891 году. В нем проявляются некоторые признаки усталости, обессиленности. В произведениях поэта, как известно, в связи с общественным либо личным трагическим состоянием часто встречаются подобные мотивы. Наряду с этим в данном стихотворении поэт открыто говорит, что он с самого начала ставил перед собой глобальную задачу, задался целью исправить свое время. Немало моментов, которые показывают, что социальная направленность произведений Абая ясная и целенаправленная. Тому свидетельство — в первую очередь само его творчество, причем свидетельство очень весомое.
Абай не только поистине казахский национальный, великий поэт, но вместе с тем он поэт всего человечества. Корни поэзии Абая, личности весьма образованной, крупного мыслителя, лежат глубоко, в пластах культуры всего человечества. Известно, что Абай имел конкретные связи с литературой Востока, русской литературой и через нее — со многими литературами западной Европы.
Впитав очень многое из передовых литератур, Абай в свою очередь и отдавал немало. Его наследие вошло в общую культурную сокровищницу человечества.
«Для любой страны, любой национальности нет выше славы, чем создание чего-то, посвященного всему человечеству»[5], — говорил Луначарский. Поэзия Абая — вклад казахского народа в культуру всего человечества. В этом и кроется секрет вечности его славы.
Абай — сын своей эпохи, и жил он в нелегкое время. Его произведения родились в условиях действительности того времени. В то же время Абай
стоит намного выше своей эпохи. Его произведения не только наследие прошлого. Всем духом своего творчества, глубоким гуманизмом, колоссальной мощью, ведущей человека к светлым идеалам, совершенной художественностью Абай — очень близкий, современный нам поэт.
Нуркатов Айкын. Путь к себе. Поэтические
традиции Абая / Под общей редакцией
проф., д.ф.н., С. Негимова. Пер. с каз. Г.Толегулулы.
— М.: Художественная литература, 2014 – 316 стр.
Материал подготовлен магистрантами 2 курса
Кребаевой А., Нурашевой Г.
[1] Здесь и далее оригинальные отрывки из произведений Абая взяты из двухтомного полного собрания сочинений 1957 года издания. При этом римские цифры указывают на том, арабские цифры — на страницу. Перевод на русский язык данной цитаты здесь приведен по изданию «Абай. Кара сөз. Поэмалар — Книга Слов. Поэмы». Перевод с казахского К. Серикбаевой, Р. Сейсенбаева. — Алматы — ЕЛ, 1993. – 212 с.
[2] В. Г. Белинский. Собр. соч. в трех томах. Москва, 1948, т. 2, стр. 335.
[3] В. Г. Белинский. Собр. соч. в трех томах. Москва, 1948, т. 2, стр. 335.
[4] Здесь и далее отрывки из стихотворений Абая прмводятся по изданию: Абай Кунанбаев. Собрание сочинений в одном томе. Перевод с казахского, государственное издательство художественной литературы, Москва, 1954. При цитировании отрывков по этой книге указываются только страницы.
[5] А. В. Луначарский. Статьи о литературе. Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1957, стр. 439.