Бакыт Габдуллин. О НРАВСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА
Свой высший этический идеал Абай выразил в формуле «Адам бол!» («Будь Человеком!»). О чем бы Абай ни писал, везде и всюду он следует этой формуле, стремится внушить людям, что пустая и бездеятельная жизнь в молодости оставит тяжелый осадок в старости, что богатство и отрада человека – это жизнь, что жить – это значит трудиться, учиться, т. е. быть человеком с большой буквы.
Если в стихотворениях Абая принцип «Адам бол» дается в образно-художественной форме, то в назиданиях этот принцип изложен в понятийной форме. Назидания – это беседа мыслителя со слушателями на морально-этические темы.
Эти темы условно можно расчленить на две главные проблемы: первая охватывает проблему зла. В этой связи он ведёт беседу со своими слушателями относительно таких понятий, как хвастовство, лживость, несправедливость, вражда, карьеризм, клевета, стяжательство, леность, воровство, взяточничество, обман, попрошайничество, жадность, скупость, эгоизм и т.д.
Анализируя эти понятия, Абай учит, что все это то, «чего не следует делать» для того, чтобы «стать Человеком». Мы на них останавливались в предыдущих разделах.
Вторая охватывает проблему добродетели. Абай ведет беседу со своими слушателями относительно таких понятий, как честность, правдивость, справедливость, дружба, разумность, трудолюбие, человечность, совесть, честь, прямота, стремление к познанию и т. д. Анализируя эти понятия, Абай учит, что все это то, «что следует делать», для того, чтобы «стать, быть Человеком».
Этический смысл абаевской формулы «Адам бол» состоит в высокой оценке роли и назначения человека в жизни. В его понимании человек должен быть синтезом разума и гуманности, трудолюбия и образованности, дружбы и любви. Солнце и луна – украшение небес, леса и ягоды – украшение гор, а украшение земли – человек. Он с гордостью заявлял: «Я славен тем, что я – человек!» («Адам деген даңқым бар»).
По Абаю, только тот может называться настоящим человеком, кто разумен, трудолюбив, справедлив, образован, честен, а тот, кто невежествен и несправедлив, ленив и нелюдим, склонен ко лжи и сплетне, хвастливости и расточительству, не имеет права на это славное звание.
С этих общегуманистических позиций Абай оценивает роль старших и младших поколений в моральном совершенствовании человека. Принцип уважения возраста, уважения старшего – главнейший в моральных нормах народов Востока. Этот принцип сам по себе противоречив; когда под уважением старших подразумевается высокая оценка жизненного опыта, накопленного старшими, преемственность моральных, духовных ценностей, то этот принцип способствует нравственному прогрессу; когда под уважением старших подразумевается просто культ старших, слепое послушание старшего только потому, что он старший по возрасту, что у него белая борода безотносительно к его знанию, опыту, человеческим и другим качествам, этот принцип может служить лишь тормозом для нравственного прогресса.
По мысли Абая значительная часть старшего поколения, выросшего среди родовых распрей, не обладает подлинно человеческими качествами, постоянно враждует между собой, тяготеет к злу, сплетне, ложь, лень стали их привычкой.
Новый человек должен перебороть эти пороки и прививать себе положительные качества, найти свое место в жизни. Он без устали повторял:
Не кидайся на все сгоряча,
Дарованьем своим гордись,
И ты человек — кирпич мирозданья —
В зданье жизни самой ложись.
Чтобы «быть Человеком», по мнению Абая, необходимо любить труд, стремиться к знанию, разумности в поступках, контролировать себя; быть другом человека; бороться со злом; развивать положительные черты характера.
Некоторые из этих нравственных обязанностей Абай толкует более подробно, на некоторых останавливается мимоходом, в связи с другими проблемами. Основное внимание Абай обращает на те добродетели, которые должны способствовать духовному росту человека, его нравственному совершенству.
Как выразитель интересов трудового-крестьянства, саркастически обрушиваясь на косность и паразитизм господствующих сословий, Абай воспевает труд, как жизненную потребность и как основу нравственности.
Без преувеличения можно сказать, что у Абая нет почти ни одного произведения, где бы он не говорил о значении труда в жизни человека. Его призывы о необходимости перехода к оседлости и земледелию, о развитии ремесла и промышленности, его критика паразитизма феодальных сословий, его обращения к молодому поколению пронизаны пафосом созидательного труда.
Человек может быть внешне красивым, иметь милый характер, но если он дармоед, если не любит труд, он безобразен, ничтожен; человек может быть физически сильным, но если он бездельник, он слабый человек. Тот,кто убегает от врага, оставляя поле боя, спасая свою душонку, приобретает славу труса, тот, кто бежит от труда, отдаваясь безделью, приобретает славу лентяя, и тот и другой становятся врагами добродетели.
Абай рассматривает тунеядство как основное зло общества, как начало начал безнравственности, желчно бичует безделье, дармоедство.
Никчемный лентяй, насмешник,
Ты радуешься, что у тебя всегда готова еда.
Ты суетишься, внутри ж ты ничтожен,
Не знаешь конца своего, не знаешь стыда.
И наоборот, трудолюбие есть начало начал нравственности, а человек труда есть истинный носитель добродетели, поэтому людей, живущих честным трудом, Абай называет «святыми людьми» («Адамның әулиесі»).
Мыслитель придает исключительное значение роли, труда в воспитании подрастающего поколения. Воспитание должно развивать не только разум человека, но вместе с тем должно зажечь в нем жажду труда. По его мнению, одной из главных целей воспитания должно быть внушение молодежи этой мысли.
С другой стороны, на труд Абай смотрит как на основное средство избавления людей от пороков. Если все будут трудиться, такие пороки, как привычка к праздной жизни, тунеядство, сами собой исчезнут, и меньшинство не будет для большинства паразитом, высасывающим из него все соки.
Мысль о решающей роли труда в нравственном усовершенствовании человека Абай проводит и в поэме «Масгут», где главному герою за храбрость и доблесть предлагается на выбор один из трех даров: ум, богатство и любовь. Масгут отказывается от богатства и мотивирует это тем, что «Еңбексіз мал дәметбек – қайыршылық» («Не трудясь богатства желать – это низость».)
Хотя Абай правильно оценивает значение труда в нравственном воспитании и глубоко верит в его преобразующую роль, он не понимает невозможности всеобщего включения людей в труд в антагонистическом классовом обществе. Вследствие этого его попытка убедить богатых в безнравственности угнетения бедных и вызвать с их стороны сочувствие к трудовому народу неосуществима, иллюзорна. Однако для своего времени его призыв ко всеобщему труду имел историческое оправдание. Дело в том, что в те времена народ в силу сложившейся традиции занимался в основном одним видом хозяйства – кочевым скотоводством.
В то же время огромная территория, богатая полезными ископаемыми и плодородной почвой, вполне пригодной к хлебопашеству, садоводству, бахчеводству и т. д., пустовала; земледелие не вошло глубоко в быт; промышленность была не развита. В этих условиях Абай предлагает своему народу заняться различными видами хозяйства, приобретать различные специальности, не ограничиваясь только пастушеством, подобно среднеазиатским дехканам, умело обрабатывающим хлопок, бахчевые и огородные культуры, подобно русским крестьянам, мастерам земледелия, подобно фабрично-заводским и железнодорожным рабочим России, выпускающим машины, мануфактуру, строящим дороги.
Презрение к тунеядству и уважение к честному труду — главная моральная заповедь трудового человека всех времен. Она может стать общепринятой и общеобязательной нормой поведения только при коммунизме. Разумеется, Абай этого не понимал. Несмотря на это, его мораль и его вера в преобразующую роль труда является одним из истоков тех нравственных ценностей, которые привносят братские народы СССР в современную советскую мораль.
Одним из необходимых условий «Адам бол» и вместе с тем одной из основных нравственных обязанностей Человека наряду с трудолюбием Абай считает стремление к знанию, к разумности, ставя нравственные качества человека в зависимость от интеллектуального развития, от зрелости ума.
По мнению Абая, жизнь справедлива и несправедлива, добродетельна и порочна. Благоразумный человек обязан поддерживать добро, бороться со злом, а для этого необходимы критический ум, развитая сознательность. «Высокомерие, обман, зло, – пишет Абай, – чужды сущности разума и науки. Люди разумные и образованные должны ненавидеть всякий обман». В понимании Абая моральное мужество тесно связано с разумностью. Подлинно мужествен только такой человек, который верен своему слову, неподатлив пороку, способен заблуждающуюся толпу повернуть на путь истины, умеет признавать справедливое суждение разума, несмотря на невыгодность и трудность такого признания, и может не признавать несправедливое суждение разума, несмотря на выгодность и легкость такого признания. Разумный подход, высшим проявлением которого является справедливая оценка даже поступков врага, по его мнению, должна быть основой нравственности.
Высоко оценивая роль разума в нравственном усовершенствовании человека, Абай стоял за то, чтобы сблизить поэзию с наукой, прекрасное – с истиной, добродетель – со справедливостью. Он знал, что многие просветители главное отличие современного человека от дикарей видели в наличии в нем Разума (ақыл – парасат). Поэтому в основу всех нравственных понятий он тоже кладет разум и на этой основе всеми силами старается доказать необходимость сделать этику научной, науку – этичной, т.е. нравственной. Это означат, что и в природе, и в морали нет проблемы, которую не решил бы Разум.
«Все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, – говорил Энгельс о просветительском подходе к жизни. – Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего… Человеческая голова и те положения, которые она открыла посредством своего мышления, выступили с требованием, чтобы их признали основой всех человеческих действий и общественных отношений».
Просветитель не допускает мысли, что знания и нравственность не всегда могут совпадать, что не все ученые добродетельны, что не все безграмотные люди порочны. Для Абая наука, просвещение, образование, обучение являются универсальными средствами для разрешения всех проблем человечества. В этом была заключена ограниченность его воззрений.
Выше мы указывали, что, по Абаю, удовлетворение потребностей заставляет человека совершать те или иные поступки. Но удовлетворение потребностей не беспредельно, оно имеет свою меру, кто перешагнет ее, тот совершит порочный поступок. Поэтому умеренность в поступках является одной из основных заповедей его этики. «Имей во всем меру. Знать меру всему и всего – большое дело. Не запутывайся в мыслях, не лишайся здравого рассудка. В еде, в питье, в смехе, в одевании, в развлечении, в любви, в объятиях, в поцелуях, в страсти к богатству, даже карьеризме и хитрости – во всем имеется мера. Все, что сверх меры – зло».
Но как знать меру? Ее должна подсказать совесть человека. В связи с этим в своих этических воззрениях Абай останавливается на понятиях «совесть» и «стыд» («ар» и «ұят»). Совесть является регулятором поведения, поступков. Совестливый человек, чувствуя моральную ответственность перед окружающими людьми и перед самим собой, вовремя остановит себя, не поддается соблазну, в меру удовлетворит потребности.
Стыд – это угрызения совести. Настоящий стыд удерживает от деяний, несовместимых с разумом и совестью, противоречащих здравому смыслу. В «Тридцать шестом слове» Абай различает два вида стыда: стыд за проступок других людей и стыд за свое поведение. Первый происходит от жалости к людям, от того, что не смог их удержать от пороков; второй – от самоосуждения, от того, что не смог себя удержать. Но оба вида стыда тревожат совесть, указывают меру поступков, удерживают от пороков.
Для того, чтобы не грызла совесть за бесцельно прожитую жизнь, чтобы удержать себя от пороков и быть разумным, благонравным человеком, в качестве нормы нравственности для каждого человека Абай предлагает практиковать постоянный самоотчет перед своей совестью. «Если ты сам хочешь быть в ряду разумных, – пишет он, – то раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли поступок, соответствующий благу и разуму. Не совершил ли ты того, в чем следует раскаиваться? Думай о том, как ты провел свою жизнь и заметил ли ты, запомнил ли ты, как провел ее».
Говоря о большой роли самоконтроля и разума в жизни человека, просветитель подчеркивает, что подлинная человеческая сила заключена не в мускулах, не в богатстве, не в высоком положении, а в его нравственном облике. Нравственный облик может быть высокочеловечным у тех, кто умеет победить себя и свои желания.
Само собой разумеется, что совесть и стыд, хотя и имеют большое моральное значение в поступках и поведении каждого конкретного человека, не могут служить всеобщим критерием нравственности. Они представляют собой индивидуальные, чаще всего субъективные понятия.
Таким образом, наиболее общим принципом этических воззрений Абая является «Адам бол» («будь Человеком»), а трудолюбие, стремление к знанию, разумность, умеренность, самоконтроль, совестливость представляют собой основные условия «Адам бол».
Эти основные условия «Адам бол» в этическом учении Абая выступают как моральные обязанности, поскольку они должны быть осознанными желаниями, внутренними влечениями, жизненными принципами людей, и как нормы общественной морали, поскольку они практически превратятся в реальные действия, поступки, в повседневное поведение человека. Например, трудолюбие есть нравственная обязанность, когда человек сознает необходимость труда, желает трудиться, оно же есть норма общественной морали, когда человек не в намерении, не в своем сознании, а в действительности любит трудиться.
Большое внимание Абай уделяет характеру человека. По его мнению, человек может быть честным, умным, трудолюбивым, знающим и т. д. и в то же время твердым и мягким, хладнокровным и горячим, спокойным и вспыльчивым, жизнерадостным и мрачным. Первые из них являются наиболее общими нравственными обязанностями, соблюдение которых необходимо для каждого человека, и каждый при желании и упорном труде может проникнуться ими, а вторые связаны с индивидуальной особенностью человека и относятся к чертам характера.
К положительным чертам характера Абай относит твердость, сравнивает ее с железным сосудом, в котором бережно хранятся нравственные ценности, – разумность, знания, умеренность, воля и действие. Человек с твердым характером при наличии положительных нравственных качеств может считаться образцом нравственной личности, и наоборот, слабохарактерный, безвольный человек, даже если он честен, образован, ни для себя, ни для других пользы не сделает.
Мысли Абая о чертах характера человека направлены к тому, чтобы выработать, воспитать правильное поведение человека, соответствующее положительным нравственным качествам, и тем самым совершенствовать не только нравы, но и характеры людей.
Много думал моралист о смысле человеческого счастья, и на этой основе пытался решить проблему критерия морали. Он указывал, что человек должен стремиться к счастью, что желание достигнуть счастья, наряду с удовлетворением естественных потребностей, является важнейшим фактором, определяющим поведение людей.
Смысл жизни и счастья он видит в знании, плодотворном труде, благих деяниях, мудрости, которые имеют непреходящее значение, обеспечивают человеку заслуженную славу и истинное счастье.
По мнению мыслителя, истинное счастье заключается в служении народу. Оторванный от народа, замкнутый в себе человек ни к чему не пригоден. Если личность оказывается во власти только собственных интересов, в труде, в получении знания преследует только свои эгоистические цели, то она в конечном счете становится недругом людей, так как ее интересы противоположны интересам других членов общества. Эгоистическую личность Абай сравнивал с хищным животным, в своих действиях руководствующимся потребностями своего желудка. «Трудящийся только для себя уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества!» – восклицает он.
Труд, деяние во имя народа, подчеркивал Абай, есть высшее благо, мерило поведения и поступков человека.
По его мысли, нравственно все то, что содействует благу народа, его прогрессу, его просвещению, а все то, что мешает достижению счастья большинства, не содействует благу народа, аморально. В этом пункте этические воззрения Абая вплотную соприкасаются с этикой русских революционных демократов, которые интересы народа, крепостного крестьянства ставили выше всего, посвятили свою жизнь защите интересов трудящихся масс.
Идея примата народного интереса над личными, идея служения трудящимся массам, идея просвещения народа с целью удовлетворения его духовных потребностей красной нитью проходит через все творчество Абая.
Деятельность самого Абая была ярким примером защиты интересов народа от злоупотреблений степных воротил, примером бескорыстного служения народу. Подлинно добродетельный человек должен быть сыном народа, жить интересами народа, трудиться для народа – вот девиз всей большой жизни поэта-мыслителя. Этот девиз образно выражен в афоризме Абая: «Сын своего отца – недруг народа, сын народа – твой друг».
Изложение основных этических мыслей о нравственных обязанностях человека показывает, что Абай глубоко верит в возможность совершенствования морали людей, в нравственный прогресс человечества, выдвигает новые для своей среды и для своего времени нравственные обязанности, принципы и нормы поведения.
Он пытался указать пути и средства приобретения этих новых качеств и воспитания нового человека. Главными путями для этого Абай считал школу, литературу и распространение через них просветительских идей, пропаганду предлагаемых им этических норм и обязанностей.
В этих целях он способствовал открытию школ, помогал детям бедняков в поступлении в них, поддерживал их морально и материально, стараясь воспитать из них гуманных и культурных людей, живущих интересами, думами народа.
Он придавал большое значение художественной литературе в формировании характера, морального облика нового человека. Поэтому в своих художественных произведениях в поэтической форме он воплотил те идеи, которые выдвигал в своих просветительских и этических взглядах.
В этом отношении характерен образ Абдрахмана.
Абдрахман – простой и благородный, скромный и смелый, честный и справедливый человек; не желающий жить за чужой счет, любящий свое дело, деятельный и волевой труженик; совсем молодой, но на все смотрящий глазами разума, жаждущий знания, объездивший Крым и Кавказ, Туркестан и Сибирь неутомимый исследователь; защитник бедняков, борец за правду и добро.
Абдрахман есть реальное воплощение этической формулы «Адам бол», образ трудолюбивого, образованного, разумного, высоконравственного человека. В нем нет тех пороков, которые присущи людям патриархально-феодального общества. В образе Абдрахмана слово и дело, его личная жизнь и жизнь народа слиты воедино. Абдрахман – наследник всего лучшего, что есть в народе и в то же время представитель нового поколения.
Он был вестник новых лет,
Старый век кончаю я,–
писал поэт в 1895 году, за 9 лет до своей кончины, оставляя молодому поколению образ высоконравственного человека, достойного подражания.
Габдуллин Б.Г. Этические воззрения Абая. — Алма-Ата: Казахстан,
1970.- С.85-94.