Этнопедагогический музей КазНУ им.аль-Фараби
Вот уже четыре года на кафедре педагогики факультета философии и политологии Казахского национального университета им.аль-Фараби ведется работа по прорывному проекту «Создание этнопедагогического музея». Цель проекта — разработать и внедрить в образовательную среду вуза музей на базе концепции воспитания молодежи, основанной на этнопедагогическом наследии и этнокультуре казахского народа, а также других этносов, пропаганда педагогических национальных ценностей Казахстана.
Первая экспозиция музея «Этнопедагогика» посвящена идеальному образу этнического воспитания, периодизации воспитания в народной педагогике. Вторая часть – национальным ценностям в воспитании детей, третья часть –игрушкам в воспитании ребенка.
Дополнительно планируется создать экспозиции: «Ученые – этнопедагоги и педагоги Казахстана»; отражение национальных традиций воспитания и процесса образования в изобразительном искусстве Казахстана и мира «История образования в изобразительном искусстве»; ценности «Самопознания» в нравственно-духовном воспитании Казахстана.
Первая часть экспозиции «Этнопедагогика» содержит стенды об идеальном образе джигита и девушки в казахской этнопедагогике, также представлена периодизация развития человека на основе народных традиций. Образ настоящего джигита был представлен в монографии известного ученого этнопедагога К.Ж. Кожахметовой «Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика»:
Образ настоящего джигита | Образ девушки |
Качества и свойства: как орел – ловкий, как сокол – гордый, как лев – грозный, как тигр – сильный, как волк – смелый, как леопард – страшный, как верблюд – выносливый, как кулан – костистый, как конь – чуткий, как лось – могучий, как сорока – осторожный и т.д.
Три прекрасные черты характера: честность – ты честен, искренность твоя тебя к добру ведет, справедливость – ты справедлив, чистота твоя добрым делом покровительствует, правдивость – ты правдив, недосягаем ты, как чинара, что на скале растет |
Интеллект и разум: отношение девушки к имуществу и вещам, способности и внимание, взаимоотношение с родными и близкими, заботливость, милосердие, аккуратность, черты характера; «Хорошая жена наравне с райским пением, а плохая с судьбой горемычной равна».
Характер добрый терпеливый; стойко переносит трудности … |
Акцентируем внимание на том, что образ жигита, его качества в казахской культуре ассоциируется с качествами животных. Это связано с философией и мировоззрением, мироощущением и миропониманием казахов, естественностью быта и жизни народа в кочевых условиях, на природе. Отсюда естественен принцип природосообразности воспитания. На наш взгляд, жизнь в естественной природной среде, бескрайность степи создали культ природы, солнца, неба. Человек неразрывно связан с природой, он часть природы, песчинка в бескрайней степи. Культ Неба и Природы был заложен в тенгрианстве. Тенгри – обожественное небо, Умай – мать-природа. Великая степь отражалась в Небе. В обращениях к Небу человек просил хорошей погоды, корма для животных, сочных пастбищ, хорошего приплода и др. Основным видом хозяйственной деятельности казахов было скотоводство. Поэтому кочевник зависел от природы, занимался животными, отражал в мировоззрении и мироощущении их образы. С точки зрения психологии, человек осуществлял «перенос» деятельности, общения, энергии на природу, в небо. Символом тенгрианства как религии тюрков являлся шанырак, олицетворявший четыре стороны света.
Этнопедагогический музей имеет более 120 экспонатов. Они собраны преподавателями, студентами, выпускниками. Несколько экспонатов были подарены иностранными профессорами – Ицкой Дерижан; казахстанским художником В.А.Цельманом; мастерицей казахских сувениров.
Профессор кафедры педагогики и образовательного менеджмента
Казахского национального университета им.аль-Фараби, д.п.н. А.К. Мынбаева