РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
На сегодняшний деньсоциально-психологическая служба школы может сыграть глобальную роль в развитии ценностных ориентаций старшеклассников. Юношеский возраст наиболее благоприятен для формирования направленности личности, в частности в области профессиональных ценностей, а также ценности дружбы, общения и межличностных отношений в целом. В этом возрасте, у юношей и девушек закрепляются основные представления о будущей желаемой профессии, о том, как выглядит идеал семьи и дружеских отношений. И здесь важна личность психолога и социального педагога,которые формируют целенаправленно его жизненные установки, собственные ценностные ориентации.
Мы рассмотрим основные формы проведения коррекционных занятий и подборку фильмов, формирующие ценностно-смысловые ориентации старшеклассников. Занятия могут быть организованы как индивидуально, так и в малых группах (во время факультативных занятий). Для некоторых форм больше подходит фронтальная работа (например, для воспитательных мероприятий общешкольного уровня).
Табл. 1 – Формы и методы работы с ценностно-смысловыми ориентациями (ЦСО) старших школьников
Целенаправленная актуализация старшеклассниками знаний о необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей и тем самым осознание себя субъектом исторического процесса, творцом «должных» нравственных отношений становится источником самоуважения, достоинства и нравственной активности личности, что является одной из главных задач воспитательного процесса XXI века.
Таким образом, система формирования ценностно-смысловых ориентаций включает в себя:Во-первых, актуализацию всех источников нравственного опыта учащихся. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
М.А. Литвинова, З.М. СадвакасоваКазНУ аль-Фараби,
кафедра педагогики и образовательного менеджмента ФФиПг.Алматы, Казахстан