СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных педагогов, психологов, социологов, медиков и правоохранительных органов.
Выявить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей социального педагога, а самое главное осуществлять превентивные меры и своевременную коррекционную работу. Существуют много способов осуществлять профилактику и коррекцию девиантного поведения, но социально-педагогический тренинг на наш взгляд эффективный. Так как одним из ведущих видов деятельности подростков является тренинг. Поэтому интерес и возрастание проведения тренингов с детьми девиантного поведения становится особенно очевидно в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в современном обществе, обостряет возможность развития различных отклонений в личностном развитии и поведении детей.
В настоящее время слово «тренинг» используется весьма широко. Тренинг – это процесс развития необходимых умений и навыков с помощью интенсивных тренировок. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок.
В проведении тренинга важное значение имеет выявление, исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Социально-педагогический тренинг важен во всех сферах жизнедеятельности подростков. Преимущество тренинга в том, что сочетаются различные формы обучения – лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку необходимых навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника.
Наблюдения показывают, что использование социально-педагогического тренинга в учебно-воспитательном процессе позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Кенжебекова Дина Өмірбекқызы – студентка 4 курса по специальности социальная педагогика и самопознание, КазНУ им.аль-Фараби
Садвакасова Зухра Маратовна – к.п.н., доцент