Февраль 2012
Қ.К.Ахмедьяров. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА «РАЗМЫШЛЕНИЙ» АБАЯ
Известный поэт, культуролог, философ
А.Кодар, рассуждая о философской прозе Абая пишет, что «прозаические
этюды Абая Кунанбаева нельзя назвать ни «Словами назидания», ни «Книгой слов».
Ибо они не имеют ничего общего ни с
исламским жанром поучений, ни с Библией или Кораном. Это сочинение человека,
обладающего историческим мышлением, и потому, понимающего, что время пророков
прошло и настала эпоха хакимов , или знающих. А хакимы – это те, кто мыслит.
Поэтому это произведение следует переводить «Размышления, или, монологи», где
первое слово означает название, а второе – жанр прозаических этюдов. В этом
сборнике монологов Абай, минуя русский опыт, и, отказываясь от восточного
процедурного мышления, напрямую обращается к духовному опыту Запада и,
реанимировав в себе античную или греческую модель вопрошания, пытается заново
пересмотреть многие проблемы исламской теофилософии и ортодоксии. Читать далее »