ИЗ ФИЛОСОФСКИХ этюдов „РАЗМЫШЛЕНИЯ». Перевод А.Кодара
монолог первый
До этих лет, плохо ли, хорошо ли, но мы прожили целую жизнь, где и боролись, и дрались, и тягались, и вздорили, словом, было много всякой возни. Теперь полжизни уже прожито: мы устали, утомились, постигли бренность и суетность всех былых деяний своих, осознали смехотворность всех своих усилий. Так как же теперь прожить нам остаток жизни, каким образом? Я и сам в недоумении перед этим вопросом.
Усердствовать в устроении народа? Нет, народ невозможно устроить. Может, этим займутся те, кто хочет испытать горький вкус поражения или самонадеянные юнцы, чей пыл еще не остыл, а душа полна задора. Но меня — упаси боже!
Усердствовать в преумножении стад? Нет, не могу. Пусть дети сами усердствуют по мере своих потребностей. У меня нет никакого желания на старости лет усердствовать в преумножении того, чьих плодов я уже не увижу и что станет дармовой добычей всяких воров, подлецов и попрошаек.
Усердствовать в преумножении знаний? Но для этого нет собеседников просвещенных в науке. С кем тебе делиться познанным, спросить непознанное? Что толку сидеть в безлюдной пустыне с отрезами материи и ненужным метром в руках? Когда нет людей сочувствующих и способных понять, знание само по себе рождает лишь скорбь, которая приводит к преждевременной старости.
Усердствовать в религиозном служении? Нет, и это невозможно, и в этом деле прежде всего нужен покой. Когда ни в душе твоей, ни в образе жизни нет ни грана покоя, среди этого народа, на этой земле, какое может быть служение?!
Усердстовать в воспитании детей? Нет, не могу. Я бы попытался, но не знаю как их воспитывать, к какой стезе готовить, где я найду им общество, к какой деятельности направлю? Если я не нашел для своих детей места, где они в тишине и покое могли бы извлечь пользу из своей жизни и знаний, если я не знаю куда их направить, к какой деятельности призвать, для чего я их буду тогда воспитывать?! Какой тогда смысл в моем усердии?
Наконец, я пришел к мысли, что буду записывать на бумагу все, что приходит мне на ум, буду усердствовать в соитии черных чернил с белой бумагой, и тогда любой, кто найдет нужное для себя слово пусть перепишет пли прочитает, если же не сочтет нужным, я сам останусь наедине со своим словом, в конце концов я порешил на этом и теперь я буду усердствовать только в этом, иное меня не интересует.
монолог седьмой
Дети, едва появившись на свет, рождаются с двумя видами потребностей. Одни хотят есть, пить, спать. Все это потребность тела, без этого плоть не сможет стать вместилищем души, потеряет способность к развитию, лишится всех сил.
Другие рождаются с жаждой познания. Их влечет все, что встречается на их пути, любой блестящий предмет вызывает их интерес. Они тут же отправляют его в рот, пробуют на вкус, прижимают к шее пли к лицу, бросаются на звук музыки. Подрастая, стоит им только услышать собачин лай или блеянье овец, или чей-то смех, или чей-то плач они тут же выбегают с вопросами: «Что это?», «А что это?», «А что это он делает?», «А почему он так делает?» И что бы они не увидели или не услышали, обо всем спрашивают, не зная покоя. Все это — потребность души, проистекающая из желания узнать, увидеть, научиться.
И в самом деле, если не познавать явные или сокрытие тайны мира в целокупности, или хотя бы поврозь, это значило бы унизить свое человеческое достоинство. Существо не желающее познавать имеет душу не человеческую, а животную. Ведь изначально Всевышний создал человеческую душу способнее животной и именно в мере познания. И вот я недоумеваю: почему эту страсть к познанию, ради которой мы в детстве, при всей своей неразвитости и неразумности, забывали и сон, и еду, теперь когда мы повзрослели и преисполнились разума, не направили по пути знающих, т. е. тех, кто нашел способ умножить свои знания. Ведь нам надо было преумножить это богатство, привитое и развитое в детстве с такой страстью, ибо это была пища души. Нам изначально необходимо было стоять на том, что душа важнее тела и что оно всегда должно покорствовать душе. Но, нет, мы так не смогли, галдя и вопя, как воронье, мы так и остались в своем аульном дерьме. Оказалось, что душа властвовала над нами лишь в юности. Но повзрослев и войдя в силу, мы не дали ей властвовать. Мы заставили душу покорствовать телу, перестали воодушевляться и внимать всем сердцем, перестали доверять своему внутреннему голосу. Наш взгляд теперь стал удовлетворяться лишь внешним. При этом мы утешаем себя тем, что живут же другие, ничуть не тяготея к внутреннему смыслу явлений. Если кто-то нас поправит, мы не внимаем ему, ибо на этот случай у нас заготовлены пословицы типа: «Каждому — свое», или «Чем разбогатеть на чужой мудрости, лучше быть бедным при своем уме». Ничего другого мы не знаем. А когда говорят, не воспринимаем.
Если в груди нашей нет света, а в душе нет веры чем же тогда мы, лупоглазые, лучше животных?! Ведь даже в детстве мы были приличнее. При веем своем неразумии мы были достойны звания человека, ибо стремились познать мир вопреки своему неведению. А ныне мы хуже животных. Ибо животные не знают, зато и не претендуют называться знающими. Мы тоже ничего не знаем, но настолько упорны в своем невежестве, выдаваемом за знание, что готовы пасть замертво с лопнувшими от напряжения кровеносными сосудами.
из монолога десятого
…надо находить знания. Без знания нет ни загробного мира, ни земной жизни. Без знания никакая молитва, никакой пост, никакой хадж не могут считаться действительными и называться богослужением.
из монолога тринадцатого
Вера есть признание абсолютного и неизменного единства и бытия Всевышнего и его послания переданного Нам через нашего пророка, да благословий Аллах его имя! Теперь для того, чтобы полноценно веровать в эту веру нужно два условии. Если вы в состоянии при помощи разума аргументированно доказать истинность принятой вами веры, это называется якинн иман, или истинной верой.
При втором условии нужна стойкость, когда вы придя к вере посредством чтения или слушания мулл, непоколебимо верны ей, что бы ни случилось, пусть даже иод угрозой убийства или разнообразного насилия со стороны множества людей. Такую веру называют иман таклиди, или традиционной верой.
Теперь для того, чтобы сохранить эту веру нужны храброе сердце, непоколебимость духа и крепость тела. Но как тогда назвать тех, в ком нет знаний для истинной веры и стойкости — для традицонной, всех тех, которые покорствуя обману, внушению или принуждению объявляют белое черным или черное белым, или ложное — истинным? Да хранит нас Всевышний от такого рода невежд и клятвопреступников. Поэтому вы должны знать, что нет иных способов веры’, кроме вышеозначенных двух.
монолог четырнадцатый
Есть ли у человека что-либо дороже его сердца? Но у нас, у казахов, среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. Иных свойств этого благородного органа мы не различаем. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. И любовь — в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь.
Но когда он покорствует расчету, попирается сердце. Поэтому, если не называть доблестью восприимчивость и верность слову или отвращение ко злу или способность при определенных обстоятельствах выступить против большинства, а не следовать за ним подобно собаке бредущей за караваном пли способность как бы то ни было тяжко, признать то, что соответствует справедливости, и как бы то ни было легко, не признавать того, что не соответствует справедливости, то иного рода доблесть не что иное как волчья доблесть.
Тем не менее, надо признать, что казахи тоже люди. Надо понять, что они опускаются не от недостатка разума, а оттого, что в их сердцах нет воли и упорства, чтобы поступать по внушению разумных. Я не верю тем, кто утверждает что поступил по неведению. Многие из них хотя и знают, но вследствие своего постыдного безволия не придерживаются знания. Редко какой казах, однажды связавшись со злом, может найти в себе мужество отойти от него. Поэтому я полагаю, что все те хваленые джигиты, которых величают могучими, доблестными, ловкими, есть па деле несчастные, сбитые с толку пустыми восхвалениями корыстных людей. А иначе как назвать достойным того, кто не смог отказаться и отойти от отступничества перед богом, или перед совестью и честью, кто постоянно предаваясь злу, погрязая в бахвальстве, не разу не углубился в себя, не усомнился в своих поступках, в то время как даже его право называться человеком вызывает большие сомнения.
монолог семнадцатый
Воля, Разум, Сердце заговорили каждый о своем искусстве и заспорив, предстали пред судом Знания.
О, Знание,— молвила Воля,— ты знаешь, что ничто в мире не достигает совершенства без моего участия; прежде всего, чтобы познать тебя надо учиться с усердием и прилежанием, а этим заведую я, усердие в отправлении культа — тоже в моем ведении. Без труда, поддерживаемого мной, невозможно научиться искусству или преуспеть в каком-либо предприятии. Разве не я предостерегаю людей от пристрастия к недостойному, от греховности и легкомыслия, от плотского греха и прочих заблуждений? Так почему же эти двое не признают моего первенства?
Я тот, кто знает о вреде и пользе в земной и загробной жизни,— вступил в дискуссию Разум.— Знания воспринимаются мной. Но если эти двое не могут без меня извлечь пользу и уберечься от зла, не говоря уж о восприятии знания, то как они могут состязаться со мной?
Потом молвило Сердце:
— Я — царь человеческого тела, я перегоняю кровь, душа обитает во мне, без меня нет жизни, сытого человека, лежащего в теплом доме на мягкой постели, я заставляю ворочаться и думать о незавидной участи бесприютного бедняка,— без постели, одежды, и пищи, страдающего от холода и голода. Это от меня идет уважение к старшим и милосердие к младшим, однако, меня не содержат в чистоте и потому опускаются сами. Но когда меня содержат в чистоте, я ко всем отношусь одинаково. Это я радуюсь всему доброму и с негодованием отвращаюсь от всего недоброго. Справедливость, благо, совесть, сострадание и доброта происходят из меня. Как видишь, без меня участь этих двоих была бы сомнительна? Так как они смеют состязаться со мной?!
И тогда Знание, внимательно выслушав всех, сказало:
— О, Воля, все сказанное тобой верно. Верно и то, что в тебе есть и множество других благородных качеств и что без тебя ничего достичь невозможно. Однако, ты столь же жестоко, сколь и могуче. От тебя много и пользы, и вреда. Иногда ты стойко держишься добра, иногда не менее стойко поддерживаешь зло. Вот что плохо в тебе.
Затем оно обратилось к Разуму.
— О, Разум! Все сказанное тобой тоже верно. Верно и то, что без тебя невозможно познание. Веди, именно с твоей помощью мы познаем и Создателя и его творение. Но ты не довольствуешься этим, ведь и расчетливость, и хитрость — все происходят из тебя. На тебя опираются и добрый, н злой, ты же верно служишь обоим. Вот что плохо в тебе. Поэтому мой долг — объединить вас всех. Но при этом власть надо отдать Сердцу. Разум, в тебе много лазеек, но сердце отринет их. Когда призовешь к доброму, сердце откликнется со всей душой. Не только откликнется, но и обрадуется. Но когда ты призовешь ко злу, оно не только не последует за тобой, но и выгонит тебя из дома.
О, Воля, в тебе столько мощи и силы, но сердце укротит и тебя. Оно бросит все твои силы на благое и заставит воздержаться от негодного. Словом, объединитесь все трое и отдайте власть над собою Сердцу,— подытожило Знание.— Если вы все трое сойдетесь в одном человеке так как я описал, он станет одареннейшей личностью, пылью с ног которого можно будет исцелять слепых. Если же вы повздорите, я встану на сторону сердца. Это и есть путь праведности, так сказано в книгах. И потому содержите свое сердце в чистоте, ибо Всевышний судит вас по состоянию вашего сердца.
из монолога двадцать пятого
Надо учиться по-русски. И мудрость, и богатство, и ремесла, и знания — все у русских. Для того чтобы уберечь себя от вреда с их стороны и приобщиться к их пользе надо обучиться их языку, образованию и науке. Ибо они нашли ключ к миру, преуспели в познании сто. Если ты освоишь их язык, свет прозрения сойдет и на твою душу. Тот, кто знает язык и ремесла другого становится с ним на равную ногу, не будет выглядеть попрошайкой. Знание необходимо также для правильной веры.
…Наука и культура русских — ключ к миру, для того, кто знает их, облегчается путь к познанию.
из монолога двадцать седьмого
Это речь о необходимости поклонения всемогущему богу, произнесенная хакимом Сократом перед ученым Арнстодимом, своим учеником, который смеялся над свершающими поклонение.
— Эй, Аристодим, есть ли люди по-твоему чье искусство достойно восхищения?
— Их много, хазрет,— ответил Аристодим.
Назови хоть одного из них?
Я восхищаюсь поэзией Гомера, трагедиями Софокла, в которых дар перевоплощения, живописью Зевкси-са, а также…— и он назвал еще нескольких людей, широко известных своими способностями и талантами.
Хорошо. В таком случае по-твоему кто больше достоин восхищения: художник, создающий всего лишь неодушевленные образы, не имеющие разума, или тот, кто создал человека, одарив его душой и разумом?
Конечно, последний,— ответил Аристодим,— но только в том случае если он создал его не по воле случая, а по изначальному замыслу.
В этом мире много полезных вещей. Причем польза от одних очевидна, а от других — не очень. Какие же из них ты предпочитаешь?
Конечно, те из них, польза от которых очевидна.
В таком случае, разве не очевидно, что Создатель, наделив человека хауаси хамса захири, или пятью органами чувств, знал не только о том, что они полезны, но и об их абсолютной необходимости человеку?
монолог двадцать восьмой
Эй, мусульмане! Когда вас спрашивают почему кто-то богат, а кто-то беден, кто-то болен, а кто-то здоров, кто-то разумен, а кто-то безумен, кто-то предрасположен к добру, а кто-то ко злу, вы отвечаете: «Это все по воле Аллаха, из-за того, что Он создал все это». В таком случае ведь условием нашей веры было то, что Аллах безукоризнен, без изъяна и что он — сама справедливость. Но как же тогда быть с тем, что Аллах может дать богатство подлецу и лентяю, а старательного труженика оставить вместе с его семьей без средств к пропитанию или наслать болезнь на человека известного своей кротостью и смирением, в то же время наделяя завидным здоровьем вора и мошенника? И в самом деле, у одних и тех же родителей один ребенок может родится умным, а другой придурком. И это в то время, когда именем Аллаха всенародно заявляют, чтобы люди сошли со стези греха и встали на путь правды. Но как же так, если Аллах уверяя, что для праведных откроет врата рая, а грешников — отправит в ад, делает одного из своих рабов предрасположенным к добру, а другого — ко злу, направляет их своей божественной волей одного — к добру, а другого — ко злу. Разве это не ставит под сомнение безукоризненность, великодушие, сострадание и справедливость Аллаха? Ведь мы все — и люди, и вещи,— являемся собственностью Всевышнего. Тогда как назвать этот его поступок? Конечно, мы можем сказать, что он вправе как угодно распоряжаться со своей собственностью и что это не бросает тень на его совершенство. Но не явится ли это скрытым признаньем того, что изъянов и прегрешений у Аллаха больше чем предостаточно, только мы предпочитаем о них помалкивать? Но тогда что же остается на долю смертного? Чего он может добиться своим старанием? Ведь если все происходит по божьей воле, мы должны сказать, что смертному незачем обижаться на смертного, ведь любой совершающий добро или зло делает это по воле Аллаха!
Известно, что каждому мыслящему необходима вера, а каждому верующему — поклонение. Кроме того, любое правое дело не должно бояться разума. В таком случае, если мы не дадим простора своим мыслям, как быть с утверждением Всевышнего о том, что каждому мыслящему необходима вера и что познающий меня познает разумом? Если в нашей религии нет изъяна, то почему сна не внушает доверия разуму? Если она противоречит разуму, то что же это за вера? И какой тогда толк в поклонении, если сама вера неверна в изначальных своих установлениях? Поэтому ты должен признать, что да, добро и зло создал бог, но не он заставляет их делать, болезни создал бог, но болеешь ты не по его вине, богатство и бедность создал бог, но не он делает людей богатыми или бедными. Только при таком подходе можно постичь истину веры, а иначе — никак.
монолог тридцать шестой
Пророком нашим, да благословит Аллах его имя, сказано, что в ком нет совести, в том нет и веры. У нас, казахов, и у самих есть пословица: «Верой обладает тот, кто обладает совестью». Как явствует из этих слов, совесть есть одна из составляющих веры. В таком случае нам надо знать, что это такое — совесть? Что она из себя представляет? Ведь многие по невежеству путают ее с застенчивостью, когда ребенок стесняется вымолвить слово или когда беспричинно мнутся, стесняясь поприветствовать уважаемого человека. Но как раз эта неестественная застенчивость, не проистекающая ни из нарушений шариата, ни из несоответствия здравому смыслу, а только по невежеству ввергающая человека в скованность и нерешительность, есть очевидная глупость и зло. Из этого следует, что настоящая совестливость должна проистекать только когда попирается шариат или делается что-то оскорбляющее разум или достоинство человека.
Совесть такого рода бывает двух видов. В первом случае это когда совестно за проступок другого человека. Ибо ты как бы ставишь себя на его место. Сердце твое охватывается сочувствием и состраданием, недоумением и тревогой, и ты краснеешь. Во втором случае, тебе совестно, когда ты сам совершаешь постыдный проступок оскорбляющий шариат, пли разум, или достоинство, или человечность, или когда не в силах устоять перед соблазном, поддаешься велению плоти. Даже если никто не знает об этом твоем прегрешении, твой разум, и твое благородство укоряют тебя и в тебе появляется стыд, наказующий тебя. Ты готов провалиться сквозь землю, не смеешь смотреть людям в глаза, словом, впадаешь в стесненное состояние. Люди с таким развитым чувством совести иногда ввергаются в полную апатию, лишаясь сна и аппетита. Есть и такие, которые кончают самоубийстом. Вот эта стесняющая сила, которая есть на деле твоя человеческая суть, осуждающая в тебе твою подлость и называется совестью. В таком состоянии ты бессилен вымолвить слово или собраться с мыслями. В тебе нет даже сил вытереть слезы и сопли. Глаза твои не только не в состоянии посмотреть в лицо человеку, но и вообще ничего не видят. Не правда ли печальное зрелище? Более того, любой, кто еще способен держать обиду на человека достигшего такой степени раскаяния и даже не зная жалости, укорять его снова и снова, сам вызывает сомнение в своей человечности.
Люди же известные мне не то что не стыдятся, но и не краснеют. Или отделываются отговорками типа: «Ну я же повинился в этом проступке, так чего тебе еще?» Или: «Ну, ладно. Я виноват в этом, но ведь и ты так делал». Или: «Живут же такой-то и такой-то, а ведь они совершили то-то и то-то, так чего говорить обо мне, ведь это надо понимать так-то и так-то». И таким образом каждый приводит свои доводы и не видать в них никакого раскаяния. Так как же назвать этих людей — имеющими совесть или не имеющими? Но не будет ли противно хадисам и словам достойнейших если мы их назовем имеющими совесть? И повернется ли язык после всего этого назвать их имеющими веру?..
Укрепление в вере, или монолог тридцать восьмой
О, потомки мои, пламя моего сердца! Я намерен оставить вам несколько слов о разновидностях человеческих типов. Примите это — в качестве завета. Прочтите с чувством и осознанием, ибо усовершенствуетесь в любви. Знайте, что любовь прежде всего там, где человечность, разум, знание. Этому способствуют прежде всего предрасположенность ко всему благому, а также физическое здоровье, присущие каждому с рождения. Остальное зависит от хороших родителей, хороших друзей, хороших наставников. Воодушевление к чему-то и способность к уразумению проистекают из любви. А любовь к познанию происходит от вышеперечисленных трех качеств: человечности, разума и знания. Дело в том, что ребенок сам по себе не находит познания. Его надо поначалу приохотить к этому силой или обманом, пока нообвыкнув, он не заинтересуется сам. Ребенка только тогда можно назвать человеком, когда стремление к познанию вызывается в нем любовью. Только в таком случае можно надеяться, что ему удастся не поступаясь собой, преуспеть в познании Аллаха, самого себя и мира, в различении добра и зла. В противном случае ничего не выйдет или получится что-то сомнительное. Ведь зачастую родители еще с детства приучают детей к насилию. А потом сколь бы они не отдавали их обучаться к мулле или сколь бы эти дети сами не старались стать на путь познания, ничего путного не выходит.
Эти привыкшие к насилию дети способны надругаться и над чьим-то почином, и над познанием и даже над верой. Эти надругатели не кто иные, как недолюди, недомуллы, недомусульмане. Им почти не суждено стать полноценными людьми. По крайней мере, это будет очень трудно. Ибо Аллах есть не что иное как путь истины. Но истина и правда — враги насилия, разве приходит друг, приглашенный своим врагом? Истину не находят, когда в сердце любовь к иному. Человеческое познание осуществляется благодаря любви к истине и правде, страсти к проникновению в корень и сокровенный смысл каждого явления. Это должна быть страсть не к познанию религиозных догм, а к познанию истины сущего. Только она дает человеку, удовлетворяющее его человеческое достоинство, познание. Ибо это и есть любовь к Аллаху. Ведь Знание — это один из атрибутов Аллаха, оно есть истина. И потому любовь к нему тоже есть истина, украшающая человека. Иначе говоря, при помощи таких вещей, как богатство, слава и всеобщее уважение не находится истина познания. Но когда эти вещи сами приходят к человеку, они украшают его. Однако, если человек добивается их сам, поклоняясь им, вне зависимости оттого, обрел он их или нет, его человеческое достоинство теряется. Теперь если есть в тебе страсть любить истину и правду, внемли мне со всей душой, как это подобает человеку. Прежде всего покорствующие, стоящие на пути ислама должны узнать истину веры. Надо полагать, что она заключается не только в том, что кто-то в нее уверовал. Допустим, ты уверовал в то, что Аллах един, что Коран — слово Аллаха, а Мухаммед — пророк его. Ну и чего ты достиг? Скажи мне, ты уверовал в Аллаха ради Аллаха или, все же, еще и ради себя самого? Теперь вдумайся: даже если ты не уверовал бы в Аллаха, он не понес бы никакого урона. Ну а если ты уверовал ради себя, давай углубимся в это. Ведь если ты уверовал только ради того, чтобы уверовать, это тебе не принесет никакой пользы. Ибо ты не знал как извлечь се. Но если бы знал, то извлек бы, и твоя вера стала бы совершенной. Поэтому надо знать как извлечь пользу.
Ты сказал: «Я верую в Аллаха, в его имена и атрибуты». Но для этого ты должен знать смысл этих имен и великих атрибутов и в совершенстве освоить восемь атрибутов, украшающих Его. Только тогда ты сможешь считать себя рабом божьим и искренне преданным правоверным. Возьми себе за правило по мере сил уподоблять свои помыслы божьим. Не отвратись от этих слов, боясь уподобить себя Аллаху, ибо подобие не означает полного совпадения, хотя и стоит вслед за ним. Ибо атрибуты Аллаха — это Жизнь, Познание, Могущество, Зрение, Слух, Воление, Слово, Созидание. И рабы божьи созданы так, что в них хоть и не в таком совершенстве как у Аллаха, но соразмерно их достоинству, есть каждое из этих восьми качеств. И что же, возможно ли нам называться правоверными, если мы восемь своих малых одноименных атрибутов отвратим от восьми великих атрибутов Аллаха и направим на нечто иное? Видимо, нет, невозможно. В таком случае надо узнать каким образом нам направить наши помыслы и свойства на соответствие восьми атрибутам и именам Аллаха? Нам надо уяснить, что существо Аллаха не нуждается ни в каком атрибуте, в них нуждается наш разум, чтобы посредством вышеуказанных атрибутов познать Его. Если не различать Его посредством атрибутов, нам трудно будет познать Аллаха. Ведь мы познаем Аллаха через его проявления, всего его познать невозможно. Для любого из мудрейших среди нас непостижима не только сущность Аллаха, но и его гений. Аллах беспределен, наш разум пределен. Разве можно предельным познать беспредельное?
Мы говорим: «Аллах един, он есть», и все же называя его единым, мы совершаем всего-навсего формальный акт умозрения. Ведь Аллаху не подобает быть единым. Ибо все, что имеет бытие подпадает под категорию «единого». И все что содержится в хадисах старого (по этому вопросу) не стоит восхвалений. Ведь понятие единого — поглощается Вселенной, а Вселенная — поглощается Аллахом, но в священных книгах сказано, что Он проявляет себя в восьми постоянных атрибутах и имеет 99 благих имен. Это — постоянные атрибуты, украшающие Аллаха и производимые им самим. Я хочу вас здесь ознакомить с четырьмя. Двое из них — Знание, Могущество. Шесть из вышеназванных восьми атрибутов — пояснение к ним. Один из этих шести называется «хаят», или жизнь.
Мы сказали, что Аллах есть, что он един и характеризуется атрибутом могущества знания. В таком случае задумаемся: есть ли бытие в этих понятиях? Что касается могущества знания, оно, несомненно, обладает бытием. Жизнепроявления его известны. Одно из них «ирада», или Воля. Где есть Знание, там есть и Воля. Однако, они ничему не дают действенности. Действенность всему дает Аллах. Одним из атрибутов водящего Знания является «калам», пли Речь. Разве речь бывает без знака, без голоса. Тем не менее, слово Аллаха без знака; без голоса. Но раз мы признали могущество Речи, то нельзя не признать и таких атрибутов как «басар», «самиг», под которыми подразумеваются Зрение и Слух. Однако, Аллах видит и слышит не так как мы — глазами и ушами, а посредством своего атрибута Знания, за меняющего Ему глаза и уши. Другой атрибут «такуин», или Созидание. Если назвать созидание самостоятельным атрибутом, можно его помыслить таким же древним и изначальным, как Аллах. Но если Аллах постоянно будет занят только созиданием, это приведет к обезличиванию остальных атрибутов. И в самом деле, если он наряду со Знанием и Могуществом в любой момент времени будет занят только созиданием, получится некая зависимость. Но Аллаху не подобает быть в зависимости. Ведь его способность к созиданию — лишь пояснение к его Могуществу. Благодаря двуединству Знания —
Могущества сохраняют цельность и остальные восемь атрибутов. Аллах в этом двуединстве абсолютно безмерен, Его Знание безукоризненно, а Могущество — все-покоряюще. Творец познается по своему творению. Для человеческого ума непостижима та мудрость, с которой он согласовал видимый и осязаемый нами мир. Но у рабов божьих Разум — законодатель, а Воля и Сила — исполнители. В этой связи можно подумать, что так обстоит и с атрибутами Аллаха. Однако, как уже сказано ранее, знание и могущество различаются только в нашем сознании, а на деле это единое Знающее могущество. В противном случае получилось бы, что атрибуты делятся между собой на Ведущие и Ведомые. А это значило бы усомниться в совершенстве Аллаха. Если говорить только о восьми атрибутах, называя их «не отличными от Него, но и не подобными Ему», получится, что они сами но себе составляют некую общность. Но это есть противоречие. Если допустить, что атрибуты отличны друг от друга, получится, что они собравшись из множества источников, стали самочинно богом. Но это неверно. В рабе божьем его сила, единственная по своей природе, не совпадает с Могуществом, Знанием и Разумом. А могущество Аллаха суть Знание и Благость. Хотя атрибут благости не описан среди восьми атрибутов его можно вывести в качестве великого атрибута опираясь на такие имена Всевышнего как Благодетельный, Милосердный, Всепрощающий, Любящий, Оберегающий, Обеляющий, Подающий пищу, Приносящий пользу, Участливый, Кроткий. Это традиционный довод подтверждающий мои слова. А интеллектуальный довод в том, что Аллах сотворил этот мир непостижимым для нашего разума, или, иначе говоря, взаимовыгодным для всех.
Так, растительный мир он создал для пользы животного мира, а животный мир для пользы разумного человека. Причем он сотворил так, что растительный мир не знает боли, а животный — Судного Дня. А человека, одарив разумом, сделал имеющим пользу от всего. И если он сделал человека, способным держать ответ на Страшном Суде, в этом надо видеть Справедливость и Любовь Аллаха. Разве не сказывается эта любовь в том, что он, отличив человека от червей, птиц и прочих животных, наделил его благородными свойствами. Так, человек двуног, голова его выше остальных частей тела; пищу он берет .не мордой, как животные, а руками, и, чтобы насладиться ее запахом, надо ртом его высится нос. К тому же для различения чистоты ему даны глаза, а чтобы защитить их от сора — веки и чтобы они не стерлись от смаргивания — ресницы. Не забыл Аллах и о бровях, чтобы они защищали глаза от пота и украшали лик человеческий. Кроме того Он одарил его даром речи, чтобы доносить мысли одного до другого и сообща делать то, что не под силу одному. И я спрашиваю вас вновь: разве не ощущается в этом любовь божья к сынам человеческим? Но если тебя кто-то любит, разве это тебя не обязывает к тому же? Посмотри глазами разума: солнце испаряя влагу, превращает ее в тучи, тучи проливаясь дождем, дают произрасти семенам, ягодам, цветам и травам, радующим взгляд и душу, листве деревьев, сахарному тростнику и прочим растениям, в чьих зарослях хоронятся животные. Повсюду текут ключи, которые превращаясь в реки, стекаются в моря и озера, чьей водой утоляют жажду звери, птицы и животные и где обитают рыбы. И если земля производит хлопок, коноплю, ягоды, полезные ископаемые; цветы— свои соцветия, птицы — свои перья, мясо, яйца; животные — свои мясо, молоко, силу, красоту, шкуру; моря-—свою рыбу, рыбы — икру, пчелы — мед и воск, шелкопряд — шелк, то они это делают не ради себя, а ради людей, все это — нескончаемая пища для человека. И если множество хитроумных машин и фабрик создано во благо человека, разве это не означает безмерной любви Создателя к сынам человеческим? И разве это не обязывает нас к ответной любви? Разве все это не является проявлением Благости и Справедливости? Но разве считают среди нас эту благую справедливость обязательным условием веры? В таком случае как назвать нас мусульманами, покорствующими в служении Аллаху? Разве мы ис отстоим от веры на таком же расстоянии как солнце от луны? Разве не странно, что из этих двух атрибутов мы не выбираем ни одного, не завидуем когда ими обладают другие и не придерживаемся сами? Разве это не насилие над верой? Но тот кто склонен к насилию или ие мусульманин, или недомусульманин. Спросим таких: каким путем заповедал Аллах идти рабам божьим? Этого многие из них не знают. Я не встречал никого кто бы от всей души и со знанием дела одобрил бы такие аяты и положения хадиса как «Вдумайся в созданное Аллахом», или «Если ты полюбишь Аллаха, он тоже возлюбит тебя». Никто не вдумывается в благость аята, гласящего: «Делай людям добро и сам будь милосерд, ибо Аллах любит творящих добро». А в другом аяте сказано, что бог не любит подлых, ибо благое дело не терпит подлости. В таком случае перефразируя изречение пророка: «В ком нет совести, в том нет и веры», можно сказать, что в ком нет справедливости, в том нет и совести. Теперь ясно, что для веры мало уверовать, надо еще проникнуться справедливостью и благостью. Однако, их невозможно добиться с помощью поклонения, совершаемого телом. Ты каждый день видишь свершающих молитвы и соблюдающих пост. Далеко ли они продвинулись? Думаю, что здесь доказательств не требуется. Возможно, справедливость — мать всех добродетелей. Правый суд и совестливость проистекают из справедливости. Ибо справедливый человек не хочет совершать в отношении других того, чего не желал бы самому себе. Не в этом ли начало всех благих дел? Но если мы способны так подумать, почему бы этот принцип не распространить и на вовзблагодарение Создателя? Ведь все виды поклонения есть те или иные виды признательности. Таким образом, будьте всегда справедливы и сострадательны. Если отринете эти качества, то тем самым отринете и веру и человечность, и все остальное. И испытаете на себе верность слов суфия Аллаяра, который боялся как бы одним неосторожным движением не всколыхнуть сотню завес. Теперь вспомним, что в начале нашего познания бог был Знающим, Благостным, Справедливым. Если ты достиг этих качеств, значит, был прилежен, стал истинным мусульманином и достиг совершенства в добродетели.
Сказано, что жувонмард характеризуется тремя свойствами: правдивостью, добродетелью, мудростью. От них происходят Правда и Справедливость. А то, что мы зовем добродетелью — это есть сострадание. А разум — одно из имен Знания. Аллах сделал так, что эти качества есть в каждом человеке. Но чтобы их развить и довести до совершенства, надо следовать за ними со старанием и искренними помыслами. Только тогда можно добиться успеха, в противном случае — нет. Первыми среди обладающих этими свойствами являются пророки, потом — святые, далее — хакимы и в последнюю очередь — истинные мусульмане. Вышеназванные три свойства стоят вслед за богом. Полюбив эти помыслы, служа им с рабской преданностью первыми нас научили им пророки. Святые прочитав их, тоже прониклись любовью. Но они думали только о загробном воздаянии. Любовь их достигла такой степени, что они забыли о земном, о пользе в их земном существовании. Видимо, они не утруждали себя думами об этом. Что касается хакимов, они говорили о пользе в реальной земной жизни. Однако, в идеальном плане различия между ними несущественны. Ибо хоть и выражались они по-разному, но оба пытались судить о Творце по его творению. Для них обоих характерно уважение к разуму и знанию и ненависть к обманщикам и подлым. Причем оба они стояли за милосердие и сострадание. Видимо, была в них благодать божья. Но они стояли на пути усмирения плоти, принесения в жертву всего плотского и земного. Сами подумайте: если бы истина веры заключалась в святом подвижничестве, всему человечеству с криком: «Ху!» пришлось бы встать па путь тариката. Но тогда бы мир рухнул. В таком случае кто бы пас скот, отражал врага, ткал одежду, сеял хлеб, искал полезные ископаемые? Да даже если не брать в расчет истинного и непотребного на пути веры, разве правильно с точки зрения разума, воспитанности и здравого смысла пренебрегать богатствами или осуждать их, если они сотворены Аллахом во благо человека? Если нет в тебе признательности подателю богатств, разве не впадешь ты этим в тяжкий грех? Во-вторых, стоящие на этом пути могли и вовсе сгинуть со света или стать легкой добычей иноверцев, где нестойкие предали бы стойких, а последние совершили бы, наконец, свой религиозный подвиг, смиренно погибнув за веру…
Если же путь пророков не для всех,-а только для некоторых, то надо допустить существование полуистины. Но с этим трудно согласиться. Если это истина, то пусть будет равной для всех. Если она избирательна, то что же это за истина? И где в таком случае ее справедливость? Видимо, это может означать только одно. А именно то, что в народе, проповедующем такую истину нет жизни. Ибо жизнь, и сама по себе,— истина. И потому, там где нет жизни, нет и истины. Однако, не все святые были аскетами. Трое из особо отмеченных Мухаммедом людей — хазрет Гусман, Габдурахман бин Гауф и Сагид бин Абудкас были обладателями несметных богатств. Я думаю, что причиной отказа от земных благ для большинства святых явились: или их неверие в собственные силы перед соблазнами мира или желание подвижническим примером отвратить людей от корыстолюбия, тем самым направляя их на путь справедливости и любви. В таком случае, все это происходит от безмерной любви к людям. И все же это очень рискованный, крайний путь. На этом пути могут достичь успеха только люди исключительного мужества и стойкости. Такие ныне встречаются редко. Для этого нужны могучая воля и могучая любовь к богу и человечеству. А постольку поскольку все это большая редкость, зачастую вместо святых орудуют мошенники.
Стремление к отличию и избранности не украшают человека. И потому каждый невежда, заявляющий о том, что встал на путь праведности, не кто иной как богохульник. Ибо есть две разновидности людей, вставших на путь познания. Это хакимы и галимы. Как известно, в мире существует традиционное звание, проявляющее себя в виде наставлений. Преуспевшие в таких наставлениях назыаются галимами, или наставниками. Аллах устроил так, что всему есть причина и тем кто в творении жаждет распознать гений творца ничто не препятствует. Ведь из любви к творению рождается любовь к творцу. Но если разум муслима бессилен постичь сущность Всевышнего, то трудно поверить в искренность этой любви. Только тогда это можно назвать любовью, когда раб божий удостоверясь в том, что связь между Творцом и творением опосредована любовью и благостью Аллаха, отвечает на эту любовь еще более нежной любовью. Только в таком случае тех, кто в меру своих сил разыскивая причину любого явления хочет постичь в них гений Аллаха называют именем хакима. Они стараются различить истинное и ложное, проникнуть в их сокровенный смысл и все это ради процветания человечества. Поэтому для них не только развлечения и забавы, но и самые изысканные наслаждения стоят на втором плане. Они наслаждаются тем, что ищут божественную истину и причину каждого явления.
Если бы не было хакимов, ищущих без заблуждения, мир бы давно уже рухнул. Эти благие хакимы как стержень всех человеческих дел, любое явление в этом мире приводится в порядок их действием и помышлением. Они заняты в основном мирскими делами и тем не менее все, что сделано, привито и сказано ими, как посев, который скажется и в загробной жизни. Не зря же сказано, что этот мир — пашня для Судного Дня. Не каждому галиму дано стать хакимом, но каждый хаким есть в то же время и галим. Благодаря наставлениям гали-мов мусльмане преуспевают в иман таклиди, или в традиционной вере. Благодаря размышлениям хакимов они достигают иман якини, или истинной веры. Этим хаки-мам, представителям другой веры, унаследовали и мусульманские хакимы, т. е., те, которые хотя и говорят, что возжелаешь, то и найдешь, хоть и проникли в тайны вселенной и человеческой жизни, не смогли, однако, удостовериться в истине веры. Из семи пунктов имана они признают только познание единого аллаха, ибо к остальным шести относятся с сомнением или вовсе не принимают их. И все же хоть они и не могут быть нам руководителями в вере, в священных хадисах сказано, что благими называют тех, кто приносят пользу людям. Что касается хакимов, это как раз те, кто позабыв покой и сон, а также всяческие развлечения, посвятили себя общечеловеческому благу. Ведь ныне всем известно, что это именно они открыв электричество, укротили молнии в небе, научились держать связь с другого конца света, приручили силу огня и воды, заставили их делать то, что не под силу тысячам людей, не говоря уж о том, как нывать людей и жить за счет их подношений. Естественно, что наставления таких неразумных не могут привести к открытию истины. Красота мира подобна чуду, которая просветляет разум. От нищеты и бедности человек, обычно, дичает. Равнодушие к знаниям — это самое злостное невежество. Оно порицается в Коране. Поэтому мы не из тех кто намерен обогащаться за счет знания. Напротив, богатство для нас только средство в деле овладения знанием. Ведь знание — само по себе богатство, обучаться знанию само по себе благо. Но надо чтобы оно не покидало почву справедливости, соответствовало положениям веры. Быть добродетельным по мере своих сил — это долг человека. Однако, нельзя опираться на чужие добродетели.
Но оставим мулл, в наше время надо бояться не их, а ншаноз. И в самом деле, это самые растленные наставники. Ибо они не приносят ничего кроме вреда. Ведь они даже шариата толком не знают, ибо невежды каких трудно сыскать. Самое странное, что несмотря на это, они хотят быть наставниками на пути суфиев! Но ведь это не их призвание, ведь они никого никуда не приведут, разве что отвратят от веры или собьют с благого пути. Процветают они — на невеждах, речь их полна лжи, вместо доводов они предъявляют свои четки и тюрбаны, ничего иного в них нет.
Уясните же себе, потомки! Познание на пути Творца беспредельно. Никому не дано познать Его предела. И истинными мусльманами, достойными людьми называют тех, кто избрал этот путь в качестве единственного. И в самом деле, если ты живешь ради собственной пользы, ты ограничен только собой. Значит, это не путь Аллаха. Ибо на путь Аллаха ты встаешь только тогда когда ради Справедливости и Милосердия готов пожертвовать чем-ниибудь из своего имущества, или разума, или богатства. И только в беспредельном усердии на этом беспредельном пути есть надежда, а на ином пути какая может быть надежда?! Но ведь не секрет, что есть рабы божьи, считающие своей жизненной задачей и беспримерным искусством лучше других одеваться, лучше других жить и почитающие это величайшим своим благом. И все это для того, чтобы их похвалили глупцы, чей разум не различает ничего кроме внешнего или чтобы вызвать всеобщую зависть.. Но зачем эта страсть к внешнему, напоминающая влечение к некоему любовнику? Ведь благодать нисходит не ко внешнему, а к искренности твоих намерений, к благорасположенности сердца, внимающего только Аллаху. Разве умножится разум от поклонения поверхности зеркала? Если он и умножится, то только от беспредельной любви к добру и благу.
Всевышний создал этот мир с величайшим совершенством, а людей он создал, чтобы они развивались и размножались. Так вот, первым долгом на этом пути развития и размножения является преумножение друзей. А это возможно только тогда когда ты сам преисполнен дружбы в сердце своем. Ведь если ты преисполнен дружбы, то дружба призывает дружбу, т. е. по крайней мере, не внушает вражды и к тому же не остается места для тщеславия, как бы оно не выражалось, в речах или действиях.
Это самое тщеславие бывает двух видов.
Во-первых, человек, стоящий на границе добра и зла, воздерживается от злого. Это то, что просветляет человека.
Во-вторых, побеждает тщеславие. Это тот случай, когда топчется и свет, и цвет добродетели.
Есть и третий вид, когда человек питает вражду, насмехается, унижает. При этом он добивается только того, что вызывает ответную вражду.
ля. И необходима она не только для большинства, но и для тех, кто имеет любовь к знаниям. Ведь что бы вы ни сделали, думаете, что свершили ради добродетели, любое ваше желание опосредовано этой целью. Но ведь чистота помыслов — это ваша обязанность. Ведь сказано же в хадисе: «Для свершенья нужны помышление и воля».
Далее. Положим, что вы вознамерились свершать омовения, читать молитвы, соблюдать пост, но разве правильно, что вы довольствуетесь чисто внешними ритуалами, не доходя до их сокровенного смысла, в котором и состоит суть поклонения?! Чистота вашего внутреннего мира зависит от вашей веры и это внешнее поклонение необходимо постольку, поскольку вы веруете. Поэтому ваше внешнее поклонение — тень вашей внутренней веры и установлена для того, чтобы просветлять своей красотой вашу веру. Ибо по утверждению знающих нет двух вер, вера всегда одна, но она просветляется при помощи разных обрядов. Когда же они не соблюдаются, она тускнеет или ей грозит опасность угасания. Поэтому если невежды свершают обряды без понимания их внутренней сути, как бы они не старались, вера их угаснет.
И в самом деле если они такие ревностные мусульмане, то их молено назвать стражами богослужения. Но если страж не думает о сохранности охраняемого, а озабочен только тем как бы не заснуть какая же это охрана. Не теряется ли при этом охраняемое? Ведь цель заключается в том, чтобы сберечь охраняемое в целости и чистоте, не так ли?! Эй, не разумеющие знаков, смотрите! Обратимся к одному из самых важных обрядов поклонения — молитве. Как известно, перед молитвой совершают омовение, потом приступают к молитве, но ведь пред омовением есть предшествующее ему омовение, самое первое, которое совершается после отправления естественных надобностей. Запомни это. Заканчивалась молитва тем, что ты влажными руками протирал носки и подъемы своих ичиг. Причем весь обряд совершался в полном молчании.
Теперь задумаемся. При первом омовении вы моете свой зад, но кому нужно ваше срамное место? Просто этим вы показываете чистоту своих намерений, как бы говоря, что хотите очиститься не только внутренне, но и внешне и омыть не только те места, которые видны постороннему взгляду, но и места укромные, потаенные. И в этой своей чистоте вы готовитесь к следующей молитве, называющейся заклинанием о божьей милости. Ваши прикосновения к ногам и шее обозначают не то что их надо омыть, а то, что они уже омыты.
Перед началом молитвы вы тронули уши — это означает, что нет ничего выше Аллаха и что вы полностью предаетесь ему, дабы он спас вас из пучины греха.
Вот вы стоите сложив на груди руки — это означает признание вашего бессилия перед величием Аллаха, который для вас могущественней, чем господин для раба и царь для народа.
Вы обращаетесь лицом к Каабе — это означает, что хоть Аллах и беспределен, но легендарное место Его вечного успокоения освящена поклонением и потому вы надеетесь, что ваши молитвы дойдут до Создателя.
Потом вы читаете суру восхваляющую Всевышнего. Однако здесь начинается многословие. Но в этой суре много сокровенного смысла.
Положив руки на колени вы совершаете первый поклон — это означает, что вы вышли из земли и вернетесь в нее.
Ваше лицо поднятое к небу — это признание того, что вы воскреснете и будете отвечать на Страшном Суде.
в завершение молитвы вы приседаете в последний раз и воссылаете свои приветствия и благодарность Аллаху и пророку, да благословит Аллах его имя! и только в самом конце вы излагаете свою просьбу. Затем ходатайствуя за всех мусульман, вы желаете им здоровья и благодати.
Так что же в этом всем поучительного?!
из монолога сорок третьего
Человек состоит из двуединства тела и души. Надо знать что между ними жибили, или, от природы, и что касиби, или приобретено в результате труда. Необходимость есть, пить, спать в основе своей — от природы. Страсть к познанию, в какой бы степени она не была — тоже от природы. А вот разум и знания достаются нам в результате труда и развития. Видя глазами, слушая ухом, трогая руками, пробуя на язык, нюхая носом человек приобретает представление о внешнем мире. Эти представления запечатлеваются каждые в своем конкретном образе — приятные как приятные, и неприятные как неприятные. После того как они прошли через вышеозначенные пять органов чувств, они нуждаются в описании и классификации. Это достигается при помощи природных сил души, которые запечатлевают в ней хорошее как хорошее, а плохое, как плохое. Эти силы поначалу очень малы. Но если их культивировать, они увеличиваются. Без культивации любая из этих сил теряется и даже когда она не теряется способна только на малое, а не на великое.
Тот, кто развивает в себе слух и зрение, имеет многое. Благодаря собранным сведениям он способен произвести анализ и отличить нужное от ненужного. Людям подобного рода трудно отказать в уме. Ну а что касается тех, кто способен на отговорки типа: Откуда взяться во мне разуму, если сам Аллах его мне не дал? Или: Разве Аллах создал меня равным тебе? — Это попытка недалеких людей обелить себя, обвинив во всем Всевыш него.
…Все, что приобретается физической силой и находится вовне есть твое богатство. Но стоит тебе упустить из виду, что оно обладает многими вредоносными качествами, ты не сможешь его сберечь. Богатства же подобное этому, но собранное внутренней силой души называется Разумом и Знанием. В нем тоже много вредоносных качеств. И ты лишишься его, если не будешь различать их. Запомни, что каждая хорошая вещь имеет свою меру и если ее превысить она станет негодной. Поэтому знать меру — это большое дело.
Умение мыслить — похвально, но были и такие, которые не в силах совладать с мыслями, впадали в пустые фантазии. В побуждениях пить, есть, одеваться, смеяться, поднимать настроение, миловаться, любить, преумножать богатство, корысти, расчете и предохранении — у каждого из них есть своя мера. Если превысишь ее, вымажешься в дерьме.
монолог сорок пятый
Самое верное доказательство бытия бога — это то, что хоть каждый и изъяснялся по-разному, но уже в течение многих тысячелетий все утверждали, что есть некий великий бог и то обстоятельство, что превеликое множество различных религий называли Справедливость и Любовь свойствами, украшающими Бога.
Мы — не творцы, а смертные, познающие Творца по его отражению в творении. Наша цель — эти самые Любовь и Справедливость. Ибо люди превосходят друг друга степенью осознания сокровеннейших тайн Творца. Веруют не для того, чтобы убедить других, (а из осознанной внутренней необходимости).
Начала добродетели — это чувства Любви и Справедливости. Они нужны везде и влияют на все. Ибо так положено Богом. Даже жеребец овладевший кобылой испытывает к ней чувство любви. В ком много чувства справедливости и любви, тот — знающий, тот — разумный.
Наука не выдумывается, она проистекает из того, что мы чувствуем и осознаем уже созданный мир при помощи зрения и разума.