О жизни и творчестве Абая Кунанбаева
Абай Кунанбаев
29.VI I(10.VIII). 1845-23.VI (6.VII). 1904
Абай Кунанбаев казахский поэт-просветитель, общественный деятель, родоначальник новой письменной казахской литературы, композитор. Родился в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Учился в Семипалатинске в медресе, одновременно посещал рус. школу. А. К. изучил арабский, персидский и другие вост. языки; на формирование его мировоззрения большое влияние оказали гуманистич. воззрения великих поэтов и учёных Востока (Фирдоуси, Навои, Авиценны и др.). Под влиянием рус. политич. ссыльных (Е. П. Михаэлиса, Н. И. Долгополова и др.), с к-ръми он сблизился в Семипалатинске, А. К. начал изучать и переводить на казах, яз. произведения классиков рус. лит-ры(А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Белинского). Произведения А. К., впервые изданные после его смерти (в 1909 в Петербурге на казах, яз.), были широко известны ранее в устной передаче.
В своих стихах А. К. выступал против насилия и произвола родовой знати, взяточничества, мракобесия. Он бичует невежество, сутяжничество казах, феодалов. Но, выступая против социального зла («Наконец волостным я стал…», «Управитель начальству рад…» и др.), А. К. не понимал необходимости борьбы за изменение экономич. уклада. Единственный путь к новой жизни он видел в просвещении, в преобразующем труде, в духовном раскрепощении человека. Видное место в воспитании А. К. отводил лит-ре и прежде всего поэзии. Многие произведения А. К. имеют воспитательное значение. Хотя он не писал спец. пед. произведений и не занимался пед. деятельностью, во многих произведениях, особенно в прозаич. «Назиданиях», можно найти методич. и дидактич. наставления по воспитанию и обучению молодёжи. Он призывал народ овладевать знаниями и перенимать культуру передовых народов, чтобы избавиться от нищеты, бесправия и невежества. Он справедливо полагал, что аульная школа и медресе, кроме знания языка и нек-рого знакомства с классич. лит-рой Востока, ничего дать не могли. Большая часть времени уходила на заучивание догм ислама и молитв. А. К. приветствует обучение казах, детей в спец. школах-интернатах («В интернате», 1886), где их учат не «законам», а наукам. Он упрекал родителей, стремившихся сделать детей чиновниками, а не культурными людьми, указывал на необходимость развития интереса и стремления детей к науке.
Подчёркивая важность изучения русской культуры, А. К. писал: «Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру» («Двадцать пятое слово»). Важное значение придавал А. К. тому, как изучать науки, какие требуются условия для успешного овладения научными знаниями. «Если страстно полюбишь науку и само знание будешь считать достоянием, то оно даст тебе высшее блаженство. Тогда ты закрепишь в памяти то, что знаешь и будешь страстно стремиться познать то, чего ещё не знаешь» («Тридцать второе слово»). Изучать науку надо с благородной, возвышенной целью, а не с целью обеспечить личное благополучие. Он призывал к широкому, всестороннему образованию, осуждая и разоблачая «просветительскую миссию» царизма, преследовавшую утилитарные цели, а не пробуждение в народе духовной жизни. А. К. считал, что народ должен взять на себя расходы по обучению детей. Он выступал против схоластики в обучении, против зубрёжки, муштры и палочной дисциплины, требовал сознательного усвоения знаний, сознательной дисциплины. Чтобы обучение было успешным, А. К. предлагал сначала обучать детей родному языку, обучать действительным научным знаниям, а потом уже приступать к обучению другим яз., в частности, арабскому и персидскому. Изучение богословских книг, написанных на непонятном араб, яз., отупляет ум детей и превращает их в начётчиков. Он считал необходимым дать детям общее образование, подразумевая под этим развитие их ума, мировоззрения и общей культуры. Изучение науки должно способствовать правильному познанию материального мира, оно должно вести человека к совершенству. А. К. предостерегал молодёжь от верхоглядства, несерьёзного и поверхностного отношения к науке. Советовал молодёжи учиться полезному ремеслу, не быть склочными и мстительными, отречься от ребяческого безделья, беспечности и трудиться не покладая рук («Восьмистишье»). Отличительной чертой нравственного человека он считал трудолюбие. А. К. пытается оградить молодёжь от пагубного влияния невежд, разврата и пороков («Я нашей молодёжью огорчён», 1894). Большое значение он придавал влиянию семьи на формирование мировоззрения и характера детей, требовал от родителей, чтобы они сами были воспитанными, иначе они не смогут воспитывать детей.
Соч.: Шыгармаларыньщ екI томдьщ томдык толык жыинаты, т. 1-2, Алматы, 1957; в рус. пер.- Собр. соч. в одном томе, М., 1954; Избранное, Алма-Ата. 1958.
Лит.: Ауэзов М. О., Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, в сб.: Мысли разных лет, Алма-Ата, 1959; Бейсембиев К., Мировоззрение Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1956; Сильченко М. С., Творческая биография Абая, Алма-Ата, 1957; Срымбетов С., Казахский просветитель — Абай Кунанбаев, «Советская педагогика», 1959, № 10; Тажибаев Т. Философские, психологические и педагогические взгляды Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1957; его же, Абай Кунанбаев о воспитании молодежи, Алма-Ата, 1954. [1]
А. С. Ситдыков. Алма-Ата.
Источники:
- Педагогическая энциклопедия. Т I. под ред. И. А. Каирова ‘Советская энциклопедия’ М. — 1964
http://pedagogic.ru/persons/item/f00/s00/e0000000/index.shtml
АБАЙ КУНАНБАЕВ
КУНАНБАЕВ, АБАЙ (настоящее имя Ибрагим) (1845–1904), великий казахский поэт, мыслитель и просветитель; основоположник и классик казахской литературы, родоначальник казахского литературного языка.
Родился 29 июля (10 августа) 1845 в Чингизских горах (ныне село Караул Абайского р-на Семипалатинской обл.) в кочевьях рода тобыкты в семье старшего султана Каркаралинского окружного приказа Кунанбая Ускенбаева. Получил хорошее гуманитарное образование. Учился в медресе имама Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Здесь познакомился с классической персидской литературой – классиками Ближнего Востока Фирдоуси, Низами, Саади, Хафизом и др. Также учился и в русской приходской школе, нарушая запрет медресе. После пяти лет обучения начал писать стихи, подражая восточным поэтам. Детское прозвище Абай, что означает «осмотрительный, вдумчивый», он получил от матери, сделав его впоследствии своим литературным псевдонимом.
С 13 лет отец приучил его вникать в межродовые тяжбы, что составляло административные функции главы рода. Абай выступал посредником в спорах, обнаруживая логику и стремление к справедливости. К 20 годам был известен как хороший оратор и администратор.
В 28 лет отошел от дел и занялся самообразованием. Писал стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову, изучал русскую культуру, занимался в публичной библиотеке. Познакомился с русскими политическими ссыльными, что оказало влияние на формирование его мировоззрения.
К этому времени относится начало его переводческой деятельности – он переводит на казахский произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова, зарубежных классиков, пишет казахские песни на слова отрывков изЕвгения Онегина. Наиболее известна его элегия, положенная на музыку,Карангы тунде тау калгып – стихотворное переложение перевода Лермонтова Ночной песни странника Гете. Абай в переводах на казахский учитывал особенности казахской культуры, ее песенные традиции и истоки. Не ломая их, он прививал казахскому языку новые формы, идеи и сюжеты, широко известные в мировой классике.
Поэзия Абая отличается простотой и изяществом художественных приемов. В сатирических стихах Наконец, волостным я стал…(1889),Управитель начальству рад…(1889) поэт высмеивает царящие в казахской администрации порядки. Вводит новые стихотворные формы – шестистишья и восьмистишья: Из времени выпадает миг (1896), Разве не должен, мертвый, я глиной стать (1898), На воде, как челнок, луна(1888), Когда станет длинною тень (1890) и др. Для его поэзии характерны глубокий философский смысл и гражданское звучание. Известны стихи, посвященные временам года – Весна (1890), Лето(1892), впервые подписанное собственным именем поэта – Абай, Осень(1889), Зима (1888). Придерживаясь основных принципов казахского стихосложения, автор смог проложить новые пути развития родного языка. Некоторые лирические стихи он переложил на музыку: Абай был и композитором, знатоком и ценителем народной музыки.
В этот же период создал несколько поэм. Сказание об Азиме и Масгуд построены на мотивах восточной классической литературы, поэма Искандер посвящена Александру Македонскому.
1882–1886-е стали для него годами наивысшего творческого подъема, когда были созданы его лучшие произведения. Он пишет об основных социальных и культурных проблемах казахского народа, описывая кочевой быт казахов, природу, призывает бороться с невежеством. Оставаясь всю жизнь просветителем, он призывал: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». Абай призывал способствовать прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля».
С 1890 по 1898 записывал свои мысли в прозе, которые позже оформились в 45 назиданий своему народу. В 1933 была издана Книга слов, куда и вошли его философские раздумья по вопросам истории, просвещения и др.
Его учениками были поэты Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай. Стихи и песни Абая распространялись по казахским степям, с ним дружили местные акыны, композиторы, певцы. Он выступал также в качестве советчика, рассказчика и являлся неформальным организатором объединения литераторов.
Абай не раз высказывался по поводу устройства казахского общества – был сторонником развития ремесел и торговли, считая их более прогрессивными формами труда, чем кочевое скотоводство. Будучи верующим мусульманином, сожалел, что его единоверцы ограничиваются формальными религиозными отправлениями без понимания их внутренней сути. Он писал: «Думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами».
Он призывал открыто и дружелюбно относиться к людям других национальностей. Выступал за сближение с русской культурой, и через нее – с культурой мировой. Обличал пороки, призывал их исправлять, восстанавливая справедливость.
Мировоззрение и просветительская деятельность Абая вызывали у многих раздражение. Вокруг Абая плелись интриги, оказывалось противодействие распространению его творчества.
Поэт тяжело переносил предательство тех, кому доверял. В последние годы испытывал глубокое одиночество. После преждевременной смерти сыновей в 1895 и в 1904, через 40 дней после смерти последнего 23 июня (6 июля) 1904 в своем родном ауле умирает и сам поэт.
При жизни лишь несколько стихов Абая увидели свет на страницах газет. Только в 1909 – через 5 лет после его смерти – в Петербурге вышел сборник его произведений под названием Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева тиражом в одну тысячу экземпляров.
Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, обаяние его личности стали импульсом для преобразования культуры казахского народа. Он «влил» в мировоззрение казахов поток новых образов, форм, сюжетов, идей, способствовал выходу казахской культуры из изоляции, открыв ее для влияния всемирной литературы.
С 1930 в Алма-Ате произведения Абая активно печатались на русском и казахском языках, переведены на 60 языков мира. Именем Абая названы в Казахстане Алма-Атинский университет, театр оперы и балета, город в Карагандинской области и вершина в горах Алатау.
Литература
М.Ауэзов М.О. Абай. Т.1,2. — М., 1958.
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/KUNANBAEV_ABA.html
АБАЙ КУНАНБАЕВ
Абай Кунанбаев [29.7(10.8).1845 Чингизские горы, ныне село Караул Абайского района Семипалатинской области, — 23.6(6.7) 1904, там же], казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Родился в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. Гуманистические воззрения поэтов и учёных Востока (Фирдоуси, Навои, Низами, Физули, Ибн Сины и др.) оказали влияние на формирование мировоззрения А. К. Особенно велико влияние на А. К. произведений русских классиков. Он переводил басни И. А. Крылова, стихи М. Ю. Лермонтова, отрывки из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. А. К. призывал народ овладевать русской культурой. Стихи А. К., родившиеся в гуще трудовой жизни, звали к борьбе с гнётом, с невежеством. Он высмеивал старые обычаи родового аула, догмы ислама, протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) поэт открыто выступал против социального зла. Непревзойдённый мастер казахского стиха («Из времени выпадает миг…», 1896, «Разве не должен, мёртвый, я глиной стать…», 1898, «На воде, как челнок, луна…», 1888, «Когда станет длинною тень…», 1890, и др.), А. К. ввёл новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэм «Масгуд» (1887), «Сказание об Азиме» построены по мотивам восточной классической литературы. В поэме «Искандер» А. К. осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических «Назиданиях» затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи А. К. переложил на музыку. Жизнь А. К. ярко обрисована в романе М. О. Ауэзова «Абай» (т. 1—2, 1958)
Соч.: Қазақ ақыны Ибраhим Қунанбай ұғлының өленi. СПБ, 1909; Шығармаларының бip томдық толық жыйнағы. Алматы, 1961; в рус, пер. — Стихотворения и поэмы. М.—Л., 1966.
Лит.: Ауэзов М. О., Мысли разных лет. Исследования и статьи, А.-А., 1961; его же, Абай Кунанбаев. Статьи и исследования, А.-А., 1967; Жумалиев X., Абайға дейiнri қазақ поэзиясы және Абай поэзиясының тiлi. Алматы, 1948; Кеңесбаев С., Абай — основоположник казахского литературного языка, «Советский Казахстан», 1955, №9; Ахметов З., Лермонтов и Абай, А.-А., 1954; Сильченко М. С., Творческая биография Абая, А.-А., 1957; Каратаев М., Пушкин и Абай, в кн.: Рожденная Октябрем, А.-А., 1958; Абай Кунанбаев. Библиографический указатель, А.-А., 1965.
И. Т. Дюсенбаев.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/60750/%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%B9
АБАЙ КУНАНБАЕВ
АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904) — казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, композитор. В лирических и сатирических стихах выступал против социального зла и невежества. Поэмы «Масгуд» (1887), «Сказание об Азиме», «Искандер». В прозаических «Назиданиях» изложил этические, философские и религиозные взгляды. Пропагандист русской литературы, переводил произведения И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/44762
АБАЙ КУНАНБАЕВ
АБАЙ КУНАНБАЕВ (10 авг. 1845 – 6 июля 1904) – казахский поэт-просветитель. Учился в семипалатинском медресе. Познакомившись с рус. поэзией, с идеями революц. демократов, А. К. призывал свой народ к просвещению, к освоению передовой рус. культуры. В стихах и прозаич. «Назиданиях» А. К. переплетаются убежденность в премудрости бога и стихийно-диалектические мысли о непрерывном изменении мира, вера в бога как первопричину мира и материалистич. тенденция в понимании процесса познания (см. Собр. соч. в одном томе, М., 1954, с. 355; Полное собр. соч., на казахском яз., т. 2, с. 109). Признавая объективную реальность мира, А. К. писал, что люди не выводят из себя познания, а знают о вещах, лишь увидев их глазами и познав умом. «Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир. Эти ощущения укрепляются в сознании человека в виде положительных и отрицательных понятий» (Собрание соч. в одном томе, с. 398). Человеческий разум А. К. считал «мерилом оценки» истины (Полное собрание соч., т. 1, с. 36); он утверждал, что непрерывно развивая науку, человек может стать всемогущим. Он ратовал за развитие земледелия и ремесленного произ-ва. Приветствуя новшества в быту, А. К. показал реакционность патриархально-феод. этич. норм. «Сплетню, обман, коварство, леность, расточительство» он считал пятью врагами человечества и возвеличивал такие качества людей, как «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту» (там же, с. 35). По его мнению, человеч. счастье – «это лишь неразлучные разум и труд» (Собрание соч. в одном томе, с. 227). Указывая на различия в положении бедных и богатых, А. К. утверждал, что каждый человек должен иметь свое призвание, должен приносить пользу народу. От поэзии он требовал правдивого изображения жизни. Рассматривая лит-ру как важнейшее средство просвещения и воспитания народа, он призывал поэтов писать стихи, в к-рых сочетаются «мастерство и правда» (там же, с. 89).
Соч.: Шығармаларының екi томдық толық жыйнағы, т. 1–2, Алматы, 1957. Соч. в рус. пер. – Собр. соч. в одном томе. Стихотворения. Поэмы. Проза, М., 1954. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 794–801; Жизнь и творчество Абая Кунанбаева. Сб., Алма-Ата, 1954; Адильгиреев X. М., Абай Кунанбаев как демократический мыслитель, «Уч. зап. Алма-Атинского гос. пед. ин-та им. Абая. Сер. гуманитарных наук», 1955, т. 9; Ауэзов М. О., Абай, кн. 1–2, М., 1958; Бейсембиев К., Мировоззрение Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1956; Габдуллин Б. А., Этические воззрения Абая Кунанбаева, М., 1959 (Автореф. дисс.); Сильченко М. С., Творческая биография Абая, Алма-Ата, 1957; Тажибаев Т., Философские, психологические и педагогические взгляды Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1957; Сабитов Н., Абай. Абайдың 1889–1945 жылдары басылған шығармалары мен ол туралы жазылған əдебиеттердың библиографиялық көрсеткiшi, Алматы, 1946.
К. Бейсембиев. Алма-Ата.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/5405/%D0%90%D0%91%D0%90%D0%99
АБАЙ КУНАНБАЕВ
Абай Кунанбаев (29 VII (10 VIII) 1845, Чингизские горы, ныне Абайский р-н Семипалатинской обл. — 23 VI (6 VII) 1904, там же) — казах. поэт-просветитель и композитор. Поэтич. творчество и мировоззрение А. К. сформировались под воздействием передовой рус. лит-ры, классич. лит-ры Востока, казах. фольклора. А. К. пропагандировал среди казах. народа творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова и др. рус. писателей, сочинял мелодии к их произв. Музыка А. К. сочетает интонации казах. и рус. мелоса. Он не записывал своих песен, а напевал их. Песни А. К., исполняемые в народе, стали записывать после Октябрьской революции А. Бимбоэс (1919), А. В. Затаевич (1920-25), начиная с 30-х гг.- Л. А. Хамиди, А. К. Жубанов, Б. Г. Ерзакович. Нек-рые песни А. К. использованы в произв. Е. Г. Брусиловского, А. К. Жубанова, С. И. Шабельского, М. А. Скорульского, В. В. Великанова, Л. А. Хамиди и др. Среди произв. А. К. — лирич. песни «Айттым сәлем, қаламқас» («Красавица, привет тебе») и «Желсіз түнде жарық ай» («На воде, как челнок, луна»), назидательная «Ата-анага көз қуаныш» («Отца и матери услада»), сатирич. «Бойы бұлғаң» («Хвастун, наглец»), трагическая «Ішім өлген, сыртым сау» («Креплюсь, а в сердце боль и мрак») и др. Большой популярностью пользуются песни A. К. на стихи из «Письма Татьяны» («Амал жоқ қайттым білдірмей») Пушкина, «Горные вершины» («Қараңғы түнде тау қалғып») Лермонтова.
Сочинения: Песни Абая Кунанбаева. Записи Л. Хамиди и Б. Ерзаковича, Соч. Абая Кунанбаева, т. 2, A.-A., 1940 (на казах. яз.); Музыкальное творчество Абая Кунанбаева, Этнографич. сборник, Предисловие и муз. редакция Б. Г. Ерзаковича, статья B. П. Дерновой, A.-A., 1954 (на казах. и рус. яз.); Абай Кунанбаев. Песни для голоса с фп. (и хора а капелла), A.-A., 1957; Песни на тексты Абая, A.-A., 1954.
Литература: Ауэзов М., Традиции русского реализма и казахская литература, «Дружба народов», 1949, No 2; Исмаилов Е., Об особенностях поэтики Абая, «Известия Казахского филиала Академии наук СССР. Серия языка и лит-ры», 1945, вып. 2; Чумбалова Г., Песни Абая, в сб.: Музыкальная культура Казахстана. Сост. П. Аравин и Б. Ерзакович, А.-А., 1955; Сильченко М. С., Творческая биография Абая, А.-А., 1957; Дернова В., Письмо Татьяны Абая Кунанбаева, «СМ», 1960, No 1.
Б. Г. Ерзакович.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия,
Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/162/%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%B9
АБАЙ КУНАНБАЕВ
Абай Кунанбаев (1845, Чингистауский р-н Семипалатинской обл. – 1904, там же), казахский поэт и композитор, просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Принадлежал к влиятельному Тобыктинскому роду, присоединившемуся к России в нач. 19 в. Стихи начал писать во время учёбы в Семипалатинском медресе. Серьёзное влияние на творчество Абая оказали устная народная поэзия, произведения классиков литературы Востока (Фирдоуси, Навои, Низами и др.), а также рус. литература: общаясь с ссыльными, он стал страстным почитателем А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. Переводы их творений на казахский язык явились столь же важной частью творчества Абая, как и создание оригинальных поэтических произведений. Абай обогатил казахскую поэзию новыми формами, в частности шестистишиями и восьмистишиями (написанные ими стихотворения о временах года по праву считаются шедеврами лирики поэта). Перу Абая принадлежат также поэмы «Искандер» (об Александре Македонском), «Сказание об Азиме», «Масгуд».
Гуманист, вынужденный вступить в конфликт с родовой знатью, Абай пользовался огромной популярностью среди молодёжи, оказал влияние на передовых деятелей казахской нац. культуры; их привлекала вера Абая в лучшее будущее своего народа, его неуклонное стремление к духовному раскрепощению казахов и к их сближению с соседними народами.
Первое издание произведений Абая, подготовленное его племянником К. Исхаковым, появилось только в 1909 г., полностью его сочинения были созданы и изданы в советский период.
Литература и язык. Современная иллюстрированная
энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4781/%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%B9
АБАЙ КУНАНБАЕВ
Абай, Кунанбаев (1845-1904) — казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. В стихах, поэмах («Масгуд», 1887; «Сказание об Азиме»; «Искандер») и прозаических «Словах назидания» (в рус. пер., 2 изд., 1982) высказывал просветительские идеи; образование народа связывал с обучением юношей и девушек в русских школах. Переводил произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 333)
Ч33(2К)
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1/%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%B9%2C_%D0%9A%D1%83%D0%BD%D0%
B0%D0%BD%D0%B1%D0%B0%D0%B5%D0%B2
АБАЙ КУНАНБАЕВ
АБА́Й (Абай Кунанбаев) (наст. имя Ибрагим) [29 июля (10 августа) 1845, Чингизтау, урочище Жидебай, Восточный Казахстан — 23 июня (6 июля) 1904, там же], казахский писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой.
Родился в семье крупного феодала, потомственного аристократа, Кунанбая Ускенбаева. Дед и прадед главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. В детстве получил домашнее образование. Затем продолжил обучение в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно учился в русской школе. К концу пятилетней учебы начал писать стихи.
С 13 лет Кунанбай приучал Абая к административной деятельности главы рода. Абаю приходилось вникать в межродовые интриги и тяжбы. Постепенно он испытывает разочарование к административно-политической деятельности. Это приводит к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее и посвящает себя самообразованию. К 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина. Значительным импульсом в раскрытии творческого потенциала Абая стало его общение с русскими ссыльнопоселенцами: Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.
Особое влияние на формирование мировоззрения Абая также оказали произведения русских классиков (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова) и поэтов и ученых Востока (Фирдоуси (см. ФИРДОУСИ Абулькасим), Низами, Физули, Ибн Сины (см. ИБН СИНА)).
Творчество Абая было посвящено жизни родного народа. В сатирических стихах «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) поэт открыто выступал против социального зла. Новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888). Сюжеты поэм «Масгуд» (1887), «Сказание об Азиме» построены по мотивам восточной классической литературы. В поэме «Искандер» осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ). В прозаических «Назиданиях» затронуты исторические, педагогические и правовые темы.
В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив поэтический язык национальной литературы. Память об Абае чтут не только в Казахстане, но и в России.
В 2006 в Москве на Чистопрудном бульваре торжественно был открыт памятник Абаю.
Энциклопедический словарь. 2009.
АБАЙ КУНАНБАЕВ
Абай Кунанбаев (1845, Чингистауский р-н Семипалатинской обл. – 1904, там же), казахский поэт и композитор, просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Принадлежал к влиятельному Тобыктинскому роду, присоединившемуся к России в нач. 19 в. Стихи начал писать во время учёбы в Семипалатинском медресе. Серьёзное влияние на творчество Абая оказали устная народная поэзия, произведения классиков литературы Востока (Фирдоуси, Навои, Низами и др.), а также рус. литература: общаясь с ссыльными, он стал страстным почитателем А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. Переводы их творений на казахский язык явились столь же важной частью творчества Абая, как и создание оригинальных поэтических произведений. Абай обогатил казахскую поэзию новыми формами, в частности шестистишиями и восьмистишиями (написанные ими стихотворения о временах года по праву считаются шедеврами лирики поэта). Перу Абая принадлежат также поэмы «Искандер» (об Александре Македонском), «Сказание об Азиме», «Масгуд».
Гуманист, вынужденный вступить в конфликт с родовой знатью, Абай пользовался огромной популярностью среди молодёжи, оказал влияние на передовых деятелей казахской нац. культуры; их привлекала вера Абая в лучшее будущее своего народа, его неуклонное стремление к духовному раскрепощению казахов и к их сближению с соседними народами.
Первое издание произведений Абая, подготовленное его племянником К. Исхаковым, появилось только в 1909 г., полностью его сочинения были созданы и изданы в советский период.
http://www.nlit.ru/a/abaj_kunanbaev.htm (Новая литературная эециклопедия)
АБАЙ КУНАНБАЕВ
АБАЙ КУНАНБАЕВ (29.VII(10.VIII) 1845 — 23.VI(6.VII) 1904) — казах. поэт-просветитель, обществ. деятель, основоположник казах. лит-ры. Род. в Чингизских горах (ныне с. Караул Семипалатинской обл.) в семье старшины рода Тобыкты. Учился в Семипалатинске в медресе и приходском училище (1858-59). В Семипалатинске сблизился с рус. политич. ссыльными — учеником Чернышевского Е. П. Михаэлисом, Н. И. Долгополовым и др. Под их влиянием занялся самообразованием, изучил передовую рус. лит-ру, в т. ч. произв. В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, и стал ее пропагандистом в Казахстане. Считал себя учеником Л. Н. Толстого и М. E. Салтыкова (Щедрина). В поэтич. произведениях и написанных в прозе «назиданиях» А. К. пропагандировал просветит. и демократич. идеи. Выступал против насилия и произвола родовой знати, взяточничества, мракобесия, родовой разобщенности, междоусобиц, против бесправия женщин, неравных браков. Единств. путь к новой жизни А. К. видел в просвещении народа. В противовес мусульм. вероучениям, был сторонником духовного раскрепощения человека. Только «разум, наука, воля, совесть», по мнению А. К., возвышают человека. Материалистич. догадки и стихийно-диалектич. мысли о непрерывном изменении мира переплетаются в произв. А. К. с верой в бога как в первопричину мира. Важнейшим средством просвещения народа считал лит-ру, от к-рой требовал сочетания «мастерства и правды». Произв. А. К. способствовали формированию новых обществ.-нравственных понятий, новых художеств. вкусов. При жизни А. К. его труды распространялись устно. Впервые изданы на казах. яз. в 1909 в Петербурге. В сов. время вышло полное собрание соч. А. К.
Соч.: Шыгғармаларының екі томдық толық жыйнағы, т. 1-2, Алматы, 1957; в рус. пер. — Собр. соч., М., 1954; Избранное, Алма-Ата, 1958.
Лит.: Ауэзов М. О., Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, в сб.: Мысли разных лет, Алма-Ата, 1959; Бейсембиев К., Мировоззрение Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1956; Сильченко М. С., Творч. биография Абая, Алма-Ата, 1957.
М. С. Сильченко. Алма-Ата.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/5
АБАЙ
АБАЙ [1845-1904] — основоположник казакской классической лит-ры. Р. в семье родового патриарха Кунунбая, султан-бея Каракалинского округа, Семипалатинского уезда. В первый период своей жизни А. тоже был патриархом. После завоевания монархической Россией киргизского края положение А. изменилось в связи с тем, что устои родового строя казакского народа поколебались: в киргизский край проникли товарно-капиталистические отношения. В этот период своей литературной деятельности А. ведет борьбу против возникающих новых общественных отношений, идеализируя прошлое казакского народа. Скоро однако А. приспособился к новым экономическим условиям и стал идеологом рождающейся казакской буржуазии. Он в своих произведениях воспевает единение казакских родов, осуждая родовую вражду, призывает к борьбе за знание и культуру. А. был хорошо знаком как с арабской, персидской и турецкой, так и с казакской народной лит-рой. Он изучил произведения русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Толстогo, Белинского и др., перевел на казакский яз. басни Крылова, «Евгений Онегин» Пушкина, стихи Лермонтова и др. В казакской литературе А. занимает свое историческое место. Он обогатил казакское стихосложение новыми размерами и рифмами.
Библиография: I. Сборник стихов А. вышел тремя изданиями: первое — СПБ., 1909; второе — Казань, 1922; третье — Ташкент, 1922.
II. Рамазанов Н., ст. в «Восточном сборнике в честь А. Н. Веселовского», М., 1914, стр. 223; Саади А., ст. в «Ак-Юл» (на казакск. яз.), Ташкент, 1923, №№ 355, 356, 359, 363, 369, 372; Кабулов Ильяс, ст. в газ. «Советская степь», Кзыл-Орда, 1928, № 174; Мустамбаев, ст., там же, № 191; Аршаруни А., Заметки о нац. лит-ре, журн. «Новый Восток», № 23–24.
А. А-ни
Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.
Т. 1 / Ком. Акад.; Секция лит., искусства и яз.; Ред. коллегия: Лебедев-Полянский П. И., Луначарский А. В., Нусинов И. М., Переверзев В. Ф., Скрыпник И. А.; Отв. ред. Фриче В. М.; Отв. секретарь Бескин О. М. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — 768 стб.: ил.
www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-0182.htm