С. Черных. ДРУГ АБАЯ
В разгар лета, знойным днем 9 июля 1889 года, из Семипалатинска в Зайсан был отправлен по этапу молодой человек. Вид он имел весьма изможденный, и врачи, опасаясь за здоровье ссыльного, советовали повременить с поездкой. Однако областной полицмейстер настоял на немедленной отправке «государственного преступника». Звали его Николай Яковлевич Коншин.
Две недели телега тащилась по бесконечной, выжженной солнцем степи. Наконец показался Зайсан: низенькие домишки из необожженного кирпича и самана, плоские крыши, арыки, бродящий по улочкам скот.
Какая судьба занесла двадцатипятилетнего тверского дворянина в этот забытый богом уголок?
Должно быть, ключ к разгадке надо искать в образе мышления молодого Коншина. Заглянем в его воспоминания, написанные много лет спустя: «Быть революционером казалось мне завидным жребием. Хорошо помню, как в Вышнем Волочке я ходил к тюрьме, где тогда содержались, впредь до отсылки в Сибирь, революционеры. Мне хотелось хоть чем-нибудь выразить им свое сочувствие, увидеть их хотя бы издалека, из-за тюремных окошек. Они мне рисовались чуть ли не святыми людьми, отдающими свою жизнь за народ, которому обещал служить и я. И не подберу другого слова, я мечтал, что и на меня наденут когда-нибудь серый халат и погонят по «Владимирке — дальней дороге».
Едва начав учебу в Московском университете, Коншин примкнул к студенческому движению. В 1884 году за участие в волнениях он был исключен со второго курса медицинского факультета и как один из организаторов демонстрации студентов выслан из Москвы. За ним был установлен секретный надзор полиции. Вот как Николай Яковлевич вспоминал об этом событии: «В 1884 году в некоторых университетах происходили периодически повторяющиеся беспорядки, с обычным полицейским насилием и немалыми жертвами. Среди московских студентов начались толки о необходимости протестовать против произвола правительства, и, в конце концов, было решено произвести демонстрацию на Страстном бульваре, против типографии и редакции «Московских ведомостей», которые издавал тогда известный ретроград Катков. О готовившейся демонстрации говорили довольно откровенно, и если б полиция захотела ее предупредить, это не стоило бы ей ни малейшего труда. Был кем-то пущен слух, что студенты намерены перебить стекла в окнах редакции, и во двор к Каткову были поставлены казаки. Студенческая сходка на бульваре была назначена на один из первых дней октября 1884 года, около 5-6 часов вечера. Гулявшие на бульваре живо скрылись, и вместо них собрались студенты в числе нескольких сот человек. Дело ограничилось речами и пением революционных песен, и участники демонстрации начали расходиться, когда заметили, что весь бульвар оцеплен полицией и конными казаками. Кое-кто успел все-таки скрыться, но человек триста-четыреста было окружено казачьим кольцом, и всех нас погнали в центральную пересыльную тюрьму, известную в революционной среде по имени «Бутырок». Погожий вечер сменился мелким дождем, и мы пришли в свое новое обиталище усталые, мокрые и голодные.
В Бутырках нас разместили по нескольким камерам, и спать пришлось на голых и грязных нарах. Через день или два стали разрешать свидания, и нас положительно засыпали разными приношениями: каждый день появлялись корзины с хлебом, колбасой, сыром и даже сластями, так что многие из нас не ели так на свободе, как пришлось питаться в Бутырках. Расследование дела тянулось недели две или три, в течение которых студенты, группа за группой, выпускались на волю. Несколько человек, как уже раньше заподозренных в революционной деятельности, посадили в бутырские башни. Оставалось все меньше и меньше людей, и нами стали овладевать все большие и большие опасения. Наконец, человек около 15 были признаны организаторами демонстрации и назначены к высылке под надзор полиции в города (кроме университетских) по собственному выбору… Куда ехать, я не знал, и после некоторых колебаний, решил отбыть надзор в Твери».
Вернувшись в Тверь, Коншин перебивался грошевыми заработками в губернском статистическом комитете, едва хватавшими на пропитание.
Чтобы свести концы с концами, ему пришлось наняться домашним учителем к помещику К.В. де Роберти, имение которого было в Старицком уезде. Это был образованный человек, либерал западного толка. Он совершенно отрицательно относился к социализму, в котором видел «грядущее рабство», ко всяким народническим программам.
У помещика была большая библиотека, с хорошим подбором книг по философии и общественным наукам, и он предоставил Николаю Яковлевичу возможность иметь свободный доступ к книгам. «У него я в первый раз прочитал в заграничном издании все сочинения Герцена, оказавшие на меня большое влияние», — вспоминал Коншин.
Во время поездок в уездный центр Старицу Коншин вел беседу с крестьянами о безземелье, о необходимости отобрать поместья у дворян и т. п. О беседах узнал становой пристав, и учителю было запрещено выезжать в Старицу.
В 1885 году Коншин поступил в ярославский Демидовский юридический лицей и уже через месяц стал членом студенческого революционного кружка, тесно связанного с организацией «Народной воли». На него было возложено заведование библиотекой.
Летом следующего года ярославская организация была разгромлена полицией. Всего было привлечено к делу до 30 человек. В числе «зачинщиков» значилась фамилия Коншина. Следствие установило, что члены организации читали на сходках труды Маркса, Энгельса, Плеханова…
Двадцатидвухлетний студент был брошен в одиночную камеру местной тюрьмы, потом переведен в Москву, сначала в тюремный замок на Таганке, а затем в Бутырскую пересыльную тюрьму. Здесь он сидел вместе со многими известными политзаключенными. За участие в беспорядках, устроенных в тюрьме политическими заключенными, Коншина бросили в карцер, который находился в подвальном помещении. Здоровье Николая Яковлевича было там серьезно подорвано.
В конце ноября 1887 года департамент полиции довел до сведения Коншина, что он назначен в ссылку в Степной край на три года. Сибирской железной дороги тогда еще не было, и этапное передвижение ссыльных в Сибирь производилось только летом, поэтому Николаю Яковлевичу пришлось находиться в заточении еще полгода. В это время он составил реферат о задачах русской революционной партии, который был написан под большим влиянием плехановских идей.
Весной следующего года бутырский узник был отправлен в Омск, где ему должны были определить место отбывания ссылки. По пути за сопротивление, оказанное полицейским и надзирателям в Тюмени, Коншин и его товарищи были заочно осуждены Тобольским окружным судом к тюремному заключению. На этот раз он был заточен в Павлодарскую уездную тюрьму на полгода. Здесь вместе с ним отбывали наказание его товарищи М.И. Ромась, М.М. Теселкин, А.В. Гедеоновский, И.В. Емельянцев, А.И. Худыковский, И.Ф. Гусев, О.Ф. Россов, Н.Н. Дробашенко и И.И. Тихомиров.
История так называемых «тюменских беспорядков» следующая. Этапное передвижение политических ссыльных производилось тогда от Москвы до Камы по железной дороге затем на пароходе до Перми, а отсюда до Тюмени снова по железной дороге.
В Тюмени ссыльные узнали, что тюремная администрация решила отправить их в Омск по почтовому тракту, не считаясь с тем, что среди конвоируемых были больные и ослабленные заключением люди. Тогда политссыльные направили телеграмму степному генерал-губернатору, потребовав, чтобы их повезли на пароходе, а когда получили отрицательный ответ, заявили о своем отказе идти этапом по почтовому тракту.
«Настал день отправки, — свидетельствует Н. Я. Коншин, — появились у ворот подводы, приехал товарищ прокурора и, когда мы отказались подчиниться его требованию выйти из камеры, в нее ворвались, как дикая стая, полицейские и надзиратели и стали нас выталкивать из тюрьмы. Кое-кто не примирился с этим и оказал далеко не пассивное сопротивление. Около тюрьмы наготове стояли солдаты с винтовками, и был момент, когда начальство, видя нашу борьбу, хотело пустить в ход и солдатские приклады. Наконец наше сопротивление было сломлено, и все мы, изрядно помятые, оказались на улице, окруженные этапным конвоем…»
В Павлодаре партия ссыльных, в которой находился Коншин, была задержана и заключена в тюрьму. После следствия все были осуждены. И вновь полгода тюремного заключения…
Так, после трехлетних скитаний по тюрьмам началась для Коншина ссылка.
Спустя сорок лет Николай Яковлевич вспоминал в одном из писем к дочери Екатерине свое тогдашнее настроение: «…Я очутился, волею судеб, в Зайсане, маленьком городишке… То революционное движение, к которому я примыкал, было окончательно сломлено, и новых путей на смену его я тогда не знал. С новой средой, меня окружавшей, я ничего общего не имел. Невольно складывался вывод: в прошлом ошибки одни, а грядущее казалось безнадежно серым и мрачным… да и вообще стоит ли жить, не слишком ли жизнь (обобщение: не моя лично, а вообще) пуста и глупа?.. Мне помогла большая доза юмора, смешанного с иронией, какую я имел в своей молодости. Перед тобой, Катя, вся жизнь впереди. Она тяжела теперь, но в то же время полна глубочайшего интереса…»
Быть может, помогло Коншину и то, что вместе с ним отбывали ссылку Александр Худыковский (с которым он шел по этапу от Москвы до Семипалатинска и вместе сидел в Павлодарской тюрьме). Филипп Большаков, Христин Томашевский, Виктория Августович, Феликс Манкевич. Через несколько месяцев, в первых числах октября, в Зайсан прибыл еще один политический ссыльный — Николай Ватсон, с которым Коншин сошелся ближе всех.
Николай Эрнестович Ватсон известен как один из организаторов студенческого экономического общества в Петербурге, сподвижник А.И. Ульянова, друг народовольца В.Г. Богораза.
Вскоре после казни А.И. Ульянова он был арестован за распространение воззвания, направленного против существующего строя и произвола царских властей, рисование картин, изображающих казненных товарищей, и за хранение объявления о полиграфировании и правил обращения с гектографом.
Вскоре, за подачу протеста на имя министра внутренних дел против дикой расправы над политическими ссыльными в Карийской каторжной тюрьме и в Якутске Николай Ватсон и его товарищ по ссылке Александр Худыковский были арестoваны. Во время ареста у Ватсона были изъяты рукописи неоконченных повестей, тетради с рассказами и стихами, рисунки, записки В.Г. Богораза, письма.
Обнаруженные в архиве, а также опубликованные ранее произведения Николая Ватсона, насыщены большим социальным содержанием. Оказавшись в захолустье, без средств к существованию, Коншин был вынужден просить Зайсанского уездного начальника «принять его для частных занятий в уездном управлении или же разрешить преподавание уроков».
Его деятельная и кипучая натура ищет применения знаниям, приобретенным в юридическом лицее и в тюрьмах. К нему тянутся за советами и защитой десятки русских бедняков и казахских джатаков, обиженных притеснениями и произволом местных властей и богачей. И скоро о Коншине по округе разносится молва как о честном, справедливом и благородном человеке.
Николай Яковлевич окунулся в самую гущу народной жизни и неожиданно открыл в себе новые интересы. Он с увлечением изучает историю казахского народа, заселение края, быт, обычаи и занятия казахов, устное народное творчество, — словом, в Коншине пробуждается истинный исследователь.
После полуторагодичного пребывания в Зайсане Н.Я. Коншину разрешили переехать в Семипалатинск. Средства к существованию он добывает по вольному найму, преимущественно адвокатурой. Возвращаться в Тверь Коншин не захотел, так как с родственниками у него произошла полная размолвка. Но он не оставляет мысли поселиться в одном из городов европейской части России. После отбытия ссылки вместе с семьей переезжает в Саратов. На следующий год поселяется в Омске, где работает в контрольной палате.
Однако любовь к Степному краю, к его народу властно потянула назад.
В октябре 1896 года Коншин вернулся в Семипалатинск, где и прожил до последних дней своей жизни.
Скучная, казалось бы, должность — секретарь статистического комитета. В обязанность его входит собирание статистических сведений — о социально-экономическом состоянии края, его природных богатствах, истории, географии, археологии, этнографии, положении трудящихся и т. д. Однако все это как нельзя лучше соответствовало новым наклонностям Николая Яковлевича Коншина. Недаром Семипалатинскую область той поры он называет в одной из ранних статей — «терра инкогнита» и уже тогда намечает себе целую программу исследования этой «неизвестной земли».
Под руководством и непосредственном участии Коншина в Семипалатинской области в 1897 году была проведена перепись населения, которая являлась составной частью «Первой всеобщей переписи населения Российской империи».
Получив доступ к архивным материалам и статистическим сведениям, он задумал подготовить серию очерков об истории Семипалатинской области, о социально-экономическом положении казахского и русского населения, переходе казахов на оседлое положение, состоянии переселенческого дела в крае и другим вопросам. При этом он не только изучал архивы, но и сам обследовал казахские и русские поселения.
В 1898 году в «Памятной книжке Семипалатинской области на 1898 год» появился очерк Коншина «К вопросу о переходе киргиз Семипалатинской области на оседлое положение» — о тяжелом экономическом положении джатаков. Эти бедняки, оказавшись без скота, единственного средства для обеспеченного существования в степи, шли в батраки, в наемные работники к баям. Часть их за «неимением в степи достаточного спроса на рабочую силу, — пишет Коншин, — вынуждена бежать из степи в казачьи селения и города», где «при совершенно иных, новых, непривычных условиях жизни, киргиз теряет под собой почву, он становится беспомощен, как рыба, вытащенная на берег и лишенная родной стихии. Бледный, исхудалый, в лохмотьях, это — иногда жалкое подобие человека, на которого нельзя смотреть без сострадания. Не привыкший к работе, он, однако, по необходимости должен искать работы, чтобы пропитать и свое заморенное семейство. Еще куда ни шло — летом джатака, по крайней мере, греет солнце, он дышит чистым степным воздухом, его неприхотливые жизненные потребности удовлетворяются хоть с грехом пополам какой-нибудь дырявой и почерневшей юртой да небольшим количеством айрана. Не то зимою. Жестокие морозы и снежные бураны заставляют джатака искать надежного прикрытия, и вот он идет в поселок к казаку присматривать и ухаживать за скотом домовитого хозяина. На скотном пригоне, стоящем иногда отдельно от жилого двора казака, к услугам джатака небольшая избушка из плетня, щели которой замазаны глиной, забиты землей, а подчас и навозною почвой, взятою с того же скотного пригона. Можно себе представить, какой жалкой защитою являются эти стены в морозные дни и какая антигигиеническая атмосфера получается в такой хате в оттепель. Остальная обстановка вполне гармонирует с этим. Маленькое окно, иногда затянутое пузырем, едва пропускает свет; глиняный пол, застланный сеном, на стенах — хомуты и другая сбруя для рабочих лошадей казака, тут же убогая и грязная рухлядь киргиза — вот обстановка, в которой проводит зиму джатак со своей семьей. Прибавьте к этому, в эту же избушку помещается нарождающийся скот, и станет ясно, в каких гибельных, ужасных условиях приходится перебиваться киргизу, извергнутому степью».
В июле-августе 1898 года Коншин совершает поездку по Усть-Каменогорскому уезду, во время которой главной его целью «было ознакомление на месте с положением переселенческих поселков» и «изучение быта джатаков» народном из участков «казачьей десятиверстной полосы».
Из-за недостатка времени и средств он обследовал только шесть переселенческих поселков: Георгиевский, Александровский, Мариинский, Николаевский, Михайло-Архангельский, Карашский и Чубар-Каин. Собранные в переселенческих поселках материалы легли в основу очерка «Переселенческие поселки в Усть-Каменогорском уезде», опубликованном в 1899 году. «Страшно тяжелое впечатление оставил во мне Чубар-Каинский поселок, пишет Н. Я. Коншин. — Домов, в обычном значении этого слова, было в поселке два-три, у большинства же переселенцев — там и сям разбросанные балаганы, землянки, даже шалаши из прутьев и сена». В беседе с переселенцами, которые только в этом году обосновались в урочище Чубар-Каин, Коншин выяснил, что «они совсем разорились и дальше им идти некуда…»
Заключая этот очерк, Николай Яковлевич пишет: «И такой нищеты, как на Чубар-Каине я не видел не только среди переселенцев но даже у киргиз-джатаков, ютящихся в казачьих поселках. Не только постройки, но и вся обстановка, рваная до невозможности одежда на ребятишках — все говорило,
что тут действительно до конца разорившиеся люди».
Коншин, показав бедственное положение переселенцев, которые бежали от нищеты исках лучшей жизни, а попадали в ту же нищету и нужду, открыто выступил в защиту обездоленных людей.
В 1899 году Н.Я. Коншин снова совершил экспедицию для сбора материалов о быте казахов, проживающих на казачьих землях.
Результаты ее нашли отражение в «Очерке экономического быта киргиз Семипалатинской области», опубликованном в 1901 году. В нем рассказано о заселении и освоении русскими и казахами долины Иртыша и других местностей богатейшего Семипалатинского края, отображен процесс сближения русского и казахского народов, взаимовлияния национальных культур, обычаев.
Свидетельствуя о впечатлении, которое произвел на него джатакский поселок, расположенный рядом с Семиярской станцией, Коншин писал: «Джатакский поселок, несмотря на летнее время, имел убогий и жалкий вид. Крошечные землянки, заваленные камышом и навозом, торчали там и сям почти без всякого порядка: не лучше были и маленькие, все в заплатах, юрты. Все без исключения говорило о крайней бедности джатаков. Долгое соседство с казаками не прошло, вероятно, без следа для джатаков: я нигде не встречал так много киргиз с русскими физиономиями и даже русым цветом волос. Зато среди семиярских казаков также не трудно встретить смуглых, черноволосых людей с узкими глазами и широкими скулами…».
В своих очерках Н.Я. Коншин показал жизнь казахских семей, проживающих в Прииртышье, связи с русским населением, бесправное положение. Вопреки официальным взглядам царских властей на казахов как на неспособный к развитию народ, Коншин с большой теплотой отзывается о нем, открыто встает на его защиту. Об этом свидетельствуют все его последующие многочисленные очерки в сибирских газетах и журналах. Их публикация вызвала недовольство Степного генерал-губернатора — дальнейшее издание было приостановлено. Но и то, что было опубликовано, имеет большую научную ценность.
В те годы Коншин познакомился с великим Абаем Кунанбаевым. Постепенно знакомство переросло во взаимную привязанность и большую дружбу. По просьбе Николая Яковлевича Абай написал «Заметки о происхождении родов киргизской орды», которые были подготовлены Коншиным к печати.
Кроме того он готовит к публикации ряд неизвестных документов из жизни Ф.М. Достоевского в Семипалатинске, пишет статьи. В 1899 году, в память о товарище по ссылке в Зайсане Н.Э. Ватсоне, Коншин напечатал в газете «Сибирская жизнь» его поэму «Послы». В послесловии к ней он написал: «Автор этого стихотворения Николай Эрнестович Ватсон, сын известного публициста, умер в 1895 году в маленьком городе Зайсане, куда он попал в конце 1889 года. Покойный был одним из типичнейших людей конца 80-х годов.
…Судя по его письмам, он в последнее время горячо мечтал отдать свои недюжинные силы изучению той страны, которая стала его второй родиной и откуда он не захотел, даже несмотря на возможность, вернуться в Россию. Но было уже слишком поздно… Николай Эрнестович, говоря словами Чехова, «веровал не как немецкий доктор философии», и сомненья и порывы «гнули его в дугу, рвали на части тело…» Этот духовный разлад в большой связи, конечно, с безотрадной жизнью в глухом захолустье, рано надломил могучий от природы организм Ватсона, и он умер, не имея 30 лет от роду…»
Николай Яковлевич Коншин полностью отдает свои силы изучению того края, который стал его второй родиной.
В 1900 году под его руководством проводится сбор археологических сведений. На основе присланных в статистический комитет данных Николай Яковлевич написал статью «О памятниках старины в Семипалатинской области».
Коншину не сидится в Семипалатинске. И вот он снова в пути. На этот раз он совершает поездку по Каркаралинским степям, начав ее в Павлодаре, с которым были связаны воспоминания о пребывании в тюремном замке.
В путевом очерке «От Павлодара до Усть-Каменогорска» он прозорливо предсказывал: «…Павлодарцы мечтают о блестящем будущем своего города, и, пожалуй, они правы. Павлодар лежит вблизи обширного каменноугольного района, в окрестностях его находятся богатейшие соляные озера, и все это, при массе дешевого киргизского сырья и изобилии медных руд в Павлодарском уезде, позволяет думать, что когда-нибудь Павлодар станет действительно крупным промышленным центром».
Кроме названных выше очерков, перу Н.Я. Коншина принадлежат труды: «Заметки об одном киргизском джуте», «Поездка в Чугучак», «Земство и киргизы», «Новый проект киргизского землеустройства», «Опасности для переселенцев в Степном крае», «Что могут дать семипалатинские архивы для краеведения?», «Дело о Дубинушке», «Административные расследования о неблагонадежных липах в Усть-Каменогорске», «Семипалатинский застенок», «Секретный арестант № 1» и ряд других.
После победы Великого Октября Коншин завершил большую работу над книгой «Материалы для истории политической административной ссылки в Степной край», которая увидела свет в 1923 году. В ней содержатся краткие сведения о 114 политических ссыльных, отбывавших наказание в Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Зайсане, Павлодаре, Каркаралинске и Кокпектах Семипалатинской области. Среди них мы находим имена людей, которые сыграли видную роль в развитии культуры и науки в крае, в изучении истории, экономики и этнографии казахов. Это политические ссыльные, друзья великого Абая Евгений Петрович Михаэлис, Нифонт Иванович Долгополов, Северин Гросс, Александр Львович Блек, Павел Дмитриевич Лобановский, Александр Александрович Леонтьев и другие. Е.П. Михаэлис, как известно, сыграл большую роль в формировании поэтического таланта и демократических взглядов Абая, по собственному признанию которого, «Михаэлис открыл ему глаза на мир». По инициативе Михаэлиса в Семипалатинске были открыты библиотека и музей. Он провел большую исследовательскую работу по изучению природных богатств края.
Не менее яркой личностью был Нифонт Иванович Долгополов, отбывавший ссылку в Семипалатинске за участие в студенческих волнениях в Харькове и за публичный отказ принести верноподданническую присягу при вступлении на престол Александра III. Здесь он близко познакомился с Абаем и в 1885 году даже отдыхал у него в ауле. Н.И. Долгополов после возвращения из ссылки продолжал заниматься революционной деятельностью, принимал участие в революции 1905 года в Нижнем Новгороде, за что был заключен в Бутырскую тюрьму, а затем выслан в Астрахань. Он был знаком с Л.Н. Толстым, дружен с А.М. Горьким, в гостях у него бывали Л.П. Чехов, В.Г. Короленко, С.Г. Скиталец. Н.А. Семашко и другие. В январе 1922 года Н.И. Долгополов, спасая больных тифом, сам заразился и умер.
Политические ссыльные А.Л. Блек, С.Гросс и А.А. Леонтьев, работая в Семипалатинском статистическом комитете, многое сделали для пополнения книжного фонда библиотеки, создания музея и исследования казахского обычного права. Они принимали участие в подготовке к изданию «Материалов для изучения юридических обычаев киргизов», изданных в 1886 году.
Американский журналист Джордж Кеннан, который познакомился с Александром Блеком и Северином Гроссом во время своей поездки по Сибири, отмечая их образованность, высокую культуру и всесторонние познания, писал, что «каждого из них можно было смело принять за профессора», и естественно, заключает он, такие люди «не могут быть ни дикими фанатиками», ни «невежественными сапожниками и ремесленниками», как описывал мне их один русский офицер, что это — серьезные, образованные, мыслящие люди. Если такие люди сосланы в глухую сибирскую деревню на монгольской границе вместо того, чтобы, неся государственную службу, приносить пользу своему отечеству, тем хуже для государства»1.
Такого же высокого мнения остался Д. Кеннан и о политических ссыльных Александре Леонтьеве, который увлекался антропологией и этнографией казахов, и художнике Павле Лобановском, авторе единственного портрета Абая с натуры, за что потомки будут ему всегда благодарны.
Большинство трудов неутомимого исследователя и краеведа, большого друга казахского народа и знатока экономики, истории и этнографии казахов Н.Я. Коншина не потеряли своего значения в историографии Казахстана и по сегодняшний день. Это отмечают в своей работе «Исторические основы эпопеи «Путь Абая» Л.М. Ауэзова и многие казахстанские писатели.
Николай Яковлевич Коншин был редактором «Памятных книжек Семипалатинской области» на 1897-1902 годы. Одновременно он принимал участие в редактировании газеты «Семипалатинские областные ведомости». В этот период на ее страницах появлялись статьи и заметки по истории, географии, этнографии и экономике края о тяжелом положении переселенческого населения и казахской бедноты.
В 1905 году. в разгар первой русской революции, под руководством Коншина стала издаваться газета «Семипалатинский листок», в состав редакции которой вошел большевик В. Солодовников, а в начале 1906 года большевик В. Брудневский.
Вениамин Иосифович Солодовников является организатором и руководителем Семипалатинской группы РСДРП, образованной осенью 1905 года. Под его руководством в ноябре-декабре 1905 года прошла двухмесячная забастовка учащихся Семипалатинской гимназии, издавались листовки и прокламации, призывающие к свержению царского самодержавия.
С приездом в начале 1906 года в Семипалатинск опытного революционера, большевика Владислава Брудневского группа РСДРП разрослась в организацию РСДРП, насчитывающую 600 человек.
3 июля 1906 года в Семипалатинске под руководством большевиков началась всеобщая стачка. Она увенчалась успехом. «Почти на всех крупных и мелких предприятиях требования бастующих удовлетворены», — писала газета «Семипалатинский листок» 8 июля 1906 года. Здесь же она отмечала, что организатором и руководителем забастовки был Брудневский, который приобрел большую популярность в рабочей среде.
Через три месяца в Семипалатинске под его председательством было создано «Общество взаимопомощи работающих в ремесленных и заводских заведениях» («Рабочий союз»), которое выступило в защиту интересов рабочих. Секретарем его был избран Н. Я. Коншин.
В 1906 году В. Брудневский и Н. Коншин наметили исследовать быт рабочих всех отраслей, для чего при помощи статистических карточек собирались произвести опрос рабочих города. Однако власти запретили проведение такого обследования, поэтому они ограничились только изучением быта мельничных рабочих. Итогом проведенного обследования явилась их совместная статья «Предварительное статистическое исследование быта семипалатинских рабочих», опубликованная отдельным оттиском в газете «Семипалатинский листок» за 1906 год (№ 149, 150).
Участие в выпуске газеты «Семипалатинский листок» видных большевиков В. Брудневского и В. Солодовникова не могло не отразиться на ее направленности. В декабре 1906 года издание газеты было запрещено, а ее редактор «познакомился со штрафами и каталажкой».
Н.Я. Коншину принадлежит большая заслуга в организации в Семипалатинске подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического Общества, открытого в 1902 году. Николай Яковлевич был избран правителем дел и являлся фактическим руководителем Семипалатинского отдела Географического общества, одновременно заведовал коллекциями музея. Кроме того, на протяжении многих лет он бесплатно заведовал библиотекой и был единственным ее работником. Его стараниями и усилиями книжный фонд библиотеки значительно возрос и библиотека превратилась в одно из богатейших хранилищ Казахстана. На 1 января 1917 года в библиотеке насчитывался 15 171 том, не считая газет, карт и планов.
Большой знаток истории края, Н.Я. Коншин часто выступал с лекциями и докладами перед населением Семипалатинской области. За труды по истории Степного края и за выдающиеся участие в открытии Семипалатинского отдела географического общества Н.Я. Коншин был награжден серебряной медалью русского географического общества.
В декабре 1919 года и в январе 1920 года на обширной территории Восточного Казахстана установилась Советская власть. Все дореволюционные архивы царских учреждений перешли в руки губернского и уездных революционных комитетов. Чтобы сохранить их для потомков и использовать в интересах народа и молодого Советского государства, необходимо было создать Государственный архивный фонд и губернское архивное бюро. Губревкому нужен был человек, который бы смог возглавить строительство архивного дела в губернии. Выбор пал на Николая Яковлевича, который 29 марта 1920 года на заседании губревкома был утвержден на пост заведующего архивным бюро. В анкете для служащих советских учреждений на вопрос «Если беспартийный, то какой политической партии сочувствуете?», Коншин ответил: «Сочувствую всему, что направлено ко благу трудящихся классов».
Новый заведующий с большим энтузиазмом взялся за приведение архивного фонда в порядок и использование его в интересах большевистской партии, науки и культуры. По заданию губкома партии и губисполкома он готовит материалы о политических ссыльных, о революционном движении на востоке Казахстана и участие в нем рабочего класса, представляет материалы об экономике края.
На посту заведующего губернским архивным бюро Николай Яковлевич находился до 29 марта 1925 года, т. е. вплоть до ухода на пенсию. За заслуги перед народом и Советским государством ему была назначена персональная пенсия союзного значения.
До последних дней жизни Николай Яковлевич принимал самое активное участие в деятельности историко-краеведческого музея.
Изучая жизнь и деятельность Н.Я. Коншина, я давно хотел встретиться с его дочерью Екатериной Николаевной Коншиной, которая живет в Семипалатинске. И вот, наконец, наша встреча состоялась. Мы сидим с Екатериной Николаевной в ее скромной уютной комнатке и ведем беседу, перебираем фотографии, сохранившиеся письма, документы… С интересом рассматриваю фотографии политических ссыльных. На одной из них Николай Эрнестович Ватсон. Высокий лоб, открытый взгляд, умное, волевое лицо. На обороте читаю: «Любезнейшему из «зайсанцев» Николаю Яковлевичу на добрую память о «совместничестве» во всех смыслах. Николай Ватсон. Зайсан. 2 июля 1891 года». На другой — М. М. Теселкин, отбывавший ссылку в Семипалатинске по делу Благоевской социал-демократической группы. С Теселкиным Николай Яковлевич полгода находился в заключении в Павлодарской тюрьме. Близко сошелся с ним. На обороте фотокарточки написано: «Дорогому товарищу и вечному оппоненту по политическим вопросам от Михаила Теселкина. Павлодар. 30 декабря 1888 года».
А вот фотография состава редакции и издательства «Семипалатинского листка» в 1906 году. На ней, кроме других членов редколлегии, сняты большевики В. Брудневский и В.И. Солодовников, Н.Я. Коншин, его жена Прасковья Николаевна Коншина. Редакционные работники подвергались гонениям со стороны властей за пропаганду революционных идей.
Я с большим вниманием слушал взволнованный рассказ Екатерины Николаевны о своем отце: «Трудно говорить объективно о близком и дорогом человеке, не преувеличивая его достоинств. Я очень любила своего отца и ценила его драгоценнейшие качества: он был исключительно порядочен, честен, правдив и обязателен. Меня всегда поражали его глубокие и обширные знания. Он владел немецким и английским языками, меньше — французским. Интересно писал, был прекрасным оратором, заядлым спорщиком, ибо всегда полагал, что в споре рождается истина. Его приводила в восторг «Дубинушка». Восхищался величием и богатством русского языка. Очень любил произведения А.П. Чехова и Н.В. Гоголя, зачитывался стихами Некрасова, Тютчева, Блока. Многие стихи знал наизусть и нередко декламировал их. Поэтому местные поэты часто давали ему на отзыв свои стихи. Питал большую слабость к музыке, хотя сам петь не умел. Его любимым певцом был Федор Шаляпин…
Папа был хорошим семьянином и любящим отцом. Для меня он был большим и самым верным другом. Всей семьей мы часто отправлялись за город, в лес, на иртышские острова, где очень весело проводили время.
В нашем доме часто собирались интересные люди, передовая интеллигенция. У нас бывали известный исследователь и ученый Сибири Г.Н. Потанин, местные краеведы и активные деятели Географического общества Б.Г. Герасимов, А.Н. Белослюдов, А.Н. Чекалинский, П.А. Соломин, профессор П.Н. Нехорошев. С ними папу связала давняя дружба и общность интересов. Он часто подшучивал над Борисом Георгиевичем Герасимовым: «Как же это вы священник и биолог? Как вы сочетаете в себе то и другое?» Борис Георгиевич не обижался, ибо основным его призванием была научная деятельность.
Папа поддерживал переписку с политическими ссыльными Н.И. Долгополовым, А.Л. Блеком и многими другими. По рассказам мамы, отец был дружен с Абаем Кунанбаевым, который нередко бывал у него, и с Мухтаром Ауэзовым…»
Екатерина Николаевна свято чтит память об отце, бережно хранит его документы. «В конце своей жизни мой отец почти ослеп, очень страдал от этого, а главным образом от бездеятельности, и мы, стараясь отвлечь его от грустных дум, читали ему газеты, книги и журналы, проигрывали его любимые пластинки. Он умер 73 лет 1 августа 1937 года…»
Так Екатерина Николаевна помогла мне восстановить неизвестные страницы из жизни Николая Яковлевича Коншина — неутомимого исследователя Степного края.
Простор.- № 6. — 1979.