Виктор Шкловский. КНИГА НАЗИДАНИЙ
Для старой русской литературы Казахстан был страной кочевников, живущих своею, нам непонятной жизнью.
Для Державина «Киргиз орда»– блистательная декорация, условная страна Востока.
Друг Грибоедова В. Ушаков, герой 1812 года, написал в 1830 г. роман «Киргиз Кайсак». В этом романе рассказывается, как случайно сын русского казака и крепостной казашечки стал блестящим русским офицером, как он впоследствии узнал о своем происхождении, не пожелал отказаться от него, был отвергнут родителями невесты и погиб на войне.
В книге есть превосходные картины Казахстана, данные, как смутные воспоминания мальчика. В романе есть твердое убеждение равноценности народов. Это благородная книга, но в ней опять Казахстан дан, как блистательная декорация, так, как давали Кавказ романтики.
Казахские степи были показаны и Фаддеем Булгариным в романе «Иван Выжигин». Степи Булгарина – это места, где можно научиться хорошо ездить на конях и разбогатеть, приобретя дружбу храброго и наивного народа. Это Казахстан, увиденный глазами колонизаторов. Реального Казахстана в русской литературе мало. Может быть, ближе всего подошел к этой теме Даль в повести «Букей и Мауляна». По-настоящему мы узнаем Казахстан из литературы самих казахов.
Великий казахский писатель Абай Кунанбаев писал, что на свете два миллиарда людей, среди них два миллиона казахов. «Нет у нас ни городов, ни людей, знающих мир. Неужели мы так и останемся ничтожнейшим среди народов человечества?» Абай так упрекал свой народ потому, что он в него верил. Казахи не имели городов, но они имели свою литературу, живую, развивающуюся, сложную и злободневную. Менялись степи, на месте старых родов, на месте власти султанов появилась власть богачей.
Борясь на выборах волостных старшин друг с другом, баи подкупали людей, старались унизить противника. Лучшие люди Казахстана боролись с этим. В борьбе погиб Валиханов. Абай по рождению принадлежал к людям, которые официально назывались белой костью. Он был из младших сыновей богатого влиятельного султана Кунанбая. Личное благосостояние ему было обеспечено. Рано он овладел мусульманской наукой, узнал языки, узнал русскую литературу, увлекся произведениями Сократа. Абай увидел мир, он был человеком, который видел два миллиона казахов, не теряя за степями и виду, что существуют два миллиарда людей, составляющих человечество. Абай избежал опасности быть националистом. Часто его называют пессимистом. Лев Толстой говорил, что красно.е можно изобразить только зеленым, показать красное на фоне зеленого. Абай писал всегда о счастье и добивался для своего народа счастья. Но для того, чтобы увидеть счастье, он говорил о горьком.
Книга Абая «Гаклия»– книга назиданий. Книга начата, когда ему было 45 лет. Абай писал: «Прожита жизнь — спорил, боролся, судился и вот обессилел, устал и убедился в бесцельности всего сделанного. Абай не знает как править народом, не знает, для чего ему умножать стада, он не знает, как ему жить. Потому что «без народа нет и жизни». «Какая польза в том, коль разложишь в пустыне ситец и сядешь рядом с ним, имея аршин в руке?» «Если нет людей, с которыми можно поделиться горем или радостью, то-сама наука – только горе и она ускоряет старость».
Но Абай нашел дорогу. Он начал писать. «Если найдется человек, который увидит нужные для него слова, то пусть он выпишет слово и сделает его делом».
«Назидания» Абая дошли, он не оказался продавцом ситца в пустыне. Посмотрим же, какова его мудрость и каким аршином он его мерил.
Прежде всего Абай говорил, что надо уважать соседние народы – узбеков, татар, русских. Надо узнать русский язык.
«Русские видят мир. Если ты узнаешь их язык, то на мир откроются и твои глаза. Человек, изучивший культуру и язык другого народа, становится с ним равноправным. Изучай культуру и искусство русских, это ключ к жизни».
Абай предупреждает, что узнать русскую культуру нужно не для того, чтобы стать чиновником или другом чиновника, надо узнать культуру для нее самой, надо изучить ремесло, а ремесленнику надо отучиться подобострастничать перед знатным.
Никакого романтического отношения к степи у Абая нет. Нет у него возвеличивания прошлого. Судит он и пословицы своего народа, говоря, что они созданы невежеством. Абай требователен в своих поучениях. Он требует не только внимания, но исполнения, он требует от человека подвига. Кажется Абаю, что иногда люди хуже животных, потому что животные ничего не знают, но по крайней мере они не спорят, не доказывают, что они что-либо знают. А люди часто дорожат своим невежеством и готовы отстаивать свое невежество со страстью, а страсть надо беречь для того, чтобы идти к будущему. Человек, не думающий о всем мире, о будущности своего народа для Абая похож на сороку, которая никогда не отлетает от навоза кочевья. Меняют кочевья свои места, а сорока все тут же, при навозе. И ничего, кроме навоза, не видит.
Абай требует, чтобы человеком руководило сердце, львиное, рыцарское сердце, которому должен подчиняться разум. Надо равняться на лучших. Ведь после скачек, говорил Абай, бесполезно рассказывать, что ты был не последним на состязании, говори не о том, сколько людей хуже тебя, а говори о тех, кто лучше тебя.
В трудное время, в разоренной степи читал Абай Чернышевского, читал Сократа, изучил литературу Востока, но он верил, что для новой поэзии в степи есть уши. Казах рождается, и при его рождении поют песни. В аулах в песнях состязаются юрта с юртой. Когда в аул приезжает акын, то люди окружают юрты и режут войлок юрты ножами, чтобы увидать поэта.
Песни соединяли Казахстан. Это народ поэтической культуры, и Абай словом вел свой народ. Он не только сумел перевести Пушкина, он сумел перевести его так, что письмо Татьяны к Онегину стало песней, которую поют уже много десятилетий женщины аула. Он понял общность человеческой души, понял, что казаху есть дело до человечества и что казах имеет что сказать человечеству.
Абай писал: «Человеку человечество – друг», «…Вся твоя жизнь связана с судьбою человечества. Говорят, что ты вместе с другими людьми гость в этой жизни. Нет, люди, вы друг у друга в гостях!»
Абай хотел переделать жизнь своего народа. И перед ним был вопрос: как, какой силой изменить судьбу народа? Но он узнал, что есть такая сила. Это сила самого народа. Смелости обличения, требовательности к жизни учился Абай у русской литературы, и сам стал учителем жизни.
Он говорил, что даже любовь к своему народу надо подчинить разуму. Любовь не должна быть слепа, любовь должна быть требовательна… Абай говорил: «Только тот, кто соединит разум с отвагой, обуздает страсти и будет управлять ими, как укрощенными конями. Иначе они станут источниками порока и, как взбесившиеся лошади, унесут человека с дороги, сбросят его на землю, и будет сидеть человек на земле, разбросав полы халата и оглядываясь в унижении».
Абай остался в литературе потому, что он всегда шел вперед, потому, что он более дорожил будущим, чем настоящим.
1945 г.
Слово об Абае / Сост. С. Корабаев. – Алматы: Өнер, 1994. – С. 103-106.