Жакан Молдабеков . ДЕФЕКТ ДЕЙСТВИЯ И МЕТАМОРФОЗА БЛУЖДАЮЩИХ
Мы переживаем, видимо, тот тяжелый и ответственный период Республики Казахстан, когда все больше явствуют типичные черты стремительной экономической деградации страны и духовной деградации личности. Динамика деградации приобретает интенсивный характер. Она стала углубленно проникать в уязвимые, не защищенные сферы индивидуальной и общественной жизни, повсеместно парализовывать деятельность властных структур и общественных сообществ, а также хозяйствующих субъектов, субъектов науки, культуры, идеологии. Негативные тенденции ее разнообразны и опасны, скрыты и не всегда подвластны предметной оценке.
Негативно то, что буксующая правительственная политика по выходу из кризиса растягивает перекосы социальных позиций, вызывает проблемы социального поведения, заметно снижает покупательную способность населения и производительность товаропроизводителя. Негативно и то, что не найдены механизмы регулирования системы отношений и самоконтроля, растут требования без рекомендаций по развитию взаимодействий и поддерживанию баланса интересов, резко сокращаются средства для финансирования острых социальных проблем или оно вовсе отсутствует. Все это можно определить как дефект воздействия.
Мы потеряли ощущение гармонии, в то же время не приобрели понимания реальности. Товаропроизводители не осознали методы практической реализации экономической политики правительства или они им неизвестны. Механизмы взаимодействия их не упорядочены на законодательной основе и зачастую не соответствуют международным стандартам. На местах повсеместно преобладают приоритеты социально и профессионально неразвитого руководителя коммерческих структур над государственным и региональны!… Часто задавались вопросами: насколько верно правительством оценивается экономическая возможность республики, ее производственные, социальные и интеллектуальные ресурсы? Обоснован ли выбор направлений в проведении реформ?
Прежнее правительство усеченно понимало сути проблем реформы и рынка, преимущественно ориентировалось на западную модель реформирования общественных отношений. Борьба с инфляцией им была принята в качестве универсального средства выхода из кризиса.
Неправильный выбор объекта политики привело к тому, что желание правительства и цели государственной политики разошлись. Начались неверные действия, постепенно дистанцировавшие правительства от товаропроизводителей и от государственного регулирования производственной структурой, начальной попытки строительства рыночной экономик без создания стартовых условий для производства на основе товарно-денежных отношений и без создания ее реальной социальной базы — широких слоев собственников. Оба фактора благоприятствовали формированию предвзятого образа реальности, пренебрежению или умалчиванию ценности альтернативных возможностей, чрезмерному росту объема затрат. А размывание экономической функции государства приумножало величину упущенных возможностей. Государство как бы отказалось от функций хозяйственного управления своей собственностью, а многие руководители административно-хозяйственных структур не умели, не хотели, не торопились приспособиться к изменившимся условиях хозяйствования. Не выясненным остался вопрос — что делать по приоритетным направлениям промышленной и аграрной политики, не учтенным — уровень активности хозяйствующих субъектов и зрелости социально-экономических и правовых условий. В итоге исполнительская власть незаметно отрешилась от исполнения своих контрольно-координирующих функций за состоянием социально-экономической и духовной среды, на самотек пустила важнейшие жизнеобеспечивающие структуры. Таковы проявления метаморфозы блуждающих.
Народ поддерживает предприятия-производители всех форм собственности и меры по законодательному обеспечению их деятельности, экономические функции государства в рыночной экономике и усиление взаимодействия властей в решении социально-экономических и культурно-воспитательных задач. Бесспорно, верные и близкие каждому из нас ориентиры. А вот как превратить их в принцип руководства к действию и включить как компонент в общественное .сознание и политическую платформу государства — задача архиважная и сложная. Представляется, • для этого нужно иметь, как минимум, две вещи: во- первых,знать что и как делать или «делить», во-вторых, иметь людей, способных провести разграничение компетенций в жизнь.
Предстоит преодолеть немало реальных и многократно услож-. нившихся трудностей на этом пути. Поскольку происходит не создание изобилия, а эсплуатация его, не борьба с благоприятными условиями, а использование привилегий. Профессионально подготовленная часть населения утрачивает свою социальную роль в силу того, что продуктивные и общественнозначимые идеи не стали товаром, а инновация — стимулом к нововведению; демократические преобразования «буксуют» из-за слабой социальной поддержки и уклонения от истины.
Все это привело к парадоксу. Население республики поддерживает курс и идею реформы, а ее принципы и механизмы полностью не срабатывают и слабо эффективны. Ибо мало кто толком знает, где и насколько они продуктивно применяются. В рамках предложенной правительственной программы не найден баланс интересов различных субъектов экономики и явствует разрозненность их усилий. Зато растет гегемония номенклатурных аппаратчиков в распределении социальных благ и население вынуждено покорно примириться с их амбициями. Административно-командное вмешательство не столько обеспечивает, сколько разрушает и хозяйственную целостность, и сбалансированность собственника и товаропроизводителя. Оно стимулирует политизацию экономику, нежели социально-экономическую активность населения. Оно, разрушая связующее звено между государством и народом, занимает замкнутую позицию или амбициозную позу. Негативы — в амбициозном поведении и позициях, в лжевзглядах. В них до минимума сведен законодательный и гражданский порядок. Иногда он уживается с нахальством ловкачей, спекулянтов и осознанным бездействием отдельных руководителей. При такой ситуации какую отдачу можно ожидать от ресурсов каждого хозяйства на фоне имеющегося значительного потенциала малодушия в решении общих проблем. Да, последствия дефекта и метаморфозы сходны.
Не нужны эмоциональные споры для того, чтобы доказать неоспоримое. А именно, не сложились наши целостные представления, во-первых, о содержании, ходе, формах и принципах государственной политики, о степени их соответствия с действительностью. во-вторых, о возможностях, условиях и границах компетентного влияния администрации на реальность общественной жизни. Сегодня доминирует неопределенность с нечеткими связками и целями. Характерна имитация решения проблемы и наблюдаемое сужение сфер социальных услуг. Нормой становится обход реальных противоречий жизни и альтернативных подходов оппонентов. Проявляется крайняя позиция, в которой нет противостояния идей, мыслей. Ото свидетельствует о силе несовершенства миропонимания. когда не достает мудрого, оперативного решения можества динамично усложняющихся проблем современной жизни. В этом большую роль играет перекос в позиции. И проявление крайности есть следствие усиления нападок замкнутой позиции, симптомы саморазложения и игнорирование ценностей человеческого бытия. Так блуждающие самоидентифицируются.
Сегодня в поступках, поведениях, позициях и политике крайностей стало больше чем когда-либо. Одни эту тенденцию объясняют настроем по-своему видеть проблему и самоутвердиться, другие — отсутствием персональной ответственности хозяйствующих субъектов и субъектов политики, общественных движений, третьи — поборами властвующих структур. Думаю, во всех них содержится доля истины, но доводы оппонентов недостаточно изучены и не полностью выявлены. Не достает психологического анализа амбивалентного состояния самодовольного или малодушного человека.
Иметь собственное мнение о чем-то и свое видение проблемы не всегда несут одинаковую познавательно-психологическую функцию. Мнение о частном, застывшем, внешнем, как правило, не постигает сущностного, целого в происходящем и главного в слове и деле — в их значениях и предназначениях. Доминирование такого мнения ведет к утрате способности продуцировать личностную мысль. Мнение, фиксирующее моменты происходящих или механически собирающее сведения, отчуждено от природы человека, от его потребностей и способностей. Оно не ставит четко цели типа: что делать для того, чтобы выявить условия, при которых мысль может состояться или как можно оздоровлять человека. что бы он гораздо сильнее стал своим духом и делом. Такое мнение, нередко и поневоле, предлагает мотивы не согласия, а разъединения, изоляции и разложения. Причины очевидные: вопросы — что делать и как делать отрываются друг от друга и от реального социокультурного’контекста жизни людей. В нем преобладают идеи потребительских эталонов, чувство двойственности, безразличное отношение к судьбам других. Зато обходятся умение рационально распорядиться имеющимся благом и моменты воспитания и возрождения народа. В такой напряженной атмосфере любая проблема, затрагивающая интересы межнациональных отношений, может стать средством для удовлетворения политических амбиций какой-либо группы. По этому поводу не стоит искать ординарного случая. Достаточно вспомнить ход дебатов по вопросам двуязычия или двойного гражданства на протяжении 1994 года и начале 1995 года. Конституционный путь решения проблемы языка наиболее демократичен и оптимален для переходного периода. Это — единогласное утверждение всех экспертов, включая и международных. Тем не менее не стихает шум вокруг этого вопроса. Спрашивается. почему? Потому что нашими оппонентами полностью не учитываются или половинчато комментируются следующие исторические факты, социальные тенденции, духовные неурядицы.
Неоспоримо то обстоятельство, что язык и культура казахского народа в прошлом существенно пострадали, утратив всю самобытность и перспективу. Сегодня казахский народ проявляет естественноисторическую заинтересованность в возрождении специфики национального через основные функции родного языка и интеграцию сил, средств с целью поэтапной реализации программных задач построения своей государственности. А это ведет к необходимости поддержки культуры казахского народа реальной государственной, социальной и интеллектуальной политикой.
Признание государственного статуса языка означает использование его функций не в пределах каких-то регионов или отраслей, а по всей территории страны. Признание государственного статуса языка не тождественен государственной языковой политике, отображающей исторические реалии и взгляды. Государственная политика нацелена на обеспечение нормального функционирования языка любого этноса, проживающего на территории нашей республики.
Такое содержание государственной политики оправданно, ибо овладение и использование национальной культуры полезно, в первую очередь, для самоорганизации каждого народа и. разумеется, для интеграции форм культуры и цивилизации в Казахстане.
Отсюда и цели национальной политики, которые заключаются в возрождении казахского народа и других этносов как творите- лей собственной судьбы и современной цивилизации, единых субъектов в создании условий для равных возможностей и соблюдении принципа равноправия, в персонификации культурного сотрудничества волеизъявления граждан. Все это есть исторически оправданные способы сохранения самобытности, социальной стабильности и содружества. Способы, соотнесенные друг с другом и с исторической правдой, формируют желательный социально-психологический менталитет населения, становящегося носителем духовной целесообразности, социальной справедливости и персонификации взаимопреобразований.
Многообразие взглядов на национальную государственную политику — признак роста самосознания и инициативы. Другое дело, сокращает ли оно число нерешенных проблем и неверных решений или оттягивая их решение, загоняет проблему вглубь. Именно эта сторона обсуждаемой темы остается вне поля зрения или умышленно отводится на второй план.
Почему это имеет место и кто заинтересован в полуправде? Обозначим общие штрихи. По национальному вопросу шум поднимают те группировки, которые 1) не знают (и не желают знать) быта, нравов, обычаев, истории и психологии казахского народа и подходят к ним по своей мерке, 2) беспокоятся за свое состояние или обижены на нынешние перемены, лишающие былого богатства, теплого места, обеспеченного статуса, 3) хотят легко нажить капитал превосходства, привилегии, «погреть» руки на неопределенном, неустоявшем. А это определяет нравы, увлечения и цели экстраординарных политиканов.
Политические мотивы их поведения не должны оказаться выше прав целого народа, потребности культурного роста общества и игнорировать культурные, правовые, социальные аспекты реальной жизни конкретных людей. Беда в том, что политическое поведение какой-то группировки отрывается, нередко противопоставляется исторической традиции и историческому опыту коренного населения. Группировки раздувают отдельные негативные случаи жизщ в угоду своим амбициям и не принимают во внимание заботы и нужды целого народа, не проявляют готовность участвовать в выравнивании возможностей и расширении культурного взаимодействия.
Обиженные или оскорбленные политиканы забывают или не желают считаться с исторической истиной: приоритеты национальных интересов нельзя пересматривать в зависимости от давления отдельных социально-политических групп. Только единая нация и единая держава способна отстаивать свои приоритеты, интересы; вне рамки равных возможностей не приходится претендовать на обеспечение равных прав народов в экономике; интересы, оторванные от истории и культуры народа, ведут не к истине, только к интригам. Не разобравшись в себе невозможно осилить дефект взаимодействия.
Нет смысла доказывать уже доказанное. А именно, что гипертрофированные интересы какой-либо социальной группы могут расширить разногласия в экономических, политических, социально-психологических сферах общественной жизни и человеческого бытия, расчленить устоявшие формы единства народов и силы государственной власти. Политиканы, склонные к интригам, заинтересованы по своему усмотрению влиять на ход разногласий и управлять ими. Ради чего периодически поднимают пропагандистскую и политическую шумиху. Цель — чтобы ввести свою тактику реинтеграции национальных сил и свое правило дрейфования регионов в разные стороны и усиления центробежных сил.
Это что, незнание истории, недопонимание главного в народной жизни — сохранения мирного бытия — или поддержание международного престижа Республики Казахстан? Коль скоро не так. то стоит ли проявлять власти чрезмерную осторожность по принципу: «как бы чего не вышло»? Нужна смелость, восстанавливающая интеграционные связи в экономическом, политическом, культурном, информационном пространствах регионов республики. Нужно практическое сотрудничество, поддерживающее движение взаимодействующих сторон от частного к общему, от простого к сложному в государственной интеграции. Нужна готовность действовать и менять жизнь к лучшему в пределах единого социально-экономического организма. Нужно предостеречь друг друга от неоправданного расхождения взглядов и жизненной позиции или от неопределенной, противозаконной автономии, позволяющей нездоровой силе использовать свою власть в корыстных целях.
Все мы больше испытываем нужду в чем-то. в чем-то и постоянно ищем нужное состояние чего-то в ком-то. К сожалению.мы еще не осознали стратегическую глубину и ориентацию этого понятия «нужное состояние». По-видимому, никому нельзя забывать простой вещи. Без гражданского понимания и согласия невозможно осознать, охватить всю глубину и величину «нужного состояния» и признать его в качестве главных ориентиров жизни и межнациональных отношений. Да, в межнациональных отношениях не достает гражданского восприятия, возмужания, воспитания и возрождения. Поэтому так пристально хочется всмотреться в лицо и глаза тех, кто нарушает согласие и жизнь в мире. Человек, соблюдающий нравственный устои человечества и довольствующий трудолюбием, высоко ценит дружбу, добрососедство, доброту, созидающих взаимность. В этом нет сомнения, но есть проблема. Проблема, продиктованная условием жизни, выбором возможности, распределением обязанности и распоряжением, использованием благ. Тревожные выходки можно ожидать не от тех. кто межнациональные отношения в республике оценивают как дружественные (28,7 процентов) или спокойные (41,8 процентов), а прежде всего от тех, кто считает напряженными и конфликтными (2,5 процентов), затем — не всегда дружескими. Первые сами участвуют в решении своих и общих проблем национальных и человеческих отношений. Вторая оценка — взгляд обидчика и наблюдателя, третья — у кого двойственное положение в обществе. / «Панорама», N 10. март 95/. Надеюсь, что Ассамблея народов Казахстана будет рекомендовать инициативные меры по уважению национальных ценностей и координации деятельности в сфере межэтнических отношений. Только взаимодействующие избегают метаморфозу блуждающих.
Сегодня как никогда важно единство, взглядов, действий и проведение единой государственной политики преобразований. Но единство должно адекватно, учитывать многообразие ресурсных и организационно-технологических возможностей, несхожесть условий жизни и неодинаковую подготовленность людей к рыночным требованиям. В связи с этим возвращаемся к вопросу о частной собственности на землю. Мировой опыт показывает, что введение частной собственности на землю есть надежная гарантия от административного произвола и залог повышения урожайности, тем »самым уверенности собственника в себя и на будущее, у.дея правильная, примеров предостаточно. Однако идея отвлечена от нашей реальности, а цивилизованному опыту использования и распо-ряжения землей не подготовлены и не подогнаны соответствующие базы и силы.
В правительственной установке о продаже земли наблюдаем желание поспешно решить свою проблему — заполнить дефицит государственного бюджета за счет суммы денег, полученных от продажи земли. Вынужденный шаг. но и факт. У оппонентов правительства не менее веских аргументов против кампанейского подхода к проблемам частной собственности на землю в нашей республике. Следует их обобщить и взвешенно подходить к их сомнениям.
Как можно продать землю, если не определено, не установлено ее стоимостное выражение по регионам и составу почвы? Государство пока не имеет общую геологическую, географическую, почвоведческую картину в стоимостном выражении и устойчивые правила землепользования. Сельские жители до конца еще не осознали, что они стали хозяевами имущественного и земельного паев, соей дальнейшей судьбы. Процесс приватизации ни юридически, ни экономически, ни психологически не доведен до логического завершения. Коль скоро так, то любой собственник намерен ли владеть, пользоваться и продавать землю, исходя только из общенациональных интересов или с учетом того, что «земля, вода и недра являются общенациональным достоянием»? Каждый собственник готов ли отвечать перед законом за сохранность плодородия и экологию земли? Пока нет профессионально и материально обеспеченных структур, строго и повсеместно контролирующие ход землепользования.
Коренной ломке форм собственности и социальных взаимоотношений не готовы не только рядовые работники сельского хозяйства, но и руководители, специалисты. К тому же инструктивно нормативное обеспечение землепользования основывается на устаревших документах, во многом противоречащих действующему законодательству. Коль скоро так, то нет гарантий в том. что земля не станет предметом купли-продажи.
Весьма сомнительной будет добросовестность коммерческих и административных структур, занятых , посреднической деятель — ностью. Слишком слаба законодательная база и контролирующая функция исполнительской власти. Не подготовлены соответствующие профессиональные кадры. Без этих условий и механизмов насильственное введение частной собственности на землю не обеспечивает наступление рынка в аграрный сектор. Если механизм
рыночных отношений не срабатывает, то какой смысл вводить частную собственность на землю.
Есть и деликатные моменты этой проблемы. Во-первых, решение о вводе частной собственности на землю надо принимать к учетом национальных традиций, социальных и политических реалий. Во-вторых, вопрос о собственности на естественные ресурсы, землю не полностью входит в компетенции нынешнего поколения. Вопрос затрагивает интересы и будущих поколений. Над этим тоже следует всерьез задумываться. В противном случае получается, как соблюдают правила игры, так и судят участников игры.
Происходит психологическая деморализация товаропроизводителей, молодежи и преданных своей специальности людей. Отсутствие механизма согласования позиций ведет к непродуманному, половинчатому использованию возможностей и к расчленению хозяйственного механизма. Все это порождает только негативное — дух эгоизма, экстремизма и эскалацию напряженности.
Негативам способствуют и такие крайности — безразличное отношение к судьбам людей, беспардонное вмешательство в их внутренние дела, варваризация сознания и действия по линии наименьшего сопротивления, ради сиюминутной выгоды, ультимативные требования, противостояние амбициозных сил, спекулятивные методы ведения хозяйства, поддакивание иллюзиям.
Отсюда повышается уровень девиантности, а культ насилия, культ агрессии приобретает не подсознательный, а прицельный характер. Последний проявляется в предубеждении отрывать политический, житейский опыт каких-то социальных групп от исторических корней народной жизни, заложить демократию, право, рыночные отношения стереотипами, в желании навязать свое видение проблемы другим и обходить свой вклад, свое участие в общем деле. Во всех трех формах слабо выражается чувство реальности, превалирует критиканство, категоричность и намерение внести информацию в подсознание жестким методом. Конечно, нет предела низким поступкам мелкого собственника внутреннее содержание которого представлено озлобленностью малодушием. В их поступках, как правило, не содержится настрой на то, чтобы лучше представить себе проблемы сосуществующих сторон и оказывать им помощь, рекомендации по развитию взаимоотношений. Катализаторами всех бед являются душевно блуждающие, которые не просто разжигают нездоровые страсти и тем самым пытаются обуздать человеческое, нравственное, созидательное. Они не видят ни мир. ни человека в целом, не понимают или не желают постигать причины зависимостей законов жизни. Деградирующие и разрушающие духовность силы блокируют жизнь человека. Как метко заметил Монтескье: «Душа человека, развращенного роскошью, имеет много иных желаний. Она вскоре станет врагом законов, которые стесняют ее». Мерилом развращенного человека является не достоинство человеческого бытия, а обогащение и власть, привилегия не человеческих качеств, а положений.
Эта болезнь не излечима пока дух. душа, тело человека оторваны друг от друга, пока не контролируется злословие и двойственность, нарушаются не просто отдельные правила поведения, а законы человеческой жизни.
Все это есть доводит человека до физических и духовных мучений, приводит к перекосу во взглядах и взаимоотношениях, разрыву целесообразных связей и падению всех тягот на тружеников-творцов. к чрезмерному распылению ресурсов и сил. Основу подобных опасных тенденций составляет методология разрушения, раздвоения и перекосов. Методология разрушения и раздвоения по форме многолика, а по сути — прямолинейна и не беспринципна. Она снижает «эффект сборки» и создает благоприятные условия для проявления запрещенных многовековой человеческой моралью явлений порождая очаг опасности.
Какие приемы образуют методологию раздвоения? Ее патология такова, что раздувает выгодное, симулирует дезинформацию, довольствуется полуправдой. Такая двойственная манера поведения придерживается правила Козьмы Пруткова :»хочешь быть счастливым — будь им».
Методология раздвоения умалчивает для общественности главное, не заинтересована говорить всю правду и считаться с реальным состоянием общественной потребности, отодвигает горизонт предвидения целостности духовного мира и перспективу согласования возможности с требованиями стабильности общества. Она в лучшем случае ориентирована на Обнаружение уже существующих дефектов.
В методологии раздвоения снижается и рассредотачивается внимание к своим действиям, мыслям, эмоциям, явствует недостаточное регулирование своего поведения и отношений, меньшая опора на социальное творчество людей. В ней доминирует главное — ущемление интересов других, отход от приоритетов и оттягивание решения насущных, неотложных вопросов.
Все это внутренне закабаляет человека, имитирует его сознательность и приверженность к некоему благу. Бездействие одних на фоне отсутствия взаимоприемлемых инициатив разлагает все изнутри. И тем самым, естественно порождает множество неразрешимых в порочном кругу проблем. Имитация отщепенцев порождает «политический рассудок», возникающий в зоне «государственного формализма».
В такой имитации, во-первых, не хватает главного — интеграционных инициатив и механизмов их реализации, корректировки и координации функций хозяйствующих структур и субъектов сообразно экономическим и правовым содержанием, во-вторых, активизируются обида, зависть, ненависть, уничтожающее все святое, светлое в жизни человека и пренебрегающие всякими встречными доводами, в-третьих, обидчики напирают на внутреннее противостояние. изолирующее человека от принципа партнерства и правила равного отношения. Поведение их не блокируется соответствующими мировоззренческими установками, высоким уровнем этики и культуры. На государственном уровне ее опасность проявляется в виде неразвитого стратегического мышления и дефекта прогнозирования. на уровне политизированных структур — в виде пирамиды привилегий и иерархии зависимостей, на уровне человеческих отношений — в виде облачных обид и подсознательного вторжения. В этих параметрах нет созвучия, соучастия, согласия и сопереживания. нет баланса интересов и приоритета человеческого. Для блуждающих нет меры стабильности в себе и в мире.
Когда в мировой философской и политологической мысли анализировали ряд тенденций, условий и факторов, тормозящих развитие общества, народа и человека, то выработали такую «формулу». что для настоящего времени «развитие — это история не использования своих преимуществ, а история борьбы с неблагоприятными условиями» (М.Портер, США).
Почему борьба .именно с неблагоприятными условиями актуальна и для нашей республики? Потому что они в нашем обществе порождают энергию двоякого рода — с одной стороны, для инновации и интеграции, с другой, для изоляции и интриг. Потому они вынуждают вести целеустремленную работу по изменению себя и поиск первоисточника неблагополучия.
Открытое несогласие с недостатками, заблуждением, ошибкой, ложью, клеветой или открытое одобрение практически полезного, теоретически доказанного — представляет собой активную реакцию на социальный вызов эпохи и современную настоятельную потребность человека. И здесь важна проблема адекватного использования множества единичных точек зрения и «собственного» видения проблем, соединяя их (разрозненные идеи) в мысли и принцип, находя формы взаимопонимания. И достижение такого понимания, выработка механизма согласования разных точек зрения — вопрос сверхзначимый, поскольку в обществе еще не научились рассматривать себя и республику как единое целое или целостную систему.
Ведь опыт цивилизации убеждает в том, что выживание экономики и культуры в отдельности, обособленно — не реально. Нельзя замыкаться никаким видом пространства (экономического или социокультурного), необходимо идти вперед и расширить контакт в континиуме.
Важна и проблема обеспечения достаточной защиты человека от близорукости, предвзятости, влияния существующих стереотипов в выработке миропонимания и точки зрения на какой-то факт общественной жизни? Ведь все эти «вывихи» взглядов только снижают уровень культуры всех. Тем более если они присутствуют в’ сознании и миропонимании руководителей и политиков.
Подобные заблуждения в социополитической сфере ведут к тому, что субъект политического и социального процесса не в состоянии верно информировать людей о возможных негативных и позитивных последствиях и поддается иллюзиям и посулам личных благ, ведущее к появлению всякого рода домыслов и спекуляций над трудностями. Тут появляется возможность манипуляции с психикой социума нежели поиск новых идей и гуманистический подход к человеческим качествам и народным традициям. Выдумывается угроза насилия, ведущая к заблуждению’и его поддержанию.
Реальность рыночной экономики, национально-правового государства и новая культура хозяйствующего субъекта формируется сложно и одновременно. И здесь думающему человеку нужен стержень — свое видение и понимание меняющегося бытия.
«Свое видение» — срез индуктивно-дедуктивного соотнесения, форма отыскания своей сущности посредством сопоставления всего деятельного и всего пассивного в жизненной позиции, выражение устремленности, призванной поднять социальный .престиж собственного- интеллекта и духа. Словом,»свое видение» есть единство реального и рационального, самоочищения и самореализации, борьба за сохранение «человека в человеке» и расширение сферы его существования. «Свое видение» выражает способность погружения в состояние живой мысли и жизненной ситуации, осознание разности и общности забот на основе социально-экономических и духовно-интеллектуальных измерений и интересов.
Обозначая такое понимание «своего видения» мы подразумеваем прежде всего видение честного и самокритичного человека. Для него «свое» — часть личного рыночного опыта, форма участия в интеллектуальном и политическом диалоге. Логика его действия такова: сначала анализировать проблему со стратегических позиций, потом наметить тактику поведения и действовать. Он привержен принципам’самостоятельности и партнерства, эффективного использования потенциала взаимозависимостей. Его «свое видение» — воплощение духовных исканий, которые ставят более сложные задачи, чем это в состоянии сделать сам рынок или некий внешний фактор (например, государство) и корректируют идеи и действия сообразно потребностям человека и общества. Для этого важно учиться вести диалог с самим собой и с миром, учиться доверять своему внутреннему опыту и делать то, что может быть востребовано обществом. Такой духовный склад есть форма и эталон гражданского возмужания и воспитания.
Только гражданская позиция человека и его социальная активность способны остановить инерцию распада духа, разрушить психологию иждивенца и малодушия, и в тоже время создать условия для утверждения взаимоприемлемых и взаимовыгодных отношений, акцентировать внимание на установление единой атмосферы и политики созидания и содружества.
Однако переживаемое потрясение в стране не благоприятствует установлению , зоны сотрудничества с интеллектуальными, деловыми и финансовыми кругами, соотнесению его научно-практических и социально-политических аспектов с принципами демократических преобразований. Пожалуй, с этим нежелательным обстоятельством в большей степени связаны дефект взаимодействия между людьми и метаморфоза в душевном состоянии. Не оценив этих проблем нам не удастся выработать единый и устоявший взгляд на государственную политику и влиять на ход ее реализации.
Юбилейный альманах
Института развития Казахстана.
150-летию Абая. – Алматы, 1995.
Подготовили к печати:
Талшын Есентаева, Айгерим Сметова,
Алия Тапенова, Айгуль Алпысбаева,
Лаула Шаяхмет, Гульназ Даутова,
магистранты Института Абай