Рубрики
Календарь
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

  • Очень хороший (33%, 166 Votes)
  • Плохой (18%, 89 Votes)
  • Без Комментариев (18%, 89 Votes)
  • Хороший (17%, 87 Votes)
  • Средний (13%, 63 Votes)

Total Voters: 499

Загрузка ... Загрузка ...

Тлемис Мустафин. СИНТЕЗ ЖИЗНИ

(К политологическим аспектам «Слов назиданий» Абая)

Т. Мустафин

Величайший поэт и мыслитель Абая в «Словах назидания» не анализирует конкретные проблемы политической науки и кощунс­твенно было бы искать его в трудах решение подобной задачи. Однако универсальность взглядов Абая позволяет новым поколени­ям обществоведов открывать в его наследии созвучные себе мыс­ли.

Во времена Абая политическая наука на Западе широко расп­ространялась в основных концепциях либерализма, консерватизма, социал-демократизма. В научной литературе с середины XXI века происходило активное переосмысление идей гражданского общества и правового государства, исходящие из представления о необхо­димости отмены сословных властно-политических порядков.

Безусловно, Степь была далека от процессов формирования и развития политических теорий, не ведала социальных движений в направлении создания гражданского общества.

Тем не менее Абай оставил нам чрезвычайно много ценных идей, обладающих конструктивной силой и могущих оказать опре­деленное влияние на нынешнюю политическую жизнь, политическую мысль и тем занявшие свое высокое место в духовном контексте современности.

Абай глубоко проник в специфику человеческого бытия в ми­ре. Он придает исключительное значение культурно-историческому творчеству человека, источником которого может выступать отк­рытость человека, постоянное «самопревосхождение». честный Лтруд, стремление овладеть новыми ремеслами.

Для политических взглядов Абая характерно сложное смеше­ние позиций гуманизма, демократизма, религиозности. Абай исхо­дит из особенностей экономического и политического развития Казахстана, которые обусловили сложность и противоречивость общественно-политической мысли. Колониальное положение Казахстана, медленное проникно­вение новых социально-экономических отношений оставляли мало надежд на быструю ломку изживших себя исторически, но сохра­нявших колоссальный удельный вес во всей жизни общества патри­архальщины, невежества.

В этих условиях Абая остро волновал вопрос о том, какой будет судьба казахстанского общества. Поэта повергает на ду­ховные страдания то, что казахи, как народ, не имеют своей го­сударственности и колониальная администрация не допускает к самоуправлению местное население выше волостного управства. Оценивая межродовую драчку в ходе выборов волостного, процве­тающую оголтелую коррупцию Абай трагедию видел не столько в низкой политической культуре, сколько в деградации самого об­щества. Он с горечью писал:»Я вижу, как в этой сутолоке мой народ мельчает с каждым годом и становится все более безнравс­твенным» (с.13).

Демократизацию выборов в волостные правители Абай считал слабой надеждой, но все же какой-то возможностью облегчить бесправное положение своего народа. Воплощение идей националь­ного суверенитета, народного благосостояния, как их понимал Абай, зависело и от борьбы против отдельных пороков тогдашнего политического устройства, ярко выраженных в системе выборов низшей ступени власти в колониальной окраине.

Абай высоко оценивал демократические традиции казахской государственности, судебной практики биев, искал способы их возрождения для блага народов Степи.

«Бии — степные судьи — уже потому несут вред, что ими на­чисто утеряны добрые дедовские традиции. Не каждый бий помнит «старые истины», завещанные Есим-ханом. или «светлый путь», проторенный Касым-ханом, или «семь сводов законов», оставлен­ных мудрым Тауке» — писал Абай (с.14).

            Глубина политической мысли Абая в том, что демократизм и справедливость требуют прежде всего знания традиций, элемен­тарного правосознания. Власть имущие должны помочь своему на­роду в этом. Иначе народное невежество не позволит избрать достойных людей, голосование превратится в политическую махи­нацию жуликов, авантюристов, а это в свою очередь приведет к потере взаимного уважения и доверия людей. Поэт стремится убедить всех в том, что всякий политический строй должен иметь свои жизненные основы в душевном складе народа, иначе он бес­перспективен, губителен.

            Логика рассуждений Абая в этих вопросах ведет к пониманию значения исторической памяти народа в формировании националь­ного самосознания, луча надежды на будущую справедливость.

В «Словах…» Абая неизменно присутствует вера в способ­ность казахского народа к самоуправлению. И эту свою способ­ность он пронес через всю свою историю, несмотря на сложное сплетение роковых исторических условий.

Мудрец в «Словах…» часто обращается к теме о содержании и характере духовных устремлений казахского народа. Здесь он не ограничивается изображение религиозного идеала. Абаевский критический взгляд на отдельные стороны общественной жизни Степи, включая и политические моменты, ни в коем случае не яв­ляются основанием для пессимистического вывода относительно возможностей его родной национальной среды к созиданию общест­венных ценностей, история свидетельствует, что казахское об­щество всегда обнаруживало чрезвычайную способность к самоуп­равлению, культурному творчеству. Вдумчивый слушатель, народ в целом воспринимали абаевские суждения как отражение подлинной сложности национальной жизни, ее духовного богатства в сово­купности, во всей полноте.

Слово пятое заканчивается следующими словами:»И это мой народ, который я люблю и к сердцу которого ищу тропу…» (с.19). Абай, отважившийся взять на себя в высшей степени от­ветственную задачу: охарактеризовать духовный облик казахского народа, исходил из целостного представления, не выделяя из це­лого какой-либо один элемент. Абай своей характеристикой не развенчивает, а возвеличивает казахский народ, желает ему жить жизнью полной, соответственной духовному дарованию.

Таким образом в раздумьях Абая весьма четно проходит идея неразрывной связи этнической идентификации и политического вы­бора. Абай за реализацию этнического права как политико-правового регулятора этнической жизни.

Его призывы к активной жизни, достижению уровня более развитых народов основаны на глубоком осмыслении социально-по­литических интересов казахского общества, этнической природы своих сородичей.

Абай постоянно подчеркивает, что у казахов есть свои тра­диции, ценности, обычаи, образ жизни и что с этим нельзя не считаться. Решительно выступая против всякого унижения, поэт проповедует чувство собственного достоинства, как народа, как этнической общности со своей психологией, без комплекса непол­ноценности.

Не будет преувеличением, если в связи с вышеизложенным, сказать Абай в «Словах…» поднимается на определенную высоту осмысления политической истории своего народа.

Современному обществу близки мысли Абая о назначении че­ловека. Здесь ключевое положение мыслителя состоит в том, что человек есть творец в силу того, что он обладает разумом. «Че­ловек, только он обладает исключительной силой — разумом, изу­мительно сложенным телом, и это сочетание определяет его мно­гогранность и высокий талант» — заключает Абай (с.77).

Творческая мощь, присущая человеку, творческое мироотношение должны быть распространены и на познание. Абай доводит свою мысль о творческом духе человека до конца. Ему дорого не только оправдать и осмыслить творческие порывы духа; ему доро­го понять религиозно смысл творчества. Абай глубок тем, что он создает свою философию творчества. Поэт утверждает, что истин­но верующий должен обладать тремя качествами: знаниями, чест­ностью и состраданием. Это — три силы, которые ведут человека к совершенству. Они заложены в каждом человеке. «Но развитие этих сил или свойств зависит уже от самого человека. Совер­шенство каждого из свойств и гармоничное сочетание их достига­ется усердием и преданностью. Преданностью науке, вере, жизни» (с.120). Мыслитель утверждает, что творчество ведет к совер­шенству, . к осознанию высших духовных сил в сплаве любви и правды. Вместе с тем, Абай исходит из того, что общество долж­но создать стимулы к творческому мироотношению, главным из ко­торых является справедливость.

Поэтому Абай писал:»Устроенность жизни как бы очищает ум человека, а достаток создает условия для его развития… изо­билие необходимо для обеспечения свободы людей и создания оп­ределенных условий для духовного развития» (с.127).

Все это обобщенно воплощает справедливость, формулу рав­новесия противонаправленных сил, на гармонии которых покоится все мировоззрение.

Творчество, по мысли Абая, откровение свободы. Аллах сот­ворил людей любя и сострадая, поэтому творчеством люди оправ­дывают себя, в человеческом качестве, доказывают свою вечную благодарность творцу. Так, великий мыслитель подводит нас к пониманию права и правды творчества. Истинное оправдание чело­века — в творчестве жизни новой и нового бытия, включая и по­литическую сферу.

Итак, человек не может жить, не может сохранять свою жизнь, не умея пользоваться разумом. Для этого бог сделал че­ловека богом на Земле, вложил в него начало самодеятельности.

Здесь важно заметить, что внешне в «Словах…» Абай, го­воря о творчестве, кажется абсолютизирует личное, замыкает че­ловека в его духовности. Но взгляд Абая безусловно глубже. Де­ло в том, что любое занятие, любой творческий акт выходит за рамки личной сферы, ибо они способствуют поднятию тонуса об­щественной жизни, формируют объективный дух общества. В соот­ветствии с аристотелевской традицией любая активность человека как вклад в жизнь общества является «политической» в широком смысле.

В «Словах…» Абай рассматривает природу человека, смысл жизни, пути к счастью и свободе в тесной связи с отношениями между народами, с миром в обществе. Он считает, что мирное со­жительство народов невозможно без определенного психологичес­кого настроя людей. В самом деле, одним из препятствий для взаимопонимания является как раз восприятие «другого» как вра­га, угрожающего «нашим ценностям». Мысли Абая в политическом плане сравнимы с мыслями Аристотеля, который как политик опи­рался на осторожность, осмотрительность, отрицал «абсолютный решительный жест», приводящий к неожиданным, непредвиденным последствиям.

Абай мудро предупреждал о том, что очень опасно формиро­вание в сознании людей отрицательного отношения к другим наро­дам. Психология враждебности диктует особую политическую мо­раль с известным принципом:»чума на оба ваших дома». Психолс • гия враждебности препятствует осознанию общих интересов, все­го, что так или иначе могло бы объединить усилия людей.

Абай считал, что психология враждебности не является врожденной чертой сознания. Она скорее результат целенаправ­ленной «обработки» сознания.

У Абая мы читаем: «Человек дитя человечества. Потому твое рождение и возмужание, твое устремление к достатку или ощущение голода, твои печали, уклад жизни, телосложение, нако­нец. твоя смерть, не отличаются от природы и судьбы любого другого человека» (с.96). Поэтому в каких бы условиях ни су­ществовал человек, в каком бы обществе не жил, в его мыслях может быть только гуманность. В этом отношении человек заклю­чает свою цель в самом себе; гуманность — цель человеческой природы и ради достижения ее бог отдал судьбу человечества в руки самих людей. Если следовать дальше, гуманность по Абаю — это не просто какая-то черта человека: это система проявлений человеческого в обществе, да и в природе, это — категория, пе­рерастающая рамки и отдельной личности, и отдельного общества, и человеческого рода в целом.

Трудно переоценить актуальность этих мыслей Абая особенно во времена накала страстей, переживаемых сегодня нашей стра­ной. Проблема человеческого достоинства — главный предмет раз­думий Абая. Он энергично ратует за гуманистическую направлен­ность образования и создания прочной культурной основы для воспитания. Никто не рождается с высоким этическим сознанием. Поэт мечтал о том времени, когда благородные гуманные акты многих были бы предопределены принципами, доминирующими в об­щем мышлении соответствующего времени.

В этом отношении раздумья Абая перекликаются с идеями гу­маниста А.Швейцера, который считал, что история этической мыс­ли является наиболее глубоким слоем всемирной истории. Великий немецкий мыслитель писал: «Внести нечто весомое и прочное в ре­шение проблем политической и экономической жизни мы сможем лишь в том случае, если возьмемся за них как люди, стремящиеся прийти к этическому мышлению. Те, кто хоть в чем-то двигает вперед наше мышление об этике, содействуют приближению эры благополучия и мира на Земле. Они тем самым занимаются высшей политикой и высшей политической экономией»1.

Абая своими размышлениями о проблемах нравственности, об этике действительно сыграл выдающуюся роль в постижении истины о добре. Он в этих вопросах, образно говоря, проникал до чистых вод подземных глубин.

Значение мыслей поэта о духовных основах жизни человека возрастает сегодня, когда развитие техники, новые технологии, компьютеризация угрожают многогранности межчеловеческого обще­ния, цельности человеческой индивидуальности.

Абай в «Словах…» не употребляет политические термины как-то: «политическая культура», «демократия», «легитимность» и другие. Но это не значит, что в «Словах…» нет этих поня­тий. Анализ политологических аспектов раздумий Абая показывает удивительную глубину и масштабность его позиций относительно духа, воли, свободы, права народа, а также одухотворенной го­сударственности. Поэт исходил из неизбежности вовлечения веру­ющих в политическую жизнь. Истинный мусульманин должен думать о проблематичности самого существования себя как верующего. Дар веры должен определять и соответствующие задачи, причем одной из главных является миротворчество. Вера способствует проявлению справедливости Аллаха в мыслях, словах и делах и именно благодаря этому проявляется надежда достичь справедли­вости в обществе. Божественная справедливость воплощается в людской праведности, вытесняющей из жизни насилие, утверждаю­щей человеческое достоинство по отношению к себе и другим. Послушаем Абая:»Мы убедились, что вера безгранична, и никто из смертных не в силах ее познать до конца. И тот, кто решительно и с полным сознанием вступил на этот путь, может называться истинным мусульманином. Советом ли, или могуществом он отныне, обязан творить добро ближнему… Творить добро — долг каждого человека» (с.126-127).

Исключительно актуальны для политической современности мысли Абая об авторитете лидеров, о порядочности тех, кому де­легирована власть, о правде.

Поэта занимает вопрос о том, как обеспечить избрание луч­ших людей на должности. Абай свидетельствует: казахи традици­онно почитали лучших мужей. Самых мудрых и честных из них об­лачали особыми полномочиями и называли «елбасы» — глава наро­да и «топ-басы»  предводитель общины.

Суть правящего круга людей Абай представляет как полити­ческую элиту, оказывающую большее влияние на политическую жизнь, чем остальные члены общества. Особое значение Абай при­давал тому, чтобы элита состояла из наиболее прогрессивно мыс­лящих и авторитетных людей. При таком подходе принципиальный

характер приобретает вопрос критерием отбора. Обобщенно Абай выделяет следующие моменты: политические и моральные, психи­ческие и волевые свойства. Мысли Абая об элите в смысле ка­чественно лучших ценны для того, чтобы глубже понять опасность ситуации, когда в элиту попадают лица, обладающие совсем не теми чертами, которые нужны лидерам, политикам. Как известно, проблемой политического лидерства занимались еще античные мыс­лители, начиная с Платона, Аристотеля, Геродота и Плутарха. Этот вопрос был в центре внимания всех последующих исследова­телей, занимающихся государством и политической системой. Ана­лиз литературного наследия Абая убеждает, что и он не оставля­ет в стороне вышеуказанный предмет давних научных дискуссий. Такова природа абаевской универсальности.

Знаменательны мысли Абая о морали. Высокоразвитая мораль­ная жизнь-это прежде всего трудовая жизнь. Абай смело обличал неправды жизни и учил зорко подмечать их там, где люди вследс­твие привычки к ним не видят их.

Как подлинный «рыцарь свободного духа» Абай постоянно призывал к высшей духовности, к правдивости, искренности. Он верил в то, что властвующее лицо должно быть достойным и мог ральным. Ложь всегда подрывает доверительность, разрушает устои общества и не пригодна в политике.

Абай в «Словах…» пишет: «Если правда существует не для всех, а для какой-то части народа, то это не божья правда. На­род, который не имеет великой цели или общей правды, духовно мертв. А там, где нет жизни, не может быть и совершенства» (с.121).

Примитивизм и пошлость, царящие в нравах и вкусах общест­ва, погоня за низменными наслаждениями как цель и смысл жизни, равнение на власть имущих как мерило ценностей — все это пре­тило Абаю с его духовным аристократизмом.

Важно заметить, Абай на ограничивал дух его проявлениями в религиозной жизни. Познание, властеотношения, общение между людьми — сферы духовности. По логике Абая дух там, где есть свобода.

Книга «Слова назидания» гениального поэта Абая так богата содержанием, так многогранна по обилию вопросов, что вполне закономерно ее относят к ряду величайших литературных памятни­ков прошлого.

Поэт в «Словах…» возвышается до подлинного вдохновения и ярко проявляет смелость и силу мысли. Согретая внутренним огнем, наполненная страстной жаждой раскрыть смысл человечес­кой жизни во всей полноте ее устремлений книга эта невольно заставляет с готовностью склонять свои колени перед высокой Мудростью.

Не удивительно, что высочайшее напряжение поэта в ходе мучительного поиска истины находит благодарный отклик в совре­менной душе. Не являются исключением и политические взгляды Абая.

Юбилейный альманах

Института развития Казахстана.

150-летию Абая. – Алматы, 1995.

 

Подготовили к печати:

Талшын Есентаева, Айгерим Сметова,

Алия Тапенова, Айгуль Алпысбаева,

Лаула Шаяхмет, Гульназ Даутова,

магистранты Института Абай

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники