Тлемис Мустафин. СИНТЕЗ ЖИЗНИ
(К политологическим аспектам «Слов назиданий» Абая)
Величайший поэт и мыслитель Абая в «Словах назидания» не анализирует конкретные проблемы политической науки и кощунственно было бы искать его в трудах решение подобной задачи. Однако универсальность взглядов Абая позволяет новым поколениям обществоведов открывать в его наследии созвучные себе мысли.
Во времена Абая политическая наука на Западе широко распространялась в основных концепциях либерализма, консерватизма, социал-демократизма. В научной литературе с середины XXI века происходило активное переосмысление идей гражданского общества и правового государства, исходящие из представления о необходимости отмены сословных властно-политических порядков.
Безусловно, Степь была далека от процессов формирования и развития политических теорий, не ведала социальных движений в направлении создания гражданского общества.
Тем не менее Абай оставил нам чрезвычайно много ценных идей, обладающих конструктивной силой и могущих оказать определенное влияние на нынешнюю политическую жизнь, политическую мысль и тем занявшие свое высокое место в духовном контексте современности.
Абай глубоко проник в специфику человеческого бытия в мире. Он придает исключительное значение культурно-историческому творчеству человека, источником которого может выступать открытость человека, постоянное «самопревосхождение». честный Лтруд, стремление овладеть новыми ремеслами.
Для политических взглядов Абая характерно сложное смешение позиций гуманизма, демократизма, религиозности. Абай исходит из особенностей экономического и политического развития Казахстана, которые обусловили сложность и противоречивость общественно-политической мысли. Колониальное положение Казахстана, медленное проникновение новых социально-экономических отношений оставляли мало надежд на быструю ломку изживших себя исторически, но сохранявших колоссальный удельный вес во всей жизни общества патриархальщины, невежества.
В этих условиях Абая остро волновал вопрос о том, какой будет судьба казахстанского общества. Поэта повергает на духовные страдания то, что казахи, как народ, не имеют своей государственности и колониальная администрация не допускает к самоуправлению местное население выше волостного управства. Оценивая межродовую драчку в ходе выборов волостного, процветающую оголтелую коррупцию Абай трагедию видел не столько в низкой политической культуре, сколько в деградации самого общества. Он с горечью писал:»Я вижу, как в этой сутолоке мой народ мельчает с каждым годом и становится все более безнравственным» (с.13).
Демократизацию выборов в волостные правители Абай считал слабой надеждой, но все же какой-то возможностью облегчить бесправное положение своего народа. Воплощение идей национального суверенитета, народного благосостояния, как их понимал Абай, зависело и от борьбы против отдельных пороков тогдашнего политического устройства, ярко выраженных в системе выборов низшей ступени власти в колониальной окраине.
Абай высоко оценивал демократические традиции казахской государственности, судебной практики биев, искал способы их возрождения для блага народов Степи.
«Бии — степные судьи — уже потому несут вред, что ими начисто утеряны добрые дедовские традиции. Не каждый бий помнит «старые истины», завещанные Есим-ханом. или «светлый путь», проторенный Касым-ханом, или «семь сводов законов», оставленных мудрым Тауке» — писал Абай (с.14).
Глубина политической мысли Абая в том, что демократизм и справедливость требуют прежде всего знания традиций, элементарного правосознания. Власть имущие должны помочь своему народу в этом. Иначе народное невежество не позволит избрать достойных людей, голосование превратится в политическую махинацию жуликов, авантюристов, а это в свою очередь приведет к потере взаимного уважения и доверия людей. Поэт стремится убедить всех в том, что всякий политический строй должен иметь свои жизненные основы в душевном складе народа, иначе он бесперспективен, губителен.
Логика рассуждений Абая в этих вопросах ведет к пониманию значения исторической памяти народа в формировании национального самосознания, луча надежды на будущую справедливость.
В «Словах…» Абая неизменно присутствует вера в способность казахского народа к самоуправлению. И эту свою способность он пронес через всю свою историю, несмотря на сложное сплетение роковых исторических условий.
Мудрец в «Словах…» часто обращается к теме о содержании и характере духовных устремлений казахского народа. Здесь он не ограничивается изображение религиозного идеала. Абаевский критический взгляд на отдельные стороны общественной жизни Степи, включая и политические моменты, ни в коем случае не являются основанием для пессимистического вывода относительно возможностей его родной национальной среды к созиданию общественных ценностей, история свидетельствует, что казахское общество всегда обнаруживало чрезвычайную способность к самоуправлению, культурному творчеству. Вдумчивый слушатель, народ в целом воспринимали абаевские суждения как отражение подлинной сложности национальной жизни, ее духовного богатства в совокупности, во всей полноте.
Слово пятое заканчивается следующими словами:»И это мой народ, который я люблю и к сердцу которого ищу тропу…» (с.19). Абай, отважившийся взять на себя в высшей степени ответственную задачу: охарактеризовать духовный облик казахского народа, исходил из целостного представления, не выделяя из целого какой-либо один элемент. Абай своей характеристикой не развенчивает, а возвеличивает казахский народ, желает ему жить жизнью полной, соответственной духовному дарованию.
Таким образом в раздумьях Абая весьма четно проходит идея неразрывной связи этнической идентификации и политического выбора. Абай за реализацию этнического права как политико-правового регулятора этнической жизни.
Его призывы к активной жизни, достижению уровня более развитых народов основаны на глубоком осмыслении социально-политических интересов казахского общества, этнической природы своих сородичей.
Абай постоянно подчеркивает, что у казахов есть свои традиции, ценности, обычаи, образ жизни и что с этим нельзя не считаться. Решительно выступая против всякого унижения, поэт проповедует чувство собственного достоинства, как народа, как этнической общности со своей психологией, без комплекса неполноценности.
Не будет преувеличением, если в связи с вышеизложенным, сказать Абай в «Словах…» поднимается на определенную высоту осмысления политической истории своего народа.
Современному обществу близки мысли Абая о назначении человека. Здесь ключевое положение мыслителя состоит в том, что человек есть творец в силу того, что он обладает разумом. «Человек, только он обладает исключительной силой — разумом, изумительно сложенным телом, и это сочетание определяет его многогранность и высокий талант» — заключает Абай (с.77).
Творческая мощь, присущая человеку, творческое мироотношение должны быть распространены и на познание. Абай доводит свою мысль о творческом духе человека до конца. Ему дорого не только оправдать и осмыслить творческие порывы духа; ему дорого понять религиозно смысл творчества. Абай глубок тем, что он создает свою философию творчества. Поэт утверждает, что истинно верующий должен обладать тремя качествами: знаниями, честностью и состраданием. Это — три силы, которые ведут человека к совершенству. Они заложены в каждом человеке. «Но развитие этих сил или свойств зависит уже от самого человека. Совершенство каждого из свойств и гармоничное сочетание их достигается усердием и преданностью. Преданностью науке, вере, жизни» (с.120). Мыслитель утверждает, что творчество ведет к совершенству, . к осознанию высших духовных сил в сплаве любви и правды. Вместе с тем, Абай исходит из того, что общество должно создать стимулы к творческому мироотношению, главным из которых является справедливость.
Поэтому Абай писал:»Устроенность жизни как бы очищает ум человека, а достаток создает условия для его развития… изобилие необходимо для обеспечения свободы людей и создания определенных условий для духовного развития» (с.127).
Все это обобщенно воплощает справедливость, формулу равновесия противонаправленных сил, на гармонии которых покоится все мировоззрение.
Творчество, по мысли Абая, откровение свободы. Аллах сотворил людей любя и сострадая, поэтому творчеством люди оправдывают себя, в человеческом качестве, доказывают свою вечную благодарность творцу. Так, великий мыслитель подводит нас к пониманию права и правды творчества. Истинное оправдание человека — в творчестве жизни новой и нового бытия, включая и политическую сферу.
Итак, человек не может жить, не может сохранять свою жизнь, не умея пользоваться разумом. Для этого бог сделал человека богом на Земле, вложил в него начало самодеятельности.
Здесь важно заметить, что внешне в «Словах…» Абай, говоря о творчестве, кажется абсолютизирует личное, замыкает человека в его духовности. Но взгляд Абая безусловно глубже. Дело в том, что любое занятие, любой творческий акт выходит за рамки личной сферы, ибо они способствуют поднятию тонуса общественной жизни, формируют объективный дух общества. В соответствии с аристотелевской традицией любая активность человека как вклад в жизнь общества является «политической» в широком смысле.
В «Словах…» Абай рассматривает природу человека, смысл жизни, пути к счастью и свободе в тесной связи с отношениями между народами, с миром в обществе. Он считает, что мирное сожительство народов невозможно без определенного психологического настроя людей. В самом деле, одним из препятствий для взаимопонимания является как раз восприятие «другого» как врага, угрожающего «нашим ценностям». Мысли Абая в политическом плане сравнимы с мыслями Аристотеля, который как политик опирался на осторожность, осмотрительность, отрицал «абсолютный решительный жест», приводящий к неожиданным, непредвиденным последствиям.
Абай мудро предупреждал о том, что очень опасно формирование в сознании людей отрицательного отношения к другим народам. Психология враждебности диктует особую политическую мораль с известным принципом:»чума на оба ваших дома». Психолс • гия враждебности препятствует осознанию общих интересов, всего, что так или иначе могло бы объединить усилия людей.
Абай считал, что психология враждебности не является врожденной чертой сознания. Она скорее результат целенаправленной «обработки» сознания.
У Абая мы читаем: «Человек дитя человечества. Потому твое рождение и возмужание, твое устремление к достатку или ощущение голода, твои печали, уклад жизни, телосложение, наконец. твоя смерть, не отличаются от природы и судьбы любого другого человека» (с.96). Поэтому в каких бы условиях ни существовал человек, в каком бы обществе не жил, в его мыслях может быть только гуманность. В этом отношении человек заключает свою цель в самом себе; гуманность — цель человеческой природы и ради достижения ее бог отдал судьбу человечества в руки самих людей. Если следовать дальше, гуманность по Абаю — это не просто какая-то черта человека: это система проявлений человеческого в обществе, да и в природе, это — категория, перерастающая рамки и отдельной личности, и отдельного общества, и человеческого рода в целом.
Трудно переоценить актуальность этих мыслей Абая особенно во времена накала страстей, переживаемых сегодня нашей страной. Проблема человеческого достоинства — главный предмет раздумий Абая. Он энергично ратует за гуманистическую направленность образования и создания прочной культурной основы для воспитания. Никто не рождается с высоким этическим сознанием. Поэт мечтал о том времени, когда благородные гуманные акты многих были бы предопределены принципами, доминирующими в общем мышлении соответствующего времени.
В этом отношении раздумья Абая перекликаются с идеями гуманиста А.Швейцера, который считал, что история этической мысли является наиболее глубоким слоем всемирной истории. Великий немецкий мыслитель писал: «Внести нечто весомое и прочное в решение проблем политической и экономической жизни мы сможем лишь в том случае, если возьмемся за них как люди, стремящиеся прийти к этическому мышлению. Те, кто хоть в чем-то двигает вперед наше мышление об этике, содействуют приближению эры благополучия и мира на Земле. Они тем самым занимаются высшей политикой и высшей политической экономией»1.
Абая своими размышлениями о проблемах нравственности, об этике действительно сыграл выдающуюся роль в постижении истины о добре. Он в этих вопросах, образно говоря, проникал до чистых вод подземных глубин.
Значение мыслей поэта о духовных основах жизни человека возрастает сегодня, когда развитие техники, новые технологии, компьютеризация угрожают многогранности межчеловеческого общения, цельности человеческой индивидуальности.
Абай в «Словах…» не употребляет политические термины как-то: «политическая культура», «демократия», «легитимность» и другие. Но это не значит, что в «Словах…» нет этих понятий. Анализ политологических аспектов раздумий Абая показывает удивительную глубину и масштабность его позиций относительно духа, воли, свободы, права народа, а также одухотворенной государственности. Поэт исходил из неизбежности вовлечения верующих в политическую жизнь. Истинный мусульманин должен думать о проблематичности самого существования себя как верующего. Дар веры должен определять и соответствующие задачи, причем одной из главных является миротворчество. Вера способствует проявлению справедливости Аллаха в мыслях, словах и делах и именно благодаря этому проявляется надежда достичь справедливости в обществе. Божественная справедливость воплощается в людской праведности, вытесняющей из жизни насилие, утверждающей человеческое достоинство по отношению к себе и другим. Послушаем Абая:»Мы убедились, что вера безгранична, и никто из смертных не в силах ее познать до конца. И тот, кто решительно и с полным сознанием вступил на этот путь, может называться истинным мусульманином. Советом ли, или могуществом он отныне, обязан творить добро ближнему… Творить добро — долг каждого человека» (с.126-127).
Исключительно актуальны для политической современности мысли Абая об авторитете лидеров, о порядочности тех, кому делегирована власть, о правде.
Поэта занимает вопрос о том, как обеспечить избрание лучших людей на должности. Абай свидетельствует: казахи традиционно почитали лучших мужей. Самых мудрых и честных из них облачали особыми полномочиями и называли «елбасы» — глава народа и «топ-басы» предводитель общины.
Суть правящего круга людей Абай представляет как политическую элиту, оказывающую большее влияние на политическую жизнь, чем остальные члены общества. Особое значение Абай придавал тому, чтобы элита состояла из наиболее прогрессивно мыслящих и авторитетных людей. При таком подходе принципиальный
характер приобретает вопрос критерием отбора. Обобщенно Абай выделяет следующие моменты: политические и моральные, психические и волевые свойства. Мысли Абая об элите в смысле качественно лучших ценны для того, чтобы глубже понять опасность ситуации, когда в элиту попадают лица, обладающие совсем не теми чертами, которые нужны лидерам, политикам. Как известно, проблемой политического лидерства занимались еще античные мыслители, начиная с Платона, Аристотеля, Геродота и Плутарха. Этот вопрос был в центре внимания всех последующих исследователей, занимающихся государством и политической системой. Анализ литературного наследия Абая убеждает, что и он не оставляет в стороне вышеуказанный предмет давних научных дискуссий. Такова природа абаевской универсальности.
Знаменательны мысли Абая о морали. Высокоразвитая моральная жизнь-это прежде всего трудовая жизнь. Абай смело обличал неправды жизни и учил зорко подмечать их там, где люди вследствие привычки к ним не видят их.
Как подлинный «рыцарь свободного духа» Абай постоянно призывал к высшей духовности, к правдивости, искренности. Он верил в то, что властвующее лицо должно быть достойным и мог ральным. Ложь всегда подрывает доверительность, разрушает устои общества и не пригодна в политике.
Абай в «Словах…» пишет: «Если правда существует не для всех, а для какой-то части народа, то это не божья правда. Народ, который не имеет великой цели или общей правды, духовно мертв. А там, где нет жизни, не может быть и совершенства» (с.121).
Примитивизм и пошлость, царящие в нравах и вкусах общества, погоня за низменными наслаждениями как цель и смысл жизни, равнение на власть имущих как мерило ценностей — все это претило Абаю с его духовным аристократизмом.
Важно заметить, Абай на ограничивал дух его проявлениями в религиозной жизни. Познание, властеотношения, общение между людьми — сферы духовности. По логике Абая дух там, где есть свобода.
Книга «Слова назидания» гениального поэта Абая так богата содержанием, так многогранна по обилию вопросов, что вполне закономерно ее относят к ряду величайших литературных памятников прошлого.
Поэт в «Словах…» возвышается до подлинного вдохновения и ярко проявляет смелость и силу мысли. Согретая внутренним огнем, наполненная страстной жаждой раскрыть смысл человеческой жизни во всей полноте ее устремлений книга эта невольно заставляет с готовностью склонять свои колени перед высокой Мудростью.
Не удивительно, что высочайшее напряжение поэта в ходе мучительного поиска истины находит благодарный отклик в современной душе. Не являются исключением и политические взгляды Абая.
Юбилейный альманах
Института развития Казахстана.
150-летию Абая. – Алматы, 1995.
Подготовили к печати:
Талшын Есентаева, Айгерим Сметова,
Алия Тапенова, Айгуль Алпысбаева,
Лаула Шаяхмет, Гульназ Даутова,
магистранты Института Абай