Ермухан Бекмаханов. НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ АБАЯ КУНАНБАЕВА
Среди выдающихся казахских просветителей-демократов второй половины XIX века Абаю суждено было видеть начало нового века. Абай умер в шестидесятилетнем возрасте накануне русско-японской войны. Известно, что в конце XIX – начале XX вв. в России происходило стихийное рабочее движение. Казахские трудящиеся в это время продолжали испытывать двойной угнетение – со стороны феодально-байской знати и колониальных властей.
Хронический аграрный кризис в метрополии и усиленный приток в Казахстан безземельных крестьян-переселенцев сопровождались усилением крестьянского движения. Освободительную революционную борьбу трудящихся национальных окраин, в том числе Казахстана, возглавил русский пролетариат, руководимый Коммунистической партией. В России приближалась буржуазно-демократическая революция – первая народная революция периода империализма. В наступивший переломный исторический период в жизни народов нашей страны Абай мог остаться в стороне от бурно развивающихся событий в Казахстане. В этой связи долгое время привлекали внимание исследователей последние годы жизни великого поэта и мыслителя, отношение к общественно-политической жизни своего народа. Обнаруженные нами за последнее время архивные материалы в известной мере восполняют существующий пробел в этой области и проливают свет на выяснение общественно-политических взглядов Абая в последние годы его жизни.
Абай как «опасный для царизма человек» долгое время находился под негласным надзором местных колониальных властей, которые через агентурную разведку тщательно следили за его поведением и влиянием на казахские народные массы. Секретные материалы семипалатинского полицмейстера об Абае приводят нас к выводу о том, что он до последних дней своей жизни был неутолимым борцом за свободу и счастье своего народы и обличителем произвола федально-байской верхушки и местных колониальных властей.
Абай был известен своему народу как выдающийся поэт-гуманист и общественный прогрессивный деятель. Его имя было наиболее популярным среди казахского населения. По этому поводу в секретном донесении семипалатинского уездного начальника сказано: «В прежнее время Кунанбаев пользовался громадным влиянием среди киргиз как Семипалатинского, так и соседних уездов, неоднократно был выбран от уездов «тюбе-бием», т.е. примирителем в спорах межуездных, что считается между киргизами высшим почетом и доверием к честности избранного судьи» [2, 85-86].
В услових господства патриархально-феодальных отношений в Казахстане часто происходили междоусобные родовые столкновения, до тла разорявшие беднейшую часть казахских крестьян. Своим вмешательством Абай неоднократно добивался прекращения этих кровавых столкновений. В народе он слыл как справедливый и гуманный человек, защитник обездолинных.
До последних дней своей жизни Абай был тесно связан со своим народом и получал многочисленную корреспонденцию со всех концов Казахстана. Он вел переписку с представителями передовой русской, татарской и казахской интелегенции. Из разных уездов бедняки обращались к Абаю за советами и всегда в его лице находили своего защитника. В секретных донесених местных колониальных властей об Абае говорится что «обращаются к нему за советами» [2, 86].
Абай следил за всеми происходящими в стране событиями. Семипалатинский военный губернатор установил специальную цензуру за корреспонденцией и письмами Абая. За год смерти Абай был обвинен в причастии распространению «противоправительственных прокламаций». 18 апреля 1903 г. Семипалатинский военный губернатор в секретном донесении полицмейстеру писал: «Ввиду производящегося ныне дознания по поводу распространения среди киргизского населения противоправительственных прокламаций и необходимости обнаружения содержания как упомянутого письма, так вообще корреспонденции Ибрагима Кунанбаева, предлагаю вашему высокоблагородию тотчас же… отправиться по месту жительства названного Кунанбаева, произвести у него тщательный обыск» [2, 42]. Указание военного губернатора было приведено в исполнение. 25 апреля 1903 года был произведен внезапный обыск в доме Абая, во время которого было конфисковано большое количество корреспонденции и рукописей великого поэта. По поводу обыска в доме Абая чиновник особых поручений в секретном донесении писал: «Я тот-час отправился в Чингизскую волость, в аул Кунанбаева, где, прибыв 25 апреля в 12 часу дня, произвел тщательный обыск как в зимовье киргиза той же волости Ибрагима Кунанбаева, так и трех юртах, принадлежащих ему и его сыновьям: Магавию и Турагулу Ибрагимовым, расположенных вблизи зимового стойбища. При обыске арестовал всю корреспонденцию письменную, найденную в многочисленных сундуках и разных помещениях, приналежащих Кунанбаеву и Ибрагимовым» [2, 52]. Во время обыска Абай сумел уничтожить полученную им корреспонденцию из Кокчетава. Поскольку номер корреспонденции был зарегистрирован в Аркатской почтовой конторе, Абай при допросе не стал отрицать получения им данной корреспонденции. Однако он отказался сообщить подлинное содержание корреспонденции и фамилию адресата – Абай и его сыновья Магавия и Турагул заявили, что письмо было от неизвестного автора и что содержание носит якобы семейный характер. Не добивщись от Абая признания, Семипалатинский губернатор установил дальнейшую слежку за ним.
По поводу другой корреспонденции из Кокчетава, адресованной Абаю, семипалатинский губернатор телеграфировал: «В Аркатской почтовой конторе есть письмо, адресованное Ибрагиму Кунанбаеву из Кокчетава от Кощегулова, ввиду прекращения вредной агитации, зная Кунанбаева как разумного, понимающего человека, прошу поручить уездному начальнику или помощнику присутствовать при получении Кунанбаевым письма и, уговорить его передать вам» [2, 63]. Согласно сообщению Абая, это письмо носило личный семейный характер, что несколько успокоило колониальные власти.
В обстановке постоянной слежки и доносов волостных правителей Абай вынужден был сохранять полную конспирацию в своей переписке и в беседах с людьми. Не случайно в донесении полицмейстера говорится, что Абай «крайне осторожен в делах к нему лично не относящихся». Приведенные выше материалы свидетельствуют о живом интересе Абая к общественно-политической жизни казахских трудящихся.
Абай всю жизнь боролся с тлетворным влиянием реакционно-мистической религиозной идеологии. К началу XX века в Казахстан проникали проповедники панисламистских реакционных идей. Абай решительно выступал против мусульманских фанатиков и ратовал за приобщение казахского народа к демократической культуре русского народа. По этому поводу Семипалатинский уездный начальник вынужден был констатировать следующее: «В суждениях своих во время беседы Кунанбаев обнаруживает полное понимание государственных интересов и правильные взгляды на цивилизаторскую миссию России в азиатских владениях и с негодованием осуждает попытки мусульман-фанатиков» [2, 86]. Нам понятна здесь мысль Абая, но уездный начальник это высказывание великого поэта воспринял по своему.
Абай был разносторонне образованным человеком и состоял подписчиком многочисленных газет и журналов, издававшихся в России и Казахстане. 4 мая 1886 года Абай был избран действительным членом Семипалатинского статистического комитета и принимал деятельное участие в его работе.
Как известно, на страницах «Памятной книжки Семипалатинской области» печаталось много интересных материалов по истории и этнографии Казахстана. Как отмечает секретарь Семипалатинского областного статистического комитета Н. Коншин, Абай обещал ему доставлять исторические материалы о казахском народе. Он писал: «Тот же киргиз (Абай – Е.Б.), прекрасно умеющий говорить и читать по русский и знакомый с литературой о киргизах, дал обещание доставлять в Комитет разные сведения по этнографии своего племени» [3, 5].
В «Памятной книжке» была опубликована статья Абая под названием «Заметка о происхождении родов Средней киргизской орды». По поводу этой заметки Н. Коншин писал: «Настоящая заметка, с подстрочными к ним объяснениями, составлена исключительно на основании слов одного очень известного в Семипалатинской области киргиза, не пожелавшего, чтобы его фамилия была напечатана. Киргиз этот (из рода Тобыкты, племени Аргын) выразил опасение, как бы сообщаемые им сведения не показались обидными для некоторых родов, любящих окружить свое происхождение вымыслами» [4, 119].
Опубликованные и неопубликованные исторические и этнографические материалы Абая имеют важное значение для исследователей, занимающихся вопросами этногенеза казахского народа.
В найденных архивных материалах имеются интересные сведения о личности Абая, его сыновьях. Хотя биографические данные Абая в основном известны, тем не менее некоторые подробности его биографии представляют определенный научный интерес. В рапорте Семипалатинского уездного начальника об Абае сказано: «Киргиз Чингизской области Ибрагим Кунанбаев имеет от роду 60 лет, женат на 3 женах, от которых имеет около 20 человек детей… Человек он весьма развитый и умный… Один из сыновей Кунанбаева по окончании курса михайловского артиллерийского училища произведен в офицеры и будучи на службе в Туркестанском округе умер, дочь обучалась в киргизском интернате, где окончив курс, ныне замужем, сам Кунанбаев выписывает книги, газеты и журналы и интересуется русской литературой» [5, 85-86].
Из приведенных выше архивных материалов об Абае, относящихся к 1903 году, ясно видно, что он до конца своей жизни проявлял большой интерес к общественно-политической и культурной жизни своего многострадального народа. Во имя защиты кровных интересов своего народа Абай отстаивал перед властями и феодально-байской знатью права и человеческое достоинство трудящихся.
Абай не дожил до первой русской революции, когда в Казахстане развернулось освободительное движение казахских трудящихся, руководимое русским пролетариатом. Если бы Абай был живым очевидцем этих великих событий, он искренне радовался бы зреющей на его глазах революционной силе, способной освободить казахский народ от оков социального и колониального гнета. Он убедился бы, что его долголетняя борьба за счастье и свободу своего народа не прошла даром, что народные массы все больше и больше набирают сил для уничтожения несправедливого общественного строя.
Долгие годы преследований Абая местными колониальными властями, постоянные доносы и шантаж феодально-байской знати надломили его здоровье, терроризировали его духовно. В секретном донесении чиновников, лично видевших Абая накануне его смерти, писалось: «В настоящее время влияние Кунанбаева не то, что было прежде, он постарел, отяжелел» [5, 86].
Абай умер в 1904 году. К сожалению, до нас полностью не дошел его личный архив с письмами и многочисленной корреспонденцией. Среди его архива, очевидно, было немалых интересных материалов по истории и этнографии казахского народа. Не исключена возможность, что со временем в архивах удастся обнаружить конфискованные полицией письма, корреспонденции и рукописи Абая. Это дало бы возможность более глубоко и всесторонне изучить и осветить общественно-политические взгляды великого казахского поэта-гуманиста.
Список использованной литературы:
- Бекмаханов Е.Б. Новые материалы к биографии Абая Кунанбаева // Ученые записки КазГУ. – Т.38 (серия историческая), Вып.4., 1959.
- ЦГА КазССР, ф. 15, оп. 2, д. 399, св. 153.
- ЦГА КазССР, ф. 460, оп. 1, д. 34, св. 4, 1889.
- Памятная книжка Семипалатинской области на 1900 г., вып. IV. Семипалатинск, 1900.
- ЦГА КазССР, ф. 25, оп. 2, д. 399, св. 153.
Ученые записки КазГУ. – Т. 38 (Серия историческая). Вып. 4. – 1959. – С. 163-166.
Бекмаханов Е.Б. Собрание сочинений в семи томах.
Том 5. (Сборник научных статей). — Павлодар: ТОО
НПФ «ЭКО», 2005. – C. 163-166
Сайтта жариялауға дайындаған
Әйгерім Нұрбекова,
Абай институтының магистранты.