К 80-ЛЕТИЮ КАЗНУ им.АЛЬ-ФАРАБИ. Русский язык и воспитательная работа
Казахский Национальный университет имени аль-Фараби прошёл яркий плодотворный путь успеха со дня его создания – в этом году мы отмечаем 80 лет родному университету. Может исторически это и небольшой отрезок пути, но для коллектива университета – большого, сплочённого, творческого – это путь ежедневного труда, поисков новых форм работы, ярких событий и в аудиториях, и вне их стен. Работа настоящего педагога не ограничивается временем аудиторных занятий. Одна из составляющих деятельности увлечённых своим делом преподавателей – это воспитательная работа со студентами – будущим нашей страны, которая в основном проводится в свободное от занятий время. Это время мы проводим очень по-разному, совершенно в разнообразных формах – ходим с ребятами в театры и музеи, проводим конкурсы и викторины, устраиваем концерты и поэтические вечера. Пожалуй, всё это оставляет в душе студентов даже более значительный, более глубокий след, чем занятия по специальности. Они сами говорят об этом, когда мы встречаемся с ними через много лет. Ребята неизменно вспоминают наши экскурсии и походы в театры. Приезжая со всех уголков страны из маленьких городов и дальних аулов в большой город – центр культуры и науки – студенты ощущают потребность в пище духовной. Сейчас часто можно услышать негативные мнения о современной молодёжи, но с такими высказываниями категорически нельзя согласиться, работая и общаясь со студенческой молодёжью нашего университета. Обучая профессионально-ориентированному русскому языку студентов всех факультетов университета, можно отметить их большой интерес к учёбе, стремление к знаниям и искреннюю любознательность ко всему новому и неизведанному. Поэтому преподаватели кафедры русской филологии, русской и мировой литературы отдают много сил и времени воспитанию самых лучших качеств человеческой личности в наших студентах. Мы имеем возможность дать студентам основы гуманитарного образования, привить интерес к литературе и культуре разных стран, повысить личностный образовательный уровень. Говоря об уровне культуры человека (а это немаловажно для людей, получающих дипломы национального университета), мы, прежде всего, говорим о культуре речи и уделяем развитию речи большое внимание. Это находит своё отражение и в программе курса профессионально-ориентированного русского языка (в силлабусе есть такие темы, как «Особенности ораторской речи», «Особенности публичной речи» и т.п.), и в том, что каждое внеаудиторное воспитательное мероприятие обговаривается, обсуждается, выливается в рассказы об увиденных картинах в музеях, о жизни и творчестве художников, о проблемах, достоинствах и недостатках просмотренных спектаклей, о жизни и творчестве драматургов. Студенты учатся выражать и объяснять свои впечатления и мнения, давать оценки и рецензировать всё прочитанное и просмотренное.
Вот так творчески наши студенты изучают и используют русский язык в своей учебной и внеаудиторной работе. Очень радостно, что ребята активно, с большим интересом ходят на выставки, спектакли, экскурсии, развивают свою речь и творческие способности. Осуществляя задачи образования, намеченные нашим Президентом в «Стратегии-2050», мы стремимся сформировать своих студентов, как будущих учёных, интеллектуальных творческих личностей, строителей нового инновационного Казахстана.
Р.С.ТУРЕБЕКОВА,
ст.пр. кафедры русской филологии,
русской и мировой литературы