К 80-ЛЕТИЮ КАЗНУ им. АЛЬ-ФАРАБИ. Научно-исследовательская работа студентов
на кафедре русской филологии, русской и мировой литературы
С большой гордостью мы отмечаем 80-летний юбилей КазНУ им. аль-Фараби, потому что для большинства преподавателей нашей кафедры университет им. аль-Фараби – это родной дом, наша alma-mater. С благодарностью вспоминаются студенческие годы, когда наши профессора, учёные с мировыми именами – Багизбаева М.М., Зуева Р.С., Ахметов З.А. и другие – пробуждали в нас интерес к научным исследованиям. И сейчас наши преподаватели, обучая русскому языку студентов всех факультетов университета, неизменно поддерживают интерес учащихся к исследованиям, поискам любой интересной научной информации. Многие первокурсники, увидев в расписании «Русский язык», думают, что эти занятия связаны с грамматическими упражнениями, написанием диктантов. И бывают приятно удивлены, когда начинают понимать, что «Профессионально-ориентированный русский язык» — это научная дисциплина, дающая универсальные знания по работе с научными текстами, чтению и пониманию научной литературы.
Преподаватели нашей кафедры очень многое делают для развития гармоничной личности. Воспитание в молодых людях культуры поведения, в целом, и культуры речи, в частности, — это одна из основных задач при обучении языку. Поэтому говоря о научно-исследовательской работе на наших занятиях, в первую очередь мы имеем в виду культуру и развитие речи.
Развитие речи – это один из основных результативных аспектов проведения студенческой учебно-научной конференции «Прикладные аспекты наук», в зависимости от факультета – «Прикладные аспекты физики, химии, математики, филологии» и т.д., которую мы обычно проводим в конце семестра, как подведение итогов занятий по русскому языку. Задание к этой конференции даётся заранее, сразу после РК1, чтобы было достаточно времени для подготовки. Такая научная работа студентов особенно актуальна в условиях создания исследовательского университета, к чему мы стремимся. Особенно отрадно, что у студентов эта исследовательская работа вызывает неизменный интерес и большое воодушевление, потому что, во-первых, здесь большой простор для творчества, во-вторых, это связано с их будущей профессией. Ребята используют огромные возможности современного информационного поля – они узнают много нового о том, как развиваются их науки в мировом научном пространстве, в масштабе планеты. Изучая многочисленные источники в поисках интересного и нужного материала, студенты готовят доклады, сообщения, выступления на 10-20 минут. И представляют это в самых разных формах – иллюстрируют слайдами, видеороликами, а на факультете химии и химической технологии, например, ребята проводили химические опыты, демонстрируя и доказывая теоретические положения. Студенты-химики связали свои научные исследования с пропагандой здорового образа жизни: они рассмотрели и показали с точки зрения химических реакций, какое пагубное воздействие, разрушающее организм человека, оказывают курение табака и кальяна, употребление алкогольных и наркотических средств, какие при этом происходят необратимые процессы на уровне клеток человеческого организма. Насколько важно беречь себя от вредных привычек – к такому выводу пришли ребята.
А на факультете востоковедения студенты обсуждали языковую реформу – переход казахского языка на латиницу. Ребята внимательно изучили историю этого вопроса: как перешли на латиницу другие тюркские государства – Турция, Узбекистан, Азербайджан, с какими проблемами столкнулись там, какие проблемы ещё решают до сих пор. То есть студенты уже предвидят некоторые трудности, которые придётся преодолевать и нам в процессе перехода алфавита казахского языка на латиницу. К единому мнению ребята не пришли. Нужен ли в современных условиях такой переход — кто-то высказывался за, а кто-то был против.
Думается, что такой русский язык интересен нашей молодёжи, понимающей важность знания языков, которые дают возможность расширить круг человеческого общения и войти в мировое пространство.