Рубрики
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

  • Очень хороший (33%, 166 Votes)
  • Плохой (18%, 89 Votes)
  • Без Комментариев (18%, 89 Votes)
  • Хороший (17%, 87 Votes)
  • Средний (13%, 63 Votes)

Total Voters: 499

Загрузка ... Загрузка ...

Мухтар Ауэзов. НАРОДНОСТЬ И РЕАЛИЗМ АБАЯ

Мухтар Ауэзов

 

 

Прошло пятьдесят лет с того дня как умер великий Абай. Вблизи Чингисских гор, в безлюдной долине Жидебай, на вершине невысокого кургана покоится прах поэта. А имя Абая живет. На крыльях народной любви оно облетело степи и горы. Он был верным сыном своего народа, его неподкупной совестью, его могучим голосом. И стихи Абая звучат над всей Советской страной.

Проходят десятилетия, и растет слава поэта, не­устанно звавшего свой народ к свободе, будившего у тру­дового люда протест против феодального гнета. И се­годня потомки почтительно и сердечно склоняют головы перед памятью великого певца казахского народа, видев­шего призвание поэта в суровой, непримиримой борьбе против зла:

 

Взглянет он зорче степного орла,

Струны раздумья в душе теребя.

Против невежества, против зла

Он обращает свой гнев, скорбя.

 

Выросший в семье самовластного степного правителя Кунанбая, Абай порывает с нею и становится выразите­лем народного протеста против косных устоев феода­лизма. В полных гнева и горечи стихах поэт выражает свое возмущение общественным укладом тогдашнего аула с его невежеством, бедственным и безвыходным положе­нием трудовых масс, дикими обычаями, родовой враждой, растленными нравами феодальных верхов:

 

Бесчестный, зверя жадней,

Грязный в словах и делах,-

Такой герой наших дней

Правит тобою, казах!

 

Воспитанный в удушливой атмосфере медресе, в среде невежественных мулл, тупо спорящих о толковании ша­риата, и темных фанатиков, сеявших вредоносные зерна недоверия и вражды к людям иной веры, он ушёл из-под влияния религиозного мракобесия и стал неутомимым борцом за просвещение своих соотечественников. При­надлежа к народу, фактически лишенному широких культурных связей с другими нациями, отгороженному от передовой общественной мысли угнетением, нищетой, темнотой, Абай сумел критически воспринять наследие классической поэзии Востока, а затем со всей силой сво­его таланта приобщился к русской демократической куль­туре. Он создал в Казахстане письменную поэзию. Он открыл казахскому народу новые горизонты, познакомив его с произведениями великих русских классиков.

Популярный общественный деятель, певец народной судьбы, Абай был горячо любим честными тружениками и жестоко преследовался невежественными и коварными степными феодалами, верными слугами царского само­державия. Труден и светел был путь этого замечатель­ного поэта, смело отдавшего свой талант благородному служению интересам народа.

Народность и реализм — вот те качества, благодаря которым талантливая и мудрая поэзия Абая обрела бес­смертие, вот подлинная основа величия певца. Народ­ность и реализм были итогом многолетних идейных и творческих исканий великого казахского поэта.

«Мудрая пчела не пьет из увядшего цветка»,- гла­сит китайская пословица. Абай, честный и дальнозоркий художник, в ущерб собственному благополучию отверг источники гнили и тлена, из которых черпали вдохнове­ние певцы ханско-байской идеологии, придворные поэты степных правителей. Иной, живительный источник — жизнь трудового народа — питал поэзию Абая.

Абай подлинно народен, ибо творчество его отразило думы и мечты казахского народа о справедливой жизни. В своих произведениях Абай воспевал трудолюбие, упор­ство, честность, мужество простых людей, раскрывал в национальном характере родного народа те черты, которые были порукой освобождению казахов из-под векового ига баев и мулл. Горячо и вдохновенно призывал он народ к смелой борьбе за лучшее будущее. Так же, как, например, творчество Пушкина и Шевченко, произведе­ния Абая перешагнули за рамки своего времени. Они живы и сегодня. Все великие поэты, работая для насто­ящего, служили будущему.

Выяснив фольклорные истоки творчества и отыскав тематические и иные связи выдающихся произведений с народной поэзией, еще нельзя определить народность великих поэтов прошлого. Разве народность Шота Руста­вели заключается лишь в том, что он творчески исполь­зовал народные сказки? Разве можно охарактеризовать народность поэм Низами и Навои, установив только факт обращения поэтов к мотивам народных легенд?

Народность художника не только в том, что почерпнул он в фольклоре, как освоил предшествующий поэтиче­ский опыт народа, но, главным образом, в том, как от­разил он чаяния и стремления трудовых масс, какова роль его в процессе развития национальной культуры, насколько он приумножил и обогатил духовные сокрови­ща народа, насколько он помог народу. Все великие поэты, в том числе и Абай, обогащаясь художественными ценностями, добытыми народом, сторицей возвращали ему свой долг. Они наполняли фольклорные мотивы и традиционные образы новым глубоким смыслом, новым идейным содержанием. Творения Абая народны потому, что возвращают заимствованные у народа идейные и художественные ценности возросшими, заново осмыслен­ными, наполненными тем, что необходимо народу для дальнейшего исторического развития.

Творчески осваивая и развивая народно-поэтические традиции, великие художники поднимали на новую, вы­сшую ступень идейно-эстетическое развитие своего народа. Творчество Абая было ценнейшим вкладом в казахскую культуру. Народ унаследовал произведения поэта, потому что они были высшим художественным выражением народного духа той поры.

Активный общественный деятель, Абай стихами и пес­нями смело вторгался в мрачную действительность сво­его времени, призывал разрушать препятствия, мешаю­щие прогрессивному развитию казахского народа. Отстаивая интересы бедноты, он беспощадно изобличал и зло высмеивал во многих своих  произведениях угнета­телей народа. Он гневно писал:

Бай не поможет бедняку. Зачем его жалеть?

А если даст кусок — гляди, длинна у бая плеть:

Трудись, бедняк, проклятый долг сторицей возврати,

Ведь баю — жить и богатеть, тебе — в могиле тлеть.

 

Абай был выразителем взглядов трудящихся казахов. Разорение бедноты, дикая эксплуатация батрачества степными воротилами, грабительские налоги, произвол царской администрации, деятельность волостных упра­вителей, мулл и многое, многое, волновавшее народ и бывшее предметом его невеселых дум, нашло свое от­ражение в творчестве Абая. Поэт правдиво отразил социальный опыт пореформенного казахского крестьян­ства, его искреннее стремление к дружбе с трудовым русским народом. В своих стихах, насыщенных высоким гражданским пафосом, он выступает как защитник аульного бедняка и батрака («Ноябрь — преддверие зи­мы…»), казахской женщины, приговоренной религией к двойному гнету («Красотка-девушка…»), молодого по­коления, которое он призывал изучать русский язык, рус­скую культуру («В интернате»).

В своем творчестве Абай выразил то, что в силу исто­рической новизны лишь смутно бродило в сознании масс и еще не могло быть высказано народными певцами. А выразителем стремлений народа он смог стать потому, что в его поэтическом подвиге опорой ему служила пере­довая демократическая русская культура и прежде всего хорошо известные ему идеи Чернышевского.

Глубоко народен Абай и в тех произведениях, где нет речи непосредственно о народной доле, о тяжелой участи угнетенных и обираемых крестьян, или где он выступает как переводчик Крылова, Пушкина, Лермон­това. Философская лирика Абая, его поэтические разду­мья о природе («Весна», «Зима»), о поэзии («Поэт», «Поэзия — властитель языка…»), о любви («Обращение джигита», «Ты — зрачок глаз моих…»), его переводческая деятельность, имевшая большое историческое значение для той эпохи,— все это приобщало казахов к передовой культуре, помогало преодолевать вековую изоляцию и отсталость.

Напряженно,    многосторонне и ответственно мыслил поэт о судьбах   трудового   казахского   народа,   о его будущем.

Жаркой жалостью к страдающим наделен,

Ты работай для блага людских племен!

 

Выдающийся мастер художественного слова, смелый и неутомимый новатор, Абай разрушил каноны созерца­тельной украшательской условной поэзии.   Он говорил:

 

Поэзия — властитель языка,

Из камня чудо высекает гений.

Теплеет сердце, если речь легка.

И слух ласкает красота речений…

… Как старый бий, пословиц не леплю,

Не бормочу, на грош меняя душу.

Слова скупые, верные люблю,

И ты простую речь мою послушай[1].

 

Великий поэт-реалист раздвинул узкие границы тра­диционного поэтического мира, ввел в казахскую поэзию большое количество новых тем, создал полную и разно­стороннюю картину казахской действительности, картину жизни всех слоев современного ему казахского общества.

Но введение в поэтический обиход новых тем, ши­рота и красочность полотна степной жизни — лишь одна сторона реализма Абая. Вторая, не менее важная особен­ность его реализма заключается в глубоком критическом анализе сложных и противоречивых социальных явле­ний, с какими он встречался.

В стихах Абая запечатлены типичные характеры его современников, воссозданы типические обстоятельства жизни казахов. Поэт-просветитель страстно отстаивал сокровенные надежды и чаяния трудящихся и с передо­вых, демократических позиций выносил изображаемым явлениям действительности свой приговор. Поэтому так глубока идейность его поэзии, так велика обличительная сила его стихов, правдиво и резко, страстно и гневно обнажающих недуги и пороки казахского общества.

С поэзией Абая в казахскую литературу приходит принципиально новый метод изображения жизни. Дея­тельность великого поэта-просветителя протекала в то время, когда в Казахстане под воздействием капитали­стической экономики началось разложение феодально-патриархальных отношений, усилились классовые рас­слоения и классовый антагонизм. В это время даже в кочевую казахскую степь стало проникать влияние рус­ской прогрессивной общественной мысли. Эти предпо­сылки и обусловили зарождение и развитие элементов критического реализма в творчестве Абая.

Народность и реализм определяют великое новатор­ское значение творчества Абая для роста духовной куль­туры казахского народа. И надо еще и еще раз сказать, что этими важнейшими определяющими чертами поэзия Абая обязана демократическим традициям классической русской литературы.

«Передовая русская литература, -говорил А. Н. Тол­стой,- никогда не знала высокомерного отношения к на­селявшим Россию народам. В ней никогда не было коло­ниальной струи, колониальных мотивов, столь характер­ных для литератур некоторых европейских народов». Это замечательное качество — чуткое и дружелюбное вни­мание ко всем народам и особенно к угнетенным народ­ностям России — придавало русской литературе особую притягательную силу. И естественно, что к ней были обращены внимательные взоры таких писателей и поэтов, как Абай.

Неразрывны связи бессмертного певца казахских сте­пей с культурой великого русского народа. Освободитель­ный пафос, высокий гуманизм, народолюбие классической русской литературы были близки и дороги Абаю. «Главное,- обращался он к своим землякам,- научиться рус­ской науке… Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую куль­туру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза… Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче… Узнавай у русских доброе, узнавай, как работать и добывать честным трудом сред­ства к жизни. Если ты этого достигнешь, то научишь свой народ и защитишь его от угнетателя».

Поэт был страстным почитателем русских писателей. Произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова стали для него школой не только художественного мастерства, но и жизни, не только эстетическим, но и этическим кодек­сом. И в дальнейшем творческая эволюция Абая происходила под влиянием идей Белинского, Герцена, Чернышевского, под воздействием бесценного художествен­ного наследия Льва Толстого и Щедрина.

В условиях экономической и культурной отсталости Казахстана поэт не смог выработать четкое и закончен­ное революционно-демократическое мировоззрение, но все его симпатии были без колебаний отданы революционным демократам.

Настоящая дружба стирает межи,

Плещут волны любви через все рубежи.

Так звал он к дружескому единению русский и казах­ский народы.

Мы вспоминаем об этом с особенной благодарностью к памяти Абая еще и потому, что поэт сумел отыскать этот подлинно животворный источник идей — русскую демократическую мысль — и обратиться к нему с безгра­ничным доверием и преданной любовью в суровое время, когда в Казахстане господствовал феодально-байский гнет с его косностью, фанатизмом, национальной ограни­ченностью.

Все факты творческой и общественной жизни Абая в зрелый период его деятельности свидетельствуют о том, что он был непримиримым врагом реакционных сил, был последователен, непреклонен и велик в выборе спаси­тельного пути для своего терзаемого двойным угнетением народа.

Казахский народ, казахская литература по праву гор­дятся великим Абаем Кунанбаевым. Неувядаемое значе­ние и благородные традиции творчества Абая заклю­чаются в пламенном патриотизме и гуманизме, в стра­стной ненависти к произволу и мракобесию, в искреннем стремлении облегчить жизнь казахской бедноты, в про­паганде дружбы народов, в глубине и размахе поэтиче­ской мысли, в красоте и выразительности художествен­ной формы.

Советские люди воздают должное поэту, честно и самоотверженно служившему своему народу. И сам он был светочем, указывающим путь вперед.

 

1954

 

Әуезов Мұхтар. Жиырма томдық шығармалар жинағы. – Том 19 / Жауапты жығарушылар Л.Әуезова, Т.Әкімов. – Алматы: Жазушы, 1985. – 53-59-беттер.

 



[1] Перевод В. Звягинцевой.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники