Евгений Григорьев. АДАМ БОЛ! ЭТИКО-ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ АБАЯ
Человек как высшая ценность. Безграничность возможностей человека к совершенствованию. Уважение достоинства человека, его прав на счастье, удовлетворение разумных потребностей и интересов. Моральная надежность человека. Проблема освобождения человека от моральных пороков. Гуманизм и установление социальной справедливости. Моральный прогресс как нарастание меры гуманности, уважения к людям, установление подлинно человеческих форм общения. Абай об основных параметрах подлинного человека.
«Разумен будь и правдив в делах и думах своих»
Каждый общественно-экономический строй воспроизводит типичные для себя формы миросозерцания, создает свои особые духовно-нравственные типы личностей. Конкретная жизнь людей осуществляется в неповторимых, уникальных исторических формах. Но было бы ошибкой считать эти формы самодостаточными, не видеть в них качеств общего содержания, т.е. совокупности существенных признаков, которые повторяются в многовековой исторической поступи человечества.
В пору Абая на казахскую степь, как отмечалось ранее, начал победное шествие капитализм, привнося в жизнь степняков не только положительные моменты, но и массу аморальных «прелестей». Они проявлялись в различных формах, были многоликими, поражали причудливостью и неожиданностью, часто негативно влияли на нравственную культуру казахов.
Проникавшие в Степь товарно-денежные отношения втягивали степняков в водоворот социальной и нравственной порочности. Под влиянием утверждавшихся нравов купли-продажи, даровых подачек, некоторая часть казахов стала уклоняться от труда, переходя на положение нахлебников, доносчиков и воров, а то и откровенных грабителей. Лицемерие, вероломство и ложь стали распространенным явлением. По мере роста жажды наживы, усиливалось стремление к нарушению традиции доверительных, высоконравственных отношений. Эрозия нравственности проникла в общественные отношения Степи, заметно поразив все сферы жизнедеятельности, проникла в быт, в область семейно-брачных отношений. Самым зловещим проявлением девальвации нравственности стал пресловутый «криминальный взрыв», когда мелкие хищения, мошенничество стали сочетаться с ростом разнообразных преступлений власть предержащих кругов. В такой обстановке было трудно, даже невозможно, сохранить человеческую порядочность.
В этой удручающей ситуации Абай возвысил голос в защиту моральной чистоты в поступках и мыслях соотечественников, честности и порядочности, безупречной и действенной совести как индикатора нравственного здоровья личности. Абай видел, что утверждавшаяся социальная действительность была далеко не гуманной. Поэтому в его нравственных исканиях на первый план выступила задача помочь людям, в такой бесперспективной социальной ситуации, сохранить высоконравственные начала, хотя бы в собственных душах.
Поэт был убежден — человек есть то, что он сам из себя делает, человек — творец самого себя. Это была весьма ценная идея. В ней заключена мысль о формировании моральной надежности человека, понимания им собственной ответственности перед современниками. Человек, в таком случае, имеет главным основанием своей жизнедеятельности собственное (свое) нравственное сознание, а потому не может перекладывать ответственность за содеянное на кого-либо другого. Данное положение оптимистично по своей сути: если число таких индивидов будет достаточным, общество получает определенную возможность преодолеть присущие ему нравственные пороки.
Идея Абая о суверенизации человеческой личности требовала принципиально нового видения человека, понимание его не как безличной абстракции социальной субстанции, а как конкретную и ответственную основу социального бытия. Такое видение человека развивалось мыслителем в борьбе с худшими, наиболее агрессивными и жестокими формами дегуманизации общества. Проводя идею моральной надежности человека, глубоко сознающего ответственность за личную жизнь, Абай особо подчеркивал, что в сложных жизненных условиях, в кульминационный момент осуществления личных устремлений, люди не должны забывать об общественном благе. А иногда и вовсе отказаться от собственных интересов, какой-либо материальной мзды и удовлетвориться лишь сознанием благородства своего поведения и деятельности. Эти высоконравственные качества характера, отмечал он, надобно формировать в человеке уже с молодого возраста:
Разумен будь и правдив
В делах и думах своих, —
Так мудрецы говорят.
Пойми совет их простой.
Да будет праведен путь
Твоей души молодой!
Поэт с огромной остротой поставил вопрос о моральной надежности человека. Надо заметить, что в теории морали того времени понятия «моральная надежность» личности не было. Оно появилось значительно позднее. В этой связи несомненная заслуга Абая видится в том, что он обнаружил данную проблему и предпринял попытку ее решения.
Моральная надежность как нравственное качество личности ярко проявляется в экстремальных условиях, когда имеет место критическая ситуация, или возникает необходимость решения каких-либо архитрудных задач. Однако, было бы ошибкой думать, что моральная надежность характеризует человека только в исключительных, наитруднейших ситуациях. Она совсем не лишня и в обыденных отношениях во всех сферах жизнедеятельности людей. Всегда важно, насколько последователен и тверд в своем поведении человек, как он верен слову, как выполняет взятые на себя обязательства, каким образом согласует цели со средствами их достижения и т.д.
Это качество не возникает вдруг, а формируется и укрепляется на протяжении всей жизни человека. Моральная надежность — свидетельство высокой зрелости духовного мира личности, ее мировоззрения, устойчивости социальной позиции. Она активно противостоит аморальности, нравственной неустойчивости, индивидуализму и эгоизму, лицемерию и лжи, вероломству и пр., которые не признают никаких обязательств, если ситуация начинает противоречить стремлению конкретного индивида получить своекорыстную выгоду.
Абай ярко высвечивает фарисейскую сущность такого человека:
Ты льстишь и малым, и большим,
Когда тебе порою туго.
А только вырвался из круга
Заносчив и недостижим…
Когда же тяжбу заведешь,-
Идешь обходными путями.
Но, для другого вырыв яму,
Сам в эту яму попадешь.
Коварны, ненадежны, а потому чрезмерно опасны морально неустойчивые люди, поэт предупреждает:
Не будь душою слишком прост.
Порой твой сверстник ликом светел,
Но прячет скорпиона хвост,
Которого ты не заметил
Моральная надежность противостоит трусливой, холопской морали. Она есть обостренное чувство ответственности перед другими людьми, принципиальной самооценки и обнаруживается в форме обязательного отношения к делу, к жизни. Это проявление высочайшей совестливости человека. Объективная, критическая самооценка человеком самого себя — показатель его моральной зрелости, а вместе с этим и моральной надежности. Самооценка — дело далеко непростое, судья и подсудимый здесь в одном лице. Понятно, что в таком случае легко впасть в либерализм по отношению к собственной персоне, значительно завысить свою моральную суть. Ведь замечено, что собственные моральные прегрешения человек склонен считать мелочью, а потому часто судит себя слишком снисходительно. Это чревато тяжелыми последствиями — могут развиться чувства непогрешимости, зазнайства, высокомерия, чванливости и другие пороки. Данные отрицательные моральные качества характеризуют неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям и связаны с преувеличением собственных достоинств и чрезмерным себялюбием. Абай резко осуждал данную нравственную патологию. Он отмечал: хотя способности и форма деятельности людей не одинаковы, эти различия не влияют на их моральное достоинство. Каждый, честно выполняющий свои обязанности, обладает, независимо от специфики деятельности и социального положения, правом на уважение. Свое убеждение на этот счет, Абай высказал в такой афористической форме — «Нет грязной работы! Ходи за ослом — ни руки, ни честь не грязны от того!»
Мыслитель считал нетерпимым и факты, когда человек сам себя унижает, умаляет собственную личность, каким-то образом постоянно подчеркивая свою ничтожность. Как правило, это ведет к пассивности, неуверенности в себе, скрытности, отсутствию инициативы и деловитости, многим другим социально-нравственным недостаткам. Абай призывал преодолевать это зло, ближе к истине оценивать свою социально-нравственную ценность, бороться с теми, кто унижает достоинство человека, быть гордыми. Правда предупреждал, что в этом тоже следует знать меру: действуя, ставь цель, для достижения которой есть силы и возможности. Непосильная цель, завышенная собственная оценка, при неудаче, непременно приведут к разочарованию, к утрате оптимистического взгляда на жизнь.
Абай обнаружил, что моральная надежность — необходимый элемент нравственной культуры не только отдельного человека, но и общества. Без нее оно может погрузиться в хаос аморализма и асоциальности. Поэтому совсем не случайно с обликом нравственно-надежного человека связывают безопасность общества. Моральная безупречность, высоконравственное поведение в острейших, проблематичных жизненных ситуациях — надежные гаранты прочности любого общественного жизнеустройства.
Человек обладает разумом. Это дает ему возможность в стремлении к самосохранению, выбирать полезное и избегать всего, что губительно для его существования. Но во имя этого человек должен активно действовать, преодолевать собственную пассивность перед лицом неблагоприятной действительности, постоянно работать по ее совершенствованию. Люди должны понимать, что без их деятельности в ней ничего само по себе к лучшему не изменится.
Будь разборчив в пути своем,
Если ты талантлив – не гордись.
И надежным лишь кирпичом
В здание строящееся ложись…
Если воля есть, ум живет,
Доброты же и правды нет —
Впереди огонь, сзади лед,
И никак не уйти от бед.
Совершая нравственный поступок, человек возвеличивает собственное достоинство и морально деградирует, если остается равнодушным к нравственному призыву, уступает своим слабостям, проявляет беспринципность. Абай считал, что нравственное падение, (утрата моральной надежности) не происходит вдруг или по стечению каких-то случайных обстоятельств. Нет, оно есть результат систематических мелких уступок себе, пассивного отношения к нравственной жизни, постепенного духовного оскудения, душевной слабости и лени. Если личность не склонна, или не способна к критической самооценке, к трезвому самоанализу, сопоставлению собственного поведения с велениями долга, совести, справедливости и т.д., и если она не вносит в поведение необходимые коррекции, то считать ее морально зрелой и морально надежной нельзя.
Особая значимость моральной надежности (и Абай видел это), состоит в том, что она составляет нравственные основы линии поведения человека. Это понятие морали означает способность человека в сходных условиях вести себя одинаково. Иметь ту или иную линию поведения, значит сформировать в себе определенные моральные качества. В основе линии поведения лежит какая-либо ценность или несколько ценностей. Линия поведения, самовыражение личности, актуализируется в активной деятельности людей. Это обнаруживается в том, что они либо защищают и создают, или, наоборот, разрушают какие-либо ценности. Важной составной частью линии поведения является нравственная зрелость личности, т.е. человек должен обладать достаточно устойчивыми идейно-нравственными принципами. Это не означает, что они должны быть завершенными и неподвижными. Конечно, содержание принципов нравственности претерпевает изменения. Но, происходящие дополнения будут представлять собою более совершенные, ранее приобретенные нравственные формы, а не нечто явившееся случайно и неизвестно откуда. К положению: новое — это хорошо забытое старое, или новое — это хорошо трансформированное старое, не следует относиться как к банальности. Да, данное правило нельзя абсолютизировать, но и пренебрегать им тоже было бы серьезной ошибкой.
Из богатейшего опыта нравственных исканий Абай делает вывод, имеющий исключительное практическое значение и для нашего времени: мало, чтобы люди желали из какого-то человека сделать нравственную личность, мало, что и он желает этого. Надо, чтобы эти благие намерения превратились в реальность, в практическое поведение человека. А это сделать далеко не просто. Для этого необходимо иметь сильную волю, заставить себя всегда и везде поступать соответственно общественным требованиям. Человеку со слабой волей жизнедействовать таким образом очень трудно. Поэт дает уничтожительно-отрицательный портрет социального индивида, лишенного твердости характера. Такой человек способен лишь:
Лежать на боку в дому,
Шататься с пира на пир
И на бесплатном корму
Как скот, нагуливать жир.
Интересно мнение Абая о значимости воли для социального и нравственного статуса человека, изложенное им в Слове сорок третьем. Властолюбие, эгоизм, гнев, ложь и т.д. — порочат человека. Чтобы не стать их пленником, нужно обладать внутренней силой, способной помогать человеку развивать в себе полезные качества, и которая при этом подавляла бы все порочное еще в зародыше. Разум, отмечает мыслитель, отличает полезное от вредного, но даже силой разума не одолеть указанного зла. «Одолеть его может только тот, кто соединит в себе силу разума и силу воли. Сумевший сосредоточить в себе разум и волю, подобен быстроногому скакуну — ему подвластно все. Если же эти качества не развиты или одно из них присутствует, а другого нет, то духовная мощь понесет тебя, как необъезженный, неуправляемый скакун, бросая и на скаты, и в воду, и в пропасть. Ты безволен». В этом изречении Абай раскрывает главную суть морально-психологического феномена, каковым является Воля. В самом деле, ведь необходимость регулирования поведения людей в обществе, с точки зрения морали, состоит в решении двух взаимосвязанных задач. Во-первых, следует выработать нравственные требования и интерполировать их (вставить, включить в моральное сознание в виде норм, правил, идеалов, понятий) и, во-вторых, внедрить эти требования в сознание других людей. Именно об эгом и ведет речь Абай, в приведенной цитате. Когда же человек только понимает, красиво говорит, распинается в призывах, но адекватно не действует, это и есть рассогласованность разума и воли. О таких людях говорят: титан слова, но пигмей дела.
Поэт сетовал по поводу того, что многие люди не обладают необходимой силой воли для осуществления позитивных социальных стремлений. Он наблюдал немало фактов, когда отсутствие сильной воли и целеустремленности, становились причиной неустойчивого поведения людей, «шараханий из крайности в крайность».
Им бы сплетней жить.
Тут и там кружить,
Дружат с ними дурь, хитреца.
Что благой совет! –
В нем и смысла нет:
Сын не хочет понять отца.
Пусть без устали мелют уста, —
В голове одна пустота
Мыслитель убеждал соотечественников в необходимости повысить требовательность к тем, кто не торопится стать полезным народу, пробавляясь пустыми, бездарными занятиями.
Абай пропагандировал и одобрял стремление лучше жить, достигать более высокого социального благополучия. В этом он видел глубинный мотив нравственной деятельности, надеялся, что это качество приобретет устойчивый стереотип в поведении людей. Но при этом он последовательно проводил идею о том, что нравственные цели могут достигаться только нравственными средствами, предельно актуализировал проблему морального выбора.
«…В дурном все сильны, а на хорошее у нас сильных нет» (Слово двадцать второе). Упреки такого свойства в творчестве мыслителя высказываются многократно и делаются с глубоким смыслом. Таким приемом он подводил людей к необходимости думать, искать разумную меру допустимого и недопустимого в выборе средств и путей удовлетворения потребностей, в реализации жизненных планов. В этой связи уместно подчеркнуть следующий факт: Абай совершенно самостоятельно подошел и в принципе, верно решил одну из важнейших проблем морали — понимание меры допустимого в удовлетворении потребностей, проблему, которая всегда была острой в воспитании людей, в их отношениях и жизнедеятельности. «Имей во всем меру. Знать меру всему и всего — большое дело. Не запутывайся в мыслях, не лишайся здравого рассудка. В еде, в питье, в смехе, в одевании, в развлеченье, в любви, в объятиях, в поцелуях, в страсти к богатству, даже в карьеризме и хитрости — во всем имеется мера. Все, что сверх меры — зло» (Слово сорок второе). Понятие меры Абай интерпретирует очень близко к современному его толкованию. Во всем следует блюсти меру. Если она нарушается, то результат действия превращается в свою противоположность — добро оборачивается злом. Мыслитель постоянно подчеркивал необходимость умеренности во всем: необузданное стремление к богатству, склонность к алчности, пресыщенность и расточительность — это моральное уродство, большое социально-нравственное зло. Абай неустанно повторяет — да, у человека немало жизненно важных потребностей, но всегда необходимо разумное их удовлетворение.
В нарушении меры — один из источников подмены разумного нравственного удовлетворения потребностей, неразумным и бессмысленным (аморальным) потребительством, подрывающим нравственное здоровье человека. И действительно, если противоположные добродетели утрачивают гармоническую связь, то они выходят за рамки меры и становятся пороками. Так, требовательность, потерявшая связь с великодушием, обязательно обернется мелочной придирчивостью, а великодушие без требовательности — неизбежно станет попустительством, всепрощенчеством. Запредельная осторожность становится трусостью, а бережливость — заурядной скупостью, жадностью. Практика формирования нравственных потребностей является слишком сложной и трудной, зато решение ее приносит впечатляющий положительный результат. Трудность состоит в том, что идеи, воспринятые личностью, внушенные ей по поводу чего-либо, могут влиять на ее поведение лишь тогда, когда они глубоко поняты и усвоены, стали содержанием не только рационального, но и эмоционального ее состояния, трансформировались в потребность, неодолимое стремление реализовать их.
История и житейский опыт учат, что многообразие потребностей человека может обернуться и их нищетой, превратить его в раба рафинированных, неестественных, извращенных материальных вожделений. Погоня за потреблением не обеспеченная соответствующим трудом, с необходимостью ведет к активизации нетрудовых, преступных способов обогащения. В противовес этому Абай воспевал честный труд и скромных, бескорыстных тружеников. Он оценивал труд не только как средство существования, но видел в нем величайшее социально-нравственное содержание как показателя степени уважения человеком своего народа, Родины, семьи и себя лично, как одного из оснований подлинной ценности и достоинства человека, его гордости и независимости.
Но Абаю приходилось нередко наблюдать и непочтительное отношение к труду — лень и тунеядство. Чтобы покончить с этим злом, он считал необходимым всемерно усилить нравственное осуждение тех, кто ленится, добиваться, чтобы все осознали, что тот, кто живет не работая, присваивает плоды чужого труда. Такие люди должны встречать решительное нравственное осуждение, чувствовать позорную суть своего образа жизни. Пусть человеку, способному трудиться, но отлынивающему от труда, будет стыдно взглянуть в глаза честным труженикам. Здоровый человек, не желающий трудиться, живущий за счет всевозможных аморальных уловок, не должен вызывать к себе других чувств, кроме осуждения и презрения. Не трудясь, он ведет паразитический образ жизни, а потому не достоин уважения:
К чему такой пригоден ветрогон?
В каких ремеслах преуспеет он?
Он норовит свой век прожить обманом,
В любом кругу доверия лишен.
Такой обманет здесь, надует там,
Его душа подобна лоскутам.
Пусть он клянется, душу продавая,
Никто не верит плутовским словам.
Абай с испепеляющим гневом обрушивался на факты лодырничанья, бахвальства, лживости, тунеядства, множества других нравственных пороков:
Сгинь душа, коль источена ложью дотла!
Сгинь добро, что бесчестья рука принесла!
Сорок раз тебе горы сулят золотые, —
Но добиться ль тебе молока от козла?
Сгинь, наглец, что стократно меняя личины,
Ждет еще похвалы за такие дела!
Мыслитель с особым вниманием относился к норме нравственности — честное отношение к труду, видя в ней объективное и реальное основание человеческой самоценности и достоинства. Данная норма имеется у всех народов и существует на протяжении тысячелетий. Она всегда была надежным средством борьбы с бездеятельностью, ленью и паразитизмом. Абай внес значительный вклад в ее разработку и внедрение в моральное сознание казахского народа. Он гневно клеймил тех, кто не был свободен от указанных нравственных пороков.
У невежды есть –
Чванство, глупость, лесть,
Да веселье беспечных дней.
Он всегда с толпой,
Так и льнет тупой
Так и следует всюду за ней.
Потребности человека должны быть адекватными его трудовому вкладу. Чрезмерная же забота об удовлетворении потребностей может из разумной превратиться в неразумную, человек, зараженный потребительской психологией, теряет себя, становясь рабом своих вещных устремлений. Жизненный опыт показывает, что интерес, связанный с материальными излишествами, мало способствует возвышению нравов.
В жизнедеятельности человека имеют место потребности, которые оцениваются, как чисто нравственные, т.е. не обусловленные соображениями личной выгоды, а вырождающие стремление человека сделать добро другим людям, позаботиться об их благополучии. О нравственных потребностях, как стимуле деятельности, можно говорить лишь тогда, когда моральное поведение рассматривалось человеком как ценное само по себе, как действие, несущее добро и радость другим людям. Нравственные потребности имеют своей моральной базой честность и непримиримость к несправедливости, когда деятельность осуществляется без мысли извлечения из нее особой личной мзды. Именно в силу этой причины нравственные потребности проявляются в высоконравственном, социально значимом поведении: личном бескорыстии, готовности человека, опять же, по моральным соображениям, ограничивать собственные интересы, поступаться удобствами, а порою даже, идти на жертвы, иногда немалые.
Одним из признаков нравственно воспитанной личности является ее умение управлять потребностями, такая личность отличается тем, что ее жизненные интересы вполне удовлетворяются разумными потребностями конкретного исторического времени. Мыслитель подчеркивал, что каждый обязан соизмерять притязания и потребности со своим личным трудом. Человек должен понимать, что он не может потреблять больше, чем способен производить, честно приобретать. Если кто-то ухитряется получать больше, чем он создает своим трудом, то это означает одно: данный человек паразитирует, ибо он присваивает продукты чужого труда, обворовывает других людей. Честный человек не станет на такой путь. Он выберет единственно возможный в данной ситуации верный путь — разумное ограничение своих потребностей и желаний. Конечно, он будет испытывать неудовлетворенность, но переступить разумную меру, нравственно воспитанный человек не может. В таком случае он пойдет на сделку с собственной совестью. Подлинно нравственный человек такого не допустит даже тогда, когда он находится в исключительно затруднительном положении.
Абай призывал людей к соблюдению в межличностных отношениях тактичности, взаимной внимательности и предупредительности. А что такое такт в человеческих отношениях? Наверное, не будет ошибкой дать ему следующее толкование: такт — это чувство меры, интуиция гуманного человека, подсказывающая ему наиболее оптимальные действия и деликатную линию поведения в отношении к другим людям. Данный нравственный феномен, — по Абаю, — имеет серьезное значение для жизнедеятельности общества, особенно когда оно не способно полностью удовлетворять жизненные потребности всех своих членов. Преодолеть это можно, но для этого должна быть высокой нравственная культура людей, чтобы каждый мог претерпеть давление материальных потребностей, других соблазнов и иметь силы воздержаться от использования незаконных и безнравственных средств, дающих возможность удовлетворить эти потребности. Абай отмечал, что нередки факты, когда у состоятельных людей низкий культурный уровень и беден духовный мир, они все внимание сосредоточивают на материальных потребностях, превращая собственную жизнь в абсурдную, безудержную погоню за уже бессмысленным увеличением богатства. Здесь таится огромная опасность социального и нравственного падения личности. Если нравственные начала в ее сознании являются слабыми, она не может сдержать стремления решать свои накопительские цели.
Стяжателю одно лишь тешит душу — скот,
И не стыдится он обманывать народ.
Позорный раб своей наживы, он трясется,
Когда к столу бездомный подойдет.
Зачем свои стада он множит без конца?
Чтоб зависть низкую вселить во все сердца.
Сам грязная свинья, других считает псами,
За кость готовыми служить у подлеца.
Выразительно и мощно критикует Абай вещизм и потребительство, подчеркивая, что они дегуманизируют человеческие отношения, ведут к разрыву социальных связей, росту аморальности и цинизма, к утрате духовности, распаду личности.
Ненасытность глаз у иных велика, Все им мало, хоть мир весь держит рука. Но умрут они — и для мертвых глаз Алмаз и сапфир не ценнее песка.
Резюмируя аналогичные социальные факты, Абай заключает: такой путь — это путь к животной удовлетворенности, но не к человеческой умиротворенности. Такой путь всегда ведет к моральному падению, разладу с общественными социально-нравственными требованиями, страху перед угрозой наказания и общественного презрения.
Григорьев Е. Адам бол!: Этико-философское учение Абая // Аманат. – 2007. — №4. – с. 184-192.
Материал подготовлен магистрантом 2 курса Кребаевой А.