Рубрики
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

  • Очень хороший (33%, 166 Votes)
  • Плохой (18%, 89 Votes)
  • Без Комментариев (18%, 89 Votes)
  • Хороший (17%, 87 Votes)
  • Средний (13%, 63 Votes)

Total Voters: 499

Загрузка ... Загрузка ...

Такен Алимкулов. ГЛАШАТАЙ ПРАВДЫ

Такен Алимкулов

Как бы оглядывая свой долгий жизненный путь, Абай написал стихотворение, представляющее собой исповедь перед читателем. Оно выражает собой богатый внутренний мир поэта, полный борений и страстей, его мечтания, разочарования и утешения. Пафос стихотворения заключен в строфе:

  Души измученной постигни суть!

           Тяжелым и тернистым был мой путь, 

Я – человек с загадкой, помни это!

          Боролся с тьмой, как мог…   не обессудь!

 

         Созданное Абаем в 1898 году, за 6 лет до смерти, стихотворение это проливает свет на все его многогранное творчество, составившее энциклопедию казахской действительности.

         Казахская степь славилась поэтами и до Абая. Но они, за редкими исключениями, были далеки от жизни, от ее жгучих проблем, оставались книжниками, перепевавшими мотивы восточной мифологии. Абай же пошел совершенно другим путем – путем просветительства и художественного творчества. Круг интересов и диапазон познаний привели Абая к материалистическому восприятию мира, к критическому осознанию казахской действительности.

         Главенствующую роль в судьбе Абая как поэта-мыслителя и как общественного деятеля играла демократическая культура, через которую он постиг культуру европейскую. Именно русская культура открыла Абаю глаза на мир. Он глубоко понял социальную сущность искусства и усвоил реалистические традиции русской литературы, ее обличительную силу и воспитательную сущность. Все это, вместе взятое, способствовало наиболее проявлению его самобытного и разностороннего дарования. Уже с первых дней своей литературной деятельности Абай берется за такие произведения, которые затрагивали жизненно важные интересы своего народа, проблематику своего времени. Так, в самом невинном стихотворении «Охота с беркутом» выразилось отрицательное отношение поэта к социальным порядкам своей эпохи. Поэт, преследуемый правящей верхушкой, ищет забвения в охоте. «В этом злостном мире, — говорит он, — охота становится утешением моей жизни».

         Абай не пишет пейзажной лирики, как таковой, она служит ему символом добра и зла, олицетворяет духовное состояние поэта, смену его настроений, но, прежде всего, отражает социально-общественную жизнь степи, ее суть, ее противоречия. Есть у Абая стихи о четырех временах года, лейтмотивом которых является подневольный труд бедняков и праздная жизнь феодальной знати. С большой обличительной силой звучит голос поэта, когда он рисует хмурый, холодный осенний пейзаж:

                   У бая много пастухов и юрта хороша,

                   А бедный мерзнет сам в степи, скотину сторожа.

                   Он квасит ножи и дубит их в ледяном чану,

                   Жена, бедняга, ткет чекмень, от холода дрожа.

 

         Картина беспощадная, вызывающая сочувствие к обездоленным степнякам, испытывающим двойной гнет – гнет царских сатрапов и казахских феодалов.

         Раздробленность кочевых племен, вражда между родами, поддерживаемая царизмом, инертность жизни были постоянным уделом степняков. Понимая это умом философа и чутьем художника, Абай направил всю свою кипучую энергию и многогранную деятельность на пробуждение социального и национального самосознания своего народа, встав на путь просветительства. Но Абай не ограничивается проповедью, он идет дальше, обличает пороки общества, ищет корни социального зла. Как преемник революционно-демократических традиций русской литературы, трезвый мыслитель, Абай ясно отличает Россию Белинского и Чернышевского от России царизма. Большой знаток и тонкий ценитель искусства, друг и единомышленник русских ссыльных революционеров Михаэлиса, Долгополова и Леонтьева, Абай Кунанбаев в ряде стихов обличает пороки чиновничьей России, едко высмеивает царских сатрапов, их тупость и жадность, трусость и ничтожество, их угодничество перед начальством.

         Впечатлительная, восприимчивая, творческая натура, Абай Кунанбаев понимает противоречивость жизни, ее сложность и неповторимость. Так, в одном случае он восхищается величием гор и раздольем степей, живописует старинные наряды и обычаи, а в другом – резко критикует леность и косность быта кочевников с их обветшалыми нравами и привычками, призывает их к восприятию городской культуры и городских устоев.

         Большой почитатель и верный ученик Пушкина, Лермонтова, Крылова, Абай, однако, некоторые стихи сознательно строит на принципе прямого назидания. Здесь следует иметь в виду своеобразие аудитории Абая, ее незрелость, которая препятствует осмыслению сложных приемов искусства, а также то, что Абай, деятельный просветитель народа, не мог не считаться с практической потребностью масс. Веками установившиеся фольклорные традиции, присущие восточной поэзии вообще, легко воспринимались народом, в подавляющем большинстве своем неграмотным. Но при всех этих обстоятельствах дидактика абаевской поэзии подкупает своей исключительной самобытностью, свежестью и глубиной мысли, выразительностью языка, национальным колоритом. Многие назидательные стихи Абая в устах народа давно стали любимыми пословицами и афоризмами.

         Подлинное новаторство Абая как классика проявилось в стихах, написанных после того, как изучил наследие Пушкина, Лермонтова, ознакомился с произведениями Белинского. Абай с блеском переводит отдельные произведения великих русских поэтов, в своих эстетических суждениях обнаруживает прямое сходство с Белинским. С этого момента Абай создает поэзию, всей своей структурой нарушающую незыблемые каноны и традиции поэзии Востока. Обратимся к пейзажной лирике Абая:

             Когда станет длинною тень,

             И закат прохладно-багрян,

             И, время, окончив день,

             Шагает за дальний курган.

             Запечалюсь я в тишине,

             Овладеет ветер душой,

             Вечерний сумрак в огне,

             Жизнь – вся уже за спиной.

 

         Подлинно художественное видение окружающего мира сочетается здесь с тем, что называется осмыслением жизни во всей ее сложности и противоречивости. Много видевший и много переживший поэт, чья стезя была тернистой и мучительной, сравнивает свою жизнь с «вечерним сумраком» и не с простым, а с «сумраком в огне», символизирующим былое творческое горение поэта, бурю страстей и мечтаний. При этом Абай избегает внешних сравнений, иносказаний, условностей, которыми обычно изобилует пейзажная лирика восточных поэтов доабаевского периода.

         Высокой профессиональной культурой пронизана и форма поэзии Абая, составившей его классическое наследие. Казахский стих принадлежит к виду силлабического, построенного по принципу равномерности слогов в строках. Абай же пошел на смелую ломку старых канонов, вводя смешанные, сложные строки и строфы, иными словами ввел силлабо-тонический стих, емкий, упругий и в то же время напевный. Интересно, что Абай и как композитор обращался к силлабо-тоническим стихам, созданным им самим и использованным в качестве текста к музыкальным произведениям.

         Большое место в литературном наследии Абая занимает «Гаклия» — «беседы-наставления». Написанные прозой в форме беседы с читателем и состоящие из 44 «слов», они представляют собой своего рода философские размышления умудренного большим жизненным опытом человека, искателя правды. Размышления эти поражают глубиной наблюдений над объективной действительностью, широтой диапазона авторских представлений о мире, художественной силой психологических портретов.

         В своих раздумьях-назиданиях Абай выступает как великий человек своей эпохи, большой гуманист и демократ, оберегающий интересы народа, как друг прогрессивной России. В «словах» Абая слышится то горячая любовь поэта к родной земле, то стон раздавленного степными хищниками одинокого человека, то пушкинский сарказм, плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». И все это разнообразие интонаций обусловлено внутренним единством абаевской прозы, направленной на ломку устоявшегося уклада жизни казахов, на все то, что олицетворяет фанатизм и невежество, косность и отсталость в степи.

         Абай Кунанбаев, человек сложный, порой противоречивый, называвшегося себя загадкой времени, принадлежит к высшей категории художественного дарования, к тем талантам, которые наделены, по выражению Белинского, «тайною натуры». Абай выразил душу своего народа, явил собою целую эпоху реалистической литературы. Абай – гордость казахского народа, его национальный гений, непреходящее, вечно живое явление, источник духовной пищи для грядущих поколений. Выросший в глухой, бездорожной степи, один сражавшийся против тысячи невежд, глашатай правды, Абай Кунанбаев встает в наше время во всем своем величии и неповторимости.

 

 

Алимкулов Т. Глашатай правды. В честь 125-летия Абая // Казахстанская правда. – 22 мая, 1971.

Материал подготовлен магистрантами 2 курса Кребаевой А., Нурашевой Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники