Такен Алимкулов. ГЛАШАТАЙ ПРАВДЫ
Как бы оглядывая свой долгий жизненный путь, Абай написал стихотворение, представляющее собой исповедь перед читателем. Оно выражает собой богатый внутренний мир поэта, полный борений и страстей, его мечтания, разочарования и утешения. Пафос стихотворения заключен в строфе:
Души измученной постигни суть!
Тяжелым и тернистым был мой путь,
Я – человек с загадкой, помни это!
Боролся с тьмой, как мог… не обессудь!
Созданное Абаем в 1898 году, за 6 лет до смерти, стихотворение это проливает свет на все его многогранное творчество, составившее энциклопедию казахской действительности.
Казахская степь славилась поэтами и до Абая. Но они, за редкими исключениями, были далеки от жизни, от ее жгучих проблем, оставались книжниками, перепевавшими мотивы восточной мифологии. Абай же пошел совершенно другим путем – путем просветительства и художественного творчества. Круг интересов и диапазон познаний привели Абая к материалистическому восприятию мира, к критическому осознанию казахской действительности.
Главенствующую роль в судьбе Абая как поэта-мыслителя и как общественного деятеля играла демократическая культура, через которую он постиг культуру европейскую. Именно русская культура открыла Абаю глаза на мир. Он глубоко понял социальную сущность искусства и усвоил реалистические традиции русской литературы, ее обличительную силу и воспитательную сущность. Все это, вместе взятое, способствовало наиболее проявлению его самобытного и разностороннего дарования. Уже с первых дней своей литературной деятельности Абай берется за такие произведения, которые затрагивали жизненно важные интересы своего народа, проблематику своего времени. Так, в самом невинном стихотворении «Охота с беркутом» выразилось отрицательное отношение поэта к социальным порядкам своей эпохи. Поэт, преследуемый правящей верхушкой, ищет забвения в охоте. «В этом злостном мире, — говорит он, — охота становится утешением моей жизни».
Абай не пишет пейзажной лирики, как таковой, она служит ему символом добра и зла, олицетворяет духовное состояние поэта, смену его настроений, но, прежде всего, отражает социально-общественную жизнь степи, ее суть, ее противоречия. Есть у Абая стихи о четырех временах года, лейтмотивом которых является подневольный труд бедняков и праздная жизнь феодальной знати. С большой обличительной силой звучит голос поэта, когда он рисует хмурый, холодный осенний пейзаж:
У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мерзнет сам в степи, скотину сторожа.
Он квасит ножи и дубит их в ледяном чану,
Жена, бедняга, ткет чекмень, от холода дрожа.
Картина беспощадная, вызывающая сочувствие к обездоленным степнякам, испытывающим двойной гнет – гнет царских сатрапов и казахских феодалов.
Раздробленность кочевых племен, вражда между родами, поддерживаемая царизмом, инертность жизни были постоянным уделом степняков. Понимая это умом философа и чутьем художника, Абай направил всю свою кипучую энергию и многогранную деятельность на пробуждение социального и национального самосознания своего народа, встав на путь просветительства. Но Абай не ограничивается проповедью, он идет дальше, обличает пороки общества, ищет корни социального зла. Как преемник революционно-демократических традиций русской литературы, трезвый мыслитель, Абай ясно отличает Россию Белинского и Чернышевского от России царизма. Большой знаток и тонкий ценитель искусства, друг и единомышленник русских ссыльных революционеров Михаэлиса, Долгополова и Леонтьева, Абай Кунанбаев в ряде стихов обличает пороки чиновничьей России, едко высмеивает царских сатрапов, их тупость и жадность, трусость и ничтожество, их угодничество перед начальством.
Впечатлительная, восприимчивая, творческая натура, Абай Кунанбаев понимает противоречивость жизни, ее сложность и неповторимость. Так, в одном случае он восхищается величием гор и раздольем степей, живописует старинные наряды и обычаи, а в другом – резко критикует леность и косность быта кочевников с их обветшалыми нравами и привычками, призывает их к восприятию городской культуры и городских устоев.
Большой почитатель и верный ученик Пушкина, Лермонтова, Крылова, Абай, однако, некоторые стихи сознательно строит на принципе прямого назидания. Здесь следует иметь в виду своеобразие аудитории Абая, ее незрелость, которая препятствует осмыслению сложных приемов искусства, а также то, что Абай, деятельный просветитель народа, не мог не считаться с практической потребностью масс. Веками установившиеся фольклорные традиции, присущие восточной поэзии вообще, легко воспринимались народом, в подавляющем большинстве своем неграмотным. Но при всех этих обстоятельствах дидактика абаевской поэзии подкупает своей исключительной самобытностью, свежестью и глубиной мысли, выразительностью языка, национальным колоритом. Многие назидательные стихи Абая в устах народа давно стали любимыми пословицами и афоризмами.
Подлинное новаторство Абая как классика проявилось в стихах, написанных после того, как изучил наследие Пушкина, Лермонтова, ознакомился с произведениями Белинского. Абай с блеском переводит отдельные произведения великих русских поэтов, в своих эстетических суждениях обнаруживает прямое сходство с Белинским. С этого момента Абай создает поэзию, всей своей структурой нарушающую незыблемые каноны и традиции поэзии Востока. Обратимся к пейзажной лирике Абая:
Когда станет длинною тень,
И закат прохладно-багрян,
И, время, окончив день,
Шагает за дальний курган.
Запечалюсь я в тишине,
Овладеет ветер душой,
Вечерний сумрак в огне,
Жизнь – вся уже за спиной.
Подлинно художественное видение окружающего мира сочетается здесь с тем, что называется осмыслением жизни во всей ее сложности и противоречивости. Много видевший и много переживший поэт, чья стезя была тернистой и мучительной, сравнивает свою жизнь с «вечерним сумраком» и не с простым, а с «сумраком в огне», символизирующим былое творческое горение поэта, бурю страстей и мечтаний. При этом Абай избегает внешних сравнений, иносказаний, условностей, которыми обычно изобилует пейзажная лирика восточных поэтов доабаевского периода.
Высокой профессиональной культурой пронизана и форма поэзии Абая, составившей его классическое наследие. Казахский стих принадлежит к виду силлабического, построенного по принципу равномерности слогов в строках. Абай же пошел на смелую ломку старых канонов, вводя смешанные, сложные строки и строфы, иными словами ввел силлабо-тонический стих, емкий, упругий и в то же время напевный. Интересно, что Абай и как композитор обращался к силлабо-тоническим стихам, созданным им самим и использованным в качестве текста к музыкальным произведениям.
Большое место в литературном наследии Абая занимает «Гаклия» — «беседы-наставления». Написанные прозой в форме беседы с читателем и состоящие из 44 «слов», они представляют собой своего рода философские размышления умудренного большим жизненным опытом человека, искателя правды. Размышления эти поражают глубиной наблюдений над объективной действительностью, широтой диапазона авторских представлений о мире, художественной силой психологических портретов.
В своих раздумьях-назиданиях Абай выступает как великий человек своей эпохи, большой гуманист и демократ, оберегающий интересы народа, как друг прогрессивной России. В «словах» Абая слышится то горячая любовь поэта к родной земле, то стон раздавленного степными хищниками одинокого человека, то пушкинский сарказм, плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». И все это разнообразие интонаций обусловлено внутренним единством абаевской прозы, направленной на ломку устоявшегося уклада жизни казахов, на все то, что олицетворяет фанатизм и невежество, косность и отсталость в степи.
Абай Кунанбаев, человек сложный, порой противоречивый, называвшегося себя загадкой времени, принадлежит к высшей категории художественного дарования, к тем талантам, которые наделены, по выражению Белинского, «тайною натуры». Абай выразил душу своего народа, явил собою целую эпоху реалистической литературы. Абай – гордость казахского народа, его национальный гений, непреходящее, вечно живое явление, источник духовной пищи для грядущих поколений. Выросший в глухой, бездорожной степи, один сражавшийся против тысячи невежд, глашатай правды, Абай Кунанбаев встает в наше время во всем своем величии и неповторимости.
Алимкулов Т. Глашатай правды. В честь 125-летия Абая // Казахстанская правда. – 22 мая, 1971.
Материал подготовлен магистрантами 2 курса Кребаевой А., Нурашевой Г