Рубрики
Календарь
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

  • Очень хороший (33%, 166 Votes)
  • Плохой (18%, 89 Votes)
  • Без Комментариев (18%, 89 Votes)
  • Хороший (17%, 87 Votes)
  • Средний (13%, 63 Votes)

Total Voters: 499

Загрузка ... Загрузка ...

Зулхаир Мансуров. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАУКИ В ТВОРЧЕСТВЕ АБАЯ

02

Зулхаир Мансуров

Время, охватывающее творчество выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя ХІХ века Абая и настоящее время, когда отмечается 100 летие его смерти – это переломные времена, хотя и на разных этапах развития казахского общественного строя – это время, когда появляется потребность осмыслить состояния общества у людей, для которых это становится потребностью чувствующих ответственность за будущее своего народа.

Из богатого наследия Абая следует отметить его прогрессивные идеи, устремленные в будущее, к знаниям. Это своеобразная программа воспитания молодого поколения на идеалах развития просвещения, труда и науки. Поэтому утверждение Абая можно считать и девизом сегодняшнего дня:

 

Лишь знанием жив человек,

Лишь знанием движется век!

Лишь знание – светоч сердец!

 

Какие пророческие слова: лишь знанием движется век! Прошло более ста лет с тех пор, как написаны эти строки, но и сейчас мы говорим, что для дальнейшего развития общества стране нужны новые знания, необходимо развитие новых областей науки: экологии, биотехнологии, материаловедения, этнопедагогики, макро- и микроэкономики и др. Нужны знания для создания новых технологий, чтобы Казахстан из преимущественно сырьевой страны превратился в развитое государство. Действительно, ЛИШЬ ЗНАНИЕМ ДВИЖЕТСЯ ВЕК!

Подчеркивая трудность овладения знаниями, Абай говорил, что дело это еще не превратилось среди казахского народа в традицию, отсутствует стремление к знаниям, и отчасти виноваты в этом экономические, социальные условия.

Возьмем, например, состояние имеющегося научного потенциала по дефицитным для Казахстана специальностям. Парадоксально, но факт, что на Родине Абая проведены чудовищные испытания атомного оружия при полном неведении его земляков, трагические последствия которых сказываются и по сей день на многих человеческих судьбах. Тоталитарный строй, все могущество военно-промышленного комплекса, цинизм и пренебрежение к судьбе целого народа наряду с отсутствием знаний об опасности нового страшного оружия века привели к ряду необратимых процессов в окружающей среде и психике людей. В Курчатове Семипалатинской области имеются 4 НИИ, занимающихся вопросами ядерной физики и родственными явлениями. Так, до 1992 года там практически не было ученых-казахстанцев, физиков-ядерщиков и др.

 

Это был закрытый город, куда специалисты приезжали из Москвы и

 

других научных центров России. Такая же ситуация и на Байконуре, в Приозерске. Для работы и обслуживания уникальных установок, находящихся в упомянутых выше закрытых городах, не хватает специалистов. Эти примеры являются примерами-предупреждениями, примерами-призывами, которые заставляют задуматься, что у себя на земле, в своей стране нужно надеяться на себя, никто за нас не сделает те необходимые, порой сложные, технически опасные, иногда связанные с риском работы. Нужна прогрессивная подготовка и профессиональная работа на любом рабочем месте, будь то НИИ, ВУЗ или производство. В наш век науки науке нужно учить и учиться с большой ответственностью и профессионально. Это главная задача, стоящая перед учеными нашей республики.

Необходима подготовка своих собственных кадров, компетентных в области эксплуатации установок, находящихся на территории нашей страны, подготовка специалистов-технологов по переработке богатейших запасов нефти, минерального сырья, агропродукции нашего Казахстана.

Абай был ярким примером человека, стремящегося к овладению высотами науки. Он прошел большой и нелегкий путь самообразования, в течение всей жизни изучал восточную и западную науку и культуру. Он нес в себе неукротимый дух познания.

Абай обращался к молодым людям со страстным призывом:

 

Поверь, о юноша, мне:

Бесценны знания и ум.

Что чуждо их глубине –

Забудь, как суетный шум…

Достигни цели вполне,

Чтобы найденное сберечь.

 

Молодость – самая благотворная пора познания, – считает Абай. Не упустить это драгоценное время редко кому удается.

Красивым и сильным делают человека его ум, образованность, честь. Больше ничего. Глуп тот, кто хочет возвыситься иным путем. Как актуальны эти слова сегодня.

Абай считает, что учиться можно и нужно у всех, кто знает то, чего ты сам не знаешь. Подобно тому, как человек с каждым определенным отрезком времени незаметно взрослеет, точно так же растет и множится человеческое знание, познавательный ряд. Чтобы успевать за растущими знаниями человеческого общества, необходимо учиться, пополнять свои знания каждый час. Тот, кто однажды скажет, что он все уже знает, все уже познал, тот конченный человек. Особенно злободневны эти слова в наш быстрый век науки, наукоемких технологий, когда в некоторых определяющих областях техники знания обновляются каждые 5-10 лет (микроэлектроника, вычислительная техника).

Человек, занимающийся наукой, не должен стоять на одном месте. Он «должен непрестанно самосовершенствоваться, учиться, передавать свои знания другим. Главное – это преемственность в науке. Нужно, чтобы было не только у кого учиться, но и кому завещать. Этот вопрос мучил и терзал Абая. “Некому передать свои знания… Что толку сидеть в пустыне, разложив дорогую ткань и держа в руках аршин?”.

Абай учился всю свою жизнь, именно поэтому сумел оценить свои познания и никогда не оставался удовлетворенным, как и всякий жадный до знания человек. “Хорошо ли я прожил?” – задавал себе Абай вопрос. Всего было вдоволь в жизни, – пишет поэт, – и споров, и тягостных пересудов, и борьбы, и недостойных ссор… Но вот, когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бесплодности своих благих стремлений, в суетности и бренности человеческой жизни”.

Таких горьких признаний, смелых и самокритичных по своему духу, не мог сделать человек, не совершивший в жизни ничего значительного. Терзаясь мыслью, чему же посвятить остаток жизни, Абай, перечислив ряд задач для себя и отвергнув все, останавливается на единственно правильной: “Возьму в спутники бумагу и чернила и стану записывать свои мысли. Может быть кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово, – писал Абай, – и если нет – мои слова останутся при мне”.

“Нужно овладеть русским языком, – пишет Абай, – у русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Знать русский язык – значит открыть глаза на мир”.

Подтверждением сказанного являются крупные достижения ученых Казахстана в различных областях науки и на основе знаний, полученных в вузах и НИИ России, развивающих сейчас на мировом уровне нашу казахстанскую науку. Самый свежий пример: профессор Ш.Смагулов, доцент Н.Данаев – лауреаты Государственной премии Казахстана в области науки и техники – школа Яненко из Новосибирска. Я думаю, что, если бы Абай жил в настоящее время, он сказал бы – нужно изучать английский язык – это путь к овладению рыночной экономикой и наукоемкими технологиями. В “Десятом слове” Абай пишет: “И вот… добыто желанное богатство. Используйте же его для получения знаний. Не способны сами, так пусть за вас это сделают ваши сыновья, ибо без науки нет жизни на этом свете”. Как созвучны эти слова с поисками меценатов, спонсоров, которых так мало, может быть потому, что они, по-видимому, не знакомы с творчеством своего великого предка.

В заключение, говоря о величии Абая и значении его духовного наследия, хотелось бы привести слова английского философа прошлого века Г.Бокля, который писал: “Два самые мощные ума, которые произвела Англия, были Шекспир и Ньютон. И то, что ІПекспир предшествовал Ньютону не было… обстоятельством случайным. Шекспир и поэты сеяли семена, а Ньютон и философы собирали жатву”.

Пример Казахстана – Абай и поэты – это сеятели семян знания, и наша задача состоит в том, чтобы жатва была богатой.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники