Умирсеит Шарипов. ГЛАШАТАЙ ЕДИНСТВА И ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Приближается знаменательная дата — 150-летия со дня рождения великого Абая, которая отмечается решением ЮНЕСКО в этом году как международное событие. Это знак признания и дань уважения памяти выдающегося мыслителя, поэта, просветителя и демократа.
Прикосновение к богатству его творческого наследия, как к поэтическому, так и философскому, имеет исключительное значение. Поистине пророческими кажутся его суждения в наше смутное время — время потери высоких нравственных ориентация, разгула преступности, воровства, мошенничества и спекуляции.
Наряду с бесценными поэтическими произведениями. «Гаклии» — «Слова назидания», написанные Абаем ровно сто лет назад в виде размышлений о пережитом и завещаний грядущим поколениями, чем-то напоминают исповеди пророков всех времен. Многие мысли замечательного гуманиста перекликаются с сегодняшним днем.
Поучительны и непереходящи высказывания Абая, которые по сути являются предостережением для нынешнего поколения. Они о дружбе, единстве и о приобщении к сокровищнице культуры других народов. В пылу страстей и споров о прошлом, порою надуманных, мы забываем о нити, связующей судьбы наших народов. «И знайте, лишь в дружбе казахский народ Свободу и правду свою обретет!» — завещал Абай.
Эти строки из «Восьмистишия» Абая звучат как завещание потомкам. В единстве и дружбе с другими народами он видел путь к свободе-, преодолению межродовых распрей, взаимной ненависти и мелочной обиды.
Назидания Абая приобретают особую актуальность в наши дни, когда решается судьба молодого суверенного государства в процессе демократизации общественной жизни. В этот сложный период гарантом его продвижения вперед к намеченной цели являются межнациональное согласие, стабильность и объединение людей на созидательный труд.
Величие Абая состоит.в том, что он не замыкался рамками узконациональных интересов. Выражал думы и чаяния своего народа, он поднялся до понимания общечеловеческих ценностей, нравственных принципов во взаимоотношениях между людьми, независимо от национальных, социальных и расовых различий, наделенных разумом. Личным примером доказал человеческую возможность изменения натуры в сторону улучшения и самосовершенствования.
Вся жизнь и творчество Абая — яркий пример самовоспитания личности. Пытливый ум, вобравший в себе начало из неиссякаемого родника народной мудрости, обогатился достижениями мировой общественной мысли. Знаменательно то, что Абая не выезжая за пределы своего края, мыслил планетарно. По мысли Абая «человек утверждается на земле, постигая тайны явлений природы или делая определенные предположения на этот счет. Это отличает его от животного, выдает его душу, говорит о разделении разума и воли».
Символично то, что имя «Абай» (его нареченно имя Ибрагим — по имени одного из пророков) по смыслу означает «рассудительный», «благонравный», закрепилось за ним с раннего детства и стал известным в народе через его активную общественную деятельность и творческое наследие. Острым оружием слова он обнажил всю мерзость невежества и беспечности, избавление от которых для него стало смыслом всей жизни. Сам он испытал на себе всю мерзость и подлость людей, выразившейся в ханжестве и лицемерии. Уже в преклонном возрасте он дошел до глубокого разочарования, но не потерял веру в человека и человеческое достоинство.
Абай не был пессимистом. Он возлагал надежду в будущее. Не для забавы слагал стихи. А для чутких слухом, сердцем и душой. Для молодых, кто сердцем прозорлив и чуток, тот поймет, что каждый внемлет его словам.
И словом, и делом, Абай стремился осуществить заветную мечту. Мир и согласие — залог благополучия. Для Абая мир — это высшее счастье страны.
«Право, и веру, и честь не топчи.
Внемли разумному’ слову певца
и для труда засучи рукава» — призывал он.
Абай стоял у истоков пробуждения национального самосознания казахского народа. Превыше всего он ставит чувство достоинства человека. Понимание его ставит казаха наравне с другими народами. Реализацию своей сокровенной мечты он видел в просвещении. Отсюда берет начало глубокий демократизм Абая. По мысли Абая человечество живет, уповая на будущее, оно надеется на лучших сынов, к которым принадлежал он сам.
Единение народа он сравнивал с искусством. Сославшись на пословицу: «Начало искусства — в единении», н старается дать ответ на вопрос: что такое единение и когда рождается согласие? Но у каких людей бывает единство, и как они добиваются согласия между собой — казахи не понимают. Полагают, что это — общность скота, имущества, еды. Если это так, то какой прок от богатства и какой вред от нищеты? Нет, единство должно быть в умах, а не в общности добра.
Просто поражаешься прозорливости Абая. Примитивное представление об общности имущества, обобществление собственности через десятилетия дают знать о себе в период конфискации баев, до домашних птиц. А казахов лишило основного источника существования — лошадей и крупного рогатого скота, в условиях кочевого образа жизни. Ломка многовековых традиций и быта, без учета специфики, привела к массовой гибели народа, о которой замалчивали до последнего времени.
Размышляя о смысле жизни. Абая ставит вопрос: о какой жизни идет речь? Удовлетворение животной потребности присуще и собаке. Для человека необходима разумная и сознательная жизнь, когда жива душа и ясен ум. Сознательная жизнь — гарант честного труда. Жизненное кредо Абая: твори благо разумному, глупого оно только портит. Жизнь хитростью, обманом и попрошайничеством — удел бездарных проходимцев. На честный и самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами.
«Не о науке и знаниях, не о мире и справедливости радеет казах, ему бы разбогатеть, да не знает — как? Вот и ловчит, хитрит, чтобы хоть лестью выманить богатство у других, не удасться — будет люто враждовать со всем светом. Отца родного не прочь обобрать и не сочтет это позором для себя. Не принято у людей осуждать тех, кто добывает скот обманом, подлостью, попрошайничеством, разбоем или другими ухищрениями». Так обнажено бичует типические черты конкретных носителей зла человек всей душой любивший свой народ.
Межродовые распри, непрекращающиеся жалобы на высшие инстанции друг на друга, сведение счетов за мелкие обиды, алчность и жажда к наживе — все это мешало единству, рождали вражду между людьми. В этой связи он задает вопрос: В чем кроется’ причина разрозненности казахов, их неприязни и недоброжелательности друг к другу? Отчего слова их неискренни, а сами они ленивы и одержимы властолюбием? Отвечая на эти вопросы, Абай ссылается на мыслителей всех времен, раскрывших причины человеческих пороков. «Мудрые мира давно заметили: человек ленивый бывает, как правило, труслив и безволен, безвольный — труслив и хвастлив; хвастливый — труслив, глуп и невежествен; глупый невежествен и не имеет понятия о чести, а бесчестный побирается у лентяя ненасытен, необуздан, бездарен, не желает добра окружающим». А пороки эти. объясняет Абай, — от того, что люди озабочены только одним стяжательством. К тому же немаловажная причина их — праздный образ жизни и беспечность. Средства исцеления от таких недугов — разумный и полезный труд, что облагораживает человека.
Источником для размышления Абая о человеке и его поступках послужили пословицы и поговорки. К ним от относится критически, дает свое толкование с позиции гуманизма. Для примера он приводит целый ряд пословиц и поговорок: «Если безвестно имя твое, подожги поле». Какая необходимость в дурной славе?
«Лучше один день быть бурой, чем сто — выхолощенным верблюдом». На что нужна жизнь одного дня, проведенная в безумствах. приносящих только опустошение.
«При виде золота и ангел сходит с праведного пути». Да быть им жертвой на пути ангела! Зачем ангелу золото? Сказав это, люди оправдывают свою же алчность.
«Богатая казна милее отца с матерью, собственная жизнь дороже золотого дворца». Какую цену можно дать за жизнь негодяя, которому казна кажется милее отца с матерью. Только человек, лишенный ума и чести, может променять отца с матерью на золото. Родители наживают добро, заботясь о благе детей, и тот. кто равняет родителей с казной, совершает богопротивное дело.
Нужно быть осторожными, повторяя пословицы, порожденные ханжеством и недомыслием» — предостерегает Абай.
Преемственность лучших традиций — залог поступательного развития каждого народа. Разрыв ее может привести к утрате национального достоинства и всего ценного в обычаях. Говоря о прошлом, Абай выделяет два качества предков, которые могли бы служить примером для будущего поколения.
Первое: в стародавние времена были люди, которые звались «ел басы», т.е. глава народа, «топ басы», т.е. глава общины. Они решали, споры, управляя жизнью общества. Простой народа, худо-бедно, занимался своими делами. Не принято было оспаривать решения «ел басы» и «топ басы» или бегать от одного к другому.
Когда каждый сам себе бий, не ужиться на бескрайних степях, когда есть глава общины, не сгореть и в огне. Люди признав эту истину, приносили жертву, святым духам, и помолясь, отдавали бразды правления всеобщему избраннику и впредь старались поддерживать во всем. Относились к нему с должным почтением, слушались и неукоснительно повиновались, тогда и влиятельные лица не переступали пределов благоразумия.
И второе: люди свято берегли и дорожили единством. Стоило кому-то призвать на помощь других, упомянув при этом имена предков, как все бросались на выручку, забыв обо всех обидах и раздорах, охотно шли на уступки и жертвы, говорили тогда в народе:
«Кто не умеет простить ближнего, того чужой обидит».
«Братья ссорятся, но не отрекаются друг от друга».
«Если шестеро погрязли в раздорах, потеряют то, что в руках, если четверо пребывают в согласии, на них небесная благодать нисходит».
«Кто ищет верного пути, находит казну, кто ищет раздоров, находит беду».
Приводя подобные изречения, исходящие из глубин народной мудрости, Абай с горечью отмечает: «Где теперь этот благородный дух общности и радение о чести? Они были обеспечены людской стойкостью, совестливостью, доблестью. Мы лишились их». У теперешних дружба — не дружелюбие, а вероломное коварство. Вражда — не отстаивание истины, а просто неумение жить в согласии».
Все это будто сказано о сегодняшнем днем.
Учиться у других народов ради того, чтобы подняться до уровня цивилизованных стран — твердое убеждение Абая. Так он наставлял: «Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опоррй для своего народа». Именно с этой точки зрения он подходил, когда бичевал превратные представления казахов о других народах. ‘ У узбеков — сноровке, умение вести торговлю, у татар — выносливости, стойкости, у русских — стремление к знанию, высокой культуре. Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу. трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой.
Не в пример сегодняшним радетелям обособленной национальной культуры, в пылу страстей доходящим до полного отрицания благотворного влияния культуры других народов, в особенности русской. Досадно то, что отдельные «горячие головы» предвзято ставят на одну доску колонизаторскую политику царизма с русским народом, якобы все беды казахов исходят из прошлой подавленности под национальным гнетом.
В противовес подобным роскозням любителей поиска врагов Абай писал: «Русская культура, наука — ключ к мировым сокровищницам. Владеющему этим ключей все другое достанется без особых усилий. Обучать детей хорошо, но чтобы они служили своему народу, надо учить их родному языку.
Нужно овладеть русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русское наукой помогут нам перенять все лучшее качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы, и избежать его пороков. Знать русский язык — значит открыть глаза на мир».
Абай призывал не к слепому преклонению перед русским народом. Он проник в глубину русской культуры и науки. И потому он наставлял: «Знание русского языка и культуры делает человека равноправным с’этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет остаться в стороне. Такова природа человека».
По Абаю, просвещение не должно быть самоцелью. Это приводит людей к соперничеству друг с другом. Любая из этих вещей приносит вред науке и обществу. Даже если споры содержательны и оттачивают ум, все равно излишняя приверженность к ним губит человека, ибо он начинает спорить не ради выяснения истины, а для того, чтобы победить соперника. Наука уже остается в стороне, главным для такого «ученого мужа» становится стремление запутать другого и и делать его жертвой ложных истин».
Разве сегодня не аналогии сказанного Абаем более ста лет назад? Оно чем-то напоминает ситуацию перед роспуском парламента республики. Перед глазами мелькает облик отдельных ретивых депутатов.
Читая Абая мы представляет прошлое, настоящее и будущее казахского народа. То зернышко, посеянное властелином человеческой души в последующем дали благотворные всходы. Появилась целая плеяда замечательных представителей казахской интеллигенции, такие, как Гакарим Кудайбердиев (племянник и ученик Абая), Алихан Букейханов (первый-биограф поэта), Ахмет Байтурсунов, Миржакип Дулатов, Магжан Жумабаев и многие другие. Один из их автор известного воззвания в стихах «Проснись казах!» Миржакип Дулатов метко определил место Абая в истории общественно-политической мысли Казахстана, в духовной культуре народа. «Насколько мы будем удалены от дня смерти Абая, — писал он. — настолько будем сближаться с ним духовно, в этом не может быть и крупицы сомнения. Положение народа не может оставаться неизменным, со временем народ просветится, напитается плодами знаний и искусства, слава Абая будет расти изо дня в день. Потянутся люди к праху Абая. называя его первым своим поэтом, и тогда светом любви продлятся и укрепятся узы между народом и Абаем. Нам не суждено стать свидетелями тех дней, но дух наш услышит их и возрадуется».
Мухтар Ауэзов позже напишет: «Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая — дыхание времени, голос самого народа. Сегодня голос поэта сливается с нашими голосами, крепнет и набирает новую мощь».
Нравственные идеи Абая — идеология наших дней. Только единство и дружба народов республики помогут твердо встать на путь цивилизованных стран. В этом наша уверенность в будущее.
Юбилейный альманах
Института развития Казахстана.
150-летию Абая. – Алматы, 1995.