Рубрики
Календарь
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

  • Очень хороший (33%, 166 Votes)
  • Плохой (18%, 89 Votes)
  • Без Комментариев (18%, 89 Votes)
  • Хороший (17%, 87 Votes)
  • Средний (13%, 63 Votes)

Total Voters: 499

Загрузка ... Загрузка ...

Умирсеит Шарипов. ГЛАШАТАЙ ЕДИНСТВА И ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Приближается знаменательная дата — 150-летия со дня рож­дения великого Абая, которая отмечается решением ЮНЕСКО в этом году как международное событие. Это знак признания и дань ува­жения памяти выдающегося мыслителя, поэта, просветителя и де­мократа.

Прикосновение к богатству его творческого наследия, как к поэтическому, так и философскому, имеет исключительное значе­ние. Поистине пророческими кажутся его суждения в наше смутное время — время потери высоких нравственных ориентация, разгула преступности, воровства, мошенничества и спекуляции.

Наряду с бесценными поэтическими произведениями. «Гаклии» — «Слова назидания», написанные Абаем ровно сто лет назад в виде размышлений о пережитом и завещаний грядущим поколениями, чем-то напоминают исповеди пророков всех времен. Многие мысли замечательного гуманиста перекликаются с сегодняшним днем.

Поучительны и непереходящи высказывания Абая, которые по сути являются предостережением для нынешнего поколения. Они о дружбе, единстве и о приобщении к сокровищнице культуры других народов. В пылу страстей и споров о прошлом, порою надуманных, мы забываем о нити, связующей судьбы наших народов. «И знайте, лишь в дружбе казахский народ Свободу и правду свою обретет!» — завещал Абай.

Эти строки из «Восьмистишия» Абая звучат как завещание потомкам. В единстве и дружбе с другими народами он видел путь к свободе-, преодолению межродовых распрей, взаимной ненависти и мелочной обиды.

Назидания Абая приобретают особую актуальность в наши дни, когда решается судьба молодого суверенного государства в процессе демократизации общественной жизни. В этот сложный пе­риод гарантом его продвижения вперед к намеченной цели являют­ся межнациональное согласие, стабильность и объединение людей на созидательный труд.

Величие Абая состоит.в том, что он не замыкался рамками узконациональных интересов. Выражал думы и чаяния своего наро­да, он поднялся до понимания общечеловеческих ценностей, нравственных принципов во взаимоотношениях между людьми, неза­висимо от национальных, социальных и расовых различий, наде­ленных разумом. Личным примером доказал человеческую возмож­ность изменения натуры в сторону улучшения и самосовершенство­вания.

Вся жизнь и творчество Абая — яркий пример самовоспитания личности. Пытливый ум, вобравший в себе начало из неиссякаемо­го родника народной мудрости, обогатился достижениями мировой общественной мыс­ли. Знаменательно то, что Абая не выезжая за пределы своего края, мыслил планетарно. По мысли Абая «человек утверж­дается на земле, постигая тайны явлений природы или делая оп­ределенные предположения на этот счет. Это отличает его от жи­вотного, выдает его душу, говорит о разделении разума и воли».

Символично то, что имя «Абай» (его нареченно имя Ибрагим — по имени одного из пророков) по смыслу означает «рассуди­тельный», «благонравный», закрепилось за ним с раннего детства и стал известным в народе через его активную общественную дея­тельность и творческое наследие. Острым оружием слова он обна­жил всю мерзость невежества и беспечности, избавление от кото­рых для него стало смыслом всей жизни. Сам он испытал на себе всю мерзость и подлость людей, выразившейся в ханжестве и ли­цемерии. Уже в преклонном возрасте он дошел до глубокого разо­чарования, но не потерял веру в человека и человеческое досто­инство.

Абай не был пессимистом. Он возлагал надежду в будущее. Не для забавы слагал стихи. А для чутких слухом, сердцем и ду­шой. Для молодых, кто сердцем прозорлив и чуток, тот поймет, что каждый внемлет его словам.

И словом, и делом, Абай стремился осуществить заветную мечту. Мир и согласие — залог благополучия. Для Абая мир — это высшее счастье страны.

 

«Право, и веру, и честь не топчи.

Внемли разумному’ слову певца

и для труда засучи рукава» — призывал он.

 

Абай стоял у истоков пробуждения национального самосозна­ния казахского народа. Превыше всего он ставит чувство достоинства человека. Понимание его ставит казаха наравне с другими народами. Реализацию своей сокровенной мечты он видел в прос­вещении. Отсюда берет начало глубокий демократизм Абая. По мысли Абая человечество живет, уповая на будущее, оно надеется на лучших сынов, к которым принадлежал он сам.

Единение народа он сравнивал с искусством. Сославшись на пословицу: «Начало искусства — в единении», н старается дать ответ на вопрос: что такое единение и когда рождается согла­сие? Но у каких людей бывает единство, и как они добиваются согласия между собой — казахи не понимают. Полагают, что это — общность скота, имущества, еды. Если это так, то какой прок от богатства и какой вред от нищеты? Нет, единство должно быть в умах, а не в общности добра.

Просто поражаешься прозорливости Абая. Примитивное предс­тавление об общности имущества, обобществление собственности через десятилетия дают знать о себе в период конфискации баев, до домашних птиц. А казахов лишило основного источника сущест­вования — лошадей и крупного рогатого скота, в условиях коче­вого образа жизни. Ломка многовековых традиций и быта, без учета специфики, привела к массовой гибели народа, о которой замалчивали до последнего времени.

Размышляя о смысле жизни. Абая ставит вопрос: о какой жиз­ни идет речь? Удовлетворение животной потребности присуще и собаке. Для человека необходима разумная и сознательная жизнь, когда жива душа и ясен ум. Сознательная жизнь — гарант честно­го труда. Жизненное кредо Абая: твори благо разумному, глупого оно только портит. Жизнь хитростью, обманом и попрошайничест­вом — удел бездарных проходимцев. На честный и самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами.

«Не о науке и знаниях, не о мире и справедливости радеет казах, ему бы разбогатеть, да не знает — как? Вот и ловчит, хитрит, чтобы хоть лестью выманить богатство у других, не удасться — будет люто враждовать со всем светом. Отца родного не прочь обобрать и не сочтет это позором для себя. Не принято у людей осуждать тех, кто добывает скот обманом, подлостью, попрошайничеством, разбоем или другими ухищрениями». Так обна­жено бичует типические черты конкретных носителей зла человек всей душой любивший свой народ.

Межродовые распри, непрекращающиеся жалобы на высшие инс­танции друг на друга, сведение счетов за мелкие обиды, алч­ность и жажда к наживе — все это мешало единству, рождали вражду между людьми. В этой связи он задает вопрос: В чем кро­ется’ причина разрозненности казахов, их неприязни и недоброже­лательности друг к другу? Отчего слова их неискренни, а сами они ленивы и одержимы властолюбием? Отвечая на эти вопросы, Абай ссылается на мыслителей всех времен, раскрывших причины человеческих пороков. «Мудрые мира давно заметили: человек ле­нивый бывает, как правило, труслив и безволен, безвольный — труслив и хвастлив; хвастливый — труслив, глуп и невежествен; глупый невежествен и не имеет понятия о чести, а бесчестный побирается у лентяя ненасытен, необуздан, бездарен, не желает добра окружающим». А пороки эти. объясняет Абай, — от того, что люди озабочены только одним стяжательством. К тому же не­маловажная причина их — праздный образ жизни и беспечность. Средства исцеления от таких недугов — разумный и полезный труд, что облагораживает человека.

Источником для размышления Абая о человеке и его поступ­ках послужили пословицы и поговорки. К ним от относится крити­чески, дает свое толкование с позиции гуманизма. Для примера он приводит целый ряд пословиц и поговорок: «Если безвестно имя твое, подожги поле». Какая необходимость в дурной славе?

«Лучше один день быть бурой, чем сто — выхолощенным верб­людом». На что нужна жизнь одного дня, проведенная в безумс­твах. приносящих только опустошение.

«При виде золота и ангел сходит с праведного пути». Да быть им жертвой на пути ангела! Зачем ангелу золото? Сказав это, люди оправдывают свою же алчность.

«Богатая казна милее отца с матерью, собственная жизнь дороже золотого дворца». Какую цену можно дать за жизнь него­дяя, которому казна кажется милее отца с матерью. Только чело­век, лишенный ума и чести, может променять отца с матерью на золото. Родители наживают добро, заботясь о благе детей, и тот. кто равняет родителей с казной, совершает богопротивное дело.

Нужно быть осторожными, повторяя пословицы, порожденные ханжеством и недомыслием» — предостерегает Абай.

Преемственность лучших традиций — залог поступательного развития каждого народа. Разрыв ее может привести к утрате на­ционального достоинства и всего ценного в обычаях. Говоря о прошлом, Абай выделяет два качества предков, которые могли бы служить примером для будущего поколения.

Первое: в стародавние времена были люди, которые звались «ел басы», т.е. глава народа, «топ басы», т.е. глава общины. Они решали, споры, управляя жизнью общества. Простой народа, худо-бедно, занимался своими делами. Не принято было оспари­вать решения «ел басы» и «топ басы» или бегать от одного к другому.

Когда каждый сам себе бий, не ужиться на бескрайних сте­пях, когда есть глава общины, не сгореть и в огне. Люди приз­нав эту истину, приносили жертву, святым духам, и помолясь, от­давали бразды правления всеобщему избраннику и впредь стара­лись поддерживать во всем. Относились к нему с должным почте­нием, слушались и неукоснительно повиновались, тогда и влия­тельные лица не переступали пределов благоразумия.

И второе: люди свято берегли и дорожили единством. Стоило кому-то призвать на помощь других, упомянув при этом имена предков, как все бросались на выручку, забыв обо всех обидах и раздорах, охотно шли на уступки и жертвы, говорили тогда в на­роде:

«Кто не умеет простить ближнего, того чужой обидит».

«Братья ссорятся, но не отрекаются друг от друга».

«Если шестеро погрязли в раздорах, потеряют то, что в ру­ках, если четверо пребывают в согласии, на них небесная благо­дать нисходит».

«Кто ищет верного пути, находит казну, кто ищет раздоров, находит беду».

Приводя подобные изречения, исходящие из глубин народной мудрости, Абай с горечью отмечает: «Где теперь этот благород­ный дух общности и радение о чести? Они были обеспечены людс­кой стойкостью, совестливостью, доблестью. Мы лишились их». У теперешних дружба — не дружелюбие, а вероломное коварство. Вражда — не отстаивание истины, а просто неумение жить в сог­ласии».

Все это будто сказано о сегодняшнем днем.

Учиться у других народов ради того, чтобы подняться до уровня цивилизованных стран — твердое убеждение Абая. Так он наставлял: «Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опоррй для своего народа». Именно с этой точки зрения он под­ходил, когда бичевал превратные представления казахов о других народах. ‘ У узбеков — сноровке, умение вести торговлю, у татар — выносливости, стойкости, у русских — стремление к знанию, высокой культуре. Сила их в том, что неустанно учатся они ре­меслу. трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой.

Не в пример сегодняшним радетелям обособленной националь­ной культуры, в пылу страстей доходящим до полного отрицания благотворного влияния культуры других народов, в особенности русской. Досадно то, что отдельные «горячие головы» предвзято ставят на одну доску колонизаторскую политику царизма с русс­ким народом, якобы все беды казахов исходят из прошлой подав­ленности под национальным гнетом.

В противовес подобным роскозням любителей поиска врагов Абай писал: «Русская культура, наука — ключ к мировым сокро­вищницам. Владеющему этим ключей все другое достанется без особых усилий. Обучать детей хорошо, но чтобы они служили сво­ему народу, надо учить их родному языку.

Нужно овладеть русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русско­го языка, учеба в русских школах, овладение русское наукой по­могут нам перенять все лучшее качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы, и избежать его пороков. Знать русский язык — значит открыть глаза на мир».

Абай призывал не к слепому преклонению перед русским на­родом. Он проник в глубину русской культуры и науки. И потому он наставлял: «Знание русского языка и культуры делает челове­ка равноправным с’этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет остаться в стороне. Такова природа человека».

По Абаю, просвещение не должно быть самоцелью. Это приво­дит людей к соперничеству друг с другом. Любая из этих вещей приносит вред науке и обществу. Даже если споры содержательны и оттачивают ум, все равно излишняя приверженность к ним губит человека, ибо он начинает спорить не ради выяснения истины, а для того, чтобы победить соперника. Наука уже остается в сто­роне, главным для такого «ученого мужа» становится стремление запутать другого и и делать его жертвой ложных истин».

Разве сегодня не аналогии сказанного Абаем более ста лет назад? Оно чем-то напоминает ситуацию перед роспуском парла­мента республики. Перед глазами мелькает облик отдельных рети­вых депутатов.

Читая Абая мы представляет прошлое, настоящее и будущее казахского народа. То зернышко, посеянное властелином челове­ческой души в последующем дали благотворные всходы. Появилась целая плеяда замечательных представителей казахской интелли­генции, такие, как Гакарим Кудайбердиев (племянник и ученик Абая), Алихан Букейханов (первый-биограф поэта), Ахмет Байтурсунов, Миржакип Дулатов, Магжан Жумабаев и многие другие. Один из их автор известного воззвания в стихах «Проснись казах!» Миржакип Дулатов метко определил место Абая в истории общественно-политической мысли Казахстана, в духовной культуре наро­да. «Насколько мы будем удалены от дня смерти Абая, — писал он. — настолько будем сближаться с ним духовно, в этом не мо­жет быть и крупицы сомнения. Положение народа не может оста­ваться неизменным, со временем народ просветится, напитается плодами знаний и искусства, слава Абая будет расти изо дня в день. Потянутся люди к праху Абая. называя его первым своим поэтом, и тогда светом любви продлятся и укрепятся узы между народом и Абаем. Нам не суждено стать свидетелями тех дней, но дух наш услышит их и возрадуется».

Мухтар Ауэзов позже напишет: «Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая — дыхание времени, голос самого народа. Сегодня голос поэта сливается с нашими голосами, крепнет и набирает новую мощь».

Нравственные идеи Абая — идеология наших дней. Только единство и дружба народов республики помогут твердо встать на путь цивилизованных стран. В этом наша уверенность в будущее.

 

 

Юбилейный альманах

Института развития Казахстана.

150-летию Абая. – Алматы, 1995.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники