Рубрики
Календарь
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

  • Очень хороший (33%, 166 Votes)
  • Плохой (18%, 89 Votes)
  • Без Комментариев (18%, 89 Votes)
  • Хороший (17%, 87 Votes)
  • Средний (13%, 63 Votes)

Total Voters: 499

Загрузка ... Загрузка ...

СТАРЕЙШЕЙ КАФЕДРЕ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ — 76: РАЗМЫШЛЕНИЯ И ЧАЯНИЯ ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ

логосСегодня каждого преподавателя и студента КазНУ переполняет чувство гордости и достоинства: по итогам исследования известного международного рейтингового агентства QS (Великобритания)  наш Казахский Национальный университет имени аль-Фараби вошёл в топ-300 университетов, заняв 275 место среди 800 признанных мировых университетов. Толчком для достижения подобного результата стала задача, поставленная президентом Н. Назарбаевым в Послании народу в 2010 году, о том, чтобы минимум два университета Казахстана вошли в топ рейтинги лучших мировых университетов.

Мы, рядовые преподаватели действительно ощутили этот прорыв: за последний период проведена комплексная структурная модернизация университета, внедрен процессный менеджмент, а система управления, ориентированная на результат и рейтинговая оценка достижений стали более эффективными и прозрачными.

По примеру ведущих университетов мира в нашем КазНУ разработаны и внедрены экспериментальные образовательные программы, соответствующие высоким международным стандартам, многие из них прошли международную аккредитацию. В университете функционирует технологический коридор «от генерирования идеи до ее коммерциализации».

Статистические данные свидетельствуют, что ученые КазНУ имеют наибольшее количество публикаций в зарубежных рейтинговых изданиях, индексируемых в международной базе данных компаний Thomson Reuters и Scopus.

За всеми этими результатами стоят люди – управленческий персонал и в первую очередь профессорско-преподавательский состав. В КазНУ функционируют 7 — НИИ, 1-научно-технологический парк, 5- институтов, 30 научных центров социально-гуманитарного профиля, 14 -факультетов, 62 – кафедры и 7 – департаментов. Подробнее хочется остановиться на одном из важнейших подразделений университета – кафедре, являющейся одной из старейших – кафедре общей и этнической педагогики, а ныне кафедре педагогики и образовательного менеджмента.

Кафедра педагогики Казахского Национального университета им. аль-Фараби, основанная 12 января 1940 года в 2015 году справила  своё 75- летие. По сей день кафедра осуществляет выпуск специалистов педагогического профиля. Её формирование и развитие охватывает длительный период: с появления кафедры в составе историко-филологического факультета и массового обеспечения педагогических специальностей университета, до открытия специальностей «Педагогика и психология», «Социальная педагогика и самопознание» и расширения поля образовательной деятельности в многоуровневой системе «бакалавриат – магистратура – докторантура PhD».

Кафедра, несмотря на изменения в названии является признанным в республике Центром воспроизводства педагогических и научно-педагогических кадров, отвечающих современным требованиям общества. В настоящее время на кафедре работают ведущие казахстанские ученые-педагоги и специалисты по проблемам образования,  преподаватели, научный авторитет которых признан не только в Казахстане, но и за ее пределами.

Вот уже на протяжении долгих лет кафедра, независимо от изменений в ее названии, является проводником педагогических идей научной педагогической общественности  классического университета.

Это говорит о росте авторитета кафедры как научно-исследовательского центра по педагогическим проблемам, а также о всплеске интереса общественности к проблемам образования и педагогике в целом, уникальных достижений в педагогической деятельности и инновационного участия в образовательном процессе.

Все мы понимаем, что образование в реальной жизни и психологическом осмыслении становится важнейшей социокультурной ценностью, вовлекающей в пространство своей активности многих других людей и инициирующей разнообразные события творчества.

В то же время  хочется еще раз поднять вопрос об общественном статусе педагогической профессии.

Нарастающий кризис «человеческого фактора», смена поколений, молодежь, больше заботящаясяся о зарабатывании средств, и другие факторы способствуют потере ценностного значения педагогической деятельности и снижению статуса педагога в обществе.

В условиях господства новых ценностей рационализма и информационных технологий сам педагог, на наш взгляд, пока не утратил ценностей и смыслов прошлой эпохи и  находится на перепутье.

С одной стороны удары по личности педагога наносятся со стороны СМИ и особенно Интернета, подменяющего его  информационно-разъясняющую функцию. С другой стороны удары по личности педагога наносятся экономикой: «неприспособленные педагоги» выбрасываются за борт жизни по понятным «законам рынка»,  и это происходит на фоне падения общественного статуса педагогической профессии. Конечно, предпринимательская жилка необходима в современную эпоху – без этого, никак!. Но стоит задуматься: если мы доверим образование наших детей и внуков «проныристым» и «активным в поисках зарабатывания средств» личностям, то, что мы получим в результате? Какое циничное и антигуманное поколение взрастим, мы?

В этих условиях особо необходимо задуматься о человеческом капитале  образовательного процесса – о личности педагога, формирующей личность обучающегося. И здесь необходимо обратиться к смысловой стороне педагогической профессии.

Если система общего образования Республики Казахстан не лишилась в кризисные для образования годы своей рабочей силы — учителей, — то,  прежде всего потому, что в предшествующие социалистические годы мощная пропагандистская система сумела создать у учительства крепкую смысловую и  этическую конструкцию их профессиональной деятельности. Т.е. большинство учителей не ушло из профессии потому, что видит в этой работе огромный социальный и личностный смысл.

Кафедра педагогики и образовательного мненеджмента, не утратив за свою многолетнюю историю ценностного отношения к педагогической деятельности, осознает основную задачу нынешнего поколения педагогов: не только возродить смысл своей педагогической деятельности, но и сформировать поколение обучающихся — высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов для всех сфер, обладающих огромным личностным и профессиональным потенциалом.

 

 

Қасен Гульмира Аманқызы,

к.п.н., доцент; кафедра  педагогики и образовательного менеджмента,

Факультет философии и политологии, КазНУ им.аль-Фараби

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники