Рубрики
Календарь
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

  • Очень хороший (33%, 166 Votes)
  • Плохой (18%, 89 Votes)
  • Без Комментариев (18%, 89 Votes)
  • Хороший (17%, 87 Votes)
  • Средний (13%, 63 Votes)

Total Voters: 499

Загрузка ... Загрузка ...

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ВЕЯНИЕ ВРЕМЕНИ ИЛИ ОСТРАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В ЭПОХУ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ?

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость в специалистах, интегрирующих знания и компетенции в различных отраслях наук.

Специальность «Педагогика и психология» — относительно новое перспективное направление подготовки бакалавров на факультете философии и политологии Казахстана Казахского Национального университета им. аль-Фараби. Тем не менее, до сих пор возникает много вопросов относительно того, что представляют из себя эти специалисты – педагоги-психологи.

Формирование гуманитарно–ориентированного профессионального образа мира будущего является важной задачей психолого-педагогического образования. Она предполагает создание предпосылок для становления педагога-психолога, являющегося носителем общечеловеческих ценностей, способного находить и осуществлять собственные жизненные и профессиональные смыслы и помогать это совершать Другому. Такой специалист – не «предметник», преимущественно занятый  учебной дисциплиной и способами  её развертывания перед учащимися, а ученый, интеллигент, можно сказать даже «философ», возвращающийся снова и снова к истокам культуры, носитель проникновенного Слова, которое активно вмешивается во внутренний диалог обучающегося и помогает ему услышать собственный голос.

В связи с тем, что общей целью университетского образования является формирование интегрированной личности будущего специалиста, синтезирующей все  богатства человеческой культуры и, учитывая то, что университетское образование должно способствовать эффективной организации профессиональной деятельности, ориентированной на глубокое освоение фундаментальных знаний, гуманизацию и гуманитаризацию образования, подготовка по специальности «Педагогика и психология» в рамках университетского образования в КазНУ им аль-Фараби вбирает в себя фундаментальные и профессиональные знания во взаимосвязи с гибкой способностью реагировать на динамично меняющиеся условия рынка труда и требования, предъявляемые к профессиональному уровню специалистов.

Современный процесс обучения на факультете, и в частности на специальности “Педагогика и психология» строиться  на новых методологических и методических принципах, а именно:

— взаимодействии, сотрудничестве и партнерстве между преподавателем и студентом;

— разнообразии, гибкости и динамичности средств, методик, форм и методов обучения;

— акценте на самообразовании, самовоспитании и самооценке обучающегося;

— индивидуализации обучения;

— приоритете форм обучения, направленных на развитие творческого мышления и самостоятельности студентов.

Все это обеспечивает результат: бакалавр специальности «Педагогика и психология» подготовлен для работы в системе образования Республики Казахстан:

  • учебно-воспитательных учреждениях различного типа (общеобразовательные школы, профессиональные школы, гимназии, лицеи, колледжи, интернаты, детские дома, исправительные и коррекционные заведения);
  • НИИ системы образования;
  • в административных органах образования (районо, облоно, акиматы);

Основные направления его профессиональной деятельности: организация ученического и студенческого коллективов; формирование и развитие личности обучающихся; установление связи с общественностью и работодателями,   обучение и воспитание учащихся; внедрение новых педагогических технологий; повышение научно-теоретических знаний и профессиональной квалификации; психодиагностическая работа; психоконсультирование, психотерапия, психокоррекция,  психопрофилактика в организациях образования.

Прогресс социального знания не имеет границ. На основе существующих научных дисциплин формируются новые, появляются новые социально востребованные специальности и квалификации. Так в КазНУ им. аль-Фараби начата подготовка по специальности «Социальная педагогика и самопознание». И это высший уровень интеграции: педагогика и психология с их отраслями социальная педагогика и социальная психология вылились в новое, востребованное в обществе направление.

Помимо этого успешная деятельность любого вуза напрямую зависит от умения его профессорско-преподавательского состава наладить тесные и плодотворные отношения со своими коллегами по образовательной ниве, и особенно объединенных под единым «шаныраком» факультета. Именно такое сотрудничество должно стать одним из бесспорных достоинств факультета философии и политологии, объединяющего девять общественно-гуманитарных специальностей: философия, политология, культурология, религиоведение, социология, психология, педагогика и психология, социальная работа, социальная педагогика и самопознание.

В нашем университете — КазНУ им. аль-Фараби особое внимание уделяется не только совершенствованию образовательного процесса, но и развитию внеучебной, в том числе социально-воспитательной деятельности. С 2011 г. у университете был возрожден институт педагогического наставничества и усилены воспитательные функции эдвайзеров, теперь называемых кураторами-эдвайзерами. Активизируются клубные формы работы со студентами. Так за период с 2010-2011 по 2013-2014 учебные годы количество клубов и кружков  возросло в 2 раза.  Сегодня в КазНУ функционирует 374 клубов и кружков. 

Активно осуществляется разработка программ и проектов социально-воспитательной направленности: в целях вовлечения в процессы социальной модернизации страны и развития творческой составляющей личности субъектов образовательного процесса — проект «Айналаңды нұрландыр!», для повышения культурного и образовательного уровня студентов  и приобщения их к чтению литературы — проект «100 кітап», в целях привития молодежи  культуры здорового образа жизни — проект «Культ здорового тела» и др. Каждый обучающийся в КазНУ может найти программу и проект по своему вкусу и притязаниям. Так в поддержку мировых экологических инициатив  организовано движение «Зеленый мост через поколения», составной частью которого является реализация проекта «КазНУ – Гринкампус». Ко Дню Первого Президента Республики Казахстан с 2013 года проводится ежегодный республиканский патриотический фестиваль студенческой молодежи «Мен жастарға сенемін!».  Все эти прогрaммы и проекты, несмотря нa определенную нaцеленность, в целом формируют социaльную aктивность, способность aдaптировaться к новым ситуaциям, выстрaивaть профессионaльные устaновки и кaрьерные трaектории, рaзвивaют креaтивность и лидерство. Именно эти качества пользуются успехом на современном рынке труда, поэтому интеграция учебной и воспитательной работы – высший уровень создания условий в университете для подготовки востребованных специалистов.

 

Мукашева А.Б., д.п.н., профессор;

кафедра педагогики и образовательного менеджмента, 

факультет философии и политологии,

 КазНУ им. Аль-Фараби

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники