Почему так важна профессия «Социальный педагог» в нашем мире?
В 90 годы, когда был разрушен Советский союз, была и разрушена ценностно-ориентационная система подрастающего поколения в Республике Казахстан. Она повлияла не только на стержень и развитие личности подрастающего поколения, но и в этот кризисный период повысился уровень преступности.
С каждым годом отмечается рост преступности и возникают новые виды и формы отклоняющегося поведения от нормы. Казалось бы, новые тенденции в мире должны влиять на развитие общества позитивно, но всегда имеется другая сторона медали. В связи с интенсивным развитием информационных технологий появились новые виды отклонений: компьютерная и интернет-зависимость, сексуальные девиации в сети, интернет-преступления. Наблюдается снижение толерантности общества к другим. Появляются формы групповой девиации –терроризм и другие формы, влияющие на отклонение норм в поведении человека. Повысился уровень корыстных преступлений.
Например, в феврале месяце 2017 года в интернете стали появляться заметки, что подростки в Казахстане играют в смертельную игру «Синий кит». Эта игра распространяется в социальных сетях среди подростков, выполнение 50 заданий и финальным этапом которой должно быть самоубийство игрока. Конечно благодаря оперативности и информационным технологиям сразу же негативное действие было раскрыто, кто являлся зачинщиком и распространителем этой игры. Но эта игра как вирус уже распространилась среди подростков, которые большую часть времени проводят за сотовым телефоном. Как с этим бороться и предотвращать?
Одна из актуальных профессий в нашем мире — «Социальный педагог». Миссия социального педагога – социально-педагогическая защита прав и личного достоинства ребенка, сопровождение человека. Одним из приоритетных направлений в деятельности социального педагога является профилактика — своевременное устранение причин и профессиональная помощь «Группы риска» (категория людей, которые в силу своего социального положения и образа жизни не только подвержены опасным отрицательным воздействиям, но и представляют угрозу нормальной жизнедеятельности общества). В категорию «группы риска» входят: 1. Дети нуждающиеся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 2. Дети, с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией; 3.Дети с проблемами в обучении и развитии; 4.Гиперактивные и пассивные дети; 5.Одаренные дети; 6.Дети с отклоняющимся поведением; 7.Суицидальные намерения; 8.Дети с хроническими заболеваниями и дети с особыми образовательными потребностями (инвалиды).
Роль и задача социального педагога – помочь своевременно АДАПТИРОВАТЬСЯ в обществе и быть помощником, проводником в личностном росте.
На кафедре педагогики и образовательного менеджмента факультета философии и политологии в КазНУ им.аль-Фараби по направлении подготовки высококвалифицированных кадров «Социальная педагогика и самопознание», «Педагогика и психология» для организаций образования проделана огромная работа. Учебные планы гибкие и корректируются с учетом запросов и веления времени в обществе.
Совершенствовать и обогащать учебный процесс обучающихся и внедрять новые спецкурсы по специальности помогает исследовательская деятельность преподавателей в рамках научных проектах МОН РК (Проект: «Инновационные стратегии и технологии обучения и воспитания студентов» (Фонд первого президента, рук. Мынбаева А.К.) 2012-2013гг; Проект: «Научно-теоретические основы и профилактика проблем суицида среди молодежи» (рук. Айтбаева А.Б.) 2012-2014гг; — Проект «Арт- педагогика и арт-терапия для профилактики суицидального поведения молодежи в Казахстане: разработка научных основ и практических технологий» (руков. Касен Г.А.)2015-2017гг и др.) выполняемых на кафедре педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им.аль-Фараби. Например, одна из дисциплин разработанная и внедрена в рамках проекта «Социально-педагогические технологии работы социального педагога с детьми девиантного поведения» для студентов 3 курса по специальности «Социальная педагогика и самопознание», где углубленно рассматриваются современные тенденции и технологии в работе с детьми девиантного поведения.
Только качественная подготовка педагогических кадров может оказать существенное влияние на результативность в социальной сфере. Владение инструментами и знание современных технологий социальным педагогом поможет ребенку преодолеть трудности в этом мире. Профессиональная социально-педагогическое сопровождение, поддержка человека в его социальном становлении, преодоление трудностей в самореализации, в самосовершенствовании поможет личности раскрыться и найти свое место под солнцем.
Садвакасова З.М.-доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента ФФиП КазНУ им.аль-Фараби