Рубрики
Календарь
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

  • Очень хороший (33%, 166 Votes)
  • Плохой (18%, 89 Votes)
  • Без Комментариев (18%, 89 Votes)
  • Хороший (17%, 87 Votes)
  • Средний (13%, 63 Votes)

Total Voters: 499

Загрузка ... Загрузка ...

Социальная ответственность как новый тренд в воспитании

Формирование социальной ответственности молодежи является важнейшей проблемой воспитания подрастающего поколения, которая особенно в последние годы вновь остро обсуждается в казахстанском обществе на уровне законодательной и исполнительной власти. «Наша задача, – подчеркнул Лидер нации, выступая 13 октября 2009 года с лекцией в КазНУ им. аль-Фараби, – изменить отношение казахстанцев, в первую очередь молодежи, к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу».

Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится духовно-нравственное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека. Национальный научно-практический, образовательный  и оздоровительный Центр «Бобек» в период 2001-2009 гг. под патронажем первой леди Республики Казахстан С.А.Назарбаевой на 184 экспериментальных площадках страны занимался экспериментальной апробацией учебного метапредмета «Самопознание», предусматривающего обучение детей и молодежи общечеловеческим ценностям. С 2010-2011 гг. происходит обновление содержания предмета «Самопознание», которое нацелено на определение собственно общечеловеческих ценностей и качеств личности, которые им соответствуют. Акценты расставлены на такие моральные нормы как: жить по совести, единство мысли, слова и дела, быть, а не казаться, любовь как энергия и есть основа жизни, бескорыстное служение, воспитание личным примером.

Принцип выявления общечеловеческих ценностей, согласно которому содержание предмета «Самопознание» следует основывать на вечных общечеловеческих ценностях, понимаемых как проявление высшей духовной природы человека. Абсолютные общечеловеческие ценности, которые заложены в человеке с рождения: Истина, Любовь, Праведное поведение (Долг), Внутренний покой (Мир), Ненасилие.

Истина – это понимание единства всего сущего, принятие действительности такой, какая она есть. Общечеловеческая ценность Любовь – это мощная энергия, способная преображать мир. Любовь и служение – это два очень близких понятия. Для того чтобы развить в себе эти два качества, любовь и служение, нужно иметь тройственную чистоту: чистоту мысли, слова и дела. Цели образовательного процесса в обучении Праведному поведению – пробудить заложенную в каждом человеке способность различать и слышать голос Совести. Любой из нас имеет социальные роли в обществе, так вот, долг каждого из нас выполнять свои социальные роли на совесть. Истинный Покой завоевывается только контролем над чувствами. Покой – Дисциплина упорядоченной жизни. Ненасилие – это универсальность Любви, которая пронизывает весь живой и неживой мир. Практика Ненасилия: стараться не причинять никому вреда; заботиться об окружающей среде; не тратить попусту все виды энергий, учиться прощать и т.д.

Конечно, понимание того, что общечеловеческие ценности есть в каждом из нас и следуя им, мы проявляем лучшие качества, становимся социально ответственными людьми возможно только через осознанную практику.

Кафедра педагогики и образовательного менеджмента, ранее именуемая кафедрой общей и этнической педагогики, является одной из старейших кафедр, осуществляющих выпуск специалистов педагогического профиля. Высокое качество преподавания и устойчивая образовательная политика обусловили успешность и сохранение традиций кафедры, а открытие специальностей «Педагогика и психология»,  «Социальная педагогика и самопознание» расширили поле образовательной деятельности кафедры на более высокий уровень. Для наших выпускников развитие социальной ответственности является важным профессиональным качеством и необходимой деятельностью. В этом направлении в вузе функционируют различные проекты, такие как «Айналаңды нұрландыр», Green Campus, Культ здорового тела и т.д.

В рамках проекта «Айналаңды нұрландыр» преподавателями и студентами организуются встречи с ветеранами, посвященные дани уважения к их великому делу, поздравлению с праздником и организации помощи.  Также проводиться благотворительные акции «Твори добро» совместно с Обществом Красного полумесяца. Участие в ней принимают студенты и преподаватели, каждый из них помог всем нуждающимся, сдав одежду, игрушки, книги, канцелярские товары, спортинвентарь (мячи).  Более того, студенты и магистранты кафедры принимают добровольное участие в благотворительной акции «Стань донором — Спаси жизнь» в качестве волонтеров и доноров.

Часто наши студенты посещают и детские дома. Так, в детском доме № 1 проведена акция для воспитанников, посвященная  личной гигиене,  в ходе которой студенты рассказали малышам о правилах личной гигиены и подарили небольшие подарки для личного пользования. Встреча прошла в формате «От Сердца к Сердцу».

Остро стоит вопрос развития социальной ответственности в рамках решения экологических проблем. Стоит отметить, что на сегодняшний день в Казахстане объём накопленных твёрдых бытовых отходов, по экспертным оценкам, составляет 25 млрд тонн. По подсчётам специалистов, лишь 5% твёрдых отходов перерабатываются, остальные 95% вывозят на полигоны для захоронения. Одним из факторов невысокого коэффициента переработки мусора является отсутствие его сортировки на первом уровне, т. е. поступление на базы переработки в смешанном виде. Ввиду этого, в рамках проекта Green Campus студентами кафедры была проведена Акция «Экология начинается с человечности» под лозунгом «Путь мусора до урны лежит через наше сознание».

Духовно-нравственное образование казахстанцев — одна из самых важных задач системы образования РК, что предполагает раскрытие у человека гуманистических ценностей, ориентированных на доброту, милосердие, сострадание, взаимопомощь.

 

Анарбек Н.

кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ имени аль-Фараби

Самадин А.

магистрант 1 курса специальности «Педагогика и психология» КазНУ имени аль-Фараби

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники