Социально-воспитательная работа кафедры педагогики и образовательного менеджмента
КазНУ им. аль-Фараби сегодня не только флагман высшей школы, который стоит во главе казахстанской науки, готовил и готовит настоящих профессионалов своего дела, но и образец создания творчески насыщенной и развивающей образовательной среды. Особое внимание в университете уделяется не только совершенствованию учебного процесса, но и развитию внеучебной, в том числе социально-воспитательной деятельности.
В 2011 г. в университете был возрожден институт педагогического наставничества и усилены воспитательные функции эдвайзеров, теперь называемых кураторами-эдвайзерами. Активизируются клубные формы работы со студентами. Сегодня в КазНУ функционирует 374 клубов и кружков.
Активно осуществляется разработка программ и проектов социально-воспитательной направленности: в целях вовлечения в процессы социальной модернизации страны и развития творческой составляющей личности субъектов образовательного процесса — проект «Айналаңды нұрландыр!», для повышения культурного и образовательного уровня студентов и приобщения их к чтению литературы — проект «100 кітап», в целях привития молодежи культуры здорового образа жизни — проект «Культ здорового тела» и др.
Каждый обучающийся в КазНУ может найти программу и проект по своему вкусу и притязаниям. Так в поддержку мировых экологических инициатив организовано движение «Зеленый мост через поколения», составной частью которого является реализация проекта «КазНУ – Гринкампус». Ко Дню Первого Президента Республики Казахстан с 2013 года проводится ежегодный республиканский патриотический фестиваль студенческой молодежи «Мен жастарға сенемін!».
Кафедра педагогики и образовательного менеджмента также не остается в стороне от университетских традиций. Внеучебная деятельность, в том числе социально-воспитательная, волонтерская, просветительская и др. нашли широкое отражение в работе клубов, обществ и кружков кафедры: студенческое научное общество «Логос», творческий клуб «Шабыт», волонтерский клуб «Үміт сәулесі», кружок «Эмпатия», научно-исследовательское объединение магистрантов «Школа молодого ученого» и др.
Хочется остановиться на творческом опыте Студенческого Научного Общества (СНО) «Логос», созданного в 2010 году при нашем факультете Философии и политологии.
Выделим направления деятельности СНО, которые на сегодняшний момент определяют ее жизнетворчество:
- Научно-исследовательское: участие в реализации проектов кафедры, помощь в осуществлении инновационных инициативных проектов; выполнение работ по реализации разработок — научно-исследовательских и социально-воспитательных программ, проектов; проведение, в том числе совместно с Университетом, смотров-конкурсов на лучшую научную работу студентов по общественно-гуманитарным наукам.
- Культурно-творческое: обогащение культурного досуга студенческой молодежи, развитие всех видов творчества: музыкального, хореографического, художественного, сценического, аниматорского, фото-творчества и др.
- Воспитательно-развивающее: организация воспитательных мероприятий, тренингов по воспитательной работе, в том числе на сплочение коллектива и личностное саморазвитие студента.
- Информационно-просветительское направление, перерастающее в волонтерское: организация и проведение информационно-просветительских и популярно-просветительских мероприятий, посвященных проблемам науки, образования, культуры, экологии и охраны здоровья в школах, детских домах, специализированных интернатах, дамах престарелых и др. социально-образовательных учреждениях. В рамках данного направления студентами разрабатываются социальные проекты. На примере реализации таких проектов как «Мы — за Жизнь!» и «Кто, если не мы!», доказывается востребованность в обществе гуманистических и альтруистических идей.
Все эти прогрaммы и проекты, несмотря на определенную нaцеленность, в целом формируют социaльную aктивность, способность aдaптировaться к новым ситуaциям, выстрaивaть профессионaльные устaновки и кaрьерные трaектории, рaзвивaют креaтивность и лидерство. Разве не эти качества определяют путь личности к успеху?
Қасен Г.А., к.п.н., и.о профессора;
Ерденова М., магистрант 1 курса
специальности «Педагогика и психология»;
кафедра педагогики образовательного менеджмента,
факультет философии и политологии, КазНУ им. аль-Фараби