ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТАГЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Конфликты происходят каждодневно, и если, конфликт решается конструктивно, то происходит личностный скачок в развитии личности. Но, если разрешается деструктивно и у подростка еще и не сформировано стратагемное мышление, то конфликт может способствовать саморазрушению, либо вести к деградации личности.
Одним из важных направлений работы социального педагога в организации образования с подростками девиантного поведения мы считаем формирование стратагемного мышления. Целью формирования стратагемного мышления при конфликтном поведении подростков является — формирование позитивных паттернов поведения в конфликтной ситуации за счёт снижения уровня агрессии и показателей доминирования. Основными задачами являются: коррекция агрессивного поведения; развитие конструктивных навыков реагирования в конфликтной ситуации; снятие тревожности; развитие навыков саморегуляции.
Если рассмотреть историю, то само стратагемное мышление сформировалось в глубокой древности и было связано с приемами военной и дипломатической борьбы. Чтобы понять что такое стратагемное мышление рассмотрим понятия: Стратагемность — тактическое искусство и, как таковое, является лишь составной, но важной частью стратегии. Искусный тактик необязательно хороший стратег, видящий картину целиком и на долгую перспективу; Стратегия — долгосрочный план, общее видение и совокупность тактических ходов, предполагающая большую гибкость и приспосабливаемость; Стратагема — манёвр, тактический ход, применяемый для получения обычно более сиюминутного, осязаемого и менее масштабного результата, в отличие от тактики, всегда содержащий в себе некую хитрость или обман. Важной особенностью стратагемы является, просчитываемость ситуации, реакции объекта и результата, то есть мышление на несколько ходов вперёд. С помощью стратагем человек может определять и тактические ходы, рассчитывать оперативные приемы и предвидеть их последствия, использовать психологические особенности противников.
Стратегии разрешения конфликтов зависят от самой личности человека, от её желания и стремления устранить конфликт. Стратагемы бывают разные: стратагема лидерства; коммуникативные стратагемы; контактоустанавливающие стратегемы; стратагемы управления собой; стратегемы этикетного поведения; стратегемы сохранения добрых отношений. Успешность использование стратегий в коммуникации характеризуется тем, что происходит наиболее гуманное разрешение конфликтов, учет интересов и ценностей всех конфликтующих сторон без принуждения или соперничества.
Магзиева Акку Абзаловна –студентка 4 курса по специальности социальная педагогика и самопознание,
кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им.аль-Фараби, Садвакасова Зухра Маратовна — к.п.н., доцент