Актуальные проблемы духовно — нравственного воспитания
Программная статья Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» акцентирует актуальные задачи духовно — нравственного воспитания, дает посыл педагогической общественности. Трансформация с акцентом на углубление консолидирующих общенациональных ценностей является приоритетом духовного возрождения. Президент выделяет 6 направлений модернизации:
- Конкурентноспособность;
- Прагматизм;
- Сохранение национальной идентичности;
- Культ знания;
- Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана;
- Открытость сознания.
Все эти направления предельно актуальны и четко выделяются в квалификационных требованиях к выпускникам высших учебных заведений. В этой связи следует отметить деятельность ППС выпускающей кафедры педагогики и образовательного менеджмента по обновлению содержания образовательных программ по специальностям «5B010300 — Педагогика и психология», «5B012300 — Социальная педагогика и самопознание», в которых учитываются современные тенденции к гуманизации и демократизации педагогического процесса, ориентируют все его средства – и в первую очередь обучение – на приоритет общечеловеческих ценностей в сознании, поведении, деятельности. Настоятельная потребность в «очеловечивании» знаний выразилась в привлечении к содержанию обучения литературных и историко-научных сведений о жизни и творчестве писателей, историков, философов, естествоиспытателей, художников, чьи имена долгое время считались забытыми и как бы «закрытыми» для среднего и высшего образования, а также для образования взрослых. Новизна и плюрализм мнений, взглядов, мыслей в литературе, науке, искусстве, открывшиеся широкой аудитории, вызвали буквально взрыв познавательной активности людей разных возрастов, резко повысили стремление к познанию, открыли «новую волну» в информатизации населения, актуализировали самопознание как активный рефлексивный процесс. В поликультурном мире, благоприятное развитие, которого немыслимо без баланса интересов и ценностей, перед каждым культурным или этническим сообществом и, следовательно, перед каждым человеком встает проблема идентификации, которая сущностно связана с самопознанием в социальном, культурном, психологическом, а в итоге — субъектно-личностном плане. Понимание своей идентичности как историчности является основой воспитания гражданственности и патриотизма возрождения духовности, а также реализует потребность в изучении исторических корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия. Сохранить идентичность — значит сохранить основы социальности, культуры..идентичность способствует становлению социально значимой ориентации, дающей возможность отождествлять себя с некими общепризнанными идеалами». В свете сказанного важным представляется обучение самопознанию и рефлексии студентов педагогических специальностей — будущих учителей и тех, кто обучается в системе профессионально-педагогической переподготовки кадров, поскольку учитель (воспитатель, педагог), решая задачи обучения, воспитания и развития духовности учащихся, приобщая их к самопознанию с помощью мощного культурно-педагогического средства — содержания образовательных программ, создают в их сознании системные «ресурсы» коллективной и индивидуальной идентификации.
В системе профессиональной подготовки кадров в связи с внедрением модульного обучения на основе компетентностного подхода, которая является новой формой получения высшего образования и, по сути, инновационной системой, есть возможность добиться высокой степени интеграции на уровне как междисциплинарных (межнаучных), так и внутрипредметных связей.
Поэтому в учебно-методических комплексах дисциплин разрабатываемых преподавателями кафедры педагогики и образовательного менеджмента значительная часть тематики силлабусов связана с целями самопознания и самореализации, тем более, что центральным моментом в педагогике и дидактике является доказательство рефлексивно-диалогического характера образовательного процесса как человекоцентристской модели учебно-воспитательного процесса.
К.п.н., доц. педагогики и образовательного менеджмента Мамырбекова Г.А.