Январь 2013
Муханмадияр Орынбеков. ДУХ, ДУША, ДУХОВНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ АБАЯ
Человеческая духовность вырастает из онтологических оснований бытия, однако, естественно, не является «бытийственным» феноменом, ибо она скорее относится к проблематике смыслов, идеалов и мировоззренческих ориентации человеческого существования. Это приводит к тому, что духовность оказывается родовым понятием по отношению к категориям духа и души, хотя грани между ними, безусловно, зачастую носят весьма относительный характер. Читать далее »
Заки Ахметов. РОЛЬ АБАЯ В РАЗВИТИИ КАЗАХСКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Стихосложение представляло существенную сторону поэтики великого казахского поэта. Естественно поэтому, что исследователи творчества Абая уделяют большое внимание особенностям формы стиха, высоко оценивают его роль в обогащении и совершенствовании казахского стихосложения.
Вопросы о работе Абая над стихом прямо или косвенно затрагиваются в статьях и исследованиях М. Ауэзова, С. Муканова, И. Джансугурова, М. С. Сильченко, X. Джумалиева, Е. Исмаилова, Б. Кенжебаева и других авторов. В их трудах поставлен ряд важнейших проблем изучения стихотворной формы произведений Абая, высказаны ценные наблюдения, касающиеся техники абаевского стиха. Читать далее »
Ш. Сатпаева. ПОЭМЫ АБАЯ КУНАНБАЕВА
Творчество поэта-мыслителя, основоположника казахской реалистической литературы Абая Кунанбаева (1845—1904) внесло важный вклад в развитие художественной культуры народов Востока. «Поклонник критического разума, просвещенный рационалист, пламенный борец за культуру народа и трагический одиночка среди ханжей, стяжателей и среди косных седобородых старшин-феодалов, Абай был незаурядным явлением своей эпохи не только в истории казахского народа, но и в истории всего Ближнего Востока», — писал М.О. Ауэзов1. Читать далее »