Март 2013
Мухтар Ауэзов. ВЕЛИКИЙ СЫН НАРОДА
Прошло пятьдесят лет[1] с тех пор, как умолкли последние ноты безутешной песни печали — жизненной подруги поэта, как возник скромный могильный курган на маленьком холмике, еле возвышавшемся над унылой безлюдной равниной Жидебай.
А десять лет спустя, в пору своей ранней юности, я был свидетелем одной несостоятельной затеи, устроенной под названием вечера воспоминаний о поэте. Это было в зиму 1914 года в городе Семипалатинске, в здании Общественного собрания, куда группа казахских услужливых чиновников пригласила на вечер памяти Абая военного губернатора Семипалатинской области Тройницкого и старика баксы (шамана) Берикбая, чтобы последний развлек народ. Читать далее »
Ш. САТПАЕВА. СВЯЗИ АБАЯ КУНАНБАЕВА С ЕВРОПЕЙСКИМИ ЛИТЕРАТУРАМИ
Определяя одну из задач гуманитарных наук, А. М. Горький в статье «Что такое наука?» (1920) писал: «Гуманитарные науки учат нас тому, как развивался процесс накопления разума, как этот разум воплощался в деяниях, создававших явления культуры»1.
Как известно, в Казахстане в истории развития процесса «накопления разума» важную роль сыграл Абай Кунанбаев.
«Поклонник критического разума, просвещенный рационалист, пламенный борец за культуру народа и трагический одиночка среди ханжей, стяжателей и среди косных седобородых старшин-феодалов, Абай был незаурядным явлением своей эпохи не только в истории казахского народа, но и в истории всего Ближнего Востока»2, — писал М. О. Ауэзов. Читать далее »
Мухтар Ауэзов. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АБАЯ
(ДЛЯ ЮБИЛЕЙНОГО ПЛЕНУМА СП КАЗАХСТАНА)
Великий поэт казахского народа Абай родился в1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области, в кочевьях племени тобыкты.
Отец Абая — самовластный, суровый степной правитель Кунанбай — был старшиной тобыктинского рода, недавно принявшего русское подданство.
Ранние детские годы Абая прошли в тяжелой обстановке семейного разлада внутри полигамной семьи (Кунанбай имел четырех жен). Этот необыкновенно тягостный уклад феодальной семьи влиял на психику, нравы и личную судьбу не только жен-соперниц, но и [на] детей, обычно также соперничавших между собою, как и их матери. Ho, по счастью для Абая, его родная мать Улжан была женщиной замечательных качеств. Ее природная гуманность, сдержанная рассудительность и исключительная любовь к сыну создавали для Абая в семье уют родного гнезда. Улжан всегда выделяла его из числа остальных своих детей, и имя его Ибрагим, данное отцом, она заменила ласкательным «Абай». Это имя так и осталось за ее сыном на всю его жизнь. Читать далее »