16-Март, 2014
Абдеш Калмырзаев. АБАЙ КУНАНБАЕВ
Одним из выдающихся художников слова, мыслителей прошлого является Абай Кунанбаев (1841—1904 гг.). От природы одаренный человек, выросший в далекой, глухой казахской степи, он, благодаря тесному приобщению к прогрессивной русской культуре, неустанному самосовершенствованию, достиг уровня образованнейших людей Европы. Поэт-демократ, мыслитель и общественный деятель в понимании общественной действительности шагнул дальше своих современников-земляков, стал борцом за светлые идеалы народа, основоположником казахской письменной литературы.
Роль и значение Абая в развитии и становлении духовной культуры казахского народа неоценимо высоки. И ныне его счастливые потомки продолжают и развивают богатое творческое наследие поэта.
Жизнь и деятельность Абая всесторонне и глубоко изучены, сегодня его поэзия стала достоянием широких масс. Это свидетельствует о любви и признании нашими современниками творчества Абая — высокохудожественного и богатого по содержанию. Читать далее »
Заки Ахметов. ПЕРЕВОДЫ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ СВЯЗИ АБАЯ С РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Русская литература — одно из ярких проявлений русского национального гения, свидетельство его неисчерпаемого духовного богатства. О мировом значении русской литературы говорил В. И. Ленин. В 1902 году, в работе «Что делать?» Ленин писал: «… Мы хотим лишь указать, что роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией. А чтобы хоть сколько-нибудь конкретно представить себе, что это означает, пусть читатель вспомнит о таких предшественниках русской социал-демократии, как Герцен, Белинский. Чернышевский и блестящая плеяда революционеров 70 годов; пусть подумает о том всемирном значении, которое приобретает теперь русская литература; пусть…, да довольно и этого!» [1, 342]. Читать далее »
Томас Виннер (США). РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Задачей Абая Кунанбаева, которого сегодня почитают величайшим казахским интеллектуальным лидером прошлого столетия, стало направление усилий не только на то, чтобы познакомить свой народ с западным образованием и литературой, но также на то, чтобы показать казахам другие стороны западной культуры. Абай видел потребность своего народа не только в образовании, но также и в проведении социальных реформ и в переориентации фундаментальных основ его культуры. Со временем он стал общепризнанным лидером западнически ориентированной интеллигенции своего поколения. Читать далее »
Шериаздан Елеукенов. ПУШКИН И ЭПИСТОЛЯРНЫЙ РОМАН АБАЯ
Cмена литературно — эстетической парадигмы, происходящая на наших глазах, коренным образом повлияла на всю систему литературоведче ского мышления, его теорию и методологию, включая раздел, изучающий проблемы сравнительно-сопоставительного изучения литератур. Теперь всё более верх берёт взгляд на литературу как на самобытное национальное явление, исключающее школярство у высоких образцов. Творческое восприятие эстетического опыта других народов, переосмысление и трансформация его, являясь одним из конкретных проявлений общих законов искусства, не вымывают фундамент единичного, национального, созданного всей историей данного народа, а способствуют умножению его духовных богатств новыми ценностями. Еще в восьмидесятые годы, при защите диссертации в ордена Дружбы народов Институте мировой литературы им. А.М. Горького, московские коллеги сочувственно отнеслись к утверждению соискателя о том, что «роман не усыновляют», хотя в то время, как известно, диалектика взаимодействия и взаимовлияния толковалась несколько по-иному. Читать далее »