7-Ноябрь, 2013
Хангали Суюншалиев. АБАЙ КУНАНБАЕВ
Великий писатель и просветитель казахского народа Абай кунанбаев творчество которого относится к последней четверти XIX века, был страстным борцом за светлое будущее своего народа. Средством этой большой борьбы он избрал поэзию, роль которой оценивал в духе своих учителей — русских революционных демократов.
Обратившись к художественному творчеству, Абай не остался на том уровне идейности и мастерства, на котором стояли тогда казахская письменная литература и народное творчество. Он творчески воспринял достижения фольклора, казахской и русской литературы. Абай выступил как поэт – новатор и создал новое «казахское реалистическое искусство. Читать далее »
М. И. Ритман-Фетисов. АБАЙ И ДРУЖБА НАРОДОВ
Творчество Абая представляет собой настоящую энциклопедию жизни, труда и заветных чаяний казахского народа. По его поэтическим произведениям, мудрым афоризмам и рассуждениям, составляющим своеобразную и единственную в своем роде книгу поучений «Гак- лия», составляется ясное представление о человеке казахской степи последних десятилетий минувшего столетия. В тяжких условиях феодально-байского порабощения и жестокой царской колонизации казахский народ не утратил свой жизнедеятельной стойкости, сохранил лучшие черты национального характера и непреодолимо стремился к светлому будущему. Читать далее »
Мекемтас Мырзахметулы. ВОСХОЖДЕНИЕ МУХТАРА АУЕЗОВА К АБАЮ (Введение)
Современная казахская литература более чем за полувековой период своей истории встала в один ряд с передовыми литературами, внесла весомый вклад в мировое художественное мышление. Это способствовало возникновению многих самостоятельных отраслей в казахском литературоведении: абаеведение, жамбыловедение, сейфуллиноведение и ауезововедение, что само по себе доказывает, что казахское общество, переживает в настоящее время качественный рост, духовное обогащение.
Творчество великого поэта Абая Кунанбаева стало подлинной культурной ценностью казахского народа, его национальной гордостью. Благодаря всестороннему и тщательному научному анализу творческого наследия поэта, кропотливому изучению его эпохи, абаеведение стало самостоятельной и наиболее жизнестойкой отраслью казахского литературоведения. Читать далее »
Тлемис Мустафин. СИНТЕЗ ЖИЗНИ
(К политологическим аспектам «Слов назиданий» Абая)
Величайший поэт и мыслитель Абая в «Словах назидания» не анализирует конкретные проблемы политической науки и кощунственно было бы искать его в трудах решение подобной задачи. Однако универсальность взглядов Абая позволяет новым поколениям обществоведов открывать в его наследии созвучные себе мысли.
Во времена Абая политическая наука на Западе широко распространялась в основных концепциях либерализма, консерватизма, социал-демократизма. В научной литературе с середины XXI века происходило активное переосмысление идей гражданского общества и правового государства, исходящие из представления о необходимости отмены сословных властно-политических порядков. Читать далее »
Жакан Молдабеков . ДЕФЕКТ ДЕЙСТВИЯ И МЕТАМОРФОЗА БЛУЖДАЮЩИХ
Мы переживаем, видимо, тот тяжелый и ответственный период Республики Казахстан, когда все больше явствуют типичные черты стремительной экономической деградации страны и духовной деградации личности. Динамика деградации приобретает интенсивный характер. Она стала углубленно проникать в уязвимые, не защищенные сферы индивидуальной и общественной жизни, повсеместно парализовывать деятельность властных структур и общественных сообществ, а также хозяйствующих субъектов, субъектов науки, культуры, идеологии. Негативные тенденции ее разнообразны и опасны, скрыты и не всегда подвластны предметной оценке. Читать далее »
Борис Ерзакович. ВКЛАД АБАЯ В КАЗАХСКУЮ МУЗЫКУ
Творчество Абая Кунанбаева (1845—1904) оказало огромное прогрессивное влияние на развитие литературы и музыкального искусства казахского народа. Он был композитором-новатором, обогатившим новым, абаевским стилем общенародный музыкальный язык.
Развитие культуры казахского народа во второй половине XIX в шло под плодотворным влиянием передовой русской культуры, народное искусство все более и более обогащалось демократическим содержанием, отражавшим стремления и чаяния народных масс. Это было время расцвета исполнительского мастерства народных певцов и инструменталистов. Читать далее »