Октябрь 2013
Гарифолла ЕСИМ. ХАКИМ АБАЙ
Если бы не родился Абай Кунанбаев, мог бы им стать кто-то другой? Случайность — это проявление исторической закономерности. Поэтому, не будет преувеличением, если мы скажем, что творчество Абая — это этап в духовной культуре народа. Абай велик не только как поэт, мастер художественного слова, он занимает также высокое место в истории мировой философии как выдающийся мыслитель, отразивший в своих произведениях результаты общечеловеческих общественных противоречий.
Стихи для Абая были не просто искусством, но и орудием для назиданий молодых, сердца которых открыты для разумного слова. Поэт не скрывает и прямо говорит об этом. Он стремится, чтобы Слово его дошло до сознания народа, будило его и давало толчок новой мысли. Читать далее »
Митрофан Сильченко. ИСТОЧНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ
«Изучай культуру и искусство русских. Это – ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче» –писал Абай в одном из своих назидательных слов.
По словам первого биографа Абая Какитая Кунанбаева, поэт систематически и с увлечением изучал Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Белинского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, Достоевского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева тая Кунанбаева, поэт систематически и с увлечением изучал Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Белинского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, Достоевского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Читать далее »
Виктор Шкловский. КНИГА НАЗИДАНИЙ
Для старой русской литературы Казахстан был страной кочевников, живущих своею, нам непонятной жизнью.
Для Державина «Киргиз орда»– блистательная декорация, условная страна Востока.
Друг Грибоедова В. Ушаков, герой 1812 года, написал в 1830 г. роман «Киргиз Кайсак». В этом романе рассказывается, как случайно сын русского казака и крепостной казашечки стал блестящим русским офицером, как он впоследствии узнал о своем происхождении, не пожелал отказаться от него, был отвергнут родителями невесты и погиб на войне. Читать далее »
Темиргали Есембеков. О СИНЕРГЕТИКЕ В ПОЭЗИИ АБАЯ
В методах многих наук на первый план сегод-ня выступают такие качественные структурные факторы, как неустойчивость поведения элементов, компонентов, где теряется единственность в решении, накапливается энергия. Это дало основание ученым подвергнуть критике инерциальные модели оптимизации жизни и общества, игнорирующие возможность радикальных преобразований по законам самоорганизации.В основе поэтической номинации и поэтического творчества Абай видел, прежде всего, эмоцио нальность, духовное напряжение. Поэзия Абая как способ мышления, отношения и говорения – не исповедь, а проповедь с элементами отповеди. Встречаются элементы экзалотации эмо-ционального состояния. Именно с Абая начинается самоопределение и самопознание казахской поэзии (литературоведческое, лингвокультурное). Читать далее »
Н.О. Джуанышбеков. АБАЙ И ПУШКИН КАК ДЕЯТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Большинство из знаменитых формул о Пушкине и его творчестве родилось в XIX веке. Два века подтвердили блестящую, осново-полагающую формулу В.Белинского «о лелеющей душу гуманности» творчества Пушкина. Мысль А. Герцена о том, что Россия Пушкиным ответила на преобразования Петра Великого, впоследствии нашла свое подтверждение в той поистине ренессансной роли, которую сыграл Пушкин не только в истории российской словесности, но и в процессе мировой культуры. Слова А. Григорьева «Пушкин — наше все» не кажутся преувеличением, когда их сейчас повторяют буквально все пушкиноведы — представители десятков народов. Мне дороги мысли о всемирной отзывчивости Пушкина, потому что Пушкин принадлежит не только русскому народу, но и всему человечеству, в том числе и казахам. Видимо, напрасны опасения, что о Пушкине нечего сказать. Феномен Пушкина настолько богат и разнообразен, что и сейчас есть время значительным открытиям и новым интерпретациям Пушкина. Всеобъемлющий гений Пушкина извлекает все общечеловеческое из прошлого художественного опыта, отбрасывая те формы выражения, устарение которых он чувствует с проницательностью пророка.
Абай Кунанбаев — великий поэт, писатель, о Читать далее »
Жирмунский В. . АБАЙ
Мухтар Ауэзов . Абай. Роман. Перевод с казахского А.Никольской и Т.Нуртазина, под ред. Л.Соболева. – М.: Советский писатель, 1945.
Мухтар Ауэзов – крупнейший казахский писатель наших дней. Пьесы Ауэзова положили начало казахской драме и до сих пор занимают первое место в репертуаре драматических театров Казахстана, благодаря остро-современной общественной тематике. Многие из них посвящены также историческому и легендарному прошлому казахского народа и широко используют эпический и фольклорный материал («Энлик и Кебек», «Айман Шолпан», «Қобыланды батыр» и др.). Как прозаик, Ауэзов до сих пор был известен повестями и рассказами бытового и исторического содержания. Прекрасный знаток классической русской и западно- европейской литературы, он обогатил молодую казахскую драматургую художественными переводами мирового драматического репертуара, ставшими в своем роде классическими («Ревизор», Гоголя «Отелло» и «Укращение строптивой» Шекспира). Читать далее »
Зоя Кедрина. «…ДЛЯ МОЛОДЫХ Я СВОЙ РОЖДАЮ СТИХ»
В истории каждого народа бывают периоды затишья, когда кажется будто все навечно определилось в раз навсегда сложившемсятрадиционном обиходе. Но это кажущаяся неподвижность жизни, под видимой поверхностью которой просыпаются и зреют силы нового движения. Они не сразу выходят на свет, не сразу познаются в своем истинном значении. Но вот в монотонном течении повседневности возникает фигура человека, как бы сосредаточившего в себе лучшие силы нового, фигура, которой дано историей выразить основное содержание этого нового, сказать о нем людям и осветить дорогу вперед. Читать далее »