Май 2014
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
(на основе текста романа М. Ауэзова «Путь Абая»)
Данная статья, в которой рассматривается инновационный подход к изучению прецедентных текстов в аспекте филологического анализа, посвящается 80-летию основания Казахского национального университета имени аль-Фараби.
На кафедре русской филологии, русской и мировой литературы на занятиях по русскому языку со студентами казахского отделения активно используются современные инновационные технологии обучения, что является весомым дополнением в составляющую имиджа кафедры. Читать далее »
К 80-ЛЕТИЮ КАЗНУ им. АЛЬ-ФАРАБИ. Научно-исследовательская работа студентов
на кафедре русской филологии, русской и мировой литературы
С большой гордостью мы отмечаем 80-летний юбилей КазНУ им. аль-Фараби, потому что для большинства преподавателей нашей кафедры университет им. аль-Фараби – это родной дом, наша alma-mater. С благодарностью вспоминаются студенческие годы, когда наши профессора, учёные с мировыми именами – Багизбаева М.М., Зуева Р.С., Ахметов З.А. и другие – пробуждали в нас интерес к научным исследованиям. И сейчас наши преподаватели, обучая русскому языку студентов всех факультетов университета, неизменно поддерживают интерес учащихся к исследованиям, поискам любой интересной научной информации. Многие первокурсники, увидев в расписании «Русский язык», думают, что эти занятия связаны с грамматическими упражнениями, написанием диктантов. И бывают приятно удивлены, когда начинают понимать, что «Профессионально-ориентированный русский язык» — это научная дисциплина, дающая универсальные знания по работе с научными текстами, чтению и пониманию научной литературы. Читать далее »
Прикосновение к великому
В юбилейный год 80-летия КазНУ им.аль-Фараби студенты 1 курсов исторического факультета и факультета политологии посетили Дом-музей Мухтара Омирхановича Ауэзова 24 апреля с.г. Была организована встреча с внуком Мухтара Омирхановича, сыном дочери Ляйли Мухтаровны, Дияром Аскаровичем Кунаевым к.ф.н., выпускником КазГУ им.Кирова, который в настоящее время является старшим научным сотрудником Института литературы им. М.О. Ауэзова НАН РК. Дияр Аскарович после смерти матери, уже на протяжении свыше 20 лет продолжает ее дело и возглавляет Дом-музей. Читать далее »
Н. РАМАЗАНОВ. АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845—1904) БИОГРАФИЯ
Происходивший из рода Тобыкты, поэт Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился в горах Чингиз (Семипалат. уезда). В нем ярко олицетворяется переломная пора в духовной жизни киргизского народа. Он впитал в себя аромат киргизских степей. Певец привольного кочевья, он был ходячий сборник устной народной словесности; но он видел, что разлагаются уже устои народного быта, и образно выразил щемящую тоску в словах: «Ахыны (народные певцы) золотое слово песни превратили в мед». Он ясно отдавал себе отчет в судьбе народа, потому что рано был захвачен русским влиянием. Читать далее »
Фатима Исмаилова. РОМАНТИЧЕСКИЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА И АБАЯ
Как русское сердце с самого рождения повторяет пушкинские строки о лукоморье и русской зиме, о лесах, одетых в багрец и золото, о души прекрасных порывах, о мимолетном виденье, «звезде пленительного счастья», о грусти и печали, о «милости к падшим», о мимолетном виденьете строки, которые формируют наряду с прочими духовными ценностями национальный менталитет, так и в казахском сердце всегда живут вдохновенные стихи Абая о достоинстве джигита, о красоте казахских девушек, о славе и героизме, о любви к народу, о ненависти к его поработителям. Читать далее »
Герольд Бельгер. ТВОРЧЕСТВО АБАЯ В НЕМЕЦКИХ ПЕРЕВОДАХ
Получилось так, что, не будучи абаеведом, я всю жизнь бреду тропой Абая. Десятилетиями увлеченно занимаюсь изучением его творчества, подстрочным переводом его стихов, сопоставительным анализом его переводов, пропагандой его поэзии. На эту тему опубликовал четыре книжки («Созвучие», «Гете и Абай», «Земные избранники», «Властитель – Слово») и два десятка статей. Составил три сборника. А теперь помышляю об издании сборника Абая на немецком языке. Нашел ответственного и талантливого переводчика в лиңе берлинңа Леонарда Кошута.
***
Каков путь постижения Абая на немецком языке? Признаться, опыт не очень богат. Если с «русским» Абаем мы в какой-то мере определились и уже можем говорить об удачных попытках в переложении его поэзии на руеский язык, то с «немецким» Абаем дела обстоят значительно хуже, как по количественным, так и по качественным параметрам. Напомню весь имеющийся опыт по этой части. Читать далее »
К 80-ЛЕТИЮ КАЗНУ им.АЛЬ-ФАРАБИ. Русский язык и воспитательная работа
Казахский Национальный университет имени аль-Фараби прошёл яркий плодотворный путь успеха со дня его создания – в этом году мы отмечаем 80 лет родному университету. Может исторически это и небольшой отрезок пути, но для коллектива университета – большого, сплочённого, творческого – это путь ежедневного труда, поисков новых форм работы, ярких событий и в аудиториях, и вне их стен. Работа настоящего педагога не ограничивается временем аудиторных занятий. Одна из составляющих деятельности увлечённых своим делом преподавателей – это воспитательная работа со студентами – будущим нашей страны, которая в основном проводится в свободное от занятий время. Это время мы проводим очень по-разному, совершенно в разнообразных формах – ходим с ребятами в театры и музеи, проводим конкурсы и викторины, устраиваем концерты и поэтические вечера. Пожалуй, всё это оставляет в душе студентов даже более значительный, более глубокий след, чем занятия по специальности. Они сами говорят об этом, когда мы встречаемся с ними через много лет. Читать далее »
Профориентационная работа на кафедре
Сегодня перед вузами стоит задача подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных, предприимчивых и активных специалистов, востребованных на рынке труда. Известно, что качество выпускника напрямую связано с качеством профориентационной работы, под которой понимают комплекс мер содействия человеку в самоопределении, выборе оптимального вида занятий с учетом его потребностей и возможностей, а также формирование у него компетентности при ориентации и адаптации на рынке труда с учетом социально-экономической ситуации. Читать далее »